Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование и воспитание в США ХХ века
Высочайший уровень науки и техники был бы немыслим без заботы об образовании. В самой Конституции США подчеркивается, что от образования зависит будущее нации. США раньше других стран ввели всеобщее бесплатное начальное и среднее образование. Каждый штат имеет местные органы управления образованием, свое законодательство. Несмотря на значительный удельный вес частного образования (большинство вузов, существует множество частных школ), проводится значительное финансирование образования со стороны государственных органов. Полностью оплачивается ими школьное образование (7% со стороны федеральных властей, 93% — местных). Крупнейший штат США, Калифорния, ежегодно выделяет из своего бюджета порядка 1 миллиарда долларов на образование. По данным 1986 г., расходы государственных учебных заведений составили 212 миллиардов долларов, частных — 50. Огромную поддержку образованию оказывают различные фонды — Меллона, Рокфеллера, Карнеги, Фулбрайта, Маски. В системе школьного образования США нет ничего необычного, и оно никогда не служило примером для подражания — здесь, пожалуй, следует отметить исключительное внимание к физической культуре, спортивным состязаниям внутри школ и между ними, которые становятся целым событием. В США давно существуют школьные автобусы, развозящие детей в школу. После окончания школьных занятий на каждом перекрестке дежурит полицейский (обычно женщина), переводящий малышей через улицу. При такой заботе, тем не менее, органы управления образованием вынуждены признать значительный процент функциональной безграмотности даже у старшеклассников и выпускников школ, многие из которых не умеют грамотно читать и писать, даже заполнять анкеты. В немалой степени это можно объяснить разношерстным составом учащихся, среди которых много детей иммигрантов. Несмотря на все усилия властей и учителей, расовые и социальные различия часто служат источником серьезной напряженности в школе. Нередки случаи, когда школьники (часто из вполне обеспеченных и пристойных семей) открыто высказывают фашистские взгляды, бывало даже, что они буквально расстреливали своих одноклассников и учителей. Тем более не редкость — приход в школу полиции. В США существует три уровня школьного образования — общий, далее — профессиональный, дающий практические знания для устройства на работу и академический, готовящий к поступлению в вузы. Гордость американского образования — университеты. Старейший из них, Гарвардский, был открыт в пригороде Бостона, Кэмбридже, уже в 1636 г., всего через 16 лет после высадки «Мэйфлауэра», получив свое название в честь попечителя, Джека Гарварда, завещавшего ему свой капитал. К 350-й годовщине своего основания он успел дать 30 Нобелевских лауреатов и 29 лауреатов престижной Пулитцеровской премии. Среди его выпускников — 6 президентов США, в том числе — популярнейшие в истории страны Франклин Делано Рузвельт и Джон Фитцджералд Кеннеди. Там же, в Кэмбридже, находится другой всемирно знаменитый, Массачусетский технологический институт, также кузница нобелевских лауреатов. Много лауреатов Нобелевской премии дал и Бостонский университет, занимающий огромную территорию в самом центре города. Самый знаменитый из его выпускников — Мартин Лютер Кинг, который прославился уже в студенческие годы как лучший (по успеваемости) выпускник в его полуторавековой истории. К старейшим университетам США относятся знаменитые Йельский (1701 г., г. Нью-Хейвен), Принстонский (1746, штат Нью-Джерси), Колумбийский (1754 г., г. Нью-Йорк). Всемирно известны Калифорнийский и Стэнфордский (также в Калифорнии) университеты. Вся территория американских университетов необыкновенно ухожена, по зеленым лужайкам Стэнфорда и Гарварда можно гулять часами. Чрезвычайно много внимания в американских университетах уделяется спорту, победа в спортивных соревнованиях не менее престижна, чем в научном конкурсе, тысячи студентов бегут на роликах, перебрасываются дисками фрисби, а любимый вид транспорта у них — велосипед. Занятия в американских университетах допускают свободное посещение (лишь бы сдал), проводятся в свободной и непринужденной обстановке, порой с чашечкой кофе или бутылкой колы прямо в аудитории. Часто тексты следующей лекции в отпечатанном виде раздаются студентам, чтобы они могли ознакомиться с ними заранее, быть готовым к их обсуждению. Поразительно количество и разнообразие факультативных дисциплин, которые предлагают американские университеты. Так, в MIT (Массачусетском технологическом) студент может (и обязан) выбирать из 120 курсов, и любой из этого списка проводится, если на него записался хотя бы один человек. Система факультативных (элективных, от elect — выбирать) предметов, из которых следует выбрать то или иное количество, действует даже в школе, начиная с 7-го класса. Широко применяются тесты, в том числе для определения наклонностей ученика. Американское образование склонно доверять тестам и в качестве оценки знаний, хотя есть мнение, что они пригодны скорее для выявления тех, кто таковыми не обладает, а сам по себе выбор правильного варианта не обязательно свидетельствует о проникновении в суть вопроса. Показательно, что наиболее блистательные успехи американской науки в подавляющей степени относятся не к концептуальным открытиям, а к конкретным, достаточно узким исследованиям. Американские университеты, сочетая учебу и научно-исследовательскую работу, сосредоточили в себе большую часть фундаментальных исследований. Их лаборатории прекрасно оборудованы и оснащены, поражают богатством книг (в том числе на русском) библиотеки даже небольших университетов. Крупнейшие университеты создают «научно-исследовательские парки», в которых размещаются промышленные фирмы. Так, Стэнфордский университет, начав в 1951 г., теперь включает в свой парк свыше тысячи фирм, завод ЭВМ в Сан-Хосе, завод по производству ракет от фирмы «Локхид». К этому парку относится знаменитая теперь на весь мир «Силиконовая долина», где 200 000 людей трудятся над созданием электронной техники. Вторым по величине научно-исследовательским парком является Researche Тriangle Рark в Северной Каролине, созданный на базе трех крупных университетов. Крупным исследовательским парком, опоясывающим почти весь город, обладает Бостон, где сосредоточены предприятия электронной и других наукоемких отраслей производства. В определенных случаях такие центры создаются и в удаленной и труднодоступной местности, например, Центр ядерных исследований в Лос-Аламосе. Широко распространен в американских университетах и научный обмен, который не прекращался даже в самые неблагоприятные с политической точки зрения годы. Автору этих строк довелось в один из таких годов (1981—1982 гг.) пройти научную стажировку в Центре истории и философии науки Бостонского университета, где он имел возможность, благодаря любезности университета, даже ездить на научные конференции внутри Америки, хотя это не было предусмотрено в межправительственных соглашениях, которые в этот период переживали очередной глубокий кризис (в связи с войной в Афганистане). Нельзя было не обратить внимание на то, что если в тот год число стажеров из СССР составляло всего 28, то из Китая, тоже вовсе не друга США — 5 000. Не менее характерно и то, что большинство советских стажеров составляли физики, химики, биологи, «технари», а они посылали историков, получавших доступ в архивы, закрытые для советских людей. У нас даже посмеивались, что они роются в истлевших бумагах, в то время как наши могут проникать в их секретные технологии. Те же посмеивались, что пока у нас их внедрят, они успеют устареть. А вот их историки докопались до выводов о неизбежности скорого конца «советской империи». В концептуальном плане, в области философии образования, всемирно известен Абрахам Маслоу (1908—1970), сын эмигрантов из России, один из основателей гуманистической, психологии и педагогики. В анализе любой деятельности, включая науку и образование, Маслоу делал упор на исследование индивидуальности, личностной мотивации. В его концепции истинно человеческие потребности заключаются в творчестве и самоактуализации, а удовлетворение потребностей биосоциального характера (выживания, воспроизводства, безопасности, благополучия) — лишь базисные, как предпосылка для них (вспомним марксовы «свобода от» и «свобода для», вспомним Фромма). Психологический рост рассматривается как последовательное удовлетворение все более «человеческих» потребностей, освобождении от низших, сковывающих. Различая самореализацию (включающую самоуважение и признание) и самоактуализацию, Маслоу считает, что она достигается лишь у одного процента людей (что в большей степени связано с социальными условиями и воспитанием). Его последователи А. Комбс и К. Роджерс, также делают упор на учет интересов, индивидуальных особенностей, бережное отношение к личности, считая их условиями формирования творчески и свободно мыслящего и действующего человека. Роджерс в своей «Я—концепции» предлагает учить ребенка поступать соответственно своим подлинным чувствам и мыслям, не подавлять их, а поощрять и направлять. В значительной степени именно таков подход к воспитанию у очень многих американцев. Они не просто очень любят детей, но еще относятся к ним с уважением и доверием, и дети, конечно, это ценят и платят тем же. Американцы не любят кричать на детей, не принято и запрещать что-то в жесткой форме. Родители и учителя чаще всего скажут: «Я бы тебе не советовал делать это», и тогда ребенок действительно задумается, постарается понять, почему, а не просто вынужден будет подчиниться. Известно, как жесткий диктат ломает психику, не позволяя развиваться в личности, делая неподготовленным к самостоятельной жизни. Напротив, вовсе не считается зазорным, когда дети даже миллионеров подрабатывают в свободное время (скажем, на каникулах) даже самой простой работой — в закусочных, на автостоянках и т. д. Правда, это может обернуться и излишним вниманием к деньгам, которое также характерно для американского образа жизни. О чем бы не говорили американцы, буквально в течение пяти минут речь пойдет о деньгах (о дороговизне, о закабаленночти покупками в кредит и т. д.). Раннее приобщение к самостоятельной жизни в значительной степени разобщает родителей и детей, так, даже друг к другу они никогда не заедут в гости без предварительного звонка, их могут в таком случае и не покормить («мы на вас не рассчитывали»). Приехав из другого города, даже близкие родственники и друзья останавливаются чаще всего в гостинице. Зато можно не опасаться непрошеных гостей, да еще поздно вечером, а самое главное — молодые супруги живут отдельно, не втягиваясь в трясину бытовых ссор с родителями. Американцы воспитаны так, что они не стесняются никакой работы, а любую работу выполняют чрезвычайно профессионально и ответственно (в советские годы у нас это объясняли их паническим страхом потерять работу, хотя и тогда трудно было поверить, что продавец или клерк, терпеливо, внимательно и вежливо обслуживающие клиентов, с трудом удерживают желание нахамить или стукнуть его). Очень вежливы американцы и в повседневной жизни — на улице, в транспорте. Мальчик, которого его сверстник похвалил за хороший удар по мячу, ответит: «Thank you», улыбкой или кивком головы поблагодарит красивая женщина, если на нее залюбовался прохожий (или проезжий). Вовсе не комплексуют и некрасивые, даже юноши и девушки — большой нос или не слишком стройные ноги не помешают им быть душой компании, собирать вокруг себя друзей, заразительно смеяться, убеждать людей. Американцы очень приветливы, доброжелательны, просты в общении (easygoing), всегда придут на помощь, если вы не знаете дороги, если упали, если у вас украли кошелек. Но вам не помогут, если у вас серьезные проблемы («это ваши проблемы»), да американец сам не обратится за помощью. Американец, даже школьник, не попросит дать списать (это унизительно, оскорбительно для обеих сторон), никогда не постарается свалить свою работу на другого. Американцы очень пунктуальны, если пообещали позвонить в такое-то время, то обязательно позвонят — даже если могут сказать только то, что пока для вас нет ничего нового. Несколько лет назад у нас массовыми тиражами были изданы книги Дэйла Карнеги (1888—1955) — «Как перестать беспокоиться и начать жить». Не все из его рекомендаций применимы в нашей стране, с другими условиями, иной историей и менталитетом, но ко многим из них очень бы не мешало прислушаться. Одна из важнейших: «Если хочешь чего-то добиться от кого-то, добейся, чтобы он сам захотел этого». Сам Карнеги, крупный промышленник, делится опытом того, как ему удалось воплотить в жизнь американскую мечту — стать миллионером. «Self made man» («Человек, который сделал себя сам») вообще вызывает большое уважение у американцев. Начав с простого посыльного-коммивояжера, он добился первого успеха тем, что, придя в крупную фирму с каталогом стульев для продажи и с трудом выпросив «одну минуту внимания», он… похвалил стулья в кабинете директора. Тот, в свою очередь, похвалился тем, что смастерил их сам, сохранив в память о своей бедной молодости. После часа приятных воспоминаний он выдал чек на покупку большой партии стульев (хотя, в принципе, фирма в них не нуждалась). Американцы еще и очень сентиментальны. Они нередко становятся жертвами своей доверчивости, сентиментальности, порядочности, особенно со стороны людей, прорвавшихся в США в последние годы.
Date: 2015-09-03; view: 320; Нарушение авторских прав |