Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Донравственные формы социальной регуляции
Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что: · они запрещают, но не предписывают позитивного поведения; · они носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально; · они не требуют осознания и обоснования. К числу основных относятся табу: · на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.); · на браки между близкими родственниками; · на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта). Обычаи – следующий уровень социальной регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения: 1) обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение; 2) обычай представляет собой конкретную рекомендацию, а правила морали формулируются обобщенно; 3) обычай обосновывается аргументом «так принято», моральный поступок обосновывается аргументом «это добро»; 4) при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен; 5) за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида; 6) если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные же переживания. Основные обычаи образуют календарный цикл (встреча весны – праздник первого снопа – дожинки – колядки) и жизненный цикл (родинные – свадебные – похоронные). Принцип обмена регулировал отношения между первобытными общинами (табу и обычаи распространялись только на «своих»): 1) «Око за око» – негативный вариант таких отношений. Действие по этому принципу предполагало возмездие: · симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь); · ответное (совершаемое в ответ на активность соседей); · коллективное («всем миром» мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови – «кровная месть»). 2) Дарение – позитивный вариант обмена между общинами. Церемониальное дарение предполагало, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип «око за око» ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра. Традиционная нравственность Традиционная нравственность – исторически первая и фундаментальная форма человеческой нравственности, присущая всемдоиндустриальным обществам. Ее содержание можно рассмотреть, обобщив его на основании следующих принципов. Date: 2015-09-03; view: 653; Нарушение авторских прав |