Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы личности
Ваше умение взаимодействовать с другими людьми и повышать эффективность коллективной работы — это 85% успеха в профессиональной жизни при нынешних обстоятельствах, сложившихся на рынке труда. Люди, которые во многих отношениях разнятся между собой, тем не менее проявляют и много сходства, причем по большому кругу вопросов. Скажем, все хотят быть здоровыми. Все хотят поддерживать добрые отношения с окружающими, иметь хорошую работу, пользоваться уважением в обществе. Словом, у нас много общих черт. Для каждого человека мерилом счастья являются уверенность в себе, вера в собственные силы и гордость, испытываемая благодаря своим достижениям. Уверенность в себе дает сознание, что вы — человек ценный и достойный. Вы чувствуете себя самодостаточным и обоснованно считаете, что вас уважают другие. Все ваши действия, направленные на то, чтобы другие люди чувствовали себя рядом с вами более ценными и достойными уважения, облегчат сотрудничество с ними. Следующим пунктом является вера в собственные силы. Каждому хочется, чтобы в ближайшем окружении его не только принимали, но и ценили. Из всех наших подсознательных потребностей эта необходима, пожалуй, сильнее всего. Остается еще личная гордость. Каждый человек хотел бы думать, что хорошо справляется со своими обязанностями и многое дает не только самым близким, но и миру в целом. Всякий раз, когда другие люди испытывают благодаря вам подобные чувства, вы укрепляете их уверенность в себе, их веру в собственные силы и гордость собою, а тем самым благоприятно воздействуете на качество собственных контактов с людьми. Слышали ли вы о лошадях клайдсдейлской породы? Это чрезвычайно сильные упряжные лошади родом из Шотландии. Часто они тянут возы, доверху нагруженные пивными бочками. Каждый из них может в одиночку катить телегу с грузом свыше 5 тысяч фунтов (2300 кг). Согласитесь, это огромный вес! Если же запрячь сразу пару таких лошадей, то они в состоянии справиться с грузом в 15 тысяч фунтов — почти 7 тонн. Четыре шотландских тяжеловоза, обученные работать в единой упряжке, совладают и с весом, превышающим 50 тысяч фунтов (без малого 23 тонны). Почему я рассказываю о них? Причина проста: если несколько человек образуют собой «упряжку» и мы умело организуем их совместную работу, то вместе они сделают намного больше, чем каждый из них по отдельности. Наши организационные усилия состоят в том, чтобы склонить нескольких человек, наделенных несхожими чертами и достоинствами, к гармоничному и эффективному сотрудничеству по реализации совместных целей. Именно поэтому вам нужны в коллективе самые разные люди, обладающие сильными и слабыми сторонами. Здесь самое время вспомнить, что в каждом человеке можно найти больше слабостей, чем достоинств. Смысл взаимодействия заключается в таком сочетании сильных сторон разных членов группы, которые позволят компенсировать их недостатки. Каждый человек оригинален и отличается от остальных, но никто не лучше и не хуже других. Каждый разумен и наделен конкретными талантами. Проблемы появляются при совместной работе лишь в том случае, когда талант и другие важные качества данного человека не получают должной оценки или когда поручение не соответствует возможностям сотрудника. Гармония, царящая в коллективе, и совместные усилия его участников имеют принципиальное значение для успеха. Гармония означает, что коллеги по совместной работе, полные позитивных и дружелюбных чувств, взаимно поддерживают друг друга при реализации поставленной задачи. Взаимодействие всех участников коллектива приводит к тому, что результаты их работы оказываются значительно выше, чем у ее участников, взятых по отдельности. И это, разумеется, справедливо независимо от их пола, национальности, расы, взглядов и точек зрения. Главная трудность состоит в объединении отдельных индивидуумов в гармоничный, синергетический коллектив при одновременном стимулировании индивидуального развития каждого участника. Контакты с людьми помогут вам усвоить два важных факта. Во-первых, люди не меняются. Однако это не означает, что в определенных ситуациях они всегда действуют одинаково. Просто каждый выражает свою индивидуальность. Естественно, иногда случаются и чудеса, однако вы не вправе на это рассчитывать. Чтобы стать такой личностью, какой вы являетесь сегодня, вам потребовалась целая жизнь. Если вы ожидаете от кого-либо, что он разрешит волнующую вас проблему, переделав с этой целью весь фундамент своей индивидуальности то вы лишь понапрасну теряете время. И вовсе не потому, что людей невозможно изменить, а по той причине, что они не видят в этом необходимости. Во-вторых, слабости каждого человека следует воспринимать как неверно нацеленные достоинства. Может случиться, что данное лицо обладает необычайными положительными качествами, которые в результате неправильного использования или применения в ненадлежащей ситуации перерождаются в изъяны. Изменение ситуации может ликвидировать факторы, тормозящие продуктивную деятельность или образующие собой препятствия к ней, благодаря чему скрытые до сих пор достоинства начинают проявляться в полную силу. Позже мы еще вернемся к данному вопросу. Что является решающим для успеха в отношениях с другими людьми? Существует только один ответ: нужно глубоко познать самого себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше себя понимаете и тем полнее принимаете. Самая большая ошибка, которую мы совершаем в контактах с другими, имеет место в том случае, когда мы относимся к ним таким образом, словно те ничем не отличаются от нас и лишены собственной индивидуальности. Гибкость, открытость и способность принимать тех, кто отличается от вас, — вот самые эффективные союзники в деле достижения успеха в своих отношениях с сотрудниками. Вполне можно систематизировать разные типы личности под углом их психического склада. Данный вопрос подвергается углубленным исследованиям уже более 50 лет. При этом чаще всего используется представленная далее на рисунке модель, которая состоит из четырех полей, служащих в качестве средства упорядочения разных типов личности. На указанном рисунке пересекаются две прямых линии: вертикальная и горизонтальная, которые делят плоскость на четыре квадранта. Горизонтальная линия, идущая слева направо, обозначает переход от интровертной (И) к экстраверт-ной (Э) личности. Люди интровертного типа нацелены вовнутрь и неохотно проявляют свои чувства вовне. Экстравертный тип личности, при котором человек охотно демонстрирует вовне свои чувства, — это атрибут самых экспрессивных индивидуумов. Каждый может найти себя в каком-либо из этих квадрантов. Вертикальная ось обозначает отношение к другим людям. Если двигаться снизу, то типы личности, нацеленные на людей, постепенно переходят к верхним участкам рисунка, где представлены личности, сильно нацеленные на задачи и эффекты, — личности руководящего типа. Каким типом личности обладаете вы? А где расположился бы на этой схеме ваш начальник? Или же партнер по совместной жизни? К какому типу принадлежат ваши дети? А ваши коллеги? Тем самым мы приходим к принципиальной проблеме: каким образом научиться общению с личностями того типа, который отличен от нашего? Данный рисунок требует более тщательного описания. В левом нижнем квадранте приводится тип эдакого приятеля, хорошего парня. Под данное определение подпадает человек, который легко вступает в контакты с другими людьми, одновременно оставаясь интровертом. Он впечатлителен, умеет слушать и нуждается в одобрении со стороны окружающих.
Второй базовый тип личности, который на данном рисунке размещается в левом верхнем квадранте, — это аналитик. Он нацелен прежде всего на реализацию задач. Говорит такой человек мало, занимается главным образом своей работой, и другие люди его почти не интересуют. Работа и служебные обязанности заполняют собой чуть ли не всю его жизнь. Для него чрезвычайно существенно, чтобы справляться с поручениями идеальным образом, причем во всех отношениях. Аналитика весьма сильно мотивируют к труду похвалы в его адрес. Каждая ошибка, которую он совершает, порождает у него стресс. Это самый настоящий перфекционист34 — для него чрезвычайно важны всякие детали и мелочи. В то время как добрый приятель и хороший парень хочет побольше узнать о вас, аналитик задаст вам массу вопросов на тему своих служебных обязанностей и высоко оценит точность ответов. Его обрадует, если круг обязанностей и должностные инструкции будут сформулированы в письменном виде. Вдобавок к этому он всегда будет добиваться обоснования или доказательства каждого высказывания, существенного для оценки качества его работы. Аналитик становится хорошим бухгалтером, контролером, инженером или программистом. Он хорошо себя чувствует в профессиях, которые требуют внимания к мелочам, высокой точности и концентрации. В правом верхнем квадранте присутствует тип начальника. Он в основном не замечает других людей. Всю свою энергию такой человек направляет на деятельность и реализацию поставленных перед ним задач. Чаще всего это красноречивый экстраверт, который высказывает свои мнения громко и отчетливо. Для него очень важно своевременное выполнение работы, а вот отношениям между людьми он не уделяет особого внимания. В крайних своих проявлениях человек данного типа вообще не замечает сотрудников как таковых, оценивая лишь результаты их работы. Как правило, ему не хватит ни времени, ни терпения заниматься деталями. Он ожидает быстрых и точных ответов и всегда хочет быть подготовленным к будущему. Если вам приходится сталкиваться с таким человеком по профессиональным вопросам, говорите коротко и сугубо по существу. В каких видах деятельности тип начальника проявляет себя особенно хорошо? Обычно он становится успешным бизнесменом, руководителем, путешественником или «комендантом пожарной службы». Ему идеально подходит любой род занятий, приносящих быстрые результаты. В нижнем правом квадранте упомянутого рисунка мы разместили такой тип личности, который назвали артистическим. Этого человека интересует работа в целом, он сориентирован на достижения и результаты. Для него необычайно важно восхищение со стороны окружающих. Такой индивид всегда хочет быть в центре внимания благодаря своим неординарным способностям. Он обожает говорить о себе. Этот человек охотно ставит вопросы и столь же охотно дает ответы. Он чрезвычайно умело решает разного рода проблемы, весьма гибок, и ему во всём присущ творческий подход. Случается, что он берется за несколько разных дел одновременно, из-за чего терпит поражения. Как правило, люди указанного типа чувствуют себя созданными для реализации неординарных задач. Из их числа выходят директора фирм, политики, актеры, торговые агенты и, естественно, предприниматели. Мы описали четыре основных типа личности, и для каждого из них характерна определенная модель поведения. В идеальных условиях представители определенных типов проявляют в своих действиях черты, характерные для «своего» типа личности. Находясь под давлением обстоятельств, они придерживаются трафаретов, типичных для данного типа личности. Если дела идут не так, как хотел бы того начальник, он проявляет по отношению к своим подчиненным больше жесткости и требовательности, чем обычно. Аналитик начинает еще глубже вдаваться в детали. «Свой парень» еще более интенсивно занимается отношениями между людьми. Что касается артиста, то он в критической ситуации извлекает и пускает в ход запасы собственной творческой энергии. Если доминирующие стереотипы поведения не приносят результатов, то каждый из типов личности переходит по диагонали к противоположному квадранту. Начальник, которому после усугубления режима дисциплины не удается достичь ожидаемых показателей, превращается в хорошего парня. Компанейский по своей природе артист внезапно начинает обращать внимание на детали и обгоняет в своей мелочности и пунктуальности даже самого дотошного аналитика. Когда вы поймете указанные модели поведения и распознаете их у себя и своих сотрудников, вам будет легче оценивать разных людей и хорошо управлять ими. Благодаря этому вы сможете постичь структуру межличностных отношений. Кроме рассмотренных выше четырех типов личности, принято выделять три разные категории людей. Это новая классификация основывается на базовом виде мотивации, присущем данной личности. Что именно мотивирует людей? Что пробуждает их спонтанный интерес? К первой категории относится предприимчивая личность. Данный тип проявляет высокий уровень мотивации в том случае, когда ему нужно самостоятельно выполнить самые трудные задачи. Это одинокий воин, первопроходец, открытый миру, но действующий в соответствии с собственными принципами и оценивающий всё по своим критериям. Например, успех теннисиста измеряется тем, как он действует в одиночном разряде. Каким образом установить, что мы имеем дело с типом предприимчивой личности? Это очень легко. Спросите у такого человека, чем он больше всего гордится в своей жизни. Предприимчивый всегда назовет в ответ достижения, которые являются результатами его борьбы в одиночку. Ко второй категории принадлежит манипулятор. Этот человек любит решать вопросы руками других людей, координируя их деятельность и комплектуя из них подходящую команду. Из него получается выдающийся менеджер или тренер. Если вы спросите у манипулятора, что в жизни порождает в нем особую гордость, он начнет рассказывать о работе в коллективе, когда он эффективно помогал его участникам и мотивировал их на достижение определенных целей. Третьей категорией является помощник, командный игрок. Он охотно работает в коллективе, где его принимают, одобряют и ценят. Люди этого типа изо всех сил поддерживают других. Их радует работа по реализации совместных целей. Но и они хотят, чтобы их ценили за все то, что они делают для группы. Каждый из подобных людей играет в коллективе конкретную и важную роль. Ключом к анализу всех типов личности, особенно во время интервью с кандидатами, которые претендуют на работу в коллективе, является умение исподволь выявить то, благодаря чему в этих людях рождается уверенность в себе, чувство собственной ценности и гордость собою. В чём состояли его самые важные достижения в прошлом — те, о которых он вспоминает сегодня с удовольствием и радостью? Чем он занялся бы охотнее всего, что доставило бы ему наибольшую радость, в каких делах он увидел бы свершение своих надежд? Приходило ли вам когда-либо в голову, что если взять преуспевающего торгового агента, то есть тип деятельного и предприимчивого человека, и повысить его по службе, назначив менеджером отдела продаж, иначе говоря, потребовать от него поведения, характерного для начальника, то он мог бы и не справиться с новыми задачами? Вы бы внезапно вынудили его руководить коллективом, в то время как он привык во всём полагаться только на самого себя. Положение менеджера показалось бы ему настолько новым, необычным и не соответствующим его прежнему опыту и природной предрасположенности, что вызвало бы настоящий шок. В результате он утратил бы уверенность в себе и энергию, необходимую для: продуктивной деятельности. Одной из существенных причин, из-за которых лица, меняющие характер работы или профессию, оказываются не в состоянии справиться с новыми обязанностями, является привычная для них система мотивации, коренным образом отличающаяся от той, что сопряжена с новым рабочим местом. Вообще, система мотивации представляет собой весьма важный фактор, играющий решающую роль в достижении окончательного успеха. Знакомы ли вы с моделью поведения, в основе которой лежит понятие ИНСАЙТ? Это хорошо известная система, базирующаяся на типологии, которую создал швейцарский психолог К. Г. Юнг36. Указанная модель опирается на четыре цвета: красный (начальник), желтый (артист), зеленый (свой парень) и голубой (аналитик). Красный цвет означает доминирование. Это экстравертный тип, человек прямой, непосредственный, конкретный, ориентированный на результаты и большой индивидуалист. Он великолепно проявляет себя при решении задач, требующих независимости и инициативы. Желтый цвет выступает как символ интуиции. Человека этого типа характеризует открытость, он ведет себя по-компанейски и умеет убеждать других. В своей деятельности личность данного типа проявляет много интуиции и оптимизма. Подобные люди умеют увлечь других своей убежденностью, перетянуть их на свою сторону и качественно закончить работу. Зеленый цвет присущ людям старательным, трудолюбивыми энергичным. Этот тип сориентирован на работу, его отличают серьезность и выносливость, но особого творческого полета в данном случае не наблюдается. Такой человек стабилен и достоин доверия, он уравновешен и не проявляет сильных эмоций. Людям указанного типа временами недостает страстности, а также инициативы. Они послушно выполняют поручения, но не следует ожидать от них чего-то большего. В каждом предприятии, в каждой фирме они образуют прочный фундамент, поскольку на них всегда можно положиться. Эти люди не обязательно годятся на руководящие посты, а задачи, требующие творческого подхода, не принадлежат к разряду их сильных сторон. Четвертый цвет — голубой — означает добросовестность. Лица данного типа чуть ли ни рабски придерживаются раз и навсегда принятых принципов. Хорошее или плохое, правильное или ошибочное, черное или белое — никаких оттенков, никаких промежуточных градаций для них не существует. Им не свойственна гибкость, но они всегда добросовестны, что предрасполагает их к работе в качестве бухгалтера или, например, контролера. В основе следующей классификации лежит способ восприятия знаний людьми. Вашему начальнику, коллегам, супругу или супруге — каждому из них присущ определенный метод усваивания и переработки информации. Поэтому важно, какой способ мы применяем для того, чтобы передавать им всякого рода сведения. Если вы сделаете это ненадлежащим образом, то можете столкнуться с проблемами. Позвольте мне пояснить, как я это понимаю. Большинство людей ориентировано на зрительное восприятие (принадлежат к визуальному типу личности). Если вы хотите сообщить им что-либо, то предпочтительнее передать эту информацию в письменном виде. Они предпочитают видеть перед собой цифры, написанные, что называется, черным по белому. Кода вы начинаете говорить с ними про какую-то статью или книгу, им захочется прочитать ее. Если вашему начальнику присущ именно такой способ восприятия, то вы должны предъявлять ему всё на бумаге, в письменном виде. Если же он предпочитает получать устную информацию, то, стало быть, принадлежит к людям, ориентированным на слуховое восприятие (аудиальный тип). Такие люди лучше всего выражают собственные мысли, высказывая их вслух, а воспринимают информацию наилучшим образом, если выслушивают ее. Может случиться, что вы, будучи человеком слуха и речи, столкнетесь с шефом, который по-настоящему усвоит вашу информацию лишь после того, как вы представите ее написанной на бумаге. Поэтому сразу спросите у начальника: «В какой форме вы предпочли бы получать информацию о результатах моей работы? Письменно или устно?» Аудиальный тип отдаст предпочтение непосредственной беседе. Ему не нужны никакие бумаги. Если он что-то упустит, забудет или не поймет, то тут же попросит уточнить. Третьим способом получения информации выступает диалог. Сократ сказал, что мы учимся лишь тогда, когда обмениваемся мыслями. Некоторые люди нуждаются в дискуссиях. Они хотят аргументировать и спорить, хотят анализировать. Лица такого типа предпочитают фундаментально анализировать причины каждого явления, чтобы понять его. Для них характерна обработка информации с помощью вопросов и аргументированного диалога, и свои мнения они формируют лишь на этой основе. Ключ к успеху в общении с другими людьми лежит прежде всего в понимании себя и своей неповторимой индивидуальности. Лишь после того, как вы осознаете свою уникальность и оригинальность, можно приступить к изучению того, какими путями следует выявлять разнородность других людей с тем, чтобы понимать и уважать их. Если вы хотите успешно сотрудничать с окружающими, то помните об одном: люди не меняются — ни вы сами, ни те, кто находится рядом! Но никому и не надо меняться! Все мы должны делать лишь то, что умеем лучше всего. Для вас это означает необходимость предпринимать попытки с целью выяснить, каким образом вы сможете наилучшим образом использовать свой потенциал, жить и работать в гармонии с окружающими. А после этого вы сможете с радостью ожидать выдающихся результатов. Теперь выполните те упражнения в конце книги, которые относятся к двадцатой главе.
21 Date: 2015-09-03; view: 326; Нарушение авторских прав |