Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательное пространство





Российские социологи проблематизированы, у нас пока не! социальных теорий и учений, которые мо1 у г помочь описать нашу российскую социальную действительность. Сегодня ведущим мировым социологом считают Бурдьё и ряд социологов даже пытаются описывать российскую социальную ситуацию относительно его теории.

У Вурдьё есть «теория классов на бумаге». Он считает, что классы на чтодпчшнпй день существуют. Это теоретические классы, которые производят различные практики, а не формы собственности. На основе своей теории объясняет многие социальные явления.

'Эту теорию мы взяли не случайно. Пас не устраивает описание школьных пространств и школьных ситуаций на языке педагогики. Потому, чю как чолько мы переходим ни язык педагогики, то начинаем относиться к детям как к детям и прямом смысле этого слова, говорим «Это пространство детское, л потшу... ■■> и дальше занижаем рамки отношений.

Школьное пространство - это социальное пространство, а значит надо развернуть в нем всю палитру общественных отношений. Тогда это территория взрослых проб, взросления, взрослых дел. Западное образование - двигается в чту сторону: огромное количество рабо1, рассматривающих школу как социальное пространство. Детские пространства то ясли, детский сад. Поэтому для нас детское — ло занижение, а взрослое - это вектор к развитию человеческого потенциала.

В 70-е годы Бурдьё пишет о символическом капитале в образовании, о властном


капитале. Он рассматривает отношения учиюль-ученик, пытается найти там •элементы власти и партнерства. А мы все рассматриваем в других координатах: дидактических, методических. И подготовка и повышение квалификации педаюнж идет почему-то только к одном русле: методико-дидакшческом. м л>чшем случае в пространстве урока, но не пространстве школы. Но учебная технология и образовательное пространство - тго разные пещи.

На новом историческом 'этапе надо пересматривать заново школьные отношения. Дети начинают размывать паши неполноценные институции. Иначе получасЮ), чго школа - клуб общения (хотя бы если смотреть на то. как одеваются ученики). Поефосние всего этого социального пространства, начиная от стен и заканчивая пикетом, и задает содержание образования. К сожалению, частые школы гоже не решают 'ггой задачи, гак как являются «камерами храпения», сдал — получит. Родители и учителя не «напрягают» детей, а кик возможно обучение без напряжения? 1-сть школы, где не задаюI домашних заданий, учебники остаются р> школе. '-Это полностью разрушает образовательную институцию, устои, каноны.

Выделим несколько социальных сил и полем к образовательном пространстве, на примере современного колледжа.

Ученику противостоит внешняя среда, которая всем своим видом ему говорит, чго надо не учиться, а быстро бежать в ночной клуб. Тьюторы должны противостоять преподавательскому составу. Мечта преподавателя передать вес свое знание ученику, а ученику вроде этого всею и не надо. Тьютор здесь, посредническая позиция, ко оран заботится об ученике: о его здоровье, о его возможное 1ях. о его желаниях. Директор должен противостоять учреди гелю. Директор исполнительный менеджер, он заинтересован, чтобы внутри школы у нею было все хорошо. А учредителю очень важно, чтобы школа (колледж) смотрелись хорошо вовне. 11отгому между ними возникает конфликтная ситуация, но чю не значит, что они руанлхя, что значит, чго у них есть зазор, они не одно и то же. Кому противостоят родители? Наверно всем, даже детям?

При наличии разных позиций появляются напряжения. Тьютор - по тьютор, а преподаватель что преподаватель. Их не должны водноньш. проблемы лрут лр>:а. Между всеми этими позициями должны быть рассогласования, зазоры.

Возникает вопрос, а за счет чего тга система не развалится1.' У нас сеть I ишпеза: она не развалится, потому что есть некий цешр притяжения. Мы его называем образовательной программой. И самый важный тезис: ядром образовательного проетранС1ва является образовательная программа. Вез образовательных про! рамм образовательные пространства неефошея!

Образовательная программа

Образовательная программа - это такая «знаниевая» зона, которая определенным образом упаковывает учебный материал. Но поскольку мы имеем депо не с учеными


и не с взрослыми людьми, то, но всем видимости, этот учеопый материал не дпгжем носи п. четко заданного одного предметною характера. Он должен бьн ь пограничным, например, между обществознанием и изографией (образовательная программа «География человеческих перспектив»). Наша с вами задача сделать пограничную зону. Почему? Потому что. тга «пограпичность» и мошвирует молодых людей и работает е их антропологической проблемой. Плль обществочнание, а есть география, а в зазоре ученик - антропотехннк себя. И в этом есть искусство проектирования образовательной программы в школе: чтобы всегда был зазор, в котором появляется человек.

Образовательная программа - что то. что цементирует все образовательное пространство. Это то, ради чего приходят в школу: освоить целостность, картину мира, которую эта образовательная программа передаёт. 1 Остановка такой образовательной задачи, которая бы создала напряжение и поле является искусством проектирования образовательных пространств![2_1 Полому мы не склонны обсуждать образовательные пространства, двигаясь от среды.

Образовательная программа не обязательно должна быть в образовательном учреждении, она может существовать в межучережденческом пространстве. Программа должна крепиться на некий коллектив и сконструированное предметное ядро.

Например. «География человеческих перспектив» направлена на освоение практик пространственного развития, как аналитических практик. Часто спрашивают, какие у нас цели и задачи. Я отвечаю: «Страна детям не дана, у них не г аналитического пространственного мышления и надо сделать так. чтобы было». Мы используем не классно-урочную систему, хотя можно это воплощать и в классно-урочной. Делается 4 модуля с 4-мя разными темами и главная задача, чтобы они освоили эти предметно-новые юмы-понятия. Антропологический зазор состойI в том. чтобы соотнести жизненные планы с перепек!ивами развития страны. Используется метод гуманитарной картографии, когда участники сами рисуют как аналитические, так и сценарные карты, связанные с будущим. Поскольку мы выиграли грант на создание информационною источника сложной структуры, то рисовать кар| ы будем 1еперь и компьютере. Компьютер будет выдавать все статистические и сравни Iельные данные. Это будет такая навигационная система.

Программу можно реализовать как за один день в неделю, так и иптенсивно-модульно. По лучше, конечно, погружение. Образовательная программа строится па трех позициях учеников: сначала обустраиваются понятия, которые буду] наноситься па карту, затем понятия наносятся на карту вследствие аналитической работы, зятем производится сценарный этап. При этом, школьниками:>то воспринимается, как игровая форма, нами - как образовательная

Вся образовательная программа, весь образовательный модуль пронизан целостностью: образовательная задача, поставленная в начале, ставится и решается в течение года.


Date: 2015-09-03; view: 304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию