Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческая типология культуры
| Временной промежуток (века)
| Понятия
| Содержание понятия
| Первобытная культура
| 100 тыс. лет до н.э – 6-7 тыс. до н.э
| Анимизм -(лат. anima — душа) — 1) одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.
Бесписьменность -незнание грамоты, это обусловлено медленностью накопления информации в обществе.
Мифологическое сознание – это вид мировоззрения, которое основывается, главным образом, на желании верить. Это один из самых древних типов восприятия мира, и примечательно то, что действительность до сих пор многими людьми воспринимается мифологично. Обычно, чем больше развита наука, тем более скептично отношение общества к мифам, однако сейчас популяризация научных знаний приводит к искажению достоверной информации, и возникают так называемые «научные мифы». Мифологическое сознание это не научное, не метафизическое, не религиозное и не языческое, а самое настоящее непосредственное восприятие, мировоззрение, бытие.
Синкретизм (греч. synkretismos — соединение) 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо, например, синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве, нерасчлененно; 2) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии – сочетание противоречивых, несовместимых воззрений, в религии -различных культов религиозных систем.
Традиционализм — (< лат. traditio — передача, предание) — термин широко употребляется в истории культуры и в культурологии для обозначения преувеличения роли традиций в науке, культуре, искусстве, вере, обычаях, нравах; приверженность к старым традициям.
| Античная культура
| 776 в. до н.э
| Антропоцентризм (греч. antropos — человек, и лат. centrum — центр) — концепция итальянского Возрождения, согласно которой в центре мироздания находится человек. Идеология и практика европейского Нового времени и Просвещения. Многовековое существование этой идеи в качестве приоритетной европейской идеологии способствовало раннему возникновению философии прав человека и оформлению её в самостоятельную концепцию уже во второй половине XVII в. Получившая известность как «концепция естественного права», данная теория была сформулирована английским философом Дж. Локком (1632-1704), выделившим в качестве основных естественных неотчуждаемых прав человека права на жизнь, свободу и собственность.
Канон — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.
Космологизм - специфическая черта греческой философии (особенно начального ее периода), стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.
Мифологическое сознание – это вид мировоззрения, которое основывается, главным образом, на желании верить. Это один из самых древних типов восприятия мира, и примечательно то, что действительность до сих пор многими людьми воспринимается мифологично. Обычно, чем больше развита наука, тем более скептично отношение общества к мифам, однако сейчас популяризация научных знаний приводит к искажению достоверной информации, и возникают так называемые «научные мифы». Мифологическое сознание это не научное, не метафизическое, не религиозное и не языческое, а самое настоящее непосредственное восприятие, мировоззрение, бытие.
Право (в Др. Риме) — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений[1], общепризнанного определения права не существует и в современной науке.
Практицизм (в Др. Риме) - 1. Деловитость, деловое, практическое, трезвое отношение к чему-н. Уменье устраивать свои дела (с оттенком неодобрения). 2. Преобладание практики над теорией, пренебрежение к теории, склонность к одной только практической деятельности.
Состязательность - термин, применяемый для обозначения одного из основных типов регуляции культуры как специфической среды деятельности. С. обозначает взаимодействие независимых субъектов и отбор наиболее отличившихся в каком-то отношении через механизм, нейтральный к каждому участнику. Обычно этот механизм осуществляется как конкурс, по результатам которого присуждаются призы, премии и места. Состязательность способствует устранению монополизма каких-то течений, школ, групп или бюрократизации и чрезмерной централизации.
Фатализм (< лат. fatum — судьба) — вера во всемогущество судьбы. Антич. вера в судьбу возникает как результат разочарования в рел. Даже боги имеют свою судьбу и беспомощны перед управляющим всем фатумом. В мировой культуре термин используется для обозначения веры в предопределенную, неотвратимую судьбу, рок, божью волю.
| Средневековая культура
| 5 - 14 вв.
| Авторитет веры - во многих направлениях схоластики вера авторитетна по отношению к естественному разуму, теология - к философии, а духовная власть - к светской.
Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей.
Дуализм— двойственность. С точки зрения дуализма в мире идет борьба противоположных, совершенно не сопоставляемых между собой начал. С точки зрения дуализма в мире идет борьба противоположных, совершенно не сопоставляемых между собой начал. Дуалистические воззрения известны с глубокой древности. Одной из наиболее древних подобных воззрений наблюдается в зороастризме, в котором рассматривается борьба между добрым и злым божествами. Дуалистические воззрения являются достаточно ограниченными т.к. в мире наблюдается несмотря на все процессы борьбы, единство противоположных начал. Канон — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.
Куртуазность, куртуа́зия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский) - система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином, оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени.
Монотеизм — религиозное представление и учение о едином Боге (в противоположность политеизму).
Политеизм — религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанное на вере во многих богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
Символизм (фр. Symbolisme) — направление в европейском и русском искусстве конца XIX – начала XX в., в поэтике и эстетике которого основным был символ, выражающий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов. образцом для большинства современных направлений искусства.
Сословность - деление общества на сословия.
Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм. Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века.
Традиционализм — (< лат. traditio — передача, предание) — термин широко употребляется в истории культуры и в культурологии для обозначения преувеличения роли традиций в науке, культуре, искусстве, вере, обычаях, нравах; приверженность к старым традициям.
Эсхатологизм (от греч. eschatos - последний, конечный) - религ. учение о конце света, о гибели этого мира. Хотя Христос говорил, что никто не может знать этих сроков, тем не менее людям кажется, что они знают такие годы и даже дни. Не один раз охваченные эсхатологическими предчувствиями массы готовились к ним, но напрасно: мир продолжает существовать. Э. большое распространение получила в христианстве и иудаизме. Э. - отношение к миру, связанное с представлениями о конечных целях исторического процесса и космоса в целом и составляющее одну из важнейших черт отечественной историософии, определяемой спецификой вост. христианства.
| Культура эпохи Возрождения
Культура Нового времени
| 14 – 16 вв, нач. 17 в.
17 – 19 вв.
| Авторитет знания – превосходство знания.
Антропоцентризм (греч. antropos — человек, и лат. centrum — центр) — концепция итальянского Возрождения, согласно которой в центре мироздания находится человек. Идеология и практика европейского Нового времени и Просвещения. Многовековое существование этой идеи в качестве приоритетной европейской идеологии способствовало раннему возникновению философии прав человека и оформлению её в самостоятельную концепцию уже во второй половине XVII в. Получившая известность как «концепция естественного права», данная теория была сформулирована английским философом Дж. Локком (1632-1704), выделившим в качестве основных естественных неотчуждаемых прав человека права на жизнь, свободу и собственность.
Гуманизм (лат. humanus — человеческий; человечный) — в широком смысле, исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения, провозглашавшее уважение к достоинству и разуму человека, его права на земное счастье, свободное проявление естественных человеческих чувств и способностей.
Монотеизм — религиозное представление и учение о едином Боге (в противоположность политеизму).
Элитарность, элитарное искусство (франц. élite от лат. electare — "избирать, выманивать, выведывать"). В ранней античности элитарностью называли намеренное сокрытие тайны творчества (сравн. эзотеризм). В дальнейшем этим термином стали обозначать качество наивысшей сложности, в искусстве — художественной формы, доступной для восприятия и понимания лишь немногим ценителям и знатокам, вкус которых отшлифован специальными знаниями и значительным "зрительным опытом" (в музыке — "слуховым опытом"; см. дилетантизм; мышление формой).
Авторитет знания – превосходство знания.
Антропоцентризм (греч. antropos — человек, и лат. centrum — центр) — концепция итальянского Возрождения, согласно которой в центре мироздания находится человек. Идеология и практика европейского Нового времени и Просвещения. Многовековое существование этой идеи в качестве приоритетной европейской идеологии способствовало раннему возникновению философии прав человека и оформлению её в самостоятельную концепцию уже во второй половине XVII в. Получившая известность как «концепция естественного права», данная теория была сформулирована английским философом Дж. Локком (1632-1704), выделившим в качестве основных естественных неотчуждаемых прав человека права на жизнь, свободу и собственность.
Историзм— принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.
Историзм (историцизм) — немецкая философская школа конца XIX — начала XX века, к представителям которой относят В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Мейнеке, Г. Риккерта, М. Вебера, Э. Трёльча. Историзм развивался в рамках неокантианства, формулируя идиографический (индивидуализирующий) подход, не делая абстрактных обобщений. Для историзма неприемлем позитивистский подход О.Конта к философии истории. Историзм считает объектом исторического познания индивидуальный характер продуктов человеческой культуры, обычаев, мифов, ценностей каждой отдельной эпохи. Карл Поппер критиковал историзм за пренебрежение к законам истории, и подчёркивание лишь индивидуального аспекта каждой исторической ситуации.
Практицизм- 1. Деловитость, деловое, практическое, трезвое отношение к чему-н. Уменье устраивать свои дела (с оттенком неодобрения). 2. Преобладание практики над теорией, пренебрежение к теории, склонность к одной только практической деятельности.
Рационализм (лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии. Совокупность архитектурных направлений первой половины XX в., программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле Рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура». Основы Рационализма закладывались ещё в конце XIX в. (творчество Л.Х. Салливена в США, Х.П. Верлаге в Нидерландах, А. Лоза в Австрии, мастеров Веркбунда в Германии, О. Перре во Франции). Становлению Рационализма в начале 20-х гг. во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала «Эспри нуво» во главе с Ле Корбюзье во Франции, и руководимой В. Гропиусом архитектурной школой «Баухауз» в Германии (функционализм).
Символизм (фр. Symbolisme) — направление в европейском и русском искусстве конца XIX – начала XX в., в поэтике и эстетике которого основным был символ, выражающий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов. образцом для большинства современных направлений искусства.
Сциентизм (< лат. scientia — знание, наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, основанная на представлении о науч. знании, отождествляемом прежде всего с достижениями естественных наук, как о наивысшей культур, ценности; на абсолютизации и позитивной соц. роли науки, проявлением чего является технократический подход к обществу Н. Бердяев употребил этот термин в работе «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения»; полагал, что С. «отвергает пер-вородность и самостоятельность философского познания, он окончательно ее подчиняет науке».
Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Принцип, согласно которому любой феномен культуры рассматривается сквозь призму пользы или выгоды, получаемой при его производстве и потреблении.
Эмпиризм (от гр. empeiria – опыт) – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; эмпиризм недооценивает роль рационального познания (понятий теорий).
|
|