Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности японского образования





Чрезвычайно важное место в японских культурных традициях занимает образование. Первая школа была открыта в Японии еще в IX веке, и сделал это монах-просветитель Кукай, создатель японской азбуки. Эта школа была доступна детям горожан и чиновников низкого ранга. Для знати же был создан своеобразный университет с четырьмя факультетами — в современной терминологии — историческим, юридическим, математическим. Образование в нем требовало обучения шести конфуцианским искусствам — ритуалу, музыке, литературе, математике, стрельбе из лука и управлению колесницей. Уже тогда обязательным было созерцание природы, а язык поэзии был таким же элементом образования, как французский язык в дворянской России. Немалое место придавалось и искусству любви.

С давних пор основой японского образования стало сохранение и передача традиций, появилось даже специальное название — иэмото для учителей-хранителей традиций. Японское воспитание нацеливает в первую очередь на прилежание и исполнительность, а не умение вести полемику. Важно чтобы ученик мог сказать учителю — «Я вас понял». Не принято задавать ему трудных вопросов. Естественно, не поощряется и дифференция учеников по способностям. В Японии, веками воспитывающей культ авторитетов (император, начальник, семья) фигура учителя окружена непререкаемым авторитетом. Выражение «сэнсей» (учитель) — знак высшего уважения.

И по сей день существует постоянно действующая «обратная связь» между семейным воспитанием и обучением на всех его стадиях: традиции семейного воспитания шаг за шагом переносятся в школу, а самодисциплина, воспитываемая в школе, внедряется и в семейную жизнь. При этом «помыслы, направленные на предоставление детям максимально высокого образования, образуют в большинстве семей страны ту духовную ось, вокруг которой вращается практически вся их будничная жизнь» (Латышев И. А. Материальные и духовные издержки образования в Японии. — Япония 82. М., 1983. С. 210.). В обиход вошел даже термин «кёику-но-мама» — мама, одержимая образованием. Правда, подобное отношение к учебе оборачивается еще одной чертой японского образования, которая представляется совершенно неприемлемой в большинстве других стран — это бесконечные экзамены, которые в определенном смысле превращают учебу в подготовку к экзаменам. Это приводит к постоянным стрессам, моральным и физическим напряжениям, довольно часто приводя даже к самоубийствам учащихся.

Как бы то ни было, своеобразный культ образования, установившийся в Японии, дает свои плоды. Если в 1935 г. высшее и среднее образование имело только 10 % населения, то в 70-х гг. ХХ в. — уже 50%. Первый современный университет был открыт в Японии только в 1877 г., а уже в 1945 г., сразу после войны, их было 48, в 1986 г. — 565 университетов.

Закон о занятости, принятый в Японии в середине 60-х гг. ХХ в., устанавливает столь серьезные требования к подготовке кадров, что делает немыслимым какое-либо социальное продвижение без образования. Характерно, вместе с тем, что делая упор на научно-технический прогресс и наукоемкие технологии, Япония строит образование на солидной общекультурной базе, где значительное место занимают национальные традиции. Даже промышленные фирмы при приеме на работу требуют не моментальную пригодность, не узкоконкретные знания, а разностороннее развитие, «подготовку к жизни». По существу, работа является реализацией принципа «образование — всю жизнь». Не случайно, что и «мастером» в любой профессии японец признается только в зрелом возрасте, в 30—40 лет, продолжая учиться и после этого. Немалое место занимают в образовании и в процессе работы ритуалы поведения, важнейшее значение придается «верности фирме», которая поощряется и морально, и материально.

Национальные традиции делают даже принятие производственных решений ритуалом, необходимым элементом которого является достижение консенсуса. Японец никогда не говорит от своего имени лично, а апеллирует к интересам фирмы. Само местоимение «я» имеет в японском языке несколько разновидностей, употребляющихся в зависимости от ситуации, пола, возраста и социального статуса. Ритуал принятия решений, «ринги» («рин» — спрашивать с нижестоящего; «ги» — совещаться), предполагает длительную процедуру согласований, подкрепленных многими печатями, что вызывает немалое раздражение западных партнеров, для которых зачастую деньгами измеряется не только время, но и весь образ жизни. Характерно, что принятие решений в Японии — начиная от семьи до государственного уровня — представляется как «нэвамаси» (букв. обрезание корней, или, как мы бы сказали, сглаживание углов).

 

Вопросы и задания

1. Каковы особенности генезиса японской культуры? Под влиянием каких культур она развивалась?

2. Какие периоды она прошла?

3. Каковы особенности религиозной традиции в Японии?

4. Как связаны религиозные представления, кодекс чести самураев и японские боевые искусства?

5. В чем состоят особенности японского отношения к природе и среде обитания? Какие вам известны праздники и церемонии, порожденные этим отношением?

6. Чем японская мифология отличается от других? Каковы ее основные сюжеты и герои? Как в ней сказалось влияние буддизма?

7. Остановитесь подробнее на японской художественной культуре, ее особенностях, жанрах и памятниках.

8. Что вы можете сказать об особенностях японского образования?

 

Рекомендуемая литература

Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979.

Конрад Х. И. Очерк культуры средневековой Японии. М., 1980.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001.

Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1982.

Пропников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. М., 1985.

Сабуро И. История японской культуры. М., 1972.

Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. М., 2003. С. 233—236.

 

 








Date: 2015-09-03; view: 340; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию