Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия и религия в период формирования США и в XIX веке
Первые поселенцы на территории Северной Америки были вполне набожными людьми, принеся с собой идеологию протестантизма, точнее пуританизма (от pure — чистый), господствовавшего в Великобритании. Как радикальная форма христианства, пуританизм был нетерпим к любым вольностям, рассматривая и философию как «служанку богословия». В Америке же возникла и до сих пор существует (в районе Соленых озер) секта староверов — мормонов («Святых последнего дня»). Влияние пуританизма (в том числе на философию) было особенно значительным в Новой Англии (6 штатах на Северо-Востоке США, включая Массачусеттс, откуда берет начало история государства). Наиболее влиятельные религиозные философы этого периода — С. Джонсон (1696—1772) и Дж. Эдвардс (1703—1738), выступавшие с кальвинистской идеей предопределения. Свежую струю в американскую философию внесла война за независимость 1775—1783 гг., сопровождавшаяся подъемом гражданского и политического сознания. Конец XVIII в. прошел уже под знаком философии просвещения. Идеологами американского Просвещения стали Томас Джефферсон (1743—1826), автор проекта Декларации независимости (1776) и Конституции США (1787), третий президент молодого государства; Т. Пейн (1737—1809), автор «Века разума» (1794) и И. Аллен (1737—1789), провозгласивший разум единственным оракулом человека (1784). После завершения войны за независимость религиозная философия стала возвращать позиции, прежде всего усилиями бостонских трансцендеталистов во главе с Ролфом У. Эмерсоном (1803—1882), который был еще и родоначальником американской романтической поэзии. Ведущие его идеи — нравственного самосовершенствования и пантеистический культ природы. Значительное влияние приобрела также «шотландская философия», выступавшая с консервативных, благонамеренных позиций «здравого смысла» — в лице Н. Портера (1811—1892) и Дж. Мак-Коша (1811—1894). В этот же период возникло американское течение эволюционизма, подводившее под идею эволюции религиозную основу — Дж. Фиске (1842—1901), Дж. Леконт (1823—1881). Еще одной школой американской философии конца XIX в. стала сент-луисская во главе с У. Т. Гаррисом (1835—1909). Стоя на классических позициях объективного идеализма, она в значительной степени способствовала отделению философии от богословия, организовала первые в США философское общество и философский журнал. Вскоре стала издаваться (в Бостоне) газета «Christian Science Monitor» («Направник христианской науки»), одна из влиятельнейших и по сей день. К концу XIX в. стали появляться и труды Уильяма Джемса (1842—1910), родоначальника прагматизма.
Date: 2015-09-03; view: 285; Нарушение авторских прав |