Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально- педагогический университет»

Филологический факультет

Кафедра литературы

 

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________В.В. Зайцев

 

«____»___________200___ г.

 

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ

Учебная программа

 

по специальности 032900 «Русский язык и литература»

 

Составитель: Перевалова С.В., доктор филологических наук,

профессор кафедры литературы

 

 

Волгоград


 

 

Пояснительная записка

 

 

История русской литературной критики – итоговый курс в цикле историко-литературных дисциплин. Этот курс имеет высокий теоретический потенциал, синтезирующий в себе историко-литературные знания и знания по теории литературы, позволяющие не только осмыслить сущность критической полемики, связанной с выдающимися произведениями русской классики, но и научить «читать» и анализировать критические тексты с тем, чтобы впоследствии выпускник мог использовать собственные знания, умения и навыки в процессе преподавания литературы в школе.

 

Цель освоения дисциплины: формирование у студентов знаний, связанных с историей русской литературной критики как своеобразной формы эстетического и общественно-политического самосознания литературы.

 

Задачи освоения дисциплины:

 

-охарактеризовать место и роль критики в литературном процессе;

- определить сущность, предмет и задачи литературной критики как особой сферы литературного творчества;

-представить эволюцию русской критической мысли и познакомить учащихся с выдающимися именами российских критиков;

 

-определить основные функции современной литературной критики

Из-за небольшого количества учебного времени лекционный курс совмещен с семинарскими занятиями, для которых отобраны критические тексты, во многом определившие прочтение классических произведений в Х1Х и ХХ веках. Все занятия построены по принципу сравнительно-сопоставительного анализа критических текстов нескольких авторов об одном классическом произведении или литературоведческой проблеме, что активизирует личностную позицию будущего учителя-словесника и стимулирует его поисковую активность. Лекционный курс предусматривает ознакомление с основными именами и творческой биографией выдающихся русских критиков в контексте своего времени и общекультурного развития нашей страны. Владение сравнительно-сопоставительным методом в современной образовательной системе особенно важно, ибо дает представление о возможных точках зрения, заключает в себе идейно воспитательную функцию, развивая навыки и привычку уважать иную точку зрения, формируя готовность к возможному ответу на вопросы оппонента, к спору и корректному отстаиванию собственной точки зрения. Практические занятия тоже призваны создать у будущего учителя представление о возможном сравнении различных точек зрения на обсуждаемое произведение, изучаемое в школьном курсе, о необходимости и умении найти критические материалы, маркированные различными взглядами, столкновением полемических позиций.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта по данной дисциплине.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема Всего Трудоемкость В том числе ауд. занятий Индив и само- стоят. работа
Всего Лекций   Практ. ЛПЗ  
1. Цели и задачи литературной критики. История критики ХУ111 столетия. Романтическая критика первых десятилетий Х1Х века              
2. Литературная критика 1840-х гг. Критика В.Г. Белинского и славянофильская критика              
3. Основные направления в критике второй половины Х1Х века: «реальная критика» и критика «эстетическая»            
4. Своеобразие литературной критика рубежа XIX-XX веков            
5. Особенности русской критики ХХ века            
6. Литературная критика последних десятилетий ХХ- начала ХХ1 века            
Всего            

 

Содержание курса

Тема № 1: «Цели и задачи литературной критики. История критики ХУ111 столетия. Романтическая критика первых десятилетий Х1Х века»

«Литературная критика» как литературоведческое понятие. Место и роль критики в литературоведении. Истоки русской литературной критики. Особенности критики в ХУ111 веке: «слоговая критика». Критическая деятельность крупнейших представителей русского классицизма: В.К. Тредьяковского, М.В.Ломоносова, А.П. Сумарокова. Критическая деятельность Н.И.Новикова и Н.М. Карамзина.Романтическая критика первых десятилетий Х1Х века. Критическая деятельность В.А.Жуковского в журнале «Вестник Европы». К.Н.Батюшков о поэте и поэзии. Представители декабристской критики. Своеобразие критики А.А.Бестужева и К.Ф. Рылеева. Критика журнала «Московский телеграф» братьев Полевых.

 

Тема № 2: «Литературная критика 1840-х гг. Критика В.Г. Белинского и славянофильская критика»

 

Философская критика любомудров (Д.В.Веневитинов, И.В.Киреевский, В.Ф.Одоевский). Литературная критика 1840–х годов. Редактор Н.И.Надеждин и его «открытие» Белинского.Периодизация критической деятельности Белинского. «Литературные мечтания». Основные идеи, проблемы субъективности и объективности в представлениях критика. Эволюция воззрений критика: «шеллингианство» и принципы историзма, реалистической типизации в статье «О русской повести и повестях Гоголя». Учение о пафосе в цикле статей о Пушкине. Обоснование Белинским путей формирования «натуральной школы». Основной пафос последних статей критика о соотношении тенденциозности и художественности. Русские классики в оценке Белинского. Полемика славянофилов с Белинским о поэме Гоголя «Мертвые души». Значение творческого наследия Белинского для развития русской культуры.

 

Тема № 3: «Основные направления в критике второй половины Х1Х века: «реальная критика» и критика «эстетическая»

В.Г.Белинский и принципы«реальной критики». Основные представители «реальной критики». Критическая деятельность Н.Г. Чернышевского. Чернышевский о повестях И.С. Тургенева и о прозе Л.Н. Толстом. Критика Н.А. Добролюбова. Тургенев, Островский, Гончаров, Достоевский в оценке Добролюбова. Критическая деятельность Писарева. «Эстетическая» критика и ее основные представители:П.В. Анненков, А.В. Дружинин, В.П. Боткин. «Органическая критика» А.А.Григорьева. Полемика между Дружининым и Добролюбовым по поводу романа И.А.Гончарова «Обломов». Полемика Писарева с Добролюбовым о роли главной героини драмы А.Н.Островского «Гроза».

 

 

Тема №4: «. Своеобразие литературной критика рубежа XIX-XX веков»

Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления в развитии русской критической мысли. Многообразие творческих индивидуальностей. Место и роль писателей - «знаньевцев» в истории русской литературной критики. Народническая критика. «Свои» и «чужие» в критике Н.М.Михайловского. Следование традициям «реальной критики». Русские классики Л.Толстой и Ф.М.Достоевский в оценке народнической критики. Критики-марксисты. Символистская критика (В.С.Соловьев, Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов). В.В. Розанов-критик. Импрессионистическая (имманентная критика Ю.И. Айхенвальда). Поэты-критики.

 

Тема №5: «Особенности русской критики ХХ века»

 

Понятие «скользящая периодизация», обусловленное разделением русской литературы на две ветви: «литература метрополии» и «литература зарубежья». Особенности развития русской литературы 1920-1930-х годов и резкое изменение в системе «читатель- издатель – писатель – критик». «Философский» пароход и введение цензуры, обусловившее появление феномена «задержанной» литературы. Литературно-художественные группировки 1920-х годов и Первый съезд Союза советских писателей. Дискуссии 1930-х годов о литературном герое в свете сегодняшнего историко-культурного опыта. Твардовский-редактор и критик. Общественно-литературная ситуация в стране в годы «перестройки», предопределившая публикация произведений «задержанной литературы» и «литературы русского зарубежья».

 

Тема №6: «Литературная критика последних десятилетий ХХ- начала ХХ1 века»

 

Особенности современного литературного процесса и их отражение в «зеркале» критики. Журнальная политика. Своеобразие критических отделов в журналах- «толстяках» и в «Литературной газете». Задачи журнальной и газетной критики наших дней. Современная литературная критика и ее основные функции. Современная литературная критика и книгоиздательская реальность. «Сетевая» культура и литературная критика. «Критика – это критики»: яркие имена, острое перо и вопросы методологических ориентиров. «Новая» критика и ее типологические характеристики. Критики о современной литературной критике.

 

Практические занятия:

Практическое занятие №1:

«Критическая деятельность В.Г.Белинского» (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Периодизация критической деятельности Белинского.

2. «Телескопский» период творчества критика и его особенности.

3. «Литературные мечтания»: основные идеи, проблемы субъективности и объективности в оценке историко-литературного процесса и его национальных основ.

4. Принципы историзма и своеобразие реалистической типизации в статье «О русской повести и повестях Гоголя».

5. Учение о пафосе в цикле статей о Пушкине.

6. Обоснование «натуральной школы». Белинский о соотношении тенденциозности и художественности.

 

Литература:

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Поэма Гоголя «Похождения Чичикова или Мертвые души»; рецензия на брошюру К.Аксакова «Несколько слов о поэме Гоголя…; Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Похождения Чичикова или Мертвые души». Стихотворения М.Лермонтова // Белинский В.Г. Статьи о русской литературе. - Л.,1987.

 

Основная:

1. История русской литературной критики / под ред. В.В. Прозорова. М., 2002.

Date: 2015-09-03; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию