Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, сущность и основные черты Конституции РФ

Оглавление. Введение…………………………………………………………………………….2Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Законагосударства……………………………………………………………………...…..4Сущность Конституции РФ………………………………………………………..12Этапы развития Конституции Российской Федерации…………………………..16Юридические свойства Конституции……………………………………………..29Функции Конституции……………………………………………………………..32Система Конституции……………………………………………………………...34Правовая охрана Конституции…………………………………………………….37Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами. 39Значение Конституции РФ. 43Заключение. 46 Введение. Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормыконституционного права, основным является Конституция. Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормыобщего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правовогорегулирования. Огромное значение конституции в жизни всякого общества, еепринципиально особое место во всей правовой системе государства вызываютнеобходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной курсовойработы. Основной целью данной работы является характеристика КонституцииРоссийской Федерации. Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие,сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства,раскрыто понятие Конституции РФ, прослежено изменение термина "Конституции"в течение истории, затронут вопрос об объеме толкования Конституции РФКонституционным судом. Во второй главе будет дана характеристика сущности Конституции РФ, еехарактерные черты и условия ее принятия. В третьей главе речь пойдет об этапах развития Конституции РФ,факторах, влияющих на ее изменение, государственной преемственности.В четвертой главе будут указаны юридические свойства Конституции РФ, вшестой - ее основные функции, их характеристика. Седьмая глава раскроет понятие системы Конституции РФ, укажет наотличие "системы" Конституции от ее "содержания", даст перечень глав иразделов Конституции РФ. В восьмой главе затронут вопрос о правовой охране Конституции РФ, еезакреплении в тексте Конституции РФ и способах обеспечения. Девятая глава посвящена соотношению Конституции РФ и другими НПА, будетдана характеристика верховенствующего положения Конституции РФ в правовойсистеме страны, дана взаимосвязь Конституции с отраслевым и международнымзаконодательством. В десятой главе указано значение Конституции РФ, ее роль в жизнистраны. Одиннадцатая - заключительная глава, в которой будут подведены основныеитоги. В качестве основополагающих источников в курсовой работе будетиспользованы Конституция Российской Федерации 1993 года, учебники"Конституционное право Российской Федерации" под редакцией М.В. Баглая,"Государственное право РФ" под редакцией О.Е. Кутафина, "Конституционноеправо России" под редакцией Е.И. Козловой, а также ряд других источников поконституционному праву и истории конституционализма в России. Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства. Конституция - это Основной закон государства, выражающий волюгосподствующего класса или всего общества и закрепляющий основыобщественного и государственного строя, права и свободы человека игражданина. Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливаетосновы его отношений с человеком и обществом.Термин "конституция" (с лат. - установление) употреблялся в древнем Римедля обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду сдекретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим терминомприменялась и формулировка "основной закон", которая теперь частоиспользуется как синоним слова "конституция". Термин "конституция" употребляется много столетий, но ни в античноммире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда несуществовало основных законов, которые являлись бы юридической базойтекущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты,например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслейправа) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка еепонятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии противфеодального строя и феодального права. Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридическойсилы, своеобразный признак государственности, юридический фундаментгосударственной и общественной жизни, главный источник национальной системыправа. Конституция как Основной закон государства учреждает политическуюформу существования общества, систему государственных органов,устанавливает порядок их формирования и способ функционирования,закрепляет права и свободы человека и гражданина. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальныеположения и основополагающие устои общества, политическую форму егосуществования, конституция служит правовой базой для текущегозаконодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются иконкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, чтооно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию.Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательствонаполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционныенормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношениюк нормам текущего законодательства.Конституция - прежде всего юридический документ, основа государственности,законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предметнауки конституционного права. В отличие от обычных законов, Основной закон государствахарактеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституцииобусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактногосодержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служитгарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властныхструктур государства должны соответствовать конституции - их правовойоснове. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам,подлежат отмене. В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда насодержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьмапеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия иуровня конституционного правосознания. В то же время для мировойконституционной теории и практики характерна определенная унификацияпредставлений о содержании современной конституции на базе утвердившихсяобщих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшейцелью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав исвобод человека и гражданина, что устройство государственной власти можетбыть демократическим и эффективным только при соблюдении принципаразделения властей, что народный суверенитет воплощается черезпредставительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательногоправа, и т.п. то есть сложилась определенная модель демократическогогосударства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модельуказывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, ачто является предметом внеконституционного законодательного регулированияили вообще лишним. Термин "конституция" в действующей Конституции Российской Федерации вразличных словосочетаниях встречается не менее 70 раз. Анализ интерпретацийданного термина позволяет выявить ряд аспектов его смысловой нагрузки,которые вкладывались в него создателями Конституции или сложилисьнезависимо от их воли и должны учитываться в процессе ее практическогоприменения. В частности, Конституция есть закон, обладающий особымигарантиями стабильности, и потому может быть подвергнута новации илипересмотру в особом, установленном ею самой порядке: она является законом,учреждающим государство, систему его органов, порядок их формирования,компетенцию, характер их взаимоотношений с местным самоуправлением;Конституция также есть закон, формирующий и обеспечивающий политическоеединство народа; она представляет собой юридический способ формализациигосударственного строя России путем установления его фундаментальныхзаконодательных основ; Конституция есть закон, определяющий пределыгосударственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина ивозложения коррелирующих этим правам обязанностей на государство; онаявляется также способом закрепления и выражения высших правовых норм, и вэтом смысле сама является так называемой абсолютной нормой, которой немогут противоречить какие бы то ни было правовые акты, действующие вгосударстве, и т.д.Таким образом, понятие Конституции чрезвычайно сложно выразить в краткойдефиниции, имеющей универсальное значение, необходим учет ее различныхаспектов, причем в зависимости от конкретных обстоятельств тот или инойсрез может оказаться превалирующим и играть доминирующую роль винтерпретации соответствующего конституционного положения.Конституция есть основной закон государства. Она регламентирует такжеосновы социально-экономической и духовной жизни общества и его политическойсистемы. При этом, однако, несмотря на широту ее нормативного содержания.Конституция не представляет собой всеобъемлющего акта, который отличался бызавершенностью или системной законченностью, ибо регулирует, причем нередков достаточно общих чертах, лишь наиболее важные сферы общественныхотношений. В ней возможны явные или скрытые пробелы, в принципе неизбежныев любой Конституции, а также действительные или мнимые противоречия. Ихпреодоление, конкретизация конституционных положений, в том числе и впроцессе правоприменения, или детальное урегулирование многих сферобщественных отношений осуществляется иными правовыми средствами испособами, которые должны быть адекватны духу и букве основного закона. Этим обусловлена значимость толкования Конституции РоссийскойФедерации, которое ею отнесено к компетенции Конституционного СудаРоссийской Федерации. Именно Конституционному Суду предоставлено правоинтерпретировать объективный смысл Конституции, присущую ей функциюрационализации и стабилизации социума и ограничения государственной властив смысле ее возможностей вторжения в сферу индивидуальной автономииличности и гражданского общества и их конкретных проявлений.Отсюда не следует, что интерпретация Конституции не осуществляется другимисубъектами права. Конституционное закрепление данного права уКонституционного суда означает лишь, что никакой иной орган государственнойвласти в Российской Федерации - федеральный или субъекта РоссийскойФедерации - не может давать официального и обязательного для органовгосударственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений,организаций, должностных лиц, граждан и их объединений толкованияКонституции Российской Федерации. Это исключительная прерогатива именноКонституционного Суда, если, конечно, не принимать во вниманиегипотетическую возможность ее толкования самим конституционнымзаконодателем - народом - на референдуме. И для конституционного права всилу недостаточной конкретности его основного источника и широтыконституционных положений, допускающих различные интерпретации, толкованиеимеет более важное значение, чем в иных отраслях права, в которыхнормирование значительно более детализировано. Не выработано нормативного определения понятия "толкование КонституцииРоссийской Федерации". Лишь в Федеральном конституционном законе "ОКонституционном Суде Российской Федерации" говорится о "неопределенности впонимании положений Конституции", которое преодолевается толкованиемКонституционного Суда. Все решения Конституционного Суда являютсяисточниками права, и им присуща материально-правовая сила закона.Прецеденты, создаваемые Судом, как и акты собственно толкования, имеютнормативно-регулирующее значение, и в этом смысле они также являютсявысшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися нанеопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений.Это можно вывести из ст. 6 Закона, согласно которой решения Судаобязательны не только для участников конституционного спора, но и иныхсубъектов права. Таким образом, толкование Конституции Российской Федерации состоит впреодолении Конституционным Судом неопределенности в понимании ееположений, в выяснении ее объективного смысла и выявлении содержащихся вней позитивных правовых принципов. По существу толкование Конституции естьодин из способов ее конкретизации, предшествующей применению ее норм. Вопрос об объеме толкования (адекватном, расширительном,ограничительном), способах толкования (систематическом, филологическом,историко-политическом, логическом), значении цели в истолкованииконституционной нормы (телеологическое толкование) не получил разрешения вКонституции и Законе о Конституционном Суде. Однако некоторые требования косуществляемому Судом толкованию Конституции в этих актах, а также решенияхсамого Конституционного Суда сформулированы либо могут быть из нихвыведены. В частности, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции никакие другиеположения Конституции не могут противоречить основам конституционного строяРоссийской Федерации. Иными словами, полученные в процессе конкретизацииотдельной конституционной нормы результаты не должны противоречитьсодержанию других конституционных норм или в целом Конституции, еефундаментальным основам. Поэтому толкование Конституции и ее норм требует в каждом конкретномслучае тщательного учета дословного текста толкуемого положения, историюего возникновения, место в системе Конституции, его смысл и цель. Однакообъективный смысл Конституции не должен рассматриваться как нечтонеизменное и неподвижное. В течение периода своего действия (а Конституция,как правило, рассчитана на долговременное действие) она может меняться подвлиянием объективных обстоятельств. Речь идет не о новации текстаКонституции, но о "молчаливом превращении" Конституции, т.е. ее изменениибез изменения конституционного текста. В этой связи видение интерпретаторомконституционной нормы может не совпадать с представлениями создателейпроекта Конституции, и эти представления могут служить лишь одной изотправных точек исследования конституционных положений, но отнюдь неисчерпывают всего богатства их содержания. Речь в этом смысле идет не овыяснении позиций создателей проекта, которые очерчивают пределыинтерпретации Конституции, а о выявлении объективного смысла самойКонституции, быть может, не совпадающего с субъективными представлениямиего создателей. По замечанию Т. Маунца, "толкователь, смотря пообстоятельствам, может понимать Конституцию лучше, чем понимали ее авторысамого текста".[1] Закон о Конституционном Суде устанавливает также, что его решения отолковании Конституции должны быть совместимы с другими его решениями. Поделу о толковании Конституции решение не должно противоречить ранеепринятым решениям о толковании или решениям по конкретным делам, в которыхдано казуальное толкование конституционных норм. Если требование осовместимости между собой решений об официальном толковании Конституцииявляется императивным, то требование о совместимости решений о толковании ирешений по конкретным делам является весьма желательным, но не абсолютным. Толкование Конституции Российской Федерации, отдельных ее норм даетсяисключительно на пленарных заседаниях Конституционного Суда. Причем решениео толковании Конституции в отличие от решений по иным делам принимаетсябольшинством не менее 2/3 от общего числа судей, что обусловлено правовой,а также общесоциальной значимостью таких решений и возможными юридическими,политическими и иными последствиями. По мнению законодателя, такой порядокпринятия решения о толковании Конституции и точно установленное большинствосудей являются гарантией от интеграции Суда в текущий политический процесс. Толкование Конституции Российской Федерации, данное конституционнымСудом, "связывает" все представительные, исполнительные и судебные органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, предприятия,учреждения, организации, должностных лиц, граждан и их объединения. Смомента провозглашения постановления Суда по делу о толковании ранееобнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, котораяявилась основанием для обращения в Конституционный Суд, считаетсяпреодоленной. В отличие от официального толкования неофициальное толкованиеКонституции и ее норм, осуществляемое различными органами и должностнымилицами, а также учеными, практическими работниками, гражданами, нередкообладая высоким авторитетом и воздействуя на общественное и индивидуальноеправосознание и поведение субъектов конституционного права, формальныхюридических последствий не порождает. Официальное толкование, даваемое решением Конституционного Суда,обязательно на всей территории Российской Федерации, для зарубежных органоввнешних сношений РФ, а также отечественных юридических и физических лиц,пребывающих за рубежом. Любой правоприменитель обязан руководствоваться темпониманием положений Конституции Российской Федерации, которое содержится впостановлении Конституционного Суда. Даваемое Судом толкование Конституциии ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Конституции. Оно неограничено временем, в будущем может дополняться или уточняться и разделяетсудьбу истолкованной нормы или положения Конституции. Сущность Конституции РФ. Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяютее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волюконституция выражает. По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теориипридерживаются неодинаковых взглядов. Одним из распространенных представлений является трактовка сущностиконституции как общественного договора. Предполагается, что все членыобщества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на какихосновах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласнотаким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявлениеего единой воли. Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в нейбожественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни исчитают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущностьконституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенноскладывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают,по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которыесоставляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений изаимствовании чужого опыта. Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции исвязывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этомрассматривается как самоограничение государственной власти: посколькувозможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допуститьпроизвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределыэтого ограничения в конституции. Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основойсоветской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции втом, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а тольковолю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности. Конституции можно классифицировать по различным основаниям.В зависимости от способа объективирования государственной волигосподствующего класса или всего общества конституции подразделяются написанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные -состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционногохарактера, судебных прецедентов и правовых обычаев. По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можноклассифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, дляпринятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем дляобычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которыепринимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке,установленном для обычных парламентских законов. По форме закрепления политической власти различаются монархические иреспубликанские конституции. По формам закрепления государственного устройства конституцииподразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституциязакрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: целиобъединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничениеполномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии,России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции,республик в составе России. В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическимобщественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе,конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивныеконституции не выражают общественные отношения, которые функционируют встране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны.Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощениемфактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именноони служат правовым критерием социальной природы политической власти игосударства, способа их организации и деятельности на соответствующейтерритории, фактического статуса человека и гражданина. Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное иособое место в системе современного демократического государства, от всехдругих правовых актов отличают следующие черты. Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современномзначении этого понятия является актом, который принимается народом или отимени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи онеобходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой еечертой. Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей вконституционной теории и практике. Не случайно конституции большинствадемократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем(провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторуюсущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народв демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственныйисточник власти, только он обладает и ее высшим проявлением --учредительнойвластью. В содержании последней вкладывается именно право приниматьконституцию и посредством ее учреждать те основы государственногоустройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительнаявласть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основыустройства общества и государства. Учредительная природа конституции проявляется и в том, что еепредписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Этоозначает, что для установления положений конституции не существует никакихправовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не моглабы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствуеткакому-либо правовому данного государства. Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предметконституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественныхотношений, которые она регулирует и закрепляет. Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чегоне имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагиваетвсе сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную,духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основыобщественных отношений. Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны отперечисленных выше сущностных черт и выражаются:1. в верховенстве конституции2. в ее высшей юридической силе3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права4. в особой охране конституции5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в неепоправок Эти юридические свойства Конституции РФ будут рассмотрены болееподробно в рамках главы V. Этапы развития Конституции Российской Федерации. На изменение конституции влияют многие факторы - интересы различныхсоциальных групп, преобразование формы правления или государственногоустройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения нагосударство, право, их общественную роль. Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции,завоевание независимости, распада государства, образование новогогосударственного единства, изменение формы правления и политическогорежима. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащаетего новым содержанием. Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века.Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктринойсамодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, чтоконституция - это учредительный закон, устанавливающий основные началагосударственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральныхпрофессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургскогогосударственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х (А.САлексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И.Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии. Сторонниками конституционного правления были представители наиболеепрогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредствомконституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии,обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народнымпредставительством, ратовали за установление демократической формыправления и режим законности, избавление России от произвола чиновников иполиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести"План государственного преобразования" графа М.М. Сперанского (1809) и"Государственную уставную грамоту Российской империи" Н.Н. Новосильцева(1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии,ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Подконституцией он понимал государственный закон "определяющий первоначальныеправа и отношения всех классов государственных между собой". Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженныев "Русской правде" П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, атакже "Манифесте к русскому народу" Северного общества (Х1Х). Согласноконституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признаваласьконституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народномувече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховномусудилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех передзаконом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отменасословных различий. Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России тоговремени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империивыражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царскойвласти. Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II,даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на светиз-за его убийства. Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России сталооформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламентс совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российскихподданных. Манифест от 17 октября 1905 года "Об усовершенствованиигосударственного порядка" шел ещё дальше. Государственная Дума наделяласьзаконодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права:неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов,избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в Россииправительственный орган - Совет Министров. Конституционное значение имели "Учреждение Государственной Думы" от 20февраля 1906 года; Указ "О переустройстве учреждения Государственногосовета" от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля1906 года. Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силуактов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, которыйограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционныйпроцесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьскойреволюцией 1917 года. Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкойимперской государственной системы и формированием основ новойгосударственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 ВсероссийскихСъездов Советов: "Рабочим, солдатам и крестьянам!"(Обращение 11Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; "О мире","О земле", "О полноте власти Советов", "Об учреждении Совета НародныхКомиссаров", датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов Россииот 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемогонарода от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского СъездаСоветов "О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата изакреплялось полновластие Советов. Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидациюкапиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности,помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старогогосударственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства. Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались наутопических представлениях о тенденциях мирового революционного процесса,ожидании близкой победы социализма во всех странах и установлениекоммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классоваянаправленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося иэксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой КонституцииРСФСР 1918 г., выражала решимость "вырвать человечество из когтейфинансового капитала и империализма". Исторической задачей Советской властипровозглашалось "беспощадное подавление эксплуататоров".Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство Россиипрошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978годов до Конституции Российской Федерации 1993 года. Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода откапитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплениидиктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всёрабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах(ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии влице Советов. Признавались равные права граждан независимо от их расовой инациональной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегииили преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетениенациональных меньшинств или ограничение их равноправия(ст.20). В то жевремя, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишенииизбирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей такназываемого "эксплуататорского класса", духовенства, бывших служащихполиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членовцарствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочимпредставлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Однойиз главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалосьбеспощадное подавление эксплуататоров. Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройствоРоссии. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом инациональным составом, могли объединяться в автономные областные союзы,входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единаявзаимосвязанная система центральных и местных органов государственнойвласти. С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России,как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность,оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копируетСоюзную. Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед заКонституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономическойобстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны иобразованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР.Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2Конституции РСФСР 1925 года гласила "Российская Республика естьсоциалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основефедерации национальных советских республик". Эта Конституция подробнорегламентировала устройство советской власти: полномочия ВсероссийскогоСъезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономныхсоциалистических республик, местных органов государственной власти,избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику. Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед заКонституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительстваоснов социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного игосударственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система;система и компетенция высших и местных органов государственной власти,управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольноеобъединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенныйхарактер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотясоциалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года(ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывовк победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года быладекларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония ивнесудебных расправ 1937 года. Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построенияразвитого социализма и общенародного социалистического государства.Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политическогоединства социальных групп и слоев общества, формирование новой историческойобщности людей - советского народа; закреплялась общественная собственностьна средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе.Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной цельюобщественного развития - построение бесклассового коммунистическогообщества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановоеведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организациигосударственной власти был традиционно положен принцип верховенстваСоветов. Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостояниемдвух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых силна мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалируетмарксистская идеология и социалистические идеи. Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом.Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственнойидеологией.[2]Государство провозглашалось основным орудием построениясоциализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая,согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народаза победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовыеколлективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистическойнравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическомидеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства. Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ,особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не моглине отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократнои существенно менялась. С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрелапринципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественногоразвития, монопольного положения КПСС в политической системе, признаниеидеологии плюрализма, концепции разделения властей.Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключеныопределения "советская", "социалистическая", что означало признаниенесостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называтьсяРоссией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм,множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. Всоответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизацияинститутов государственной власти (были учреждены институт Президента,Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления;обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорированаДекларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991года. Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшиеавтономные республики и ряд автономных округов и областей добились статусареспублик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративногодоговора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органовгосударственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантиитерриториальной целостности России. Прекращением существования СССР былообусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитетРоссии. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полнаямеждународная правосубъектность России, самостоятельность её внешней иоборонной политики. Необходимость конституционных перемен назревала объективно. Конституция с таким содержанием сразу стала резко входить в остроепротиворечие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году. Во - первых, с момента начала проведения в СССР процесса реформ, такназываемой "перестройки" однопартийная система постепеннотрансформировалась в полисубъектную многопартийную политическую систему. Это создало совершенно новые условия для реализации гражданами своейполитической воли, привело к образованию широкой сети политических партий иобщественных движений. Во-вторых, плановая экономика, основанная на монопольном положениигосударственной собственности и сверхцентрализованном государственномуправлении, стала активно замещаться рыночными экономическими отношениями.Это способствовало формированию многосекторной экономики, обеспечивалосвободу всем участникам хозяйственной деятельности, раскрепостило частнуюсобственности граждан. Важнейшими признаками утверждающейся рыночнойэкономической системы являются равноправие всех форм собственности и ихравная юридическая защита, свобода предпринимательства и торговля,свободный труд в соответствии с физическими и духовными способностямиличности, поощрение разумной частной активности и деловой конкуренции. В-третьих, характерное для советского периода общественного развитиягосподство одной официальной идеологии (коммунистического мировоззрения)уступило место идеологическому и религиозному плюрализму, на основекоторого стала утверждаться свобода мысли и слова, получила развитиегласность. В-четвертых, кардинально изменился государственно-правовой статусРоссийской Федерации. РСФСР, входившая в состав Союза СССР с 1922 г., 12июня 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете,провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправнымсубъектом международного права. Это привело к тому, что Россия каксуверенное государство получила членство в таких организациях какОрганизация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др. В-пятых, принципиально модифицировалась государственно-правовая природаРоссии как федеративного государства, Она перестала существовать какфедерация, основанная на автономии, и стала развиваться как конституционная федерация с равноправными субъектами. В конечном итоге, новый этап конституционного развития российскогообщества был обусловлен принципиально важными крупномасштабными реформами,которые начались в СССР и РСФСР в середине восьмидесятых годов изакончились тем, что сформированный на основе свободных выборов I Съезднародных депутатов РСФСР принял Декларацию о провозглашении Россиисамостоятельным суверенным государством. В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзныхреспублик, включая предшествующую Конституцию Российской Федерации,провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества,положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, чтовысшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новаяКонституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, аустановила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина - обязанность государства. Далее, в Конституции имеется отдельная глава (гл. 2), которая содержитконкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав исвобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная главаКонституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственносвязанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьяхКонституции. Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальнойполитике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоямнаселения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса идругих категорий трудящихся в построении общенародного государства, отрудовых коллективах как активной части политической системы. В то же времязакреплены институты частной собственности и свободногопредпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной насвободном рыночном хозяйстве. Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются игарантируются не только в соответствии с настоящей Конституцией, но исогласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Этообстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страныв цивилизованное общество, а с другой - стимулировать законодательство всфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, напредупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи и наулучшение благосостояния народа. По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционнымконституциям развитых демократических стран, большинство которых отражаетстремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве ив то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетомспецифики сложившихся политических традиций и отношений на определенномисторическом этапе развития государства. Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять(гл. 4 - 8) и в значительной мере - две (гл. 1 "Основы конституционногостроя" и гл. 3 "Федеративное устройство"). Действующая Конституция встала на путь юридического равноправия всехсубъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях сФедерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности,от национальной принадлежности. К сожалению, фактическое равенствосубъектов Федерации в сфере экономики еще не достигнуто. В результатевстречается "перетягивание каната" субъектами Федерации и их недовольствоотношением к ним федеральных органов. Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватныйхарактер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражаетпереходный характер российского общества, противоречивый способ егосуществования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто иотстаивается многонациональным народом России: многообразие формсобственности, конкуренция, свобода экономической деятельности,политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека игражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении иравноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д. К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в нейосновополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболееважные общественные отношения и служащие правовой основой для текущегозаконодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны,ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественныхотношениях. Характерной чертой Конституции России является также еепрямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. Всоответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо иномправовом подтверждении. Это придает им действительную высшуююридическую силу и служит гарантом от их искажения. Наконец, дляКонституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прави свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституцияпровозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина - обязанность государства" (ст. 2). При этом особоподчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшейценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободычеловека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами инормами международного права (статья 17). Характерной особенностьюКонституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формыправления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием на то, чтоРоссийская Федерация - есть "демократическое федеративное правовоегосударство с республиканской формой правления" (статья 1) она обходитмолчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что РоссийскаяФедерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно,что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентскойв собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями,которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления.Согласно статьи 110 Российской Конституции, "исполнительную властьРоссийской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации".Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительнойвласти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо"председатель Правительства Российской Федерации назначается ПрезидентомРоссийской Федерации с согласия Государственной Думы" (статья 111). Крометого, Председатель Правительства определяет основные направления егодеятельности не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113). Особое положение ПрезидентаРоссийской Федерации в системе властных структур государства, котороеделает его более могущественной фигурой, чем президента при президентскойформе правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет основныенаправления внутренней и внешней политики государства". И, наконец,особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к федеративномуустройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации нетолько национально-государственным образованиями, но и обычнымадминистративно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург). Юридические свойства Конституции. Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основномзакона государства. Рассмотрим, какими свойствами она обладает. В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страныполучил закрепление принцип верховенства. Ни в одной из предыдущихконституций России такого положения не содержалось. Установление в ч. 2 ст.4 Конституции 1993 года принципа верховенства на всей территории Россииозначает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя,стремление к созданию правового государства. В признании верховенстваКонституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идеяподчинения государства конституции, праву. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституцияимеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всейтерритории России. Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы ииные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должныпротиворечить Конституции России, но и то, что органы государственнойвласти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и ихобъединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ееместо в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российскойФедерации. Конституция России является ядром правовой системы государства исистемы права. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества -устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, ихнаименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает,какие нормативные акты принимают различные органы, их наименования,юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституцииназваны многие федеральные конституционные законы и федеральные законы,которые должны быть приняты в соответствии с ней. К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ееособая охрана, в которой задействована вся система органов государственнойвласти, осуществляющих эту охрану в различных формах.Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерацииявляется ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищатьКонституцию Российской Федерации (ст. 82). Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральнойКонституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума ФедеральногоСобрания могут инициировать процедуру разрешения дел в КонституционномСуде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст.125 Конституции. Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Онрассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законови иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектовФедерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными,утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерациимеждународный договор не подлежит введению в действие и применению. Конституцию Российской Федерации отличает и особый, установленныйпорядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствуетположение о том, что право принятия Конституции относится к компетенциикакого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что принятие иизменение Конституции Российской Федерации составляет предметисключительной компетенции Федерации (ст. 71). Тем самым была принятаконцепция установления конституции особой, учредительной властью, а необычной, законодательной властью. Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям КонституционногоСобрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов от общегоколичества его членов или вынести на всенародное голосование. Припроведении референдума Конституция считается принятой, если за неепроголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании,при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. В заключении, необходимо отметить, что Конституция является фундаментомсистемы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации исистематизации законодательства. На основе Конституции РоссийскойФедерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочениевсей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревшихнорм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новойКонституции обеспечивает наилучшие условия для формированиядемократического правового государства, упрочения режима законности иправопорядка. Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции РФпроявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают спецификуее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФхарактеризует определенный аспект ее содержания как сложного,многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты исвойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом. Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны ивзаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются всистеме, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простуюсовокупность, а органическое единство, целостную систему и выражаюткачественную определенность содержания Конституции. Функции Конституции. Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделитьтри ее функции: политическую, правовую и гуманистическую. Политическая функция Конституции РФ заключается, прежде всего, впризнании и закреплении политического многообразия, многопартийности,идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам, равныевозможности в борьбе за государственную власть, конституция толькозапрещает действия, направленные на насильственное изменение основконституционного строя, подрыв безопасности государства, созданиевооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной ирелигиозной розни. Конституция не допускает вмешательства общественных объединений вдеятельность органов государства и тем более создание политическихорганизаций в их структурных подразделениях. В свою очередь игосударственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественныхформирований. Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, чтоКонституция выступает ядром правовой системы общества, учреждаетосновополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющимидля различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующеезаконодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованныйхарактер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение инадлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системывзаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. Ав основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции какгосударственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина,верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную,исполнительную и судебную и т.д. Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в еегуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаютсяобщечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные дляцивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системыгосударства общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек,его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает нагосударство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованногосуществования. Система Конституции. Каждая часть конституции - это элемент её композиции как юридическогоакта. Если категория "содержание" отвечает на вопрос, что в конституциизаключено, то "система" дает представление о том, какова внутренняяорганизация этого нормативно-правового акта. Содержание конституции оказывает непосредственное воздействие на еёсистему. Изменение содержания конституции влечет за собой изменение еёсистемы. Система конституции - это обусловленная предметом конституционногорегулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем сучетом требования законодательной техники и национальных традиций в праве.Иначе говоря, система конституции - это способ организации заключенного веё тексте нормативного материала. Помимо других причин систем конституцииобусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью,доступностью их для понимания гражданами. Элементами системы конституции выступают преамбула, разделы, главы,статьи. Система конституции представляет собой определенную взаимосвязь еёэлементов - преамбулы, разделов, глав, статей. Она обеспечивает внутреннююсогласованность этих элементов, отсутствие логических противоречий внутриакта, последовательность расположенных структурных элементов конституции.Как правило, каждый раздел, равно как и глава, имеет конкретноенаименование. Действующая Конституция РФ состоит из двух разделов - первый содержитглавы (1-9) второй - заключительные и переходные положения.Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции,её особенностей. Она имеет вспомогательное значение. Воздействиеконституционной преамбулы усиливается в сочетании с конкретныминормативными предписаниями этого основного закона государства. В преамбуле Конституции России 1993 года провозглашаются основныеустремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркиваетсяпреемственность российской государственности, необходимость сохраненияисторически сложившегося государственного единства, преемственностьдемократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности -гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России,гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбулапровозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое.Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков.Преамбула - своеобразная увертюра к тексту Конституции. На первое место в Конституции выдвигаются разделы и главы, закрепляющиеосновы конституционного строя, механизм народовластия. Раздел первый можно условно назвать по наименованию первой главы -"Основы конституционного строя " и состоит из девяти глав.1. Основы конституционного строя.2. Права и свободы человека и гражданина.3. Федеративное устройство.4. Президент Российской Федерации.5. Федеральное Собрание.6. Правительство Российской Федерации.7. Судебная власть.8. Местное самоуправление.9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Характер отношений личности - общества - -государства производен отобщественно-политической и социально-экономической систем. Поэтому и глава,регулирующая эту группу отношений следует за главой об основахконституционного строя. Второй раздел Конституции Российской Федерации 1993 года составляютзаключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализацииотдельных конституционных установлений. Объективную обусловленность системы конституции нельзя понимать как рази навсегда установленный жесткий механизм взаимосвязей. Речь идёт о наличиитаких групп норм, которые обязательно присутствуют в конституции иобъединяются не произвольно, а на основе внутренних закономерностей.Расширение объекта конституционного регулирования отражается в системеконституции. Сейчас система конституции более сложна, чем прежде. Правовая охрана Конституции. Правовая охрана конституции - это совокупность юридических средств, спомощью которых достигается выполнение всех установленных конституциейнорм, соблюдение режима конституционной законности. Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти,органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединенияобязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Критерий конституционности актов органов законодательной,исполнительной и судебной власти РФ и её субъектов - соответствие принципами нормам федеральной конституции. Действие конституции обеспечивается средствами парламентского ивнепарламентского контроля. Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания(пример - Пост. Госдумы от 22 июля 1994 г -"По итогам парламентскихслушаний "О проблемах соответствия конституций республик, уставов краев...Конституции РФ"). Важную роль в укрепление конституционной законности играет ПрезидентРФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов.Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текстаторжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность насовместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судейКонституционного суда РФ (ст.82). Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик всоставе России выступают также главы исполнительной власти (президенты)республик. Особое значение имеет учреждение в России института конституционногоконтроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, которыйвправе рассматривать вопросы о конституционности федерального,республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).Аналогичные органы создаются и республиках - Башкортостан, Бурятия,Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) и др. Или комитетыконституционного надзора (Марий ЭЛ, Чувашская Республика, Северная Осетия -Алания). В ряде республик (Ингушетия, Калмыкия) создание подобных органовне предусмотрено. Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанныеКонституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силусо дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признаннаянеконституционной, подлежит прекращению. Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовногодела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают,что закон, который надо применять, противоречит Конституции, ониоткладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в КонституционныйСуд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным. Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в Россиинормативных правовых актов играет толкование Конституции РФ КонституционнымСудом (ч.5 ст.125 Конституции). Важным условием правовой охраны конституции является четкоразработанный механизм разрешения коллизий между органами государственнойвласти Федерации и её субъектов. Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемыев Российской Федерации не должны противоречить Конституции РоссийскойФедерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовойсистеме страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовыеакты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральныезаконы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федеральногозначения, автономной области и автономных округов, должны соответствоватьКонституции Российской Федерации. Это же относится к договорам оразграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектовФедерации, ибо речь идет в данном случае о конституционном, т. е.внутригосударственном, а не о международном праве. Коренное обновление российского общества и государства, связанное спринятием Конституции 1993 г., не могло не повлечь столь же существенногопересмотра текущего законодательства Российской Федерации. Однако подобнаязадача - дело отнюдь не одного дня и даже не одного года. В этих условияхвключение в текст Конституции нормы, определяющей порядок взаимодействияновых и старых норм, представляется одним из наиболее удачных решений:"Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ довступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, непротиворечащей Конституции РФ" (Раздел 2 "Заключительные и переходныеположения" п. 2). В обычных условиях вопрос о соотношении нормы закона илииного нормативного правового акта и нормы Конституции безусловно относитсяк компетенции Конституционного Суда. После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации24 декабря 1993 г. издал Указ "О мерах по приведению законодательстваРоссийской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации".Этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применениюорганами государственной власти, органами местного самоуправления и ихдолжностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельныхположений. Работа по приведению нормативного массива в соответствие снормами Конституции РФ продолжается и в настоящее время. Как и подобаетОсновному закону государства, Конституция РФ занимает верховенствующееместо в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными,основополагающими. Ни один другой закон не может отменить или изменитьнорму Конституции, равно как и быть поставлен на один уровень с ней. Не делается исключение и для федерального конституционного закона,который представляет собой разновидность федерального закона. В иерархиифедеральных законов такой закон занимает наиболее высокое положение. Оннаходится как бы непосредственно под Конституцией, ближе всего к ней.Отличие федерального конституционного закона состоит в том, что онпринимается не по всем вопросам, а только по тем, которые прямо определеныКонституцией, и для его принятия требуется не простое, а квалифицированноебольшинство. Но не более того. Представления о том, что федеральныйконституционный закон является составной частью Конституции, неверны.Конституция 1993 г. не дает оснований для подобного толкования. Мироваяпрактика также свидетельствует против него. В тех редких случаях, когдаотождествление Конституции и конституционного закона имело место, впонимании и истолковании Конституции, определении действующейконституционной нормы возникали серьезные затруднения. Не могут расходиться
<== предыдущая | следующая ==>
 | Мета та завдання курсу

Date: 2015-09-03; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию