Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция (основной закон) Союза советских Социалистических республик принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г





ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССРГлава 1. Политическая системаГлава 2. Экономическая системаГлава 3. Социальное развитие и культураГлава 4. Внешняя политикаГлава 5. Защита социалистического ОтечестваГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬГлава 6. Гражданство СССР. Равноправие гражданГлава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССРНАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СССРГлава 8. СССР — союзное государствоГлава 9. Союзная Советская Социалистическая РеспубликаГлава 10. Автономная Советская Социалистическая РеспубликаГлава 11. Автономная область и автономный округСОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯГлава 12. Система и принципы деятельности Советов народных депутатовГлава 13. Избирательная системаГлава 14. Народный депутатВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССРГлава 15. Верховный Совет СССРГлава 16. Совет Министров СССРОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХГлава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республикиГлава 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республикиГлава 19. Местные органы государственной власти и управленияПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОРГлава 20. Суд и арбитражГлава 21. ПрокуратураГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССРДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ СТР. Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная 315рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистическойпартии во главе с В.И.Лениным, свергла власть капиталистов ипомещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатурупролетариата и создала Советское государство — государство новоготипа, основное орудие защиты революционных завоеваний,строительства социализма и коммунизма. Начался всемирно-исторический поворот человечества от капитализма к социализму. Одержав победу в гражданской войне, отразивимпериалистическую интервенцию, Советская власть осуществилаглубочайшие социально-экономические преобразования, навсегдапокончила с эксплуатацией человека человеком, с классовымиантагонизмами и национальной враждой. Объединение советскихреспублик в Союз ССР преумножило силы и возможности народовстраны в строительстве социализма. Утвердились общественнаясобственность на средства производства, подлинная демократия длятрудящихся масс. Впервые в истории человечества было созданосоциалистическое общество. Ярким проявлением силы социализма стал немеркнущий подвигсоветского народа, его Вооруженных Сил, одержавших историческуюпобеду в Великой Отечественной войне. Эта победа укрепила 316авторитет и международные позиции СССР, открыла новыеблагоприятные возможности для роста сил социализма, национальногоосвобождения, демократии и мира во всем мире. Продолжая свою созидательную деятельность, трудящиесяСоветского Союза обеспечили быстрое и всестороннее развитиестраны, совершенствование социалистического строя. Упрочилисьсоюз рабочего класса, колхозного крестьянства и народнойинтеллигенции, дружба наций и народностей СССР. Сложилосьсоциально-политическое и идейное единство советского общества,ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачидиктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным.Возросла руководящая роль Коммунистической партии — авангардавсего народа. В СССР построено развитое социалистическое общество. На этомэтапе, когда социализм развивается на своей собственной основе,все полнее раскрываются созидательные силы нового строя,преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все ширепользуются плодами великих революционных завоеваний. Это — общество, в котором созданы могучие производительныесилы, передовая наука и культура, в котором постоянно растетблагосостояние народа, складываются все более благоприятныеусловия для всестороннего развития личности. Это — общество зрелых социалистических общественныхотношений, в котором на основе сближения всех классов исоциальных слоев, юридического и фактического равенства всехнаций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новаяисторическая общность людей — советский народ. Это — общество высокой организованности, идейности исознательности трудящихся — патриотов и интернационалистов. Это — общество, законом жизни которого является забота всех 317о благе каждого и забота каждого о благе всех. Это — общество подлинной демократии, политическая системакоторого обеспечивает эффективное управление всеми общественнымиделами, все более активное участие трудящихся в государственнойжизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с ихобязанностями и ответственностью перед обществом. Развитое социалистическое общество — закономерный этап напути к коммунизму. Высшая цель Советского государства — построениебесклассового коммунистического общества, в котором получитразвитие общественное коммунистическое самоуправление. Главныезадачи социалистического общенародного государства: созданиематериально-технической базы коммунизма, совершенствованиесоциалистических общественных отношений и их преобразование вкоммунистические, воспитание человека коммунистического общества,повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся,обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира иразвитию международного сотрудничества. Советский народ, руководствуясь идеями научного коммунизма и соблюдаяверность своим революционным традициям, опираясь на великие социально-экономические и политическиезавоевания социализма, стремясь к дальнейшему развитию социалистической демократии, учитывая международное положение СССР как составной частимировой системы социализма и сознавая свою интернациональнуюответственность, сохраняя преемственность идей и принципов первой советскойКонституции 1918 года, Конституции СССР 1924 года и КонституцииСССР 1936 года, закрепляет основы общественного строя и политики СССР, 318устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципыорганизации и цели социалистического общенародного государства ипровозглашает их в настоящей Конституции. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР Глава 1. Политическая система Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик естьсоциалистическое общенародное государство, выражающее волю иинтересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех нацийи народностей страны. Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народосуществляет государственную власть через Советы народныхдепутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетныСоветам народных депутатов. Статья 3. Организация и деятельность Советского государствастроятся в соответствии с принципом демократического централизма:выборностью всех органов государственной власти снизу доверху,подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящихорганов для нижестоящих. Демократический централизм сочетаетединое руководство с инициативой и творческой активностью наместах, с ответственностью каждого государственного органа идолжностного лица за порученное дело. Статья 4. Советское государство, все его органы действуют наоснове социалистической законности, обеспечивают охрану 319правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лицаобязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы. Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизнивыносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся навсенародное голосование (референдум). Статья 6. Руководящей и направляющей силой советскогообщества, ядром его политической системы, государственных иобщественных организаций является Коммунистическая партияСоветского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическаяпартия определяет генеральную перспективу развития общества,линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великойсозидательной деятельностью советского народа, придаетпланомерный научно обоснованный характер его борьбе за победукоммунизма. Все партийные организации действуют в рамках КонституцииСССР. Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный ЛенинскийКоммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другиеобщественные организации в соответствии со своими уставнымизадачами участвуют в управлении государственными и общественнымиделами, в решении политических, хозяйственных исоциально-культурных вопросов. Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении ирешении государственных и общественных дел, в планированиипроизводства и социального развития, в подготовке и расстановкекадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиямии учреждениями, улучшения условий труда и быта, использованиясредств, предназначенных для развития производства, а также на 320социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование,способствуют распространению передовых методов работы, укреплениютрудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духекоммунистической нравственности, заботятся о повышении ихполитической сознательности, культуры и профессиональнойквалификации. Статья 9. Основным направлением развития политическойсистемы советского общества является дальнейшее развертываниесоциалистической демократии: все более широкое участие граждан вуправлении делами государства и общества, совершенствованиегосударственного аппарата, повышение активности общественныхорганизаций, усиление народного контроля, укрепление правовойосновы государственной и общественной жизни, расширениегласности, постоянный учет общественного мнения. Глава 2. Экономическая система Статья 10. Основу экономической системы СССР составляетсоциалистическая собственность на средства производства в формегосударственной (общенародной) и колхозно-кооперативнойсобственности. Социалистической собственностью является также имуществопрофсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им дляосуществления уставных задач. Государство охраняет социалистическую собственность исоздает условия для ее преумножения. Никто не вправе использовать социалистическую собственностьв целях личной наживы и в других корыстных целях. Статья 11. Государственная собственность — общее достояние 321всего советского народа, основная форма социалистическойсобственности. В исключительной собственности государства находятся: земля,ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средствапроизводства в промышленности, строительстве и сельскомхозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имуществоорганизованных государством торговых, коммунальных и иныхпредприятий, основной городской жилищный фонд, а также другоеимущество, необходимое для осуществления задач государства. Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативныхорганизаций, их объединений являются средства производства и иноеимущество, необходимое им для осуществления уставных задач. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за нимив бесплатное и бессрочное пользование. Государство содействует развитию колхозно-кооперативнойсобственности и ее сближению с государственной. Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективноиспользовать землю, бережно относиться к ней, повышать ееплодородие. Статья 13. Основу личной собственности граждан СССРсоставляют трудовые доходы. В личной собственности могутнаходиться предметы обихода, личного потребления, удобства иподсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения.Личная собственность граждан и право ее наследования охраняютсягосударством. В пользовании граждан могут находиться участки земли,предоставляемые в установленном законом порядке для веденияподсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы),садоводства и огородничества, а также для индивидуальногожилищного строительства. Граждане обязаны рационально 322использовать предоставленные им земельные участки. Государство иколхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобногохозяйства. Имущество, находящееся в личной собственности или впользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовыхдоходов, использоваться в ущерб интересам общества. Статья 14. Источником роста общественного богатства,благосостояния народа и каждого советского человека являетсясвободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом социализма «От каждого — поспособностям, каждому — по труду» государство осуществляетконтроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размерналога на доходы, подлежащие налогообложению. Общественно полезный труд и его результаты определяютположение человека в обществе. Государство, сочетая материальныеи моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение кработе, способствует превращению труда в первую жизненнуюпотребность каждого советского человека. Статья 15. Высшая цель общественного производства присоциализме — наиболее полное удовлетворение растущих материальныхи духовных потребностей людей. Опираясь на творческую активность трудящихся,социалистическое соревнование, достижения научно-техническогопрогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой,государство обеспечивает рост производительности труда, повышениеэффективности производства и качества работы, динамичное,планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства. Статья 16. Экономика СССР составляет единыйнароднохозяйственный комплекс, охватывающий все звеньяобщественного производства, распределения и обмена на территориистраны. Руководство экономикой осуществляется на основе 323государственных планов экономического и социального развития, сучетом отраслевого и территориального принципов, при сочетаниицентрализованного управления с хозяйственной самостоятельностью иинициативой предприятий, объединений и других организаций. Приэтом активно используются хозяйственный расчет, прибыль,себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы. Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаютсяиндивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленныхпромыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,а также другие виды деятельности, основанные исключительно наличном труде граждан и членов их семей. Государство регулируетиндивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ееиспользование в интересах общества. Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в СССРпринимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного,рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов,растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздухаи воды, обеспечения воспроизводства природных богатств иулучшения окружающей человека среды. Глава 3. Социальное развитие и культура Статья 19. Социальную основу СССР составляет нерушимый союзрабочих, крестьян и интеллигенции. Государство способствует усилению социальной однородностиобщества — стиранию классовых различий, существенных различиймежду городом и деревней, умственным и физическим трудом,всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР. Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом«Свободное развитие каждого есть условие свободного развития 324всех» государство ставит своей целью расширение реальныхвозможностей для применения гражданами своих творческих сил,способностей и дарований, для всестороннего развития личности. Статья 21. Государство заботится об улучшении условий иохране труда, его научной организации, о сокращении, а вдальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда наоснове комплексной механизации и автоматизации производственныхпроцессов во всех отраслях народного хозяйства. Статья 22. В СССР последовательно претворяется в жизньпрограмма превращения сельскохозяйственного труда в разновидностьиндустриального; расширения в сельской местности сети учрежденийнародного образования, культуры, здравоохранения, торговли иобщественного питания, бытового обслуживания и коммунальногохозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенныепоселки. Статья 23. На основе роста производительности трудагосударство неуклонно осуществляет курс на повышение уровняоплаты труда, реальных доходов трудящихся. В целях более полного удовлетворения потребностей советскихлюдей создаются общественные фонды потребления. Государство пришироком участии общественных организаций и трудовых коллективовобеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов. Статья 24. В СССР действуют и развиваются государственныесистемы здравоохранения, социального обеспечения, торговли иобщественного питания, бытового обслуживания и коммунальногохозяйства. Государство поощряет деятельность кооперативных и другихобщественных организаций во всех сферах обслуживания населения.Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта. Статья 25. В СССР существует и совершенствуется единаясистема народного образования, которая обеспечиваетобщеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит 325коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитиюмолодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности. Статья 26. В соответствии с потребностями обществагосударство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовкунаучных кадров, организует внедрение результатов научныхисследований в народное хозяйство и другие сферы жизни. Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении ишироком использовании духовных ценностей для нравственного иэстетического воспитания советских людей, повышения ихкультурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессиональногоискусства и народного художественного творчества. Глава 4. Внешняя политика Статья 28. СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира,выступает за упрочение безопасности народов и широкоемеждународное сотрудничество. Внешняя политика СССР направлена на обеспечениеблагоприятных международных условий для построения коммунизма вСССР, защиту государственных интересов Советского Союза,укрепление позиций мирового социализма, поддержку борьбы народовза национальное освобождение и социальный прогресс, напредотвращение агрессивных войн, достижение всеобщего и полногоразоружения и последовательное осуществление принципа мирногососуществования государств с различным социальным строем. В СССР пропаганда войны запрещается. Статья 29. Отношения СССР с другими государствами строятсяна основе соблюдения принципов суверенного равенства; взаимного 326отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ;территориальной целостности государств; мирного урегулированияспоров; невмешательства во внутренние дела; уважения правчеловека и основных свобод; равноправия и права народовраспоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами;добросовестного выполнения обязательств, вытекающих изобщепризнанных принципов и норм международного права, иззаключенных СССР международных договоров. Статья 30. СССР как составная часть мировой системысоциализма, социалистического содружества развивает и укрепляетдружбу и сотрудничество, товарищескую взаимопомощь со странамисоциализма на основе принципа социалистическогоинтернационализма, активно участвует в экономической интеграции ив международном социалистическом разделении труда. Глава 5. Защита социалистического Отечества Статья 31. Защита социалистического Отечества относится кважнейшим функциям государства и является делом всего народа. В целях защиты социалистических завоеваний, мирного трудасоветского народа, суверенитета и территориальной целостностигосударства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщаявоинская обязанность. Долг Вооруженных Сил СССР перед народом — надежно защищатьсоциалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности,гарантирующей немедленный отпор любому агрессору. Статья 32. Государство обеспечивает безопасность иобороноспособность страны, оснащает Вооруженные Силы СССР всемнеобходимым. Обязанности государственных органов, общественных 327организаций, должностных лиц и граждан по обеспечениюбезопасности страны и укреплению ее обороноспособностиопределяются законодательством Союза ССР. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ Глава 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан Статья 33. В СССР установлено единое союзное гражданство.Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР. Основания и порядок приобретения и утраты советскогогражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Граждане СССР за границей пользуются защитой ипокровительством Советского государства. Статья 34. Граждане СССР равны перед законом независимо отпроисхождения, социального и имущественного положения, расовой инациональной принадлежности, пола, образования, языка, отношенияк религии, рода и характера занятий, места жительства и другихобстоятельств. Равноправие граждан СССР обеспечивается во всех областяхэкономической, политической, социальной и культурной жизни. Статья 35. Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлениемженщинам равных с мужчинами возможностей в получении образованияи профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него ипродвижении по работе, в общественно-политической и культурнойдеятельности, а также специальными мерами по охране труда и 328здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетатьтруд с материнством; правовой защитой, материальной и моральнойподдержкой материнства и детства, включая предоставлениеоплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам иматерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющихмалолетних детей. Статья 36. Граждане СССР различных рас и национальностейимеют равные права. Осуществление этих прав обеспечивается политикойвсестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР,воспитанием граждан в духе советского патриотизма исоциалистического интернационализма, возможностью пользоватьсяродным языком и языками других народов СССР. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав,установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовыми национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовойили национальной исключительности, вражды или пренебрежения —наказываются по закону. Статья 37. Иностранным гражданам и лицам без гражданства вСССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в томчисле право на обращение в суд и иные государственные органы длязащиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иныхправ. Находящиеся на территории СССР иностранные граждане и лицабез гражданства обязаны уважать Конституцию СССР и соблюдатьсоветские законы. Статья 38. СССР предоставляет право убежища иностранцам,преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, заучастие в революционном и национально-освободительном движении,за прогрессивную общественно-политическую, научную или инуютворческую деятельность. Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР 329 Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотойсоциально-экономических, политических и личных прав и свобод,провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскимизаконами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав исвобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по меревыполнения программ социально-экономического и культурногоразвития. Использование гражданами прав и свобод не должно наноситьущерб интересам общества и государства, правам других граждан. Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, — то есть наполучение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии сего количеством и качеством и не ниже установленного государствомминимального размера, — включая право на выбор профессии, родазанятий и работы в соответствии с призванием, способностями,профессиональной подготовкой, образованием и с учетомобщественных потребностей. Это право обеспечивается социалистической системойхозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатнымпрофессиональным обучением, повышением трудовой квалификации иобучением новым специальностям, развитием систем профессиональнойориентации и трудоустройства. Статья 41. Граждане СССР имеют право на отдых. Это право обеспечивается установлением для рабочих ислужащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращеннымрабочим днем для ряда профессий и производств, сокращеннойпродолжительностью работы в ночное время; предоставлениемежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, атакже расширением сети культурно-просветительных и 330оздоровительных учреждений, развитием массового спорта,физической культуры и туризма; созданием благоприятныхвозможностей для отдыха по месту жительства и других условийрационального использования свободного времени. Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозниковрегулируется колхозами. Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированноймедицинской помощью, оказываемой государственными учреждениямиздравоохранения; расширением сети учреждений для лечения иукрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованиемтехники безопасности и производственной санитарии; проведениемшироких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлениюокружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающегопоколения, включая запрещение детского труда, не связанного собучением и трудовым воспитанием; развертыванием научныхисследований, направленных на предупреждение и снижениезаболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизниграждан. Статья 43. Граждане СССР имеют право на материальноеобеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичнойутраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих,служащих и колхозников, пособиями по временнойнетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозовпенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца;трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность;заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формамисоциального обеспечения. Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище. 331 Это право обеспечивается развитием и охранойгосударственного и общественного жилищного фонда, содействиемкооперативному и индивидуальному жилищному строительству,справедливым распределением под общественным контролем жилойплощади, предоставляемой по мере осуществления программыстроительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой заквартиру и коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережноотноситься к предоставленному им жилищу. Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видовобразования, осуществлением всеобщего обязательного среднегообразования молодежи, широким развитиемпрофессионально-технического, среднего специального и высшегообразования на основе связи обучения с жизнью, с производством;развитием заочного и вечернего образования; предоставлениемгосударственных стипендий и льгот учащимся и студентам,бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения вшколе на родном языке; созданием условий для самообразования. Статья 46. Граждане СССР имеют право на пользованиедостижениями культуры. Это право обеспечивается общедоступностью ценностейотечественной и мировой культуры, находящихся в государственных иобщественных фондах; развитием и равномерным размещениемкультурно-просветительных учреждений на территории страны;развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела ипериодической печати, сети бесплатных библиотек; расширениемкультурного обмена с зарубежными государствами. Статья 47. Гражданам СССР в соответствии с целямикоммунистического строительства гарантируется свобода научного,технического и художественного творчества. Она обеспечивается 332широким развертыванием научных исследований, изобретательской ирационализаторской деятельности, развитием литературы иискусства. Государство создает необходимые для этого материальныеусловия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческимсоюзам, организует внедрение изобретений и рационализаторскихпредложений в народное хозяйство и другие сферы жизни. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняютсягосударством. Статья 48. Граждане СССР имеют право участвовать вуправлении государственными и общественными делами, в обсуждениии принятии законов и решений общегосударственного и местногозначения. Это право обеспечивается возможностью избирать и бытьизбранными в Советы народных депутатов и другие выборныегосударственные органы, принимать участие во всенародныхобсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работегосударственных органов, общественных организаций и органовобщественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов ипо месту жительства. Статья 49. Каждый гражданин СССР имеет право вносить вгосударственные органы и общественные организации предложения обулучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматриватьпредложения и заявления граждан, давать на них ответы и приниматьнеобходимые меры. Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие закритику, привлекаются к ответственности. Статья 50. В соответствии с интересами народа и в целяхукрепления и развития социалистического строя гражданам СССРгарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличныхшествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивается 333предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий,улиц и площадей, широким распространением информации,возможностью использования печати, телевидения и радио. Статья 51. В соответствии с целями коммунистическогостроительства граждане СССР имеют право объединяться вобщественные организации, способствующие развитию политическойактивности и самодеятельности, удовлетворению их многообразныхинтересов. Общественным организациям гарантируются условия дляуспешного выполнения ими своих уставных задач. Статья 52. Гражданам СССР гарантируется свобода совести, тоесть право исповедовать любую религию или не исповедоватьникакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическуюпропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиознымиверованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви. Статья 53. Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины имужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания иразвития широкой сети детских учреждений, организации исовершенствования службы быта и общественного питания, выплатыпособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий ильгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощисемье. Статья 54. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенностьличности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как наосновании судебного решения или с санкции прокурора. Статья 55. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенность 334жилища. Никто не имеет права без законного основания войти вжилище против воли проживающих в нем лиц. Статья 56. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонныхпереговоров и телеграфных сообщений охраняются законом. Статья 57. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан —обязанность всех государственных органов, общественныхорганизаций и должностных лиц. Граждане СССР имеют право на судебную защиту отпосягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личнуюсвободу и имущество. Статья 58. Граждане СССР имеют право обжаловать действиядолжностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобыдолжны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленныезаконом. Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, спревышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть вустановленном законом порядке обжалованы в суд. Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненногонезаконными действиями государственных и общественныхорганизаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебныхобязанностей. Статья 59. Осуществление прав и свобод неотделимо отисполнения гражданином своих обязанностей. Гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию СССР и советскиезаконы, уважать правила социалистического общежития, сдостоинством нести высокое звание гражданина СССР. Статья 60. Обязанность и дело чести каждого способного ктруду гражданина СССР — добросовестный труд в избранной имобласти общественно полезной деятельности, соблюдение трудовойдисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо 335с принципами социалистического общества. Статья 61. Гражданин СССР обязан беречь и укреплятьсоциалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться схищениями и расточительством государственного и общественногоимущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность,наказываются по закону. Статья 62. Гражданин СССР обязан оберегать интересыСоветского государства, способствовать укреплению его могуществаи авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долгкаждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом. Статья 63. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР —почетная обязанность советских граждан. Статья 64. Долг каждого гражданина СССР — уважатьнациональное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций инародностей Советского многонационального государства. Статья 65. Гражданин СССР обязан уважать права и законныеинтересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественнымпоступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка. Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитаниидетей, готовить их к общественно полезному труду, раститьдостойными членами социалистического общества. Дети обязанызаботиться о родителях и оказывать им помощь. Статья 67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять еебогатства. Статья 68. Забота о сохранении исторических памятников идругих культурных ценностей — долг и обязанность граждан СССР. Статья 69. Интернациональный долг гражданина СССР — 336содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами другихстран, поддержанию и укреплению всеобщего мира. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СССР Глава 8. СССР — союзное государство Статья 70. Союз Советских Социалистических Республик —единое союзное многонациональное государство, образованное наоснове принципа социалистического федерализма, в результатесвободного самоопределения наций и добровольного объединенияравноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советскогонарода, сплачивает все нации и народности в целях совместногостроительства коммунизма. Статья 71. В Союзе Советских Социалистических Республикобъединяются: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украинская Советская Социалистическая Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Узбекская Советская Социалистическая Республика, Казахская Советская Социалистическая Республика Грузинская Советская Социалистическая Республика, Азербайджанская Советская Социалистическая Pecпублика, Литовская Советская Социалистическая Республика, Молдавская Советская Социалистическая Республика, 337 Латвийская Советская Социалистическая Республика, Киргизская Советская Социалистическая Республика, Таджикская Советская Социалистическая Республика, Армянская Советская Социалистическая Республика, Туркменская Советская Социалистическая Республика, Эстонская Советская Социалистическая Республика. Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется правосвободного выхода из СССР. Статья 73. Ведению Союза Советских СоциалистическихРеспублик в лице его высших органов государственной власти иуправления подлежат: 1) принятие в состав СССР новых республик; утверждениеобразования новых автономных республик и автономных областей всоставе союзных республик; 2) определение государственной границы СССР и утверждениеизменений границ между союзными республиками; 3) установление общих начал организации и деятельностиреспубликанских и местных органов государственной власти иуправления; 4) обеспечение единства, законодательного регулирования навсей территории СССР, установление основ законодательства СоюзаССР и союзных республик; 5) проведение единой социально-экономической политики,руководство экономикой страны; определение основных направленийнаучно-технического прогресса и общих мероприятий порациональному использованию и охране природных ресурсов;разработка и утверждение государственных планов экономического исоциального развития СССР, утверждение отчетов об их выполнении; 6) разработка и утверждение единого государственного бюджетаСССР, утверждение отчета о его исполнении; руководство единойденежной и кредитной системой; установление налогов и доходов, 338поступающих на образование государственного бюджета СССР;определение политики в области цен и оплаты труда; 7) руководство отраслями народного хозяйства, объединениямии предприятиями союзного подчинения; общее руководство отраслямисоюзно-республиканского подчинения; 8) вопросы мира и войны, защита суверенитета, охранагосударственных границ и территории СССР, организация обороны,руководство Вооруженными Силами СССР; 9) обеспечение государственной безопасности; 10) представительство СССР в международных отношениях; связиСССР с иностранными государствами и международными организациями;установление общего порядка и координация отношений союзныхреспублик с иностранными государствами и международнымиорганизациями; внешняя торговля и другие виды внешнеэкономическойдеятельности на основе государственной монополии; 11) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечениесоответствия конституций союзных республик Конституции СССР; 12) решение других вопросов общесоюзного значения. Статья 74. Законы СССР имеют одинаковую силу на территориивсех союзных республик. В случае расхождения закона союзнойреспублики с общесоюзным законом действует закон СССР. Статья 75. Территория Союза Советских СоциалистическихРеспублик едина и включает территории союзных республик. Суверенитет СССР распространяется на всю его территорию. Глава 9. Союзная Советская Социалистическая Республика 339 Статья 76. Союзная республика — суверенное советскоесоциалистическое государство, которое объединилось с другимисоветскими республиками в Союз Советских СоциалистическихРеспублик. Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР,союзная республика самостоятельно осуществляет государственнуювласть на своей территории. Союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующуюКонституции СССР и учитывающую особенности республики. Статья 77. Союзная республика участвует в решении вопросов,отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР,Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и другихорганах Союза ССР. Союзная республика обеспечивает комплексное экономическое исоциальное развитие на своей территории, способствуетосуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит вжизнь решения высших органов государственной власти и управленияСССР. По вопросам, относящимся к ее ведению, союзная республикакоординирует и контролирует деятельность предприятий, учрежденийи организаций союзного подчинения. Статья 78. Территория союзной республики не может бытьизменена без ее согласия. Границы между союзными республикамимогут изменяться по взаимному соглашению соответствующихреспублик, которое подлежит утверждению Союзом ССР. Статья 79. Союзная республика определяет свое краевое,областное, окружное, районное деление и решает иные вопросыадминистративно-территориального устройства. Статья 80. Союзная республика имеет право вступать в 340отношения с иностранными государствами, заключать с ними договорыи обмениваться дипломатическими и консульскими представителями,участвовать в деятельности международных организаций. Статья 81. Суверенные права союзных республик охраняютсяСоюзом ССР. Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика Статья 82. Автономная республика находится в составе союзнойреспублики. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзнойреспублики самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ееведению. Автономная республика имеет свою Конституцию,соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республикии учитывающую особенности автономной республики. Статья 83. Автономная республика участвует в решениивопросов, отнесенных к ведению Союза ССР и союзной республики,через высшие органы государственной власти и управлениясоответственно Союза ССР и союзной республики. Автономная республика обеспечивает комплексное экономическоеи социальное развитие на своей территории, способствуетосуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и союзнойреспублики, проводит в жизнь решения высших органовгосударственной власти и управления СССР и союзной республики. По вопросам, относящимся к ее ведению, автономная республикакоординирует и контролирует деятельность предприятий, учрежденийи организаций союзного и республиканского (союзной республики)подчинения. Статья 84. Территория автономной республики не может быть 341изменена без ее согласия. Статья 85. В Российской Советской ФедеративнойСоциалистической Республике состоят автономные советскиесоциалистические республики: Башкирская, Бурятская, Дагестанская,Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская,Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская,Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская. В Узбекской Советской Социалистической Республике состоитКаракалпакская Автономная Советская Социалистическая Республика. В Грузинской Советской Социалистической Республике состоятАбхазская и Аджарская автономные советские социалистическиереспублики. В Азербайджанской Советской Социалистической Республикесостоит Нахичеванская Автономная Советская СоциалистическаяРеспублика. Глава 11. Автономная область и автономный округ Статья 86. Автономная область находится в составе союзнойреспублики или края. Закон об автономной области принимаетсяВерховным Советом союзной республики по представлению Советанародных депутатов автономной области. Статья 87. В Российской Советской ФедеративнойСоциалистической Республике состоят автономные области:Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская,Хакасская. В Грузинской Советской Социалистической Республике состоитЮго-Осетинская автономная область. В Азербайджанской Советской Социалистической Республикесостоит Нагорно-Карабахская автономная область. В Таджикской Советской Социалистической Республике состоит 342Горно-Бадахшанская автономная область. Статья 88. Автономный округ находится в составе края илиобласти. Закон об автономных округах принимается ВерховнымСоветом союзной республики. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ Глава 12. Система и принципы деятельности Советов народныхдепутатов Статья 89. Советы народных депутатов — Верховный Совет СССР,Верховные Советы союзных республик, Верховные Советы автономныхреспублик, краевые, областные Советы народных депутатов, Советынародных депутатов автономных областей и автономных округов,районные, городские, районные в городах, поселковые и сельскиеСоветы народных депутатов — составляют единую систему органовгосударственной власти. Статья 90. Срок полномочий Верховного Совета СССР, ВерховныхСоветов союзных республик и Верховных Советов автономныхреспублик — пять лет. Срок полномочий местных Советов народных депутатов — два споловиной года. Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднеечем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующихСоветов. Статья 91. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведениюсоответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются ирешаются на их сессиях. Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии,создают исполнительные и распорядительные, а также другиеподотчетные им органы. Статья 92. Советы народных депутатов образуют органы 343народного контроля, сочетающего государственный контроль собщественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах,учреждениях и организациях. Органы народного контроля контролируют выполнениегосударственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениямигосударственной дисциплины, проявлениями местничества,ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью ирасточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуютсовершенствованию работы государственного аппарата. Статья 93. Советы народных депутатов непосредственно и черезсоздаваемые ими органы руководят всеми отраслямигосударственного, хозяйственного и социально-культурногостроительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение,осуществляют контроль за проведением решений в жизнь. Статья 94. Деятельность Советов народных депутатов строитсяна основе коллективного, свободного, делового обсуждения ирешения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительныхи распорядительных органов, других создаваемых Советами органовперед Советами и населением, широкого привлечения граждан кучастию в их работе. Советы народных депутатов и создаваемые ими органысистематически информируют население о своей работе и принятыхрешениях. Глава 13. Избирательная система Статья 95. Выборы депутатов во все Советы народных депутатовпроизводятся на основе всеобщего, равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании. Статья 96. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане 344СССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными,за исключением лиц, признанных в установленном законом порядкеумалишенными. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран гражданинСССР, достигший 21 года. Статья 97. Выборы депутатов являются равными: каждыйизбиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборахна равных основаниях. Статья 98. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всехСоветов народных депутатов избираются гражданами непосредственно. Статья 99. Голосование при выборах депутатов являетсятайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается. Статья 100. Право выдвижения кандидатов в депутатыпринадлежит организациям Коммунистической партии СоветскогоСоюза, профессиональных союзов, Всесоюзного ЛенинскогоКоммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другимобщественным организациям, трудовым коллективам, а такжесобраниям военнослужащих по воинским частям. Гражданам СССР и общественным организациям гарантируетсясвободное и всестороннее обсуждение политических, деловых иличных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации насобраниях, в печати, по телевидению, радио. Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народныхдепутатов, производятся за счет государства. Статья 101. Выборы депутатов в Советы народных депутатовпроизводятся по избирательным округам. Гражданин СССР не может,как правило, быть избран более чем в два Совета народныхдепутатов. Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательныекомиссии, которые образуются из представителей от общественных 345организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих повоинским частям. Порядок проведения выборов в Советы народных депутатовопределяется законами Союза ССР, союзных и автономных республик. Статья 102. Избиратели дают наказы своим депутатам. Соответствующие Советы народных депутатов рассматриваютнаказы избирателей, учитывают их при разработке плановэкономического и социального развития и составлении бюджета,организуют выполнение наказов и информируют граждан об ихреализации. Глава 14. Народный депутат Статья 103. Депутаты являются полномочными представителяминарода в Советах народных депутатов. Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросыгосударственного, хозяйственного и социальнокультурногостроительства, организуют проведение решений Советов в жизнь,осуществляют контроль за работой государственных органов,предприятий, учреждений и организаций. В своей деятельности депутат руководствуетсяобщегосударственными интересами, учитывает запросы населенияизбирательного округа, добивается претворения в жизнь наказовизбирателей. Статья 104. Депутат осуществляет свои полномочия, не порываяс производственной или служебной деятельностью. На время сессий Совета, а также для осуществлениядепутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом,депутат освобождается от выполнения производственных илислужебных обязанностей с сохранением среднего заработка по меступостоянной работы. Статья 105. Депутат имеет право запроса к соответствующим 346государственным органам и должностным лицам, которые обязаны датьответ на запрос на сессии Совета. Депутат вправе обращаться во все государственные иобщественные органы, предприятия, учреждения, организации повопросам депутатской деятельности и принимать участие врассмотрении поставленных им вопросов. Руководителисоответствующих государственных и общественных органов,предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательнопринимать депутата и рассматривать его предложения вустановленные сроки. Статья 106. Депутату обеспечиваются условия длябеспрепятственного и эффективного осуществления его прав иобязанностей. Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантиидепутатской деятельности устанавливаются Законом о статуседепутатов и другими законодательными актами Союза ССР, союзных иавтономных республик. Статья 107. Депутат обязан отчитываться о своей работе иработе Совета перед избирателями, а также перед коллективами иобщественными организациями, выдвинувшими его кандидатом вдепутаты. Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть влюбое время отозван по решению большинства избирателей вустановленном законом порядке. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР Глава 15. Верховный Совет СССР Статья 108. Высшим органом государственной власти СССРявляется Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР правомочен решать все вопросы,отнесенные настоящей Конституцией к ведению Союза ССР. 347 Принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;принятие в состав СССР новых республик, утверждение образованияновых автономных республик и автономных областей; утверждениегосударственных планов экономического и социального развитияСССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении;образование подотчетных ему органов Союза ССР осуществляютсяисключительно Верховным Советом СССР. Законы СССР принимаются Верховным Советом СССР иливсенародным голосованием (референдумом), проводимым по решениюВерховного Совета СССР. Статья 109. Верховный Совет СССР состоит из двух палат:Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты Верховного Совета СССР равноправны. Статья 110. Совет Союза и Совет Национальностей состоят изравного числа депутатов. Совет Союза избирается по избирательным округам с равнойчисленностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата откаждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономнойреспублики, 5 депутатов от каждой автономной области и одиндепутат от каждого автономного округа. Совет Союза и Совет Национальностей по представлениюизбираемых ими мандатных комиссий принимают решение о признанииполномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства овыборах — о признании выборов отдельных депутатовнедействительными. Статья 111. Каждая палата Верховного Совета СССР избираетПредседателя палаты и четырех его заместителей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководятзаседаниями соответствующих палат и ведают их внутреннимраспорядком. Совместные заседания палат Верховного Совета СССР ведут 348поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей. Статья 112. Сессии Верховного Совета СССР созываются двараза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного СоветаСССР по его инициативе, а также по предложению союзной республикиили не менее трети депутатов одной из палат. Сессия Верховного Совета СССР состоит из раздельных исовместных заседаний палат, а также проводимых в период междуними заседаний постоянных комиссий палат или комиссий ВерховногоСовета СССР. Сессия открывается и закрывается на раздельных илисовместных заседаниях палат. Статья 113. Право законодательной инициативы в ВерховномСовете СССР принадлежит Совету Союза, Совету Национальностей,Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР, союзнымреспубликам в лице их высших органов государственной власти,комиссиям Верховного Совета СССР и постоянным комиссиям егопалат, депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР,Генеральному прокурору СССР. Правом законодательной инициативы обладают такжеобщественные организации в лице их общесоюзных органов. Статья 114. Проекты законов и другие вопросы, внесенные нарассмотрение Верховного Совета СССР, обсуждаются палатами на ихраздельных или совместных заседаниях. В случае необходимостипроект закона либо соответствующий вопрос может быть передан дляпредварительного или дополнительного рассмотрения в одну илинесколько комиссий. Закон СССР считается принятым, если в каждой из палатВерховного Совета СССР за него проголосовало большинство от 349общего числа депутатов палаты. Постановления и иные актыВерховного Совета СССР принимаются большинством от общего числадепутатов Верховного Совета СССР. Проекты законов и другие наиболее важные вопросыгосударственной жизни решением Верховного Совета СССР либоПрезидиума Верховного Совета СССР, принятым по их инициативе илипо предложению союзной республики, могут быть вынесены навсенародное обсуждение. Статья 115. В случае разногласия между Советом Союза иСоветом Национальностей вопрос передается на разрешениесогласительной комиссии, образуемой палатами на паритетныхначалах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Союзаи Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этомслучае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится наобсуждение следующей сессии Верховного Совета СССР или передаетсяим на всенародное голосование (референдум). Статья 116. Законы СССР, постановления и иные актыВерховного Совета СССР публикуются на языках союзных республик заподписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного СоветаСССР. Статья 117. Депутат Верховного Совета СССР имеет правообратиться с запросом к Совету Министров СССР, к министрам ируководителям других органов, образуемых Верховным Советом СССР.Совет Министров СССР или должностное лицо, к которому обращензапрос, обязаны дать не более чем в трехдневный срок устный илиписьменный ответ на данной сессии Верховного Совета СССР. Статья 118. Депутат Верховного Совета СССР не может бытьпривлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнутмерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке,без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его 350сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета СССР. Статья 119. Верховный Совет СССР избирает на совместномзаседании палат Президиум Верховного Совета СССР — постояннодействующий орган Верховного Совета СССР, подотчетный ему во всейсвоей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренныхКонституцией, функции высшего органа государственной власти СССРв период между его сессиями. Статья 120. Президиум Верховного Совета СССР избирается изчисла депутатов в составе Председателя Президиума ВерховногоСовета, Первого заместителя Председателя, пятнадцати заместителейПредседателя — по одному от каждой союзной республики. СекретаряПрезидиума и двадцати одного члена Президиума Верховного СоветаСССР. Статья 121. Президиум Верховного Совета СССР: 1) назначает выборы в Верховный Совет СССР; 2) созывает сессии Верховного Совета СССР; 3) координирует деятельность постоянных комиссий палатВерховного Совета СССР; 4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции СССР иобеспечивает соответствие конституций и законов союзных республикКонституции и законам СССР; 5) дает толкование законов СССР; 6) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР; 7) отменяет постановления и распоряжения Совета МинистровСССР и Советов Министров союзных республик в случаенесоответствия их закону; 8) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги ииные специальные звания; присваивает высшие воинские звания,дипломатические ранги и иные специальные звания; 9) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные 351звания СССР; награждает орденами и медалями СССР; присваиваетпочетные звания СССР; 10) принимает в гражданство СССР; решает вопросы о выходе изгражданства СССР и лишении гражданства СССР, о предоставленииубежища; 11) издает общесоюзные акты об амнистии и осуществляетпомилование; 12) назначает и отзывает дипломатических представителей СССРв иностранных государствах и при международных организациях; 13) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованныхпри нем дипломатических представителей иностранных государств; 14) образует Совет обороны СССР и утверждает его состав,назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР; 15) объявляет в интересах защиты СССР военное положение вотдельных местностях или по всей стране; 16) объявляет общую или частичную мобилизацию; 17) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляетсостояние войны в случае военного нападения на СССР или в случаенеобходимости выполнения международных договорных обязательств повзаимной обороне от агрессии; 18) осуществляет другие полномочия, установленныеКонституцией и законами СССР. Статья 122. Президиум Верховного Совета СССР в период междусессиями Верховного Совета с последующим представлением на егоутверждение на очередной сессии: 1) вносит в случае необходимости изменения в действующиезаконодательные акты СССР; 2) утверждает изменения границ между союзными республиками; 3) по предложению Совета Министров СССР образует иупраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР; 352 4) по представлению Председателя Совета Министров СССРосвобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих всостав Совета Министров СССР. Статья 123. Президиум Верховного Совета СССР издает указы ипринимает постановления. Статья 124. По истечении полномочий Верховного Совета СССРПрезидиум Верховного Совета СССР сохраняет свои полномочия вплотьдо образования вновь избранным Верховным Советом СССР новогоПрезидиума. Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается ПрезидиумомВерховного Совета СССР прежнего состава не позже чем через двамесяца после выборов. Статья 125. Совет Союза и Совет Национальностей избирают изчисла депутатов постоянные комиссии для предварительногорассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведениюВерховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизньзаконов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и егоПрезидиума, контроля за деятельностью государственных органов иорганизаций. Палаты Верховного Совета СССР могут создавать такжесовместные комиссии на паритетных началах. Верховный Совет СССР создает, когда сочтет необходимым,следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Все государственные и общественные органы, организации идолжностные лица обязаны выполнять требования комиссий ВерховногоСовета СССР и комиссий его палат, представлять им необходимыематериалы и документы. Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрениюгосударственными и общественными органами, учреждениями иорганизациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах 353должно быть сообщено комиссиям в установленный срок. Статья 126. Верховный Совет СССР осуществляет контроль задеятельностью всех подотчетных ему государственных органов. Верховный Совет СССР образует Комитет народного контроляСССР, возглавляющий систему органов народного контроля. Организация и порядок деятельности органов народногоконтроля определяются Законом о народном контроле в СССР. Статья 127. Порядок деятельности Верховного Совета СССР иего органов определяется Регламентом Верховного Совета СССР идругими законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР. Глава 16. Совет Министров СССР Статья 128. Совет Министров СССР — Правительство СССР —является высшим исполнительным и распорядительным органомгосударственной власти СССР. Статья 129. Совет Министров СССР образуется ВерховнымСоветом СССР на совместном заседании Совета Союза и СоветаНациональностей в составе Председателя Совета Министров СССР,первых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР,председателей государственных комитетов СССР. В состав Совета Министров СССР входят по должностипредседатели Советов Министров союзных республик. По представлению Председателя Совета Министров СССРВерховный Совет СССР может включить в состав Правительства СССРруководителей других органов и организаций СССР. Совет Министров СССР слагает свои полномочия перед вновь 354избранным Верховным Советом СССР на его первой сессии. Статья 130. Совет Министров СССР ответствен перед ВерховнымСоветом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиямиВерховного Совета СССР — перед Президиумом Верховного СоветаСССР, которому подотчетен. Совет Министров СССР регулярно отчитывается о своей работеперед Верховным Советом СССР. Статья 131. Совет Министров СССР правомочен решать всевопросы государственного управления, отнесенные к ведению СоюзаССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенциюВерховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР. В пределах своих полномочий Совет Министров СССР: 1) обеспечивает руководство народным хозяйством исоциально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляетмеры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, поразвитию науки и техники, рациональному использованию и охранеприродных ресурсов, по укреплению денежной и кредитной системы,проведению единой политики цен, оплаты труда, социальногообеспечения, организации государственного страхования и единойсистемы учета и статистики; организует управление промышленными,строительными, сельскохозяйственными предприятиями иобъединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а такжеиными организациями и учреждениями союзного подчинения; 2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие иперспективные государственные планы экономического и социальногоразвития СССР, государственный бюджет СССР; принимает меры поосуществлению государственных планов и бюджета; представляетВерховному Совету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении 355бюджета; 3) осуществляет меры по защите интересов государства, охранесоциалистической собственности и общественного порядка, пообеспечению и защите прав и свобод граждан; 4) принимает меры по обеспечению государственнойбезопасности; 5) осуществляет общее руководство строительством ВооруженныхСил СССР, определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащихпризыву на действительную военную службу; 6) осуществляет общее руководство в области отношений синостранными государствами, внешней торговли, экономического,научно-технического и культурного сотрудничества СССР сзарубежными странами; принимает меры к обеспечению выполнениямеждународных договоров СССР; утверждает и денонсируетмежправительственные международные договоры; 7) образует в случае необходимости комитеты, главныеуправления и другие ведомства при Совете Министров СССР по деламхозяйственного, социально-культурного и оборонного строительства. Статья 132. Для решения вопросов, связанных с обеспечениемруководства народным хозяйством, и других вопросовгосударственного управления в качестве постоянного органа СоветаМинистров СССР действует Президиум Совета Министров СССР всоставе Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей изаместителей Председателя. Статья 133. Совет Министров СССР на основе и во исполнениезаконов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и егоПрезидиума издает постановления и распоряжения и проверяет ихисполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров СССРобязательны к исполнению на всей территории СССР. Статья 134. Совет Министров СССР имеет право по вопросам, 356отнесенным к ведению Союза ССР, приостанавливать исполнениепостановлений и распоряжений Советов Министров союзных республик,а также отменять акты министерств СССР, государственных комитетовСССР, других подведомственных ему органов. Статья 135. Совет Министров СССР объединяет и направляетработу общесоюзных и союзно-республиканских министерств игосударственных комитетов СССР, других подведомственных емуорганов. Общесоюзные министерства и государственные комитеты СССРруководят порученными им отраслями управления или осуществляютмежотраслевое управление на всей территории СССР непосредственнолибо через создаваемые ими органы. Союзно-республиканские министерства и государственныекомитеты СССР руководят порученными им отраслями управления илиосуществляют межотраслевое управление, как правило, черезсоответствующие министерства, государственные комитеты, другиеорганы союзных республик и управляют непосредственно отдельнымипредприятиями и объединениями, находящимися в союзном подчинении.Порядок передачи предприятий и объединений из республиканского иместного подчинения в союзное определяется Президиумом ВерховногоСовета СССР. Министерства и государственные комитеты СССР несутответственность за состояние и развитие порученных им сферуправления; в пределах своей компетенции издают акты на основе иво исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР иего Президиума, постановлений и распоряжений Совета МинистровСССР; организуют и проверяют их исполнение. Статья 136. Компетенция Совета Министров СССР и егоПрезидиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров с 357другими государственными органами, а также перечень общесоюзныхи союзно-республиканских министерств и государственных комитетовСССР определяются на основе Конституции Законом о СоветеМинистров СССР. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ Глава 17. Высшие органы государственной власти иуправления союзной респу

Date: 2015-09-03; view: 351; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию