Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль религии в культуре XX в. Классические и нетрадиционные религии в современной западной культуре





Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии — это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому сплочение и связь — главные ее регулятивы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует прежде всего через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» — от земных и обыденных до божественных и небесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает поле напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей.

Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, т. е освобождения культуры из-под влияния религии.

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Оно проецирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с мощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность — эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Традиционные религиозные модели на Западе находятся в состоянии кризиса и более не могут считаться общественно-релевантными. Современная западная религиозность тяготеет к формам индивидуалистического переживания. Большинство прежних духовных традиций, соотносимых с институциональной религиозностью, воспринимаются сейчас зачастую лишь с точки зрения теоретического знания, которое, хотя и говорит о Боге, однако же, не предоставляет к нему доступа. От христианских церквей ждут того, что они станут практиковать некий новый, связанный с мыслями и чувствами формат обретения смыслов. Считается, что если традиционные церкви снова хотят занять значимое место в современной иерархии жизни, им придется найти альтернативу догме и морали, традиционно используемым в качестве посредников для демонстрации христианских конфессий. Речь, прежде всего, идет о том, чтобы дать людям средства к тому, чтобы они и себя и мир воспринимали и ощущали совершенно по-новому. Догматы и нравственные предписания теперь воспринимаются лишь тогда, когда необходимость их осознается из личного опыта, а живая истина Евангелия воспринимается не опосредованно, а из «первых рук».

Нетрадиционные религии – религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Их также называют альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными движениями. Нетрадиционные религии получили распространение с конца 50-х гг. ХХ в., когда они начали появляться в США и Западной Европе в результате массового разочарования верующих, прежде всего молодежи, в традиционных религиях и церквях. Общее количество нетрадиционных религий в мире трудно оценить, т.к. статистика по этому вопросу отсутствует. По имеющимся данным только во Франции их около трёхсот, в США – более двух тысяч. Преобладают два типа нетрадиционных религий: сложившиеся на основе Христианства и возникшие под воздействием восточных религий (главным образом, индуизма и буддизма). Особняком стоит бахаизм, чей главный храм находится в Иерусалиме, предлагающий синтезировать священное писание всех наиболее представленных в мире религий и религиозно-философских систем (авраамических, буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма и проч.) и характеризующийся поэтому крайним эклектизмом и имеющий небольшое количество сторонников. Отличительной чертой «новохристианских» религий является то, что формально их последователи поклоняются Христу, но фактически почитают как «посланников Божиих» и «новых мессий» своих лидеров. Наиболее характерным примером нетрадиционных религий восточного происхождения является вайшнавизм, более известный как Общество сознания Кришны (Харе Кришна, кришнаиты). Оба этих религиозных направления – «новохристианское» и восточное – имеют приверженцев в России и других постсоветских странах с конца 1980-х гг.

Date: 2015-09-03; view: 720; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию