Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюционизм Г.Спенсера
КАРТИНА эволюционного изучения культуры была бы неполной без знакомства с еще одной влиятельной фигурой - Г.Спенсером. Г.Спенсер (1820-1903) - английский философ, биолог, психолог и социолог - главный акцент в своих теоретических построениях делал на анализе того, как развиваются общества. Основой для его концепции, наиболее полно изложенной в фундаментальном труде "Основы социологии" (1876-1896), служил богатейший этнографический материал. Он не был сторонником единообразного линейного прогресса, в соответствии с которым "различные формы общества, представленные дикими и цивилизованными племенами на всем земном шаре, составляют лишь различные ступени одной и той же формы". Г.Спенсер полагал, что "истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы"(8). Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что "отсталые" культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми.
Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распространяет распределительная система. Регулятивная система осуществляет подчинение частей, элементов культуры целому. Спенсер полагал, что существуют специфические части общества, или институты культуры: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.
Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части: дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г.Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.
Проанализировав первые теории культуры, хотелось бы подчеркнуть одно обстоятельство. Та или иная теория культуры, будучи какое-то время популярной, не пропадает бесследно, подобно исчезнувшим культурам. Она просто уходит на второй план, занимает свою "экологическую нишу" в культурологии. Таким образом сам процесс развития теорий культур не является линейным и не есть переход от одних типов объяснения к другим. Это многонаправленный процесс, нередко параллельного развития концепций культур. Именно благодаря совокупности всех подходов и направлений развивалась культурология.
В начале XX в. эволюционизм утратил доминирующее положение в культурологии. Он выполнил свое назначение - утвердил новый взгляд на развитие культур, и особенно на эволюцию такого их важного элемента, как религия. Идеи эволюционизма в последующую эпоху вновь и вновь востребовались исследователями культур. Они составили основу концепции основателя культурологии Л.Уайта, в обновленном виде предстали в теории Дж. Стьюарда и М. Салинса.
1. Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989. С. 93. 2. Там же. С. 24. 3. Тайлор Э. Указ. соч. М.,1939. С. 6-7. 4. Указ. соч. М.,1989. С. 211. 5. Там же. С. 213. 6. Там же. С. 504. 7. Marret R. Preanimistic Religion //Folk-Lore, 1899. P. 150. 8. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1897. С. 321.
Рекомендуемая литература
Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М.,1967.
История буржуазной социологии XIX - начала XX в. М.,1979.
Соколов Э.В. Культурология. Теория культур. М.,1994.
Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1897.
Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989.
Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978.
Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.,1983.
Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.,
1985. Marret R. Preanimistic Religion // Folk-Lore, 1899.
ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1
1. В чем состоят недостатки линейной схемы развития культур? 2. Как, с точки зрения креационистской концепции развития мира, объяснялось неравномерное развитие культур? 3. Как представлял Э.Тайлор дальнейшее развитие культур? 4. Как Э.Тайлор исследовал культуры? Достоинства и недостатки его метода. 5. Какова предметная область культурологии (антропологии) эволюционного направления? Какие важнейшие проблемы стремились исследовать эволюционисты? 6. В чем основное содержание концепции анимизма Э.Тайлора? Что такое "душа" и духи? 7. Какие направления критики анимистической концепции вы знаете? 8. Как вы оцениваете подход Р.Маррета к изучению религии? 9. В чем состоит вклад в развитие эволюционизма Г.Спенсера? 10. Что такое "метод пережитков" в изучении культур? Обоснованно ли, с вашей точки зрения, считать пережитками более древние пласты, существующие в современной культуре?
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
1. Эволюция религиозных верований от духов природы к политеизму (по книге Э.Тайлора "Первобытная культура"). 2. Проблема магии и колдовства, экстатических состояний в книге Э.Тайлора "Первобытная культура". 3. Понятие "душа" в работах Э.Тайлора и Дж.Фрезера. 4. Сравнительное исследование мифов и религиозных сюжетов в соотношении с действительными событиями (по работе Дж.Фрезера "Фольклор в Ветхом завете"). 5. Анализ соотношения магии, религии, науки в книге Дж.Фрезера "Золотая ветвь" и его значение для исследования современной индустриальной культуры конца XX в.
--------------------------------------------------------------------------------
Date: 2015-09-03; view: 582; Нарушение авторских прав |