Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация общения





 

В жизни человека практически нет периода, когда он находит­ся вне общения. Общение классифицируется по содержанию, це­лям, средствам, функциям, видам и формам. Специалисты выде­ляют следующие формы общения.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью ор­ганов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.). На основе непосредственного общения на более поздних эта­пах развития цивилизации возникли различные формы и виды об­щения. Например, опосредованное общение, связанное с использо­ванием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение связано с непосредственными кон­тактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение — это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).

Специалисты в сфере торговли и обслуживания в своей по­вседневной деятельности сталкиваются с проблемами межлично­стного общения.

В психологии выделяется три основных типа межличностного об­щения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

1. Императивное общение — это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достиже­ние контроля над его поведением, мыслями, а также принужде­ние к определенным действиям и решениям. В данном случае парт­нер по общению рассматривается как бездушный объект воздей­ствия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пас­сивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скры­вается. В качестве средств влияния используются приказы, указа­ния, требования, угрозы, предписания и т.п.

2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намере­ний осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объеди­няет стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.

При манипулятивном типе общения партнер не воспринима­ется как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Напри­мер, неважно, насколько добр человек, важно, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выб­равший в качестве основного именно этот тип отношений с дру­гими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных ма­нипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приво­дит к разрушению доверительных связей, построенных на друж­бе, любви, взаимной привязанности.

Императивная и манипулятивная формы межличностного об­щения относятся к монологическому общению. Человек, рассмат­ривая другого как объект своего воздействия, по сути общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Как говорил по этому поводу со­ветский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский (1875—1942), человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

3. Диалогическое общение является альтернативой императив­ному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фик­сированной на себе установки к установке на собеседника, реаль­ного партнера по общению.

Диалог возможен лишь в случае соблюдения ряда правил взаи­моотношений:

• психологический настрой на эмоциональное состояние собе­седника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т.е. с учетом чувств, желаний, физи­ческого состояния, которые партнеры испытывают в данный кон­кретный момент);


• доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

• восприятие партнера как равного, имеющего право на соб­ственное мнение и собственное решение (принцип паритетно­сти);

• общение должно быть направлено на общие проблемы и не­решенные вопросы (принцип проблематизации);

• разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чув­ства и желания (принцип персонифицирования общения).

Диалогическое общение предполагает внимательное отноше­ние к собеседнику, к его вопросам.

По своему назначению общение многофункционально. В пси­хологии выделяется пять основных функций.

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимо­действии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция проявляется в процессе развития че­ловека и становления его как личности.

3. Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести зна­комства, приветствия, оказание знаков внимания.

4. Функция организации и поддержания межличностных отно­шений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмо­циональные отношения, причем один и тот же человек в раз­ных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоцио­нальные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпе­чаток.

5. Внутриличностная функция общения — это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди ко­торых можно отметить следующие.

1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, по­этому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т.п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т.е. человек оценивает другого как нужный или не­нужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним актив­но вступают в контакт, если не нужен, мешает — «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо по­нимания личности собеседника обходятся знанием его социаль­ной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль — это способ поведения, который задается обществом, поэтому про­давцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т.д.

4. Деловое общение. Вэтом виде общения учитываются особен­ности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.


5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных средств.

Изучение процесса общения показало, насколько это слож­ное, многообразное явление и позволило выделить структуру об­щения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:

1) коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и при­еме знаний, мнений, чувств;

2) интерактивной, заключающейся в организации межличност­ного взаимодействия, т.е. когда участники общения обменивают­ся не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивной, которая проявляется через восприятие, пони­мание и оценку людьми друг друга.

Чтобы лучше понять, что представляет собой общение, надо подробно рассмотреть все его стороны, особенности, проблемы и препятствия.







Date: 2015-08-22; view: 610; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию