Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТ АВТОРА. Е 83 Введение в культурологию: Основные понятия культуро­логии в систематическом изложении: Учеб





Есин А. Б.

Е 83 Введение в культурологию: Основные понятия культуро­логии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999. - 216 с.

ISВN 5-7695-0435-8

В пособии раскрываются основные проблемы культурологии и рассматриваются такие важнейшие категории, как культура и ци­вилизация, система ценностей и эмоционально-ценностные ори­ентации, культура личности и культура общества, культурологи­ческие концепции мира и человека, образ жизни и др.

Освоение этих ключевых категорий и понятий дает возмож­ность самостоятельно анализировать ту или иную эпоху или явле­ние культурной жизни. В конце пособия предлагается блок вопро­сов и заданий для проверки знаний.

Пособие может быть использовано также студентами педаго­гических колледжей.

УДК 008 (110) (075. 32)

ББК 71я73

ISВN 5-7695-0435-8

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА.............................................................................................................................. 3

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................. 4

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ........... 4

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПРИРОДА....... 6

II. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ* 17

III. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА..................................... 26

IV. ОБЩИЕ СВОЙСТВА КУЛЬТУР................................................................................. 42

V. СФЕРЫ ПРОДУЦИРОВАНИЯ И БЫТОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ... 49

VI. МИР И ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ................ 59

VII. ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ*........................ 76

VIII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ КАК ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИИ.......... 90

IX. ЧЕЛОВЕК В «МАЛОМ СОЦИУМЕ»....................................................................... 100

X. ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ*.............................................................. 116

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................... 133

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ........................................................................................... 135

 

 

ОТ АВТОРА

Проблемы культуры традиционно занимали большое место в гуманитарных дисциплинах — в философии, социологии, лите­ратуроведении и др. Однако за последние десять—пятнадцать лет все явственнее обнаруживается тенденция к оформлению культу­рологии в самостоятельную науку. Дисциплины культурологиче­ской направленности входят сейчас не только в систему вузов­ского обучения, но и в школьное образование. Проблемам культуры посвящены сотни монографий и статей, и почти каждый автор подходит к этому явлению со своей точки зрения. Как и следует ожидать в такой ситуации, даже сам термин «культура» не полу­чил еще однозначной интерпретации. Более того, нет еще ясно­сти в вопросе о том, какой круг проблем подлежит собственно культурологическому изучению, и это неудивительно, так как «чистых» специалистов-культурологов у нас пока очень мало: в культурологию приходят из философии, истории, религиоведения, литературоведения и т.п., и каждый ученый приносит с со­бой свою, привычную для него проблематику, более или менее успешно разворачивая ее в культурологическом плане. (Кстати, автор этой работы тоже не «чистый» культуролог, а по основной специальности теоретик литературы.) Поэтому многие исследо­ватели рассматривали и рассматривают культурологию как раздел какой-либо из традиционных научных дисциплин: философии (П. С. Гуревич), семиотики (структуралисты, ранний Лотман), эстетики (М. М. Бахтин) и т. п. Другие же ученые считают, что культурология — это самостоятельная наука (не оторванная, конечно, от своих «соседей» по гуманитарному знанию, но имеющая с ними равные права). Так понимали вопрос, в частности, признанные авторитеты в этой области — А.Ф. Лосев и Ю.М. Лотман в своих последних работах. Автор данной книги придерживается того же мнения и потому считает, что назрела необходимость в обобще­нии культурологической проблематики, в определении круга категорий, изучаемых данной наукой, в установлении теоретико-методологических основ культурологии. Данное пособие и является попыткой такого осмысления проблем и категорий теоретической культурологии. Автор стремился по мере возможности учесть опыт своих предшественников и современников, однако у него есть и собственная концепция культуры, и он вполне отдает себе отчет в том, что как концепция в целом, так и отдельные положения могут вызвать самый разнообразный спектр реакций ученых-гуманитариев: от сочувствия и конструктивной критики до прин­ципиального неприятия. Впрочем, думается, что это не беда: ста­новление новой научной дисциплины никогда не обходилось без дискуссий, что было ей только на пользу.


Поскольку пособие адресовано гуманитариям, оно требует от читателя определенного минимума знаний по другим «человеко-ведческим» дисциплинам, прежде всего по истории, философии и социологии, а также основательного знакомства с художествен­ной литературой, поскольку большая часть примеров и иллюст­ративного материала берется именно из этих областей.

С другой стороны, автор старался не перегружать пособие ссыл­ками на специальную литературу, которую можно по тем или иным основаниям отнести к собственно культурологической; тем более не анализировал ее детально и не вступал в полемику. Это дела­лось отчасти для того, чтобы облегчить студентам работу с посо­бием, отчасти же потому, что в данный момент не существует не только истории культурологической мысли, но даже более или менее признанной «культурологической классики».

И наконец, последнее замечание. Автор пособия по своей фи­лософской и религиозной ориентации агностик, склоняющийся в научной практике более к материализму, чем к идеализму. Ви­димо, это не могло не сказаться на изложении некоторых тем и проблем пособия. При этом, однако, автор стремился сохранить в рассмотрении спорных вопросов максимальную объективность, чтобы данным пособием могли пользоваться люди разных фило­софских и религиозных убеждений.

Автор выражает искреннюю благодарность тем, кто помогал ему в работе над этим пособием.







Date: 2015-09-03; view: 542; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию