Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая половина XIX в





Образование

 

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на достижения предшествующего времени. Проникновение капиталистических элементов в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. В общественно-политические процессы втягивались новые социальные слои общества. Царское правительство, провозгласившее «теорию официальной народности», основанную на триаде — самодержавие, православие и народность, активно боролось с проявлениями передовой мысли в литературе, театре, живописи, философии. Политика просвещения имела отчетливо классовый характер. Крепостной строй тормозил широкое просвещение народа и не давал возможности пользоваться культурными достижениями всему населению. Культурные потребности дворянства были иными, чем крестьянства, которое формировало собственные культурные традиции. Свободный доступ к образованию в начале XIX в. имели лишь привилегированные слои населения. Однако самодержавие в условиях становления капиталистического уклада вынуждено было расширять сферу образования. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения для организации и управления просветительскими учреждениями. В начале XIX в. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение — Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском Селе, Ярославле и Нежине. В 1829 г. был восстановлен Главный педагогический институт, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и университетов.

И все-таки численность студентов к середине XIX в. достигла всего 4 тыс. чел. К 1855 г. число гимназий за 25 лет увеличилось в 2,5 раза и составило 78, уездных училищ — 439. Количество приходских школ возросло на 288. Произошли изменения в социальном составе образованных людей, заметно усилился разночинный слой.

Научные открытия

В условиях становления капиталистического уклада и начавшегося промышленного переворота все большее значение приобрели научные открытия, имевшие теоретическое и прикладное значение.

Великий русский математик Н.И. Лобачевский (1793—1856) создал теорию неевклидовой геометрии, над которой безуспешно в течение почти двух тысяч лет работали ученые всего мира. Он обнаружил возможность другой геометрии, отличавшейся от классической, евклидовой. Опубликованная в журнале «Казанский вестник» геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию со дня рождения великого ученого пришло широкое признание его трудов: была учреждена международная премия его имени, в Казани, где он провел большую часть жизни, установлен памятник. К математической физике, аналитической механике, теории чисел, теории вероятности относятся основные труды М.В. Остроградского (1801—1861).

Физик Б.С. Якоби (1801—1874) — изобретатель в области электротехники — сконструировал несколько электродвигателей. Совместно с Э.Х. Ленцем исследовал электромагниты, предложив методику их расчета.

Один из первых российских электротехников В.В. Петров (1761—1834) создал ряд физических приборов, раньше европейских ученых открыл явление светового и теплового действия электричества (вошедшее в науку как вольтова дуга) и этим положил начало применению электроэнергии на практике.

Инженер П.Д. Шиллинг (1786—1837) в 1832 г. раньше американского изобретателя С. Морзе (1791—1872) создал записывающий электромагнитный телеграф.

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833—1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

Инженер-металлург П.П. Аносов (1799—1851) на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали. Металлург П.М. Обухов (1820—1869) — основатель сталелитейного производства и применения литой стали для изготовления пушечных стволов.

Развитие географической и исторической наук

Велик вклад русских путешественников в развитие географической науки. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием Н.Ф. Крузенштерна (1770— 1846) и Ю.Ф. Лисянского (1773-1837) в 1803-1806 гг. прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин,, полуострова Камчатка.

В 1819—1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузен (1778—1852) и М.П. Лазарев (1788— 1851) возглавили кругосветную экспедицию, открывшую Антарктиду и многочисленные острова. Путешествия Г.И. Невельского, Е.В. Путятина (1804— 1883), В.М. Головнина (1776-1831), О.Е. Коцебу (1788-1846), Ф.П. Литке (1797—1882) дали науке богатейшие сведения об островах Тихого океана, Аляске, Сахалине, островах Ледовитого океана, побережье Кореи и т.д. Русское географическое общество, учрежденное в 1845 г., стало центром изучения территории и морей России.


Созданное при Московском университете Общество истории и древностей российских начало поиски и сбор памятников древнерусской культуры. В 1800 г. был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве».

В 1818г. тиражом 3 тыс. экземпляров вышли в свет восемь томов написанной на основе огромного фактического архивного материала «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (1766—1826). Тираж разошелся в два месяца. Следующие тома 9—11 были опубликованы в 1821—1824 гг. а 12-й том был опубликован в 1829 г., после смерти автора. Основу исторической концепции Карамзина, развитой им в «Истории», составляет убеждение, что органически присущей России формой государственного управления является самодержавие, что вызвало различные отклики и бурную полемику. Одни превозносили автора, другие порицали его, выступали с резкой критикой. Для нескольких поколений труд Карамзина был основным источником знаний об истории Древней Руси, которая, как писал А.С. Пушкин: казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом.

Материальным и моральным вознаграждением труда наиболее талантливых русских ученых было присуждение Петербургской Академией наук. Демидовской премии, начало которому было положено в 1831 г. Премии выдавались в 1832—1865 гг. за опубликованные труды по науке, технике, искусству. Демидовская премия считалась наиболее почитаемой научной наградой в России.

Литература

В первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Она являлась главной и, пожалуй, единственной областью,

где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходил в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм. Окончательно сложился реализм. В конце своего творчества к классицизму пришел поэт Г.Р. Державин. Виднейшим представителем сентиментализма являлся писатель и историк Н.М. Карамзин (повести «Бедная Лиза», «Наталья — дочь боярская»). Русский сентиментализм просуществовал недолго1.

А.С. Пушкин. Два автопортрета

Героические события войны 1812 г. способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В.А. Жуковский (1783—1852). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады «Людмила», «Светлана»). Другое направление — гражданский, революционный романтизм проявился в творчестве К.Ф. Рылеева (1795—1826). Его лирика, исторические «Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко» насыщены политическими ассоциациями. Оды, поэмы К. Кюхельбекера (1797—1846) звали к борьбе с самодержавно-крепостническими порядками.


Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Основоположник русского реализма — гениальный А.С. Пушкин (1799—1837). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Пушкин явился родоначальником новой литературы, откликнувшись на вопросы, волновавшие общество, и отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. Он создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах «Евгений Онегин», первые произведения классической прозы «Повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», хронику обнищания крепостной деревни «История села Горюхина», историческую повесть «Капитанская дочка», исследование философских и нравственных проблем человечества — трагедию «Моцарт и Сальери», гениальное воплощение образа России как вставшего на дыбы всадника, удерживавшего ее железной уздой самодержца, — поэму «Медный всадник», лирические стихи — образцы лирики, освещенной идеями свободы, любви, патриотизма.

Он первым пришел к выводу, что истинная народность — это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А.С. Пушкин обратился к сокровищам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России. Н.В. Гоголь писал:

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему... В нем русская природа, русский язык, русский характер.

А.С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность — полноправное действующее лицо большой человеческой истории. Значение творчества А.С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрениях он принадлежит не только XIX в., не только России. В конце XX в. он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.

А.С. Пушкин ушел из жизни, имея наследника и продолжателя его общественно-литературного дела — М.Ю. Лермонтова (1814—1841), замечательного поэта и художника, который уже в 16 лет заявил о могучем таланте. В полную силу он выступил в 1837 г. со стихотворением «На смерть поэта», в котором резко обличал самодержавие и нравы придворной знати. Индивидуальному складу Лермонтова-поэта близок романтизм. Ранние его произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою. Его романтизму не свойственны созерцательность и инфантильность (поэмы «Мцыри», «Демон»). Его лирика насыщена настроениями протеста против несправедливости, скорби и сочувствия обездоленным и притесненным.


Реалистические элементы в творчестве М.Ю. Лермонтова усиливаются со второй половины 30-х гг. («Тамбовская казначейша», «Сашка»). Он уверенно шел к реализму, и роман «Герой нашего времени» с образом лишнего человека, утратившего смысл жизни, является зрелым реалистическим произведением, наполненным глубоким общественным и психологическим звучанием. Творчество Лермонтова, проникнутое фатализмом, выражает конфликт русского общества, который, по мысли поэта, приведет к трагедии.

К Н.В. Гоголю (1809—1852) пришли известность и слава после публикации цикла «малороссийских повестей» «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832), проникнутых лирическим романтизмом. Дальнейшие его повести, вошедшие в сборник «Арабески» («Портрет», «Невский проспект»), а также сборник повестей «Миргород», обозначали решительный поворот от лирического романтизма к реализму. Гоголь считал задачей художника извлекать «необыкновенное» из обыкновенного, но так, «чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина». В комедии «Ревизор» новаторский характер драматургии пьесы позволил воплотить в образах чиновников уездного города облик всей современной России.

Выход в свет первого тома «Мертвых душ» — романа-поэмы означал утверждение критического реализма в русской литературе. Это произведение Гоголь считал главным делом всей своей жизни. «Вся Русь отзовется в нем», — писал он. По мнению Н.В. Гоголя, писатель должен изображать «вседневное и действительное». Но он предупреждал, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен стремиться к творческому воплощению, помочь преобразованию жизни посредством искусства.

В повести «Шинель» Н.В. Гоголь выдвинул на первое место социальный вопрос, показав тяжелую, беспросветную, бессмысленную жизнь «маленького» человека в крепостнической России. Тема социальной разобщенности, одиночества человека получила трагическое воплощение. Писатель заклеймил самодержавно-крепостническую систему. Он показал нравственный облик современного ему общества с такой художественной, психологической силой, что гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

В 1847 г. была издана книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» — одно из самых полемических произведений русской литературы, вызвавшее противоречивые оценки современников и потомков. В этой книге получила выражение вера Гоголя в возможность наилучшего устройства России, в мессианскую роль России, основанную на верности идеалам православия.

В 40-50-е гг. XIX в. на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей. Это И.С. Тургенев (1818—1883), И.А. Гончаров (1812—1891), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889), А.Н. Островский (1823— 1886), поэты Н.А. Некрасов (1821—1878), Ф.И. Тютчев (1803—1873), А.А. Фета (1820—1892) и др. Протест против самодержавия и крепостничества, желание счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество. Пьесы А.Н. Островского («Не в свои сани не садись», «Не так живи как хочется», «Бедность не порок», «Гроза» и др.) явились продолжением традиций «натуральной школы» Н.В. Гоголя. Он впервые в русской литературе вывел на «свет божий» «темное царство» жестокой, невежественной, хищной и самодурствующей среды купечества, поставив ее перед судом читателя.

МузаН.А. Некрасова, «муза мести и печали», шла туда, «где трудно дышится, где горе слышится», и обязывала человека быть гражданином.

В замечательной плеяде русских писателей творчество Л.Н. Толстого (1828— 1910) и Ф. М. Достоевского (1821—1881) явилось закономерным продолжением и завершением духовного взлета, который делает русскую литературу XDC в. великой.

Театр

В начале века русский театр был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты.

Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1829) и «Ревизора» Н.В. Гоголя (1836) на сцене Малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин (1788—1863). Разработав свою реалистическую манеру игры, он создал обобщенные образы, обличавшие крепостнические порядки, самодурство, невежество и тупость дворянского, купеческого и чиновничьего быта. А.И. Герцен писал о Щепкине: «Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре», а о Малом театре — он был «высшей инстанцией для решения жизненных вопросов».

Изобразительное искусство

Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.

М.С. Щепкин в роли Чупруна («Москаль-чаривник» И.П, Котляревского). 1840.

С картины К.П. Брюллова (1799—1852) «Последний день Помпеи», являющейся ярким примером академической школы, начался расцвет русской живописи. Идейное содержание картины сложно. Автор стремился воплотить образ жестокого деспотизма, показать человека перед лицом величайшего испытания, перед лицом смерти.

В замечательных портретах современников художника О.А. Кипренского (1782—1836) отразилось влияние романтизма и.в то же время в них наглядны элементы реализма, взгляд на человека как на независимую личность.

А.Г. Венецианов (1780—1847) — первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты:

«Гумно», «Крестьянка, чешущая шерсть», «Крестьянка с грибами», «Помещица, занятая хозяйством». Поэтические, немного идеализированные образы крестьянской жизни неразрывно связаны в картинах Венецианова с передачей неброской красоты среднерусской природы. Произведения художника были по своему содержанию национальными, русскими, хотя не стали подлинно реалистическими.

Основоположником реализма в живописи стал П.А. Федотов (1815—1852)— создатель картин «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!», «Игрок» и др.

Над монументальным полотном «Явление Христа народу» АЛ. Иванов (1806— 1856) работал 20 лет, сделав 600 этюдов. Художник трактует евангельский сюжет как поворотное событие в истории человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Действительно, кратко смысл картины можно определить — человек в изменяющемся мире. Художник показал, что происходит с человеком в переломный момент жизни, когда меняются пророки и появляется надежда на избавление от зла.

Архитектура

Русская архитектура первых трех десятилетий XIX в. связана со стилем aмnup1, завершившим развитие классицизма. Ампир, как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и должен был как бы олицетворять могущество государства. Этот стиль проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова (1761—1811), А.Н. Воронихина (1750—1814), К.И. Росси (1775—1849), В.П. Стасова (1769—1848).

Адмиралтейство. Санкт-Петербург. Архитектор А.Д. Захаров

Характерная черта зодчества того времени — создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге, многие кварталы которого поражают удивительной гармонией и единством. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. На Невском проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по его проектам возведены Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске. По проекту А.А. Монферрана (1786—1858) создан Исаакиевский собор — самое высокое здание того времени в России.

После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва в традициях классицизма и ампира. Возглавлял комиссию для восстановления Москвы О.И. Бове (1784—1834) — представитель ампира. Так, возник крупный архитектурный ансамбль на Манежной площади со зданиями университета, перестроенного архитектором Д.И. Жилярди (1785—1845), и зданием Манежа (архитектор О.И. Бове). О.И. Бове была создана Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности, простоты и уюта.

Но затем на смену классицизма и ампира пришли различные эклектические течения, в том числе русско-византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К.А. Тона (1794 —1881) в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве как памятник победы русского народа в войне 1812 г.

По примеру новой и старой столиц преображались и другие города России. Архитектор А.И. Мельников (1784—1854), представитель позднего ампира, создал ансамбль полукруглой площади в Одессе. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю, торговые ряды в Ростове, кафедральный собор в Кишиневе, лицей в Ярославле. По проекту В.П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор.

Музыка

Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в. Композиторы А.А. Алябьев (1787 —1851), А.Е. Варламов (1801- 1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Титов (1800—1875) в первой половине XIX в. создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799—1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующуюся и поныне большой популярностью.

 

 

И.Е. Репин. М.И. Глинка в период сочинения

оперы «Руслан и Людмила»

 

Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804— 1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. Основу его стиля составила народная музыка, прежде всего русская. Глинка говорил:

Музыку создает народ, мы, композиторы, ее только аранжируем.

Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа. В опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») главным действующим лицом композитор сделал крестьянина, мужественного и самоотверженного патриота. В опере «Руслан и Людмила» он обратился к сценам из жизни Древней Руси и восточным сказкам.

Его симфонические произведения («Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» и др.) демонстрируют высочайшее мастерство композитора добиваться гармонии и синтезировать народные мелодии.

Огромно вокальное наследие М.И. Глинки: он написал около 80 произведений для голоса и фортепиано на слова А. Пушкина («Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне»), М.Ю. Лермонтова («Слышу ли голос твой»), В. Жуковского («Ночной смотр»), Е. Баратынского, Н. Кукольника и других поэтов.

Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский (1813— 1869). В первой его опере «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери») проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму — оперу «Русалка» (по одноименной поэме А.С. Пушкина), в которой в образе мельника отразил сочувствие к «маленькому» человеку.

Композитор обратился к новым приемам в музыкальном искусстве: работая над оперой «Каменный гость», он поставил задачу использовать полный текст литературного произведения и мелодизированный речитатив1. Обращаясь к драматическим формам выражения, Даргомыжский стремился к воплощению конкретного индивидуального образа, сложных душевных противоречий, постановке социальных проблем русской жизни (романсы «Мне грустно», «Я все еще его люблю», «И скучно и грустно», песни «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник» и др.).

Таким образом, в русском музыкальном искусстве к середине столетия утвердились русские, реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры. Ее передовые и художественные образы огромного звучания впитывались мировой культурой.

Просвещение






Date: 2015-09-03; view: 369; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию