Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. История этических учений





Беляева Е.В.

Б44 Этика: Курс лекций. 2-е издание/Беляева Е.В. ‑ Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 67 с.

ISBN 985-457-266-8

Учебное пособие представляет собой конспект лекций по курсу «Этика». Он составлен в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой, утвержденной кафедрой философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, однако может быть использован всеми, кто изучает в вузе соответствующую дисциплину. Данный курс представляет собой вариант преподавания этики на базе обязательного набора дидактических единиц, зафиксированных в образовательном стандарте Министерства образования Республики Беларусь.

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

УДК 17(075.8)

ББК 87.7я7

ISBN 985-457-266-8 ã Беляева Е.В., 2004
  ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ЭТИКА». 5

Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика». 5

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.. 6

Лекция 2. История этических учений. 6

Этические учения древнего мира. 6

Этические учения Древней Индии. 6

Этические учения Древнего Китая. 8

Этические учения Древней Греции. 10

Этические учения средневековья. 13

Евангельская моральная доктрина. 13

Основные проблемы этики средних веков. 14

Особенности и основные проблемы этики Нового времени. 15

Этика И.Канта (1724-1804) 17

Этические направления в XIX веке. 18

Некоторые учения в этике ХХ века. 20

Контрольные вопросы по теме №2. 22

ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ.. 24

Лекция 3. Историческое развитие нравственности. 24

Донравственные формы социальной регуляции. 24

Традиционная нравственность. 26

Принцип патриархальности. 26

Принцип коллективизма (общинности) 26

Принцип трудолюбия. 27

Принцип патриотизма. 28

Воинский этос. 29

Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью 30

Нравы средневековья. 32

Нравственность modernity. Буржуазная мораль. 33

Изменения в способе регуляции. 33

Ценностные ориентации буржуазной морали. 34

Нравственность modernity. Мораль советского общества. 35

Современная нравственность и ее перспективы.. 37

Контрольные вопросы по теме №3. 38

ТЕМА 4. ТЕОРИЯ МОРАЛИ.. 39

Лекция 4. Теория морали. 39

Свойства морали. 39

Антиномии в морали. 40

Структура морали. 45

Понятийная структура морального сознания. 46

Иерархическая структура морального сознания. 48

Функции морали. 49

Контрольные вопросы по теме №4. 51

ТЕМА 5. ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.. 52

Лекция 5. Высшие моральные ценности. 52

Свобода как нравственная ценность. 52

Свобода как проблема. 52

Ступени нравственной свободы.. 54

Ситуация нравственного выбора. 55

Структура нравственного поступка. 57

Смысл жизни как нравственная ценность. 59

Счастье как нравственная ценность. 62

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 65

ЛИТЕРАТУРА.. 66


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ЭТИКА»

Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика»

 

Учебный курс «Этика» имеет своей целью приобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных ценностей предполагает их переход в личностные смыслы каждого человека.

В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей.

В тексте лекций для удобства освоения материала выделяются:

· жирным подчеркиванием – подвопросы внутри вопроса лекции;

· жирным шрифтом – смысловые подразделения внутри подвопроса лекции;

· жирным курсивом – основные понятия темы и персоналии;

· подчеркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.

Этикафилософское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.

Мораль и нравственностьреальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (так говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности (так говорят: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственный поступок). В данном курсе понятия мораль и нравственность будут употребляться как синонимы.


ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ







Date: 2015-09-03; view: 370; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию