Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Калининград Культурология: Программа / Авт.- сост





Калининград

Культурология: Программа / Авт.- сост. Армичева В.И. – г. Калининград: МФЮА, 2012. – 16 с.
 
 
Рассмотрена и одобрена Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _ октября __ 2012 г. № _ 2 _
 
 
 
 
 
 
Автор: Армичева В.И.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  © Армичева В.И., 2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012
 
 
 
 
   

Пояснительная записка

 

Становление образования, сочетающего в себе фундаментальную общенаучную и специальную подготовку с духовным, художественно-эстетическим и нравственным развитием личности студента, а также переход на новые организационные и методические принципы преподавания предметов гуманитарного цикла делают принципиально необходимым включение «Культурологии» в систему высшего образования. Место культурологии в достижении образованности особенно значимо: именно в культуре обнаруживаются универсальные смыслы бытия, как на уровне личности, так и на уровне социального организма.

Культурология подводит человека к основной ценности – пониманию других культур, а сравнительный анализ в рамках понимающей установки, ориентированной на межкультурное общение, помогает лучше осознать и собственные культурные ценности.

Данная рабочая программа основана на типовой программе по «Культурологии», утверждённой Минообразования, и соответствует требованиям ГОС по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация бакалавр), 080100 Экономика (квалификация бакалавр), 080200 Менеджмент (квалификация бакалавр). Темам учебной программы соответствует перечень основных культурологических представлений и знаний, а также умений и навыков самостоятельного мышления, которыми должен овладеть студент в процессе прохождения учебного курса.

Цель курса: познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, дать представление о месте культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Важным является обучение студентов использованию культурологических знаний в прикладных целях:

· теоретическая интеграция знаний о причинах сходств и различий в поведении и представлениях людей, принадлежащих к различным культурам, облегчает практику межкультурного взаимодействия на уровнях политических контактов, обменов специалистами, культурными ценностями, обыденного общения;

· формулирование культурно значимых проблем, описание и анализ проблемных ситуаций в культуре с выделением обусловливающих или нейтрализующих факторов и механизмов, определение специфики подобных ситуаций для различных регионов, типов поселений, социокультурных групп обеспечивает надежные теоретические основания для разработки и реализации рациональной культурной политики;

· понимание механизмов динамики культуры открывает широкие возможности для разработки средств помощи людям при их адаптации в сложном и изменчивом социокультурном окружении за счет изменения стереотипов, представлений, поведения, структур взаимодействия, навыков, ценностных ориентаций.

«Культурология» является одной из учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.

Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пересечении» ряда наук, таких, как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание. Перечень подобных взаимосвязей можно продолжить.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки: усиление процессов интеграции, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научного знания ведет к синтезу ряда наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Антропология и этнология способствуют изучению национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только «питательная» среда, но и необходимый фундамент культурологии.

Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает всего «объема» культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.

Культурология исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни – будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт – невозможна вне культуры.

Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Знание культурологии существенно для достижения духовной зрелости, для формирования способности мыслить о социальных и человеческих проблемах с научных позиций, для умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, для воспитания в человеке черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.

Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы мировой культуры.

Изучению дисциплины «Культурология» должно предшествовать знание следующих учебных дисциплин: мировая художественная культура, литература, отечественная история, всемирная история, обществоведение.

В то же время материал дисциплины «Культурология» будет использоваться при изучении таких дисциплин, как философия, отечественная история, эстетика, этика, социология, политология, психология.

 

Задачи курса основываются на том, что после его окончания студенты должны:

иметь представление:

- о важнейших областях и этапах становления культурологического знания, об основных научных школах, направлениях и концепциях в культурологии;

- о важной роли культуры в человеческой жизнедеятельности, хранении и передачи социокультурного опыта;

- об основных этапах истории культуры человечества и их хронологии.

знать:

- предмет, задачи и структуру курса, а также его место среди других предметов гуманитарного цикла;

- основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, динамика культуры, культурные ценности и нормы, культурные традиции, модернизация культуры;

- формы и типы культуры, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

- историю культуры России и её место в системе мировой культуры;

- условия формирования культуры личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры.

уметь:

- понимать и объяснять феномен культуры и её роль в человеческой жизнедеятельности;

- оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- анализировать культуры как системы культурных феноменов;

- выделять типы связей между элементами культуры;

- понимать типологию культур;

- понимать культурные коды и коммуникации;

владеть:

- навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

- терминологией, введённой и используемой в курсе.

воспитать в себе:

- понимание необходимости изучения культурного наследия;

- ответственность за сохранение культурного наследия;

- нравственные обязанности по отношению к другим людям и самому себе.

 

Date: 2015-09-03; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию