Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Николас Луман – социология системСтр 1 из 7Следующая ⇒
Пространство постмодерна Не удивительно, что в постмодерне вместе со временем исчезает и пространство. Оно лишается своего сакрального значения (архаичного общества), перестает быть локальным и относительным (модерн). Постмодерну не нужна точка опоры – мир и без того перевернут, а держится он на удаленном доступе. Пространство есть там, где есть wi-fi, как и события – существуют лишь те, о которых говорят в СМИ. «По Делезу, все подвергается детерриториализации, отрыву от ландшафта. И в то ж время фиксированность пространства прекращается, оно начинает постоянно видоизменяться. Социальная морфология рушится, уступая место свободному движению электронам «культурного идиотизма», которые создают своим беснованием квази-пространство, виртуальное пространство, пространство «бесовской текстуры»[12].
Николас Луман – социология систем
Мы говорили в начале, что в социологии помимо структурного, ставящего акцент на морфологии и социальном пространстве, существует системный подход, рассматривающий общество исключительно в динамике, в изменении. Система это общество в непрестанном процессе видоизменения.
Приоритет времени и диахронического подхода, осмысленный как социологический метод, постулирует иное концептуальное пространство, которое является следствием действия. Еще Зиммель пытался выделить взаимодействие в качестве главной черты социальности. Символический интеракционизм был развит Мидом, а Талкотт Парсонс поставил перед собой задачу построить на принципе социального действия и социального взаимодействия амбициозную интегральную социологию, претендовавшую на высшую степень систематизации.
В этом же направлении работал крупнейший современный социолог Николас Луман (1927-1998), который разработал отличную от Парсонса теорию социологии систем. Вместо социального действия Луман оперирует с понятием коммуникации, к которому он и сводит все виды социальной деятельности. Общество, по Луману, есть пространство коммуникаций.
В социологии Лумана выделяются две основные категории: система (совокупность социальных коммуникаций, основанных на редукции импульсов, приходящих извне через фильтрацию смысла) и окружающая среда (ambiance англ., Umwelt нем. -- сосредоточие бессмысленных самих по себе квантов информации). Человек, по Луману, не есть центр коммуникаций, но «окружающая среда» для социальной системы. А социальная система есть окружающая среда для человека. Они конституируют, но не предопределяют друг друга. Из этого следует, что система может при определенном уровне развития обойтись и без человека (как лишь одного из возможных декодеров двоичного информационного кода).
Среда – ambiance – есть пространство, а система – динамическая инстанция постоянной переработки импульсов, идущих из пространства. В социуме, понятом как система, пространство выступает как среда, акциденция, «экстернальность». То есть в теории Лумана пространство не имеет никакого смысла, а смысл его элементам придают системы (замкнутые или открытые), образующие и питающие сами себя через использование общего смыслового кода.
Такое отношение подводит напрямую к перспективе создания обобщающей системы, которая начиная с определенного момента будет коммуницировать не со средой, а с сегментами малых интегрированных в нее систем, что приведет к появлению «Общества обществ» (12). В социологии Лумана заложена модель постепенного упразднения пространства через его замену коммуникациями (то есть ритм кодирующихся и декодирующихся синтагм).
Date: 2015-09-03; view: 456; Нарушение авторских прав |