Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная запискаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально- педагогический университет» Филологический факультет Кафедра литературы
«Утверждаю» Проректор по учебной работе _______________В.В. Зайцев
«____»___________200___ г.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ Учебная программа
по специальности 032900 «Русский язык и литература»
Составитель: Перевалова С.В., доктор филологических наук, профессор кафедры литературы
Волгоград
Пояснительная записка
История русской литературной критики – итоговый курс в цикле историко-литературных дисциплин. Этот курс имеет высокий теоретический потенциал, синтезирующий в себе историко-литературные знания и знания по теории литературы, позволяющие не только осмыслить сущность критической полемики, связанной с выдающимися произведениями русской классики, но и научить «читать» и анализировать критические тексты с тем, чтобы впоследствии выпускник мог использовать собственные знания, умения и навыки в процессе преподавания литературы в школе.
Цель освоения дисциплины: формирование у студентов знаний, связанных с историей русской литературной критики как своеобразной формы эстетического и общественно-политического самосознания литературы.
Задачи освоения дисциплины:
-охарактеризовать место и роль критики в литературном процессе; - определить сущность, предмет и задачи литературной критики как особой сферы литературного творчества; -представить эволюцию русской критической мысли и познакомить учащихся с выдающимися именами российских критиков;
-определить основные функции современной литературной критики Из-за небольшого количества учебного времени лекционный курс совмещен с семинарскими занятиями, для которых отобраны критические тексты, во многом определившие прочтение классических произведений в Х1Х и ХХ веках. Все занятия построены по принципу сравнительно-сопоставительного анализа критических текстов нескольких авторов об одном классическом произведении или литературоведческой проблеме, что активизирует личностную позицию будущего учителя-словесника и стимулирует его поисковую активность. Лекционный курс предусматривает ознакомление с основными именами и творческой биографией выдающихся русских критиков в контексте своего времени и общекультурного развития нашей страны. Владение сравнительно-сопоставительным методом в современной образовательной системе особенно важно, ибо дает представление о возможных точках зрения, заключает в себе идейно воспитательную функцию, развивая навыки и привычку уважать иную точку зрения, формируя готовность к возможному ответу на вопросы оппонента, к спору и корректному отстаиванию собственной точки зрения. Практические занятия тоже призваны создать у будущего учителя представление о возможном сравнении различных точек зрения на обсуждаемое произведение, изучаемое в школьном курсе, о необходимости и умении найти критические материалы, маркированные различными взглядами, столкновением полемических позиций. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта по данной дисциплине.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса Тема № 1: «Цели и задачи литературной критики. История критики ХУ111 столетия. Романтическая критика первых десятилетий Х1Х века» «Литературная критика» как литературоведческое понятие. Место и роль критики в литературоведении. Истоки русской литературной критики. Особенности критики в ХУ111 веке: «слоговая критика». Критическая деятельность крупнейших представителей русского классицизма: В.К. Тредьяковского, М.В.Ломоносова, А.П. Сумарокова. Критическая деятельность Н.И.Новикова и Н.М. Карамзина.Романтическая критика первых десятилетий Х1Х века. Критическая деятельность В.А.Жуковского в журнале «Вестник Европы». К.Н.Батюшков о поэте и поэзии. Представители декабристской критики. Своеобразие критики А.А.Бестужева и К.Ф. Рылеева. Критика журнала «Московский телеграф» братьев Полевых.
Тема № 2: «Литературная критика 1840-х гг. Критика В.Г. Белинского и славянофильская критика»
Философская критика любомудров (Д.В.Веневитинов, И.В.Киреевский, В.Ф.Одоевский). Литературная критика 1840–х годов. Редактор Н.И.Надеждин и его «открытие» Белинского.Периодизация критической деятельности Белинского. «Литературные мечтания». Основные идеи, проблемы субъективности и объективности в представлениях критика. Эволюция воззрений критика: «шеллингианство» и принципы историзма, реалистической типизации в статье «О русской повести и повестях Гоголя». Учение о пафосе в цикле статей о Пушкине. Обоснование Белинским путей формирования «натуральной школы». Основной пафос последних статей критика о соотношении тенденциозности и художественности. Русские классики в оценке Белинского. Полемика славянофилов с Белинским о поэме Гоголя «Мертвые души». Значение творческого наследия Белинского для развития русской культуры.
Тема № 3: «Основные направления в критике второй половины Х1Х века: «реальная критика» и критика «эстетическая» В.Г.Белинский и принципы«реальной критики». Основные представители «реальной критики». Критическая деятельность Н.Г. Чернышевского. Чернышевский о повестях И.С. Тургенева и о прозе Л.Н. Толстом. Критика Н.А. Добролюбова. Тургенев, Островский, Гончаров, Достоевский в оценке Добролюбова. Критическая деятельность Писарева. «Эстетическая» критика и ее основные представители:П.В. Анненков, А.В. Дружинин, В.П. Боткин. «Органическая критика» А.А.Григорьева. Полемика между Дружининым и Добролюбовым по поводу романа И.А.Гончарова «Обломов». Полемика Писарева с Добролюбовым о роли главной героини драмы А.Н.Островского «Гроза».
Тема №4: «. Своеобразие литературной критика рубежа XIX-XX веков» Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления в развитии русской критической мысли. Многообразие творческих индивидуальностей. Место и роль писателей - «знаньевцев» в истории русской литературной критики. Народническая критика. «Свои» и «чужие» в критике Н.М.Михайловского. Следование традициям «реальной критики». Русские классики Л.Толстой и Ф.М.Достоевский в оценке народнической критики. Критики-марксисты. Символистская критика (В.С.Соловьев, Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов). В.В. Розанов-критик. Импрессионистическая (имманентная критика Ю.И. Айхенвальда). Поэты-критики.
Тема №5: «Особенности русской критики ХХ века»
Понятие «скользящая периодизация», обусловленное разделением русской литературы на две ветви: «литература метрополии» и «литература зарубежья». Особенности развития русской литературы 1920-1930-х годов и резкое изменение в системе «читатель- издатель – писатель – критик». «Философский» пароход и введение цензуры, обусловившее появление феномена «задержанной» литературы. Литературно-художественные группировки 1920-х годов и Первый съезд Союза советских писателей. Дискуссии 1930-х годов о литературном герое в свете сегодняшнего историко-культурного опыта. Твардовский-редактор и критик. Общественно-литературная ситуация в стране в годы «перестройки», предопределившая публикация произведений «задержанной литературы» и «литературы русского зарубежья».
Тема №6: «Литературная критика последних десятилетий ХХ- начала ХХ1 века»
Особенности современного литературного процесса и их отражение в «зеркале» критики. Журнальная политика. Своеобразие критических отделов в журналах- «толстяках» и в «Литературной газете». Задачи журнальной и газетной критики наших дней. Современная литературная критика и ее основные функции. Современная литературная критика и книгоиздательская реальность. «Сетевая» культура и литературная критика. «Критика – это критики»: яркие имена, острое перо и вопросы методологических ориентиров. «Новая» критика и ее типологические характеристики. Критики о современной литературной критике.
Практические занятия: Практическое занятие №1: «Критическая деятельность В.Г.Белинского» (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Периодизация критической деятельности Белинского. 2. «Телескопский» период творчества критика и его особенности. 3. «Литературные мечтания»: основные идеи, проблемы субъективности и объективности в оценке историко-литературного процесса и его национальных основ. 4. Принципы историзма и своеобразие реалистической типизации в статье «О русской повести и повестях Гоголя». 5. Учение о пафосе в цикле статей о Пушкине. 6. Обоснование «натуральной школы». Белинский о соотношении тенденциозности и художественности.
Литература: Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Поэма Гоголя «Похождения Чичикова или Мертвые души»; рецензия на брошюру К.Аксакова «Несколько слов о поэме Гоголя…; Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Похождения Чичикова или Мертвые души». Стихотворения М.Лермонтова // Белинский В.Г. Статьи о русской литературе. - Л.,1987.
Основная: 1. История русской литературной критики / под ред. В.В. Прозорова. М., 2002.
|