Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха Палеологов





 

Династия Палеологов — последняя в истории Византийской империи. Этот новый и последний период истории искусств Византии условно называется Палеологовским Возрождением (1261 — 1453).

Начало кризиса феодализма и культуры

В XIII в. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204—1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя представляла собой мозаику из небольших государств. Этот период характеризуется спадом в развитии ее культуры.

Варварски уничтожались культурные ценности, происходила напряженная борьба византийских ученых о «латинянами». Поэтому в XIII—XIV вв. разрабатывались в основном богословские проблемы и отчасти исторические. Наиболее крупный историк этой эпохи — Никита Хониат, автор обширного исторического труда из 21 книги, охватывающего период с 1180 по 1206 гг. Труд содержит ценные сведения о четвертом крестовом походе и завоеваниях Византии крестоносцами и справедливую оценку «латинского» завоевания, оказавшегося губительным для Византии.

Из географических сочинений выделяют «Историю земли» и «Всеобщую географию», являющихся разделами общей работы богослова, историка и географа Никифора Влеммида (1197 или 1198—1272).

Начавшийся кризис феодализма в Византии в XIV—XV вв. усилил борьбу церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм захлестывает все отрасли науки, догматические рассуждения заполняют даже математические произведения. Из-за противодействия духовенства не был проведен в жизнь новый византийский календарь Никифора Григора (1295—1360). В то же время зарождение в византийских городах капиталистических элементов усиливает интерес к достижениям античной науки. Одним из первых в европейской литературе Максим Плануд (1260—1310) указал на индийское происхождение так называемой арабской системы цифр, чему он посвятил работу «Счетное искусство по индийскому образцу». Эта система уже была известна в Византии.

Математика была хорошо развита в этой стране, о чем свидетельствуют сочинения по геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии. Николай Артабасд Рабд (XIV в.) в своих математических письмах охарактеризовал византийскую систему счета на пальцах. В работах по астрономии учитывались достижения арабских ученых.

Появляются элементы гуманистического мировоззрения, особенно ярко выраженного в творчестве виднейшего византийского философа и ученого XV в. Георгия Темиста Шифона (1355—1452). Он ставит задачу перед наукой понять и объяснить природу как человека, так и систему Вселенной, частью которой является человек.

Медицинская наука на этом этапе включает анатомию, физиологию, фармакологию. Здесь, а также в области медицинского инструментария начинают использоваться достижения арабов. На медицинском факультете Парижского университета вплоть до XVII в. применялось руководство по фармакопее, составленное в XIII в. византийским врачом Николаем Мирепзосом.

Исторические труды этого периода отражали интересы различных религиозно-политических группировок в среде господствующего класса Византии.

Развитие византийской науки затормозило турецкое завоевание 1453 г., уничтожившее ростки капитализма и повернувшее общественный строй государства вспять. В связи с внешнеполитическими неудачами в византийской философии в XIII—XV вв. усиливаются мистические течения. Поздневизан-тийскую философскую мистику представляли Григорий Синаит (рубеж XIII и XIV вв.), Николай Кавасила (XIV в.), Григорий Полома (ок. 1297—1360). У них были противники, представлявшие также интересы феодальных групп. Вместе с тем в XIV—XV вв. в Византии зарождается новое, родственное социально и идейно западноевропейскому гуманизму, философское направление, важную роль в котором играл Георгий Плифон.

Литература

Латинское завоевание принципиально нового в развитие литературы Византии не принесло. Не потеряла своеобразия византийская литература и при Палеологах. Уже вполне сложившиеся формы византийской культуры полнее и глубже, чем в предшествующий период, перерабатывали и ассимилировали внешние влияния, в том числе западноевропейские. Представители литературы этого времени — Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, придворные поэты XIII—XIV вв. — Мануил Олабол и Мануил Фил. Сохранилось несколько романов: «Илиада» Гермониака, «Ахиллеыда» и др.

Актуальный вопрос того времени о церковной унии с западной церковью усилил внимание к догматическим богословским спорам, которые проникли даже в поэтические произведения. Наметился «уход в прошлое» — попытка реставрировать в языке и стилистике нормы, давно похороненные историей, что было симптомом кризиса феодализма. В то же время в XIV—XV вв. появилось течение, сходное по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов. Его представляли Мануил Хрисолор — выдающийся преподаватель, ритор и философ, Плифон и Виссарион Никейский.


Из произведений народного творчества сохранилось немало эпиграмм и пародий, иногда остро сатирических и даже антиклерикальных. Распространенным был жанр рассказов-новелл, а также «животный эпос». Дошла до нас полностью и сатирическая повесть «Пулолог» (XIV в.). Сохранился ряд превосходных образцов искреннего глубокого поэтического вдохновения («Родосские песни любви», XV в.). Народным языком написана стихотворная версия «Морейской хроники», повествующей о судьбах крестоносцев в Южной Греции.

