Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Редактор Г.А. Клебче⇐ ПредыдущаяСтр 95 из 95
Корректоры Л. И. Ганина, К. В. Федорова Оформление художника А.В. Лебедева Оригинал-макет выполнен О.В. Белынской Выпускающие редакторы Н.А. Лалаян, Г.А. Полякова
Лицензия № 071252 от 04.01.96. Подписано в печать 2.03.98 Формат 70х100 1/16. Усл. печ. л. 48,75. Уч.-изд. л. 32,65 Доп. тираж 5000 экз. Заказ 1819
Издательство «Культура и спорт» Издательское объединение "ЮНИТИ" Генеральный директор В. Н. Закаидзе
123298, Москва, Тепличный пер., 6. Тел. (095) 194-00-15 Тел/факс (095) 194-00-14. E.mail: unity@orc.ru Отпечатано в ГУП ИПК "Ульяновский Дом печати" 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
1 Эвдемонизм — этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни. 2 См.: Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX в. - М., 1990. - С. 202.
1 Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С.292-293. 2 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.218-219. 1 Бердяев Н.А. Самопознание. — М., 1991. — С. 320—321. 1 Конформизм (от позднелат. conibnnis — подобный, сообразный) — приспособленчество, пассивное принятие существующих порядков, господствующих мнений, отсутствие собственных позиций.
1 Архетип (от греч.arche — начало и týpos — образ) — в аналитической психологии К. Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т. д.
2 Манкуртизм — социально-психологическое понятие, характеризующееся разложением системы ценностей, созданных и накопленных опытом предшествующих поколений, и пренебрежительным отношением к ним современных людей, потерявших историческое сознание (память).
1 Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 164. 1 Экзистенциализм (позднелат. exsistentia — существование) — философия существования. Направление в философии, возникшее в начале XX в. 1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика 1994. — С. 32. 2 Там же. С. 55. 3Упанишады (санскр. — сокровенное знание) — заключительная часть Вед, памятника древнеиндийской литературы. Упанишады являются основой всех ортодоксальных (принимающих авторитет Вед) религиозно-философских систем Индии. 4 Будда (санскр. букв. — просветленный) — имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме Шахья Муни (623—544 до н. э.) 5 Заратустра (Зороастр) (V—1-я пол. VI вв.) —'пророк и реформатор древнеиранской религии. Для его религии характерен дуализм добра и зла, человеку вменялось вести праведный образ. 1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. — М., 1994. — С. 67.
1 Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение) — сочетание разнообразных воззрений. 1 Об описании других этапов см.: Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства Изд-во МГУ, 1982. - С. 10-12.
1 См.: Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. — Тверь, 1993. — С 11— 12. 1 От греч. petros — камень и gliphe — резьба,' то же, что наскальные изображения.
1 От terra mama — жирная земля.
2 Ямная культура эпохи энеолита (2-я пол. Ill — нач. II тыс. до н.э.) в степях Восточной Европы. Названа по устройству могильных ям под курганами.
3 От бретон. сгот—круг и lech — камень. 1 Мегалит — от греч. megas — большой и lithos— камень. 2 От бретон. dol—стол и men- камень. 3 См.: Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. — М., 1980. — С. 4 От бретон. men — камень и hir —.длинный.
1 Фрэзер Дж. Золотая ветвь — М.: Политиздат, 1983. 2 Токарев С.А. Ранние формы религии. — М., 1990. — С. 408.
1 Боас Ф. Ум первобытного человека. — М. — Л., 1926. — С. 64 1 Иероглиф — рисуночное символическое письмо - важнейшая составная часть культуры Древнего Египта.
1 Первым древнеегипетские надписи расшифровал французский ученый Ж.Ф. Шампольон (1790-1832), основатель египтологии. 1 Мусейон — от греч. nwseion — храм муз.
1 Идеографическое письмо (от греч. idea — идея, образ и grafho — пишу) — принцип письма, использующий идеограммы—письменные условные знаки, соответствующие сути изображаемого слова. Так, глаз обозначал слова "видеть", "смотреть", нога — слова "ходить" или "стоять" и пр.
1 Традиция ошибочно связывает сооружение висячих садов с именем ассирийской царицы Семирамиды (IX в. до н.э.), тогда как сады созданы при Навуходоносоре II в VI в. до н.э. 1 Кинжалов Р.В., Луконин В.Г. Памятники культуры Сасанидского Ирана. — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, I960. — С. 9. 1 Дравидская мифология — мифология населяющих Индию дравидских народов (тамилов, малаяльцев, телугу и др.). Подробнее см.: Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1980. T.I. — С. 393 — 394. 1 Санскрит (букв. очищенный, обработанный) — один из основных древнеиндийских языков. Отличался строго нормализованной и унифицированной грамматикой. Ученый брахман (жрец) Панини, живший в V—IV вв. до н.э., создал первую в Индии нормативную грамматику санскрита. 1 Нирвана — центральное понятие джайнизма и буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих устремлений.
1 Ступа — санскр. букв. куча земли, камней. 1 Васильев Л. С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае//Китай: традиции и современность. — М., 1976. — С. 68—70. 2 См.: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. — М.: Республика, 1996. — С. 148. 1 Ахейцы — одно из основных греческих племен в Фессалии (Северная Греция). 1 Политеизм (от поли...и греч. theos — бог) — многобожие, вера во многих богов. 2 В греческой мифологии — дочери Зевса и Мнемосины, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мелъпомена— трагедии, ^Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимнш — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии. 1 Агонистика (греч. agon — борьба) — стремление к успеху в спорте, музыке; поэзии и т. д. 1 Сафо приписывают воспевание лесбийской любви. 2 Понятие «эзопов язык» вошло в нашу речь и означает завуалированное высказывание. Создателя басенного жанра Эзопа легенды рисуют хромым рабом, юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы. 1 Софисты — от греч. sophistes — искусник, мудрец, лжемудрец. 1 Гетера (от греч. hetaira — подруга, любовница) — в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. 2 Скульптура Поликлета "Дорифор" настолько поразила современников гармонией пропорций, что была признана каноном идеального телосложения. В сохранившихся фрагментах сочинения "Канон" Поликлет вывел цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела. 1 Киники (от греч. kynosaiges — Киносарг, холм в Афинах, где основатель школы Антисфен занимался с учениками) высшим благом признавали духовную свободу человека. 2 Гедонисты (от греч. hedone — удовольствие) высшим.благом считали наслаждение. 1 Выражение "черта Апеллеса" означает высокое совершенство, достигнутое упорным трудом. 1 Софокл «Антигона» 1 Это путешествие описано римским поэтом Вергилием в эпической поэме «Энеида» (30—19 до н.э.) 1 Гладиатор (от лат. gladius — меч) — рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями; обучались в специальных школах. 1 От лат. res publica — букв. общественное дело. 2 От греч. ekiektikos — выбирающий. Механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов и т.п. 1 Базилика (от греч basilike — царский дом) — прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части. 1 Евангелия (от греч. euangelion — благая весть) — раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Авторы Евангелий — апостолы или их ученики. Время написания — 2-я пол. ib. — нач. II в. н.э. 1 Катакомбы (лат. coemetena — кладбище) — подземные искусственного или естественного происхождения сооружения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев. 1 Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. — М.: Наука и религия, 1992. 1 Леля — богиня незамужних девушек, богиня весны. Ее имя встречается в словах, связанных с детством: «ляля», «лялька», «лелеять». 2 Космогония — от греч. слов «космос» — мир, Вселенная, «гонеа» — рождение. 1 Русские Веды. — М.: Наука и религия, 1992. — С. 8—11. 1 Открытие Индии. — М., 1987. — С. 54—55; Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). — М.: Инсан, 1992. — С. 90. 2 Русские Веды. С. 8. 3 Упанишады. Т.Н. - М.: Наука, 1992. - С. 39. 1 Монотеизм — система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. 2 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 110. 3 Манизм (от лат. Manes) – душа умерших предков. 1 Хрестоматия по истории России. В 4 т. Т 1. — М.: МИРОС-МЮ, 1994. — С 17. 2 Сквозь века. — М.: Знание, 1986 — С. 15 — 24. 1 Хрестоматия по истории России. С. 20—22. 2 Древнерусская литература: Книга для чтения. — М.: Школа-Пресс, 1993. — С. 21-22. 1 Скифов-сколотов не следует путать с их южными соседями — ираноязычными скифами-кочевниками Крыма и Северного Кавказа. 1 Массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. 2 Архантроп (от греч. archaios — древний и ап1гбро&-человек) — обобщенное название древнейших ископаемых людей (питекантропы, синантропы, неандертальцы и др.). 1 Топоним (греч. topos — место) — географическое название. 2 От индейского слова «эскимантьик» — поедающий сырое мясо. 1 Основатель английской колонии в Северной Америке (Пенсильвании). 2 Американский просветитель и государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации Независимости и Конституции США. 1 Изогнутая деревянная палица. 2 Военный трофей в виде кожи, снятой с головы вместе с волосами. 1 Религиозные традиции мира. В 2 т. Т 1. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 274. 2 Эманация (позднелат. emanatio) — истечение, исхождение — переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое — Бог) к низшим, менее совершенным. 1 Шаман — от эвенкийск. шамаан, саман — возбужденный, исступленный человек. 2 Лабораторные исследования показали, что барабанный бой, звуки трещотки вызывают изменения состояния центральной нервной системы; ритмическая стимуляция воздействует на активность обычно бездействующих областей мозга, а продолжительный танец способствует выбросу большого количества энергии. Все вместе это приводит к экстатическому состоянию — трансу. 1 Тотем — на яз. оджибве от отем — его род. 2 Североамериканские индейцы создали целую религию — пейотизм (мескализм). Сходный культ у индейцев пуэбло был связан с дурманом (толоаче). За ним каждый год после предварительного очищения (поста, бани и т.п.) в пустыню отправлялись целые экспедиции. Иногда дурман и кактус заменялись водой зеленого табака. 1 Связано это с тем, что в «другой реальности» форма не играет решающей роли. Там сохраняется родство людей и животных, и они по-прежнему понимают друг друга. 1 Под харизмой (от греч. charisma — милость, божественный дар) понималась способность, дарованная духом, к пророчеству, учительству, совершению чудес, исцелению и т.п.
1 Филиокве (от fllioque — и от сына) добавление, сделанное в VII в. западнохристианской (католической) церковью к христианскому «Символу веры» IV в. в догмате Троицы: об исхододении святого духа не только от Бога-Отца, но и от Сына. Православная церковь не приняла филиокве. 1 Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. 2-е изд. — М., 1984. — С. 182. 1 От итал. gotico — готский, по названию германского племени готов. 1 Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения//Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. — М.: Просвещение, 1969. — С. 82. 1 Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. — С. 61—62. 1 Капелла — католическая часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме. 2 Франциск Ассизский (1181—1226) — итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, в 1228 г. канонизирован. 1 См., например: Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры//Избранное. М., 1996. 1 В христианской церкви совокупность священнослужителей и церковнослужителей; то же, что духовенство. 1 Маньеризм (от итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — программное стремление выражать субъективную, внутреннюю идею художественного образа, рождающегося в душе художника. 1 Лозинский С.Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986. — С. 226—227. 1 Поэт Ганс Сакс фигурирует в опере Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». 1 Название группы произошло от одноименного созвездия, состоящего из семи звезд. 1 Реконкиста — отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в VIII--XV вв территорий, захваченных арабами. 1 Гардарика — скандинавское название Руси, означающее "страна городов". 1 См. Хрестоматия по истории России. В 4 т. — М.: МИРОС-МЮ, 1994. Т. I. — С. 39. 1 Игумен Иоанн Экономнее. Православие. Византия. Россия: Сб. ст. — М.: Христианская литература, 1992. - С. 37. 1 Триодь (от грвч. triodion) — православная богослужебная книга, содержащая песнопения и молитвы, приурочиваемые к определенным датам. 1 Апокриф (греч. apokiyphos — тайный, сокровенный) — произведение иудейской и раннехристианской литературы, не включенное в библейский канон. 2 Патерик (от греч. pater— отец) — в православии сборник жизнеописаний отцов церкви, монахов, признанных священными.
1 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М, 1982 — С 53. 1 Слово о полку Игореве и его время. – М.: Наука, 1985. – С.21. 2 Павленко Н.И. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 г. — М.: Просвещение, 1989. С. 93. 1 Потир (греч.ро1ег — чаша, кубок) — сосуд для освящения вина или принятия причастия. 2 Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. 1 Русское прикладное искусство XIII — начала XX в. Из собр. Государственного Владимире-Суздальского музея-заповедника. — М.: Советская Россия, 1982. — С. 14—15. Илл. № 1—5. 1 Род многоствольной флейты. 1 Включен в список Всемирного наследия. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия.Ратифицировали Конвенцию 123 страны, в том числе и Россия. В списке Всемирного наследия 358 объектов из 80 стран. 1 Пилястра (от лат. pila — столб) — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части и пропорции, что и колонна. Служит для членения плоскости стены. 1 Флоренский П.А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994. — С. 68. 2 Деисус — искаженное греческое слово "деисис" — моление. Известны деисусы оплечные (по плечи), поясные (по пояс) и во весь рост. Наиболее древними в иконописи являются оплечные деисусы из трех фигур. 1 Известняк, привозимый из подмосковного села Мячково. 1 В настоящее время в Андрониковом монастыре создан музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. 1 Уния (церк.) — объединение православной и католической церкви с признанием главенства папы римского при сохранении своих обрядов и богослужений. 1 Опасаясь опалы, Андрей Курбский в 1563 г. бежал в Литву. 2 Часослов — церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и другие тексты богослужения. 3 Псалтырь — сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий Завет. 1 «Апостол» — богослужебная книга, включающая почти весь Новый Завет, за исключением Евангелий. 2 Терракота — неглазурованное керамическое изделие, в основном красно-коричневого и кремового цвета. 1 Восьмерик — в русской архитектуре восьмиугольное в плане сооружение или его часть.
1 Акафист — хвалебное песнопение православной церкви в честь Богородицы, Иисуса Христа и святых. 1 Ныне Стамбул 1 Колоны (лат. coloni) — одна из категорий зависимых крестьян. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С. 122. 1 Канон (греч. kanon — правило) — вид религиозного гимна; состоит из 9 «песней». 1 Нынешний купол, реконструированный в 989 г. после землятрясения армянским архитектором Трдатом, меньше первоначального. 2 «Хвала Господу, который удостоил меня чести создать такое творение. О, Соломон, я победил тебя!» — воскликнул император Юстиниан, открывая 27 декабря 537 г. храм Софии. 1 Ныне Салоники 1 Мелос (греч. melos) — напев, мелодия, собственно музыкальная сторона песни. 1 Слово «Суда» до XX в. принималось за имя автора и читалось как Свида; теперь полагают, что Суда обозначает «оплот», «твердыню» (знаний). 1 Ислам (араб. букв. покорность) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом). 1 В русском языке встречаются также варианты написания имени пророка — Магомет и близкий к арабскому произношению — Мухаммад. 2 Мусульманская теократия во главе с халифом — верховным правителем, соединившим духовную и светскую власть. 1 Суннизм — одно из основных направлений в исламе Наряду с Кораном признает Сунну (Связанное Предание) Не признает возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда и особого права Алидов (потомков Али) на имамат 2 Шиизм — одно из двух основных направлений в исламе Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов — Алидов
1 Родионов М. Голубая бусина на медной ладони. — М, 1988 — С. 40. 1 Хаджж — паломничество мусульман для совершения жертвоприношения в праздник Курбан-байрам. Одна из основных обязанностей мусульманина. 1 Шариат (от араб. шариа, букв. надлежащий путь) — важнейшая часть мусульманского права, его источник. Излагает общие положения Корана и Сунны, касающиеся поведения верующих мусульман. 1 Родионов М. Голубая бусина. С. 79. 2 Джинн (араб, букв. дух), по Корану — фантастическое существо из "чистого" (бездымного) огня, сотворенное Аллахом. 1 На санскрите понятию философия соответствует слово «даршана», что буквально означает взгляд, видение. 1 От греч. panegyrihos logos — похвальная публичная речь; литературный жанр, восхваляющий божество или власть. 1 Джизья (араб.) — подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения стран мусульманского Востока. 1 Газель (араб. газаль) — распространенный на Востоке вид лирического стихотворения, состоящего из двустиший и связанного единой рифмой. 1 От позднелат. praecessio — движение вперед. 1 В Европе этот процесс открыли в 1863 г. Мартен и Сименс. 1 Пантеизм (от пан... и греч. theos — бог) — религиозное и философское учения, отождествляющие бога и мировое целое. 1 Современная китайская живопись водяными красками на шелковых и бумажных свитках называется гохуа (кит. — национальная живопись). 1 Несторианство — течение в христианстве, основанное Константинопольским патриархом Несторием в Византии в 428—431 гг. и утверждавшее, что Христос, рожденный человеком, лишь впоследствии стал сыном божьим (мессией). Осуждено как ересь на Эфесском Соборе 431 г. Пользовалось влиянием до XIIT в. в Иране и от Средней Азии до Китая. 1 Микадо (япон.букв. величественные врата) — титул императора Японии. 1 Акутагава Рюноекэ. Паутинка. Новеллы. — М.: Правда, 1987. — С. 226—227. 1 Светлов Г. (Г.Е.Комаровский). Колыбель японской цивилизации: Пара. История, религия, культура. — М.: Искусство, 1994. — С. 113. 1 Катакана — система, используемая для записи заимствованных слов, применяется с VIII в. 1 Ноо (но, ногаку) — один из жанров традиционного театра Японии. 1 Кабуки — от японск. "мастерство музыки и танца". 1 Гейши - профессиональные танцовщицы, певицы, музыкантши, развлекающие посетителей чайных домиков или гостей на приемах. 1 Сельва — густой, труднопроходимый тропический лес из саподельи, сейбы, кедра, каучукового дерева, различных пальм и проч., густо переплетенных лианами. 2 Существуют различные способы транслитерации термина, который обозначает особую культурно-географическую область, впервые выделенную мексиканским ученым П. Кирхгофом на основе ряда общих черт культуры; включает 2/3 материковой Мексики, Гватемалу, Белиз, Сальвадор, частично Гондурас, Никарагуа, Коста-Рику; в научной литературе получила название зоны высоких цивилизаций 3 Озерные огороды, плавучие сады. На плетенку из тростника, водяных лилий и водорослей ежегодно набрасывали слой земли, ила и сажали овощи; под новыми слоями земли плоты оседали в воду и становились островами. 1 Ольмеки (от ацтекс. олли) — каучук, дословно «люди с земли резиновых деревьев». 1 Их окружность в среднем равна б м 58 см, а высота — 2,5 м. 2 Ольмеки, как и все культуры Мезоамерики, не знали колеса, тягловых и вьючных животных. 3 Земляные насыпи, курганы. 1 Игра в мяч, сопровождаемая танцами, упоминается в "Одиссее" Гомера. 1 «Дымящееся Зеркало» — вечно юный бог карающего правосудия, ночи и судьбы. 2 «Оперенный Змей» — бог ветра, воздуха, покровитель знания и жрецов. 3 «Колибри-слева» — бог войны; назван так потому, что считалось, будто души храбрых воинов превращались в колибри. 1 Для сравнения в конце XIX в. такой была численность жителей городов Риги, Вильнюса, Харькова, Тифлиса. 2 В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Ратифицировали Конвенцию 123 страны-участницы, в том числе и Россия. Город Теотиуакан включен в список Всемирного наследия (358 объектов из 80 стран). 3 Название дали ацтеки в XIV в. Впервые увидев покрытые землей и растительностью пирамиды, они приняли их за могилы. 4 По форме и функциональному назначению пирамиды отличались от египетских пирамид. Они служили не усыпальницами, а использовались для проведения религиозных ритуалов. 1 Мифическая гора — источник пищи, дождя, семян, изобилия. 1 Каараска Д. Религии Мезоамерики//Религиозные традиции мира — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 146. 2 На языке науатль — «место тростника»; существовал с IX по XII вв. н.э. 3 Длительное время считалось, что Теотиуакан был столицей тольтеков, но после систематических археологических раскопок Тулы (штат Идальго) выяснилось, что именно она была их главным городом. 1 См.: Испанская версия М. Леона Порткльи//Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. Знание,1985. — С. 134
1 Флорентийский кодексу/Религиозные традиции мира. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 146—161. 2 Название года рождения входило в имена тольтеков. 3 Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. — М., 1985. — С 123—124 1 Анналы Теночтитлана//Религиозные традиции мира. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 147. 2 Испанская версия М. Леона Т1ортилъи//Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. — М.: Знание, 1985. — С. 124. 3 Интересно, что все крупные события в жизни Кетцалькоатля происходили именно в этот год (рождение, приход к власти, смерть). В этом же году на американскую землю высадились испанские конкистадоры во главе с Кортесом, которого приняли за возвратившегося Кетцалькоатля. 1 Oт слова «альмехенооб», букв. «те, кто имеет оба имени»: по отцу и по матери. Мужчины простого происхождения носили только имя отца, а дочери — только матери; кроме этого, каждый человек имел имя, данное ему при рождении, и имя, характеризующее его внешний вид (прозвище). 1 Черная краска символизировала скорбь и использовалась в трауре. Синей краской натирались тела жертв. 1 По современньм данньм, год длится 365, 242198 дней. 1 Название города придумали археологи, переведя на язык майя слою «раскрашенные стены». 2 В этом учебнике принято написание «ацтеки», хотя ближе к транскрипции «астеки», т.е. «люди из Астлана». 3 Орел, сидящий на вершине кактуса и пожирающий змею, был затем изображен на гербе ацтеков и на гербе современной Мексики. 1 Конкистадоры — испанские авантюристы, отправлявшиеся в Америку после ее открытия для завоевания новых земель. 2 Чистоплотность была правилом жизни ацтеков: они совершали обязательные ежедневные омовения: муж имел право наказать жену, которая не приготовила ему теплой воды для купания ко времени его возвращения; к тому же после каждого приема пищи ацтеки чистили зубы зубными щетками. 1 Население средневековых столиц, например Лондона, составляло около 200 тыс. человек. 1 Правильнее Мокгекусома. Получившая распространение транслитерация "Монтесума" связана с неправильным прочтением имени, имевшим место в романе Р. Хаггарда «Дочь Моктесумы». 1 Флорентийский кодексу/Религиозные традиции мира. — М.: Крон-Пресс,1996. — С. 181. 1 Примером является великий каменный календарь, высеченный около 1502 г.: в центре изображен бог солнца текущего века, окруженный четырьмя мифическими датами - символами предыдущих эпох творения и разрушения. Центральное ядро камня окружают знаки двадцати дней, остроконечные звездные лучи выходят за пределы звездного пояса, а обрамляют календарь два небесных змея — символы беспощадного времени. 2 Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Т. I. — Л.—М., 1957. — С. 118. 1 Флорентийский кодекс//Портилья Л. Философия нагуa. — М.: Иностранная литература, 1961. С. 246 1 Область Центральных Анд включает почти всю территорию нынешних Перу, Боливии (за исключением восточных тропических районов), южную часть Эквадора, север Чили и северо-запад Аргентины. Она распадается на три географические зоны: прибрежную (пустыня, пересекаемая в некоторых местах реками, в долинах которых возникают основные культуры доинкской эпохи), горную (в бассейнах рек которой обитало большинство индейского населения Центральных Анд) и Восточные Анды с прилегающими к ней низменностями —Монтанья (мир первобытных культур). 2 В эту территорию входили земли, расположенные между Мезоамерикой и Центральными Андами. 1 Петроглифы (от rpeч.petrós — камень и gluphe — резьба) — древние изображения на стенах пещер, на скалах, камнях, выполненные краской, резьбой, рельефом. 1 Древние перуанские жрецы знали и гончарный круг, и даже токарный станок, но считали кощунством их применение для изготовления предметов повседневного обихода. Эти приспособления использовались только для производства парадных ритуальных сосудов и культовых каменных предметов. 1 Полихромия — многоцветность произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры. 1 Пончо — короткий плащ из прямоугольного куска ткани с отверстием для головы посередине. 2 Особый вид плота под парусами. 1 Геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. 1 Термин «инка», образованный от слова «солнце», на языке индейцев кечуа означает название государства; его жителей; титул их верховного правителя. 1 Дорога такой длины могла бы пересечь весь Европейский континент, начинаясь от Атлантического побережья и заканчиваясь на западе Сибири. 2 Стингл М. Государство инков. — М.: Прогресс, 1986. — С. 347. 1 Кант И. Соч. В 6 т. - М„ 1963-1966. Т. VI. - С. 27. 2 Деизм (от лат. деиз — бог) — форма веры, возникшая в эпоху Просвещения и признающая, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия. 1 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.:Политиздат, 1991. — С. 343. 1 Левиафан (др.-евр. — изогнутая, скрученная змея) — в книге Иова — крокодил, изображенный как сила природы, принижающая человека. 1 Составители «Энциклопедии» получили название энциклопедистов. 1 Пиэтет (от лат. pietas) — глубокое уважение к кому-либо или к чему-либо. 2 Цит по Гулыга А. Кант. — М.: Молодая гвардия. 1981. — С. 243. 1 Цит. по: Человек'. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.: Политиздат. 1991. — С. 373. 2 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. С. 390. 1 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. С. 416. 1 Стиль, распространившийся в Европе в 1600—1750 гг., которому присущи выразительность, пышность, динамика. 1 Комедия дель арте — итальянский импровизированный театр, комедия масок. Основные маски: «слуги» — Бригелла, Арлекин, Серветта, Пульчинелла; сатирические — старик-купец Панталоне, Капитан и др. 1 Вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух или более мелодий. 1 Подробнее см.: Философский энциклопедический словарь. —М.: Советская энциклопедия, 1983. - С.780. 1 Всемирная история. Т. VI. — М., 1959. — С. 626. 1 Бурбоны — королевская династия во Франции в 1589—1792, 1814—1815, 1815—1830 гг. Лилия королевский и государственный герб Франции в период Средневековья. 1 Театр открыт в 1876 г. С 1882 г. функционирует во время ежегодных Байрёйтских фестивалей. 1 Опера-сериа (итал. opera seria — серьезная опера) — жанр итальянской оперы, сложившийся в начале XVIII в. Для этого жанра типично господство историко-мифологического и легендарно-сказочных сюжетов и ярко выраженное разделение функций слова и собственно музыки. 2 Опера-буффа (итал. opera buffa — комическая опера) — итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е г. XVIII в. Для этого жанра характерны небольшие масштабы, 2—3 действующих лица, веселая буффонада, подвижность действия, пародия, яркая, живая жанровая мелодика, ясность стиля, а также речитатив, а не разговорные диалоги. 1 Бельканто (итал. bel canto — прекрасное пение) — вокальный стиль, возникший в Италии в XVII в., отличающийся певучестью, легкостью, красотой звучания, виртуозностью колоратуры. 1 Способ печати, разработанный в 1798 г. Основан на принципе отделения жира от воды. Рисунок выполняется жирным мелком на абсорбирующей поверхности камня, которая затем смачивается. Мокрый камень отторгает жирную краску, нанесенную на его поверхность, и мел ее впитывает, так что рисунок можно печатать. 1 Пленэр (фран. plein air, букв. — открытый воздух) — в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. 1 Офорт (от франц. азотная кислота) — вид гравюры, где рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение запоняется краской и оттискивается на бумагу. 1 Инверсия (от лат. перестановка) — изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение. 1 Миракль (от франц. miracle, от лат. rniraculun — чудо) —жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, в основе сюжета которой «чудо», совершаемое святым или девой Марией. 1 Цит. по кн.: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III. — М.: Искусство, 1993. — С. 6.
1 Секуляризация — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви. 2 Азбуковники — толковые словари или справочники учебного характера, в которых термины размещались в алфавитном порядке. 1 Церковный раскол возник в результате проведенной патриархом Никоном (1605—1681) церковной реформы, унифицировавшей все церковные обряды по греческому чину (образцу). У реформы оказалось много противников, требовавших возврата к старым традициям, названных старообрядцами. 1 Другие названия — «нарышкинское барокко», «русское барокко». Барокко (от итал. странный, причудливый) — направление в литературе и искусстве в XVI — начале XVII вв., которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. 1 Парсуна (искаженное слово «персона») — условное наименование портретной живописи XVI — XVII вв., сочетающей приемы иконописи с правдивой передачей индивидуальных особенностей изображаемого. 1 Знаменное пение — одноголосое пение. 2 Партесное пение — многоголосое пение. 1 Сентиментализм (от франц. чувство) — направление в литературе и искусстве в конце XVIII — начале XIX вв., провозглашающее культ чувств и природы. 1 Дома расположены вдоль тротуаров, а не в глубине усадеб, как было прежде. 1 Эрмитаж (от франц. ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественно-исторических музеев. Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754—1762, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764—1767, архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771— 1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839—1852, архитектор Л. фон Кденце), Эрмитажный театр (1783—1787, архитектор Дж. Кваренги). 1 О русском сентиментализме см. гл. 24. 1 Ампир (от фр. empire, букв. — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве, первоначально сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества. 1 Оперу Даргомыжский не успел завершить: первую картину дописал Ц.А. Кюи, инструментовал оперу Н.А. Римский-Корсаков. 1 На средства К.Т. Солдатенкова построена также бесплатная больница (ныне клиническая больница им. С.П. Боткина). 1 Цит. по: Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина М.З. Культура России IX—XX вв. Уч. пособие. — М.: Простор, 1996. — С. 205. 1 Импрессионизм (от франц. imhression — впечатление). Сложился во французской живописи 60— 70 гг. XIX в. Подробнее см. гл. 23. 2 Модерн (от франц. moderne — новейший современный) — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — началаXX вв. 1 Футуризм (от лат. futurum будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 гг. 1 Супрематизм (от лат. supremus — наивысший). Разновидность абстрактного искусства: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже наложенные на плоскость объемные формы.
1 Пуритане — последователи кальвинизма в Англии в XVI—XVII вв., выступавшие за углубление реформации. 1 Трансцендентальный (от лат. — перешагивающий, выходящий за пределы) – в данном случае отход от единой трактовки христианства. 1 Фронтир — понятие, обозначающее эпоху освоения свободных земель в США. 2 Пенталогия— пятитомник. 1 Аболиционизм (отмена, уничтожение) — в данном случае за отмену рабства негров в южных штатах США. 2 Тему этого памфлета Торо дал его отказ платить налоги — он выступает в защиту мирного неподчинения несправедливым законам. Памфлет оказал большое влияние даже на умы людей в XX в. 1 Небоскреб — здание настолько высокое, что кажется, что оно «скребет небо». Небоскребы начали строить в 1868 г. в США, так как цены на землю были очень высокие, а геологические показатели позволили использовать такое строительство. В Чикаго в 1883—1885 г. было построено одно из первых высоких зданий — Хауминшуренс-билдинг — десятиэтажное здание с металлическим каркасом. 1 Этатизм (от франц. etat —государство) — политика государственного вмешательства в экономическую жизнь. 1 Бердяев Н.А. Новое средневековье//Вестник высшей школы, 1991. № 3—4. 1 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.— М.,1992. — С.433. 2 Ленин В.И. Пот. собр. соч. Т. 32. С. 318. 3 Введением культурологию—М.: Владос, 1995. — С. 282. 1 Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества. 2 См.: Гвардини Р. Конец Нового времени//Вопросы философии. 1990, № 4. 1 От франц. dadaisme, от dada — конек, деревенская лошадка, детский лепет. Авангардистское направление, зародившееся в Швейцарии (А. Бретон, М. Дюшан, Т. Тзара — автор термина «дадаизм» и др). 2 От франц. surrealisme — сверхреализм. Направление, провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (инстинкты, сновидения и др.). 1 Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — искусство толкования текстов (классической древности. Библии и др.).
1 Аллюзия — от лат. allusio — шутка, намек. 1 Врачи отмечают рост расстройства по этой причине слухового аппарата у молодых людей. 1 Атональность — отсутствие тональности, в музыке нет определенного тонального (ладового) центра. 2 Додекафония — вид композиторской техники XX в., когда музыкальная ткань выводится из двенадцати звучных серий. 1 Во второй половине 20-х гг. деятельность Пролеткульта ослабла, а в 1932 г. он был упразднен. 1 От фр. maiginal, лат. margo — край, граница. Человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы. 1 Имажинизм (от аист. image — образ) — литературное направление, утверждавшее примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей.
1 А.И. Солженицын — лауреат Нобелевской премии 1970 г. В лекции на церемонии вручения премии он сказал: «Спасение человечества должно стать долгом каждого; только тогда оно возможно». 1 От греч. pragma — дело, действие. Философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. 1 От лат. persona — личность. Философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью. 2 Фидеизм (от лат. fidis — вера) — религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. 1 От греч. baptizo — погружать, крестить в воде. Баптисты не признают таинства; крещение совершают над взрослыми. 2 Отделение цветного населения от белых и поселение его в специально отведенных районах. 1 Декаданс (от фр. decadence) — упадок, вырождение, разложение культуры. 1 Сведение сложного к более простому. 2 Эскейпизм (от англ. escape — бежать, спастись) — стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий. 1 Направление в искусстве, отказывающееся от изображения реального. 2 Разновидность абстрактного искусства. 3 Направление, считающее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. 1 От англ. pop-art, сокр. от popular art — общедоступное искусство. Date: 2015-09-03; view: 364; Нарушение авторских прав |