Издания текстов, охватывающих все виды литературы, не имеется. Наиболее полно представлена церковная литература в изданиях беллетристов и в «Петрологии» — «Полном собрании творений отцов церкви, изданном аббатом Минем» (161 том издания 1857—1866).

Под свежим впечатлением событий турецкого завоевания в 1453 г. сложено несколько «плачей», посвященных падению Константинополя и Трапезунда.

Изобразительное искусство и архитектура

Памятники эпохи Палеолологов сохранились в Константинополе и в Спарте, где их особенно много. Так как эпоха была уже не способна к созданию большого архитектурного стиля, строились либо небольшие храмы, либо перестраивались старые. В эти годы приобрел живописный вид древний храм монастыря Хора (ныне мечеть Кахриэ Джами) благодаря обустройству его причудливыми притворами с переходами. Особенной нарядностью отличаются храмы Мистры (в Спарте), объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм. Если типы зданий в зодчестве удерживались прежними, то орнаментация становилась богаче, композиции ансамблей — более живописными, пропорции — более хрупкими. В XIV в. сооружена церковь Апостолов в Солуни, дворец Текфур-серай в Константинополе.

В живописи, однако, проявились новые устремления. Это наглядно выразилось в церкви монастыря Хора. Мозаика и фрески Кахриэ Джами принадлежат к числу лучших памятников живописи эпохи Палеологов. Решающую роль в этих живописных циклах играет драматическое переживание евангельской истории. В храме Кахриэ Джами трогательно рассказана история Марии и Христа. Она представлена длинным циклом, который, как лентой, опоясывает неровные поверхности стен и сводов притворов. В фигуре Марии — выражение грусти и томления, когда она выслушивает несправедливые упреки Иосифа. В сцене Рождества она нежна, при бегстве в Египет — тревожна, у ног Христа ее фигура полна глубокого благоговения. Порывистое движение во всех фигурах, они хрупки, изящны. Отдельные лица святых среди фресок этого храма замечательны: нахмуренный Анфим, мудрый и строгий Иоанн Златоуст, юношески прекрасный Прокопий. В эту эпоху плотные и яркие цвета средневизантийской живописи сменяются приглушенными оттенками нежно-розового, голубого, сиреневого. Византийские мастера XIV в. предпочитали фреску, миниатюру и икону мозаике.

Новое направление отразилось в миниатюре. В миниатюре рукописи XIV в. пророк взволнован голосом с неба, и он делает решительный поворот, фигура даже немного выходит за пределы рамы. Миниатюра выполнена широким живописным приемом.


Византия XIV в. испытала признаки внутреннего оскудения. Не смог найти применения своему дарованию Феофан Грек (ок. 1340— 1405), возросший на лучших традициях константинопольской школы. Он отправился на Русь. Феофан Грек считается последним и едва ли не величайшим из византийских мастеров эпохи Палеологов. Свой огромный талант он проявил в росписи Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378): свободное живописное письмо, величественные замыслы, могучие фигуры старцев и праотцов дышат особенной силой, кажется, что они вобрали в себя всю вековую мудрость Востока.

Но традиции дряхлели. Перенесенное на Афон и на Крит византийское искусство развиваться дальше не смогло. Последний из критских живописцев Доменико Теотокопули вынужден был покинуть родину. Он глубоко изучал искусство в Италии и вошел в историю мировой живописи под именем Эль Греко (1541-1614).

 

 

Особенности исторического развития Византии предопределили сложный путь формирования ее культуры и искусства. Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийское государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие византийское искусство, — Древняя Греция и Восток.

Однако византийское искусство нельзя считать не самостоятельным. Подвергаясь значительным изменениям, культура Византии окончательно сложилась в VI в. и сохраняла в течение многих веков постоянные черты.

Самая существенная особенность византийского искусства — его культовость, связь с церковным обрядом, богослужением. Светское искусство играло подчиненную роль. Первейшая задача художника здесь — создание одухотворенного образа, способного вознести душу верующего из мира земного в мир небесный. Общественная мысль, литература, искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей.

Византия, являясь связующим звеном между западной и восточной цивилизациями, дала миру высокие образцы искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь — мировым центром православной веры.

Исключительно важна просветительная роль Византии, которую она сыграла в Средние века. Мир многим обязан Византии. Она спасла Европу от арабов. Она сохранила для Европы античное искусство. Византийским переписчикам мы обязаны знаниями произведений Софокла и Эсхила. Греки, бежавшие после турецкого завоевания из Византии в Италию, стали там учителями греческой философии. Византийские мастера построили собор св. Марка, который был школой итальянских зодчих и живописцев. Влияние Византии простиралось до Франции, Германии, господствовало на Балканах. Многим ей обязан Кавказ, хотя и имел свою художественную традицию. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия.


 

 


 

 

 







Date: 2015-09-03; view: 402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию