Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы и эффекты восприятия информационных материалов





Теоретиками печати неоднократно предпринимались попытки классифицировать журналистские усилия в направлении воздей-ствия на аудиторию. Отечественной наукой выяснялось влияние 'прессы на область духовной жизни н сознание человека. На •передний план выносились такие эффекты, как ценностный (ак-сеологический), тонизирующий, когнитивный, коммуникатив ный.

^ Что касается эффектов поведенческого, деятельностного по рядка — они либо оценивались исследователями слишком пря молинейно, либо оставались без внимания. Впервые предпринял попытку дать описание системы эффектов, которые возника ют как результат, социолог и журналист В. П. Таловов.-^ Речь шла об эффектах, обладающих свойством «привязанности к месту» и единичности. Поскольку СМИ «материлизуют. объективируют, интериоризуют свой потенциал в реальных условиях», В. п. Таловов описал эффекты, развертывающиеся во времени. И частности, он показал, как в результате пропагандистской. деятельности сМИ занятия аэробикой и шейпингом приняли, массовые масштабы. В задачу социолога не входило описание всех эффектов, возникающих в процессе массовой коммуникации, Очевидно, это невозможно сделать практически. В реальной жизни возникают не только «запланированные» •эффекты, но и неадекватные, побочные. Много лет изучением -этой проблемы занимались ученые йельской школы (упоминаемые нами ранее). В их поле зрения находились процесс восприятия. его модели, объяснения, детерминация, структура.. функции. Изучая социальное бытие, освещаемое СМИ, социологи психологи этой школы изучали механизмы формирования впечатлений, реакций, оценок; проводили сравнительный анализ по различным странам. Постановка психологического' эсперимента, выявляющего связь между интересами читателей. зрителей, слушателей и их восприятием (оценкой) журналистских материалов, помогла лучше изучить механизмы вос приятия. Успехи йельской школы вдохновили на новые исследования специалистов в области массовой коммуникации в странах Западной Европы. Было высказано несколько гипотез относительно действия механизма восприятия. Одна из гипотез предполагает, что процесс восприятия включает как составную часть образное сличение, которое происходит в момент контакта человека с источником информации. Происходит процесс установления сходства, (зависимости. других отношений; он протекает как процедура узнавания, позволяющая диссоциировать воспринятую целостность и прототип. Этот процесс получил название идентификация.^ Идентификация реализуется посредством обращения реципиента к другому значимому лицу (или группе), по отношению к которому v него будет наблюдаться положительная реакция, если он отождествляет себя с этим лицом (лицами). В этом случае восприятие может быть некритичным, невдумчивым. Человек может стать поклонником, например, ведущего телепередачи. В социальной группе общения, к которой он принадлежит, человек может под непосредственным воздействием героя прямо подражать ему в походке, манере обращения к собеседнику, в прическе. Молодые люди, поклонники шоу-программ, «видят» себя в образе рок-звезд с их неотразимостью и привлекательными атрибутами, которые «завораживают» поклонниц. Подражание такой «звезде» позволяет утвердиться ему в своей компании. Идентифицировать себя можно не только с эстрадными звездами, но и с политиками: появляются молодые соратники членов ЛДПР — «соколы Жириновского»," последователи генерала Баркашова — «баркашовцы». Первых привлекает в лидере «незапятнанная биография и истинная внутрипартийная демократия», вторых — «власть и способность разговаривать с позиции силы». Чтобы выделиться из числа других ровесников. они носят униформу, используют специфическую атрибутику, провозглашают определенные принципы. Представители Общества сознания Кришны носят специфическую одежду — индийскую юбку (дхоти). В их правилах—не употреблять наркотики и алкоголь, не есть животную пищу."

" Идентификация может вызывать ощутимые эффекты в обществе. Поклонники отдельных передач и ведущих могут образовывать определенную общность, имеющую юридически фиксированный статус, или группу, связанную друг с другом удовлетворением своих потребностей 'и взаимодействующую. Так, на пример, существуют объединения «фанатов» — поклонников В. Леонтьева, Б. Титомира, В. Преснякова, группы «На-На», которые занимаются пропагандой их творчества, разъезжая вместе с кумирами по городам, где проходят гастроли этих певцов. Основной возраст ярого и активного поклонения куми ру—13—18 лет. Однако у отдельных людей это поклонение может продол жаться и дольше. Так, в статье А. Помещикова «Фанатки — девушки крутые» (Аргументы и факты. 1994. № 50. Октябрь) рассказывается о некой Басе, «женщине преклонного возраста», которую знает любой артист и музыкант. Она проходит на любой концерт со служебного входа. «Алла Борисовна (Пугаче ва) возила Басю с собой как талисман, и если рядом не было Баси, концерт не получался». Фанатки делятся на несколько категорий. Есть среди них «домашние», тихие, которые не пугают родителей заявлениями: «Брошу все и уеду за тридевять земель». Они скромно смотрят телевизор, собирают вырезки из газет со статьями о своем кумире и коллекционируют его альбомы и фотографии. Другая категория—концертные фанатки. Именно эти девушки срывают с себя одежду, ревут, просят автографы: пишут письма кумиру, обещая вскрыть себе вены или выброситься из окна, если он откажется с ними встретиться. Третья категория—тусовщицы: могут проникнуть лаже в гримерную артиста. Они узнают телефон своего кумира и звонят ему по ночам. И еще одна группа — девушки, которые без больших сомнений ложатся спать с музыкантами. В качестве «благодарности» творческие люди возят таких девушек с собой на гастроли.

Под влиянием пропагандистских материалов СМИ могут возникнуть целые движения. В свое время поклонники программы А. Невзорова «600 секунд» организовали движение «Наши». Под влиянием телепередач, посвященных проблемам воинов. служивших в Афганистане, образовалось движение солдатских вдов и матерей. Оно существует более пяти лет. оформилось в целую организацию со своей структурой. Приобретая юридический статус, такие организации в состоянии воздействовать на общественный и политический процесс и действия властей. Даже самые безобидные на первый взгляд «объединения» типа ^любители пива» могут оформиться организационно, получить законный статус и стать влиятельной силой.

Наиболее ярко процесс идентификации проявляется в детской аудитории, наиболее восприимчивой к «навязываемым» образцам и склонной к подражанию. В связи с тем, что ребенок подвержен влиянию как положительного образца, так и негативного, в среде зарубежных и отечественных исследователей существует озабоченность этой проблемой. Выясняются негативные факторы влияния на систему ценностей, поведение и социальные установки детей посредством кино, радио, телевидения. Одни из аспектов проблемы — восприятие телепрограмм: факторы, влияющие на идентификацию; роль телевидения в усвоении просоциальных образцов поведения; выявление зависимости между насилием и реальным поведением. Массовая коммуникация, отклоняющееся поведение и преступность рассматриваются в общей концепции влияния СМИ на человека. Среди родителей распространяются анкеты, в которых содержатся вопросы о различных отклонениях в поведении детей. Психиатры на основе данных опроса выявляют частотные отклонения, такие, как склонность к конфликтам с родителями, к правонарушениям, драчливость. В анкете указываются любимые программы детей и количество часов, проводимых ими ежедневно у телевизора. Это комедийные передачи, вестерны, образовательные и документальные программы, мультфильмы, фантастика II оперативные передачи. Исследователями «приписы вается» индекс насилия (от 1 до 3). Показатель степени насилия определяется как квадратный корень из суммы индекса четырех любимых передач каждого ребенка, помноженный на количество часов, ежедневно проводимых у телевизора. Записываются данные о фактическом объеме насилия, об изменениях в настроении. В процессе исследования устанавливается зависимость между количеством насилия в программе, предпочитаемой испытуемыми, и агрессивностью." Такие исследования проводились в течение пяти лет. Они дали дополнительные сведения о побочных эффектах общения детей с телевизором. Выяснилось, что чем ниже образовательный уровень родителей и уровень жизни, тем больше у детей просмотров телепрограмм, причем чем более неуравновешенные дети, тем больше времени они проводит у телевизора. Фантастику смотрят те, у кого мало событий в их собственной жизни. Просмотр телепрограмм для них — это средство эмоциональной и психологической компенсации."

Другое исследование, проведенное Р. Лийбертом, Дж. Нилом и Е. Дэвидсоном, показало, что большинство детей воспринимает насилие как отражение реальной ситуации, " отождествляя её с жизнью. Психологи, изучающие механизмы идентификации и восприятия детьми и подростками насилия, пришли к выводу, что восприятие зависит от того, как оценивается насилие в передаче. Например, дошкольникам демонстрировался фильм, герой которого Рокки обижал и бил своего приятеля Джонни. Фильм 'сделан,в двух вариантах. Если Рокки заслуживал поощрения и награды, то 60% детей выбирали Рокки как образец поведения; когда Рокки наказывали, подражать ему хотели лишь 20% зрителей. Следовательно, телевидение в состоянии моделировать поведение детей, используя механизм идентификации.

Механизм проекции и идентификации действует и в восприятии взрослых. С его учетом конструируются персонажи так называемых «мыльных опер»—телесериалов, транслируемых по телевидению. Взрослая аудитория переносит на героев экрана собственные стремления и надежды, как бы примеривает на себя чужие идеалы. В основе теледрам лежат постулаты: удачный брак, который достижим через терпение, страдание, преодоление препятствий в личной жизни. Рецепт «мыльной оперы» прост. Его мы находим в одной из книг М- Эдмондсона и Д. Роундса «От Мари Нобиль до Мари Хартман»: «Толстые слои рекламы обмажьте диалогом, добавьте в равных долях затруднительные ситуации, коварство и женские страдания, обрызгайте состав слезами, приправьте органной музыкой, сверху нанесите густое желе из дикторского текста и подавайте к столу пять раз в неделю».^ Правда, авторы не без юмора добавляют, что на изготовление рецепта ушли годы изучения психологии восприятия зрителей.

Ещe один механизм, описанный в психологической литературе,—"«^^яо^«за^"я." И этот механизм определяется отношением человека к источнику информации (так же, как и в случае идентификации). Если источник информации лицо компетентное. то информация, переданная им, принимается в основном на веру, не порождает сомнений в силу неоспоримой компетенции источника. Такой эффект достигается, если коммуникатор—специалист в какой-либо отрасли науки и его информация не входит в сферу «общих знаний» большинства телезрителей (например: передача «Очевидное—невероятное» и ее ведущий С. П. Капица; передача «Совершенно секретно» и ее ведущий А. Боровик и др.). В первом случае автор передачи демонстрирует колоссальные знания в различных областях физико-математических наук, во втором — автор не оставляет сомнения в том. что располагает совершенно секретными, эксклюзивными данными.

Третий механизм восприятия назван психологами «податли вое согласие».'" Если коммуникатор является авторитетным носителем власти, а аудитория—комфортно настроенная публика, то информация воспринимается совершенно некритично. Зритель, слушатель, читатель может, конечно, сомневаться по поводу полученной информации, но представление о том, что «критиковать не положено» приводит к постепенному забвению сообщения (пример: официальные сообщения правительства). Обычно именно официальная пропаганда формирует «молчали все большинство». Так или иначе искреннее уважение или доверие возникает лишь к подлинному авторитету.

Процесс восприятия предусматривает понимание и усвоение информации. Степень восприятия журналистских материалов у разных людей неодинакова. Если сообщение допускает различные варианты в трактовке информации, то потребителю информации трудно сформировать свое отношение к ней. Люди с низким уровнем образования с трудом воспринимают «оттенки», отличающие одно высказывание от другого. Восприятие сообщения будет наиболее полным, если информация подается в терминах, соответствующих запасу слов и понятий потребителя. Если коммуникатор и реципиент говорят на «разных языках», последний может неправильно истолковывать фразы журналиста. Вообще человеку свойственно воспринимать «только свою информацию, удобную для себя и внутреннего мира, ограничивая объем знаний и сохраняя психику»,^'-—считает психолог И. Кон. Но, чем больше знаний у получателя информации относительно темы разговора, тем более весом для него уровень конкретности и тем менее абстрактными понятиями он станет пользоваться.

Согласно теории лидеров мнений,^ истолкованные ими журналистские факты становятся затем достоянием всех остальных групп. Но поскольку в воззрениях лидеров нередко возникают противоречия, появляются и разногласия в интерпретации факта. Такая ситуация изучается в современной социологии журналистики. Разногласие в оценках фактов становится психологическим барьером для адекватного понимания. Современные западные СМИ стремятся вызвать в аудитории восприятие, которое должно подвергнуться тотальному освобождению от личностного начала. Происходит унификация информации и информационных потоков. Одна из причин этого процесса--склонность людей к упрощенному мышлению (это условие существования, поскольку люди не могут постоянно находиться в напряжении). Другая заключается в том, что легче управлять системами, подчиненными стандартам и образцам, где редки отклонения от общепризнанных правил. Ответственность за процесс стандартизации и унификации в СМИ возлагается не только на журналистов, стремящихся ориентироваться на материал, который удовлетворял бы по-верхностные потребности аудитории, нацеливающей ее на развлечение, возбуждение, а не на переживание. По мнению известного немецкого социолога К. Кункци, «важную роль в процессе унификации играют..обезличенные" агентские материалы, а также политики и представители власти, выступающие в качестве информаторов».-

Стандартизованная информация обращена к читателям, слушателям, зрителям с потребительским, гедонистическим типом восприятия. «Потребительское восприятие балансирует на грани поверхностного сознания и бессознательного».'"^ Потребление информации является в.тайном случае приятным времяпрепровождением. Разумсется, у развлекательной журналистики есть особая ролевая функция. Массовая культура, элементом которой слу--жит журналистика, необходима для стабильной социальной системы. Упрощенное стандартизованное содержание журналистских произведений является не сознательной попыткой манипулирования со стороны правящей элиты, а скорее результатом «безличностного» рыночного механизма. Исследователь СМИ К. Кункци верно подмечает, что объектом такого воздействия сейчас становятся не только представители низкооплачваемых слоев общества с невысоким уровнем образования, но даже и представители самой правящей элиты. Они также становятся «жертвами» стереотипов.'^ Журналист относится к своему произведению инструментально, стремясь возбуждать элементарные психофизиологические чувства человека. По мнению М. Макклюэна, мы все становимся членами некоей единой электронной коррекции благодаря просмотру телевидения, котоpoe поощряет навыки унификации. Сегодня отечественное телевидение и в содержательном, и в исполнительном аспектах все больше начинает напоминать западное. И здесь происходит-процесс унификации Для азартной обстановки используется атмосфера казино: круглые столы, игральные автоматы, рулетки (передачи «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Лотто „Миллион"», «Эль-клуб», «Телешоу 50х50», «Ньюс-шоу „Вавилон"» и др.). В оформлении студии много мишуры, иллюминации. Интерес к передачам поддерживается крупными выигрышами и призами, предлагаемыми спонсорами. Здесь умело используются побудительные мотивы зрителей—жажда прославиться, возможность легко и быстро разбогатеть, поэтому телеигры собирают большую многомиллионную аудиторию.

Наблюдения за деятельностью печати, радио, телевидения показали, что при определенном воздействии на аудиторию можно вызывать одни и те же эффекты. Часть из них описаны в литературе. Перечислим некоторые эффекты восприятия, не простые для объяснения механизма их действия, но, несомнен но, знакомые каждому специалисту в области массовой коммуникации. Эффект Бартлета описан Фредериком Бартлетом в книге «Политическая пропаганда». Подобно тому, как в медицине, «получив ослабленный вирус какой-то болезни и легко поборов его, человек уверенно противостоит самой болезни, так и в сфере пропаганды ослабленный вирус „чуждых идей" помогает противостоять им»."

Эффект ореола заключается в том, что «на наши впечатления о действиях (читай: и словах) человека влияют не только объективные оценки этих действий, но и наше общее отношение к нему». Люди склонны с повышенным вниманием относится к тем, кто уже имеет общественное признание, н'е важно, в какой области и какими заслугами человек завоевал это признание. Известность кого-либо может служить своеобразной «приманкой». Успех или неудача популярной личности, известного государственного учреждения или общественной организации и их представителя неизменно вызывают интерес читателеи). Знаменитости разных калибров становятся героями журналистских произведений. Чаще всего это представители политической элиты. А в 'последнее т реактснси. Если чолоцск чувствует, что какое-то со-сощение делаегся е нелыо ноклнять на него, то (in i.ociipiimiMa-ci его как угрозу споен свободе принимать решение, т. е. тно- (•[11ся к т.чкому сообщению кианне отринательно. В деИсчвнс вступают защитные механизмы психики, отвергающие информа цию с элементами угрозы. Этот эффект, описанный В. Шрам- мом в середине 50-.\ годов, неоднократно регистрировался и. другими исследователями."" Эффект Барнума. Человек склонен принимать на свой счет общие, банальные, расплывчатые утверждения, если ему гово^ рят, что они получены в результате изучения каких-то •непонят ных ему факторов. Подробнее можно познакомиться с 'конкрет ными случаями проявления эффекта в статье А. Фарнема «Эффект Барнума, или почему мы верим гороскопам?», опубли кованной в журнале «Наука и жизнь». •*' Эффект насыщения. Повторение в массовой коммуникацит полезно ли!шь до определенного предела, после которого начи нается негативная реакция реципиентов, направленная на избе жание контактов с повторяемой информацией. Повторение мо жет дать эффект лишь при вариации темы 'или. 'проблемы, изме нении формы подачи материала. Психолог Л. Лекрон описы вает эффект насыщения следующим образом: «Многократно- повторяемая информация имеет свойство накапливаться. Между чем прибыли от рекламы могли бы ^быть гораздо выше, если бы) работники средств массовой информации знали о существова нии порога насыщения, по достижении которого внушаемая идея начинает оказывать влияние, прямо противоположное же лаемому».^ Действительно, часть рекламных роликов совер^ шенно неуместна (например, реклама замороженного сока «Опал-Фрутс», показанная летом, действительно, визывала желание приобрести в жару этот продукт, утоляющий жажду; однако тот же ролик, показываемый зимой, вызывает только» раздражение). Эффект бумеранга."^ Этот коммуникативный результат за мечателен прежде всего тем, что некая информация в силу бо лее или менее скрытых причин не просто не оказывает пропно- зирующего эффекта, но действует обратным желаемому обра зом. Эффект может возникнуть в случае одноразового воздействия. В этом случае он вызовет лишь упрочешие тех 'взглядов и установок, которые нужно было изменить. Ответ на вопрос, почему 'возникает «эффект бумеранга», может 'быть летдлмым. Однако чаще всего дело обстоит так: воззрен-ия 'или установки людей по тому или иному поводу оказались гораздо прочнее,. чем это представлял ком'муникатор. Информация, направленная на нейтрализацию или устранение этих установок, оказалась-либо пло.хо обоснованной, либо кратковременной 'по своему воздействию, либо слишко'\1 принудительной. В этом случае, когда воздействие источника информации ориентировано на немедлен ную смену одних установок другими, может возникнуть актив ное неприятие источника, вплоть до его отвержения. Чтобы нс вызвать эффекта бумеранга, необходимо организовывать и пла нировать информационный поток так, чтобы аргументация не-

'-прерывно усиливалась^ течение длительного времени. Информа ция должна содержать в себе элементы аргументированной критики и ниспровержения существующих, укоренившихся уста- fioliOK. Повышение эффективности воздействия обеспечивается акцизным вовлечением в обсуждение проблем все большего круга.iiiH, уже получивших полное и ясное представление о но вом аспекте. Однако эффект бумеранга может проявляться как побочное действие. Известны случаи, когда после публикации в газетах материалов о преступлениях и правонарушениях, где рассказы- г.алось о технологии совершения преступления, наблюдались.случаи поигорсиия этих правонарушений. После демонстрации сюжета о самоубийстве двух подростков, показанного в 1993 г. А. Невзоровым в программе «600 секунд», органами внутренних дел были зафиксированы еще несколько случаев самоубийства, -причем совершенных тем же способом. Излишне эмоциональный текст, иагнетение психологических подробностей, эффективная..форма подачи материала подтолкнула подростков к подсказан ному решению проблемы. Другой пример эффекта бумеранга: пропагандистская ка.м- паняя в средствах массовой информации, направленная на /разоблачение фирмы «МММ» и ее генерального директора С. Мавроди, не только не была поддержана общественным мне- ляем, но, напротив, вызвала гнев общественности (особенно из числа вкладчиков кампании). Под давлением общественного мнения взятый под стражу директор был выпущен, более того, через некоторое время С. Мавроди был избран депутатом Госу дарственной думы и получил статус неприкосновенности. Попытки прессы разоблачить незаконные действуя круписи- шей фирмы «МОСТ» (генеральный директор М. Гусин.ск11Й). ее связь с правительственными кругами и теневой экономикой,.незаконные банковские операции привели к тому, что фирме была сделана лишь дополнительная реклама как устойчивому и влиятельному учреждению. Как видим, эффект бумеранга—не такая безобидная про блема. поскольку затрагивает интересы нс одного, а многих лю дей. Журналист должен точно учитывать контекст, в котором прозвучит (или будет прочитана) его информация, пснхологи- •ui-civOL- состояние аудитории и ее отношение к освещаемому.объекту. В практике работы СМИ на^плено немало приемов, которые рассчитаны на. определенною восприятие. В научной ли тературе также можно найти их описание. Псшменпым интересом пользуются у читателей материалы, построенные на освещении конфликта: от коллизий до межна циональных:] межрегиональных столкновений, от пикантных интриг до сенсационных 'скандалов. Столь же большим интересом пользуются публикации и теле- радиопрограммы, во главу которых поставлено необычное, непредсказуемое или «ненор-

'""2

мальное» развитие событий, неожиданные, непривычные, эксцентричные, экстравагантные поступки, странности, курьезы, — т е. события, находящиеся за рамкой повседневной жизню Причина популярности дайджестов именно в том, что они собирают такие материалы под одной обложкой. Можно не сомневаться, что материалы, опубликованные под такими заголов< 'ками, как «Постарался... и свернул шею больному», «Осквер-* иена могила президента», «Зять готов занять место тестя», «Фирмы с подмоченной репутацией», «Право на убийство». «Тайные страсти Зигмунда Фрейда», «Венки для гроба Ильича», «Порча и сглаз—это дьявольские проделки!», «Если довериться компьютеру, многим больным будет отказано в праве на-жизнь», "•* не пройдут м.имо внимания читателя. В своей книге «Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы» Я. С. Воскобойников и В. К. Юрьев, суммируя критерии эффективности восприятия журналистских материалов, называют такой, как близость темы читателю-: Новость сообщает о чем-либо произошедшем в непосредствен^ ной близости от читателя (соседство) или, напротив, слишком. далеко: говорит о событии, недавно происшедшем, или том, которое будет в самом ближайшем времени; в сообщении читатель находит что-то знакомое ('все, что может заинтересовать его по ассоциации или связано с личными впечатлениями). Второй критерий эффективности публикации — своевременностьу созвучность духу времени. Стиль изложения, язык, аргументы-и форма подачи материала должны быть адекватны современному восприятию событий аудиторией. Еще один важный критерий— масштабность события. Информация должна излататься по степени важности, весомости и значимости отражаемых явлений жизни. Характер описания события должен соответствовать его масштабу. Здесь главный. принцип для журналиста: «Не делай 'из мухи слона». ^ Однако и для западной, и для 'нашей прессы стала харак терной организация искусственных новостей с сенсационными оттенками. В журналистской среде появилось выражение «коп ченая селедка» (привлекает своим запахом и сбивает «со еле?- да»). Нередки случаи раздувания псевдофактов и тенденциоз ный подбор новостей. Чересчур субъективная окраска событий смещает а.кценты с важных фактов на второстепенные. Так, на пример, газета «Аргументы и факты» (1994. № 48) печатает под рубрикой «Школа коммунизма» заметку «Профсоюз наем ных убийц», где в иронической форме рассказывается о сущест вовании профсоюзной организации киллеров, работа которых «тяжелая, связана с постоянным риском. Как у монтажников- высотников. Поэтому им нужна страховка. И родной профсоюз, такую страховку им обеспечивает». Юмористический тон неситт- жает сенсационности изложенной информации и внушает страх читателям. Журнал «Чудеса и приключения» (1994. № 7) пе--

rss

чатает статью Г. Смирнова «Цесаревич не расстрелян?», в которой бездоказательно утверждается, что цесаревич Алексей не был расстрелян в Ипатьевском доме вместе с царской семьеН,.а был спасен. Хотя материал был помещен под рубрикой «Истина требует доказательств», доказательств как таковых -он не содержал. Однако свою цель выполнил—привлек внима-лие читателей своей сенсационностью. В зависим.ости от поставленной цели и с учетом аудиторного фактора журналисты выбирают конкретный прием подачи материала. Так, чтобы, например, была воспринята новость, можно использовать такой прием, как «капсула», рассчитанный на быстгшй ^ЛЛси-г ^мo'^n,,»..\ 'r

как «капсула», " зй ус

г"-- -. "."". ^ivdill-y-ia», рассчитанный на быстрый эффект («взрыв»). Такой взрывной эффект содержал ся в статье М. Светличного «Вкус человеческого мяса» (Аргу менты и факты. 1994. № 48), в которой сообщалось: по данным МВД, каждый год у нас в стране фиксируется около 250 слу чаев людоедства. Название рубрики «Специалисты утвержда ют: каннибализм передается по наследству» усиливало этот эффект. Прием «стаккато» используется для динамичного изложения стремительно развивающегося события с непредсказуемыми лоследствиями, где наблюдается быстрый рост напряжения и

НЧПЫН ЧМГ1Т111Й 'Tnn•.••••• -----

усиливало этот динамичного изложе-

взрыв эмоций.

.„-..„^...^^и^^п иыстрыи рост напряжения и

Термин заимствован из музыкальной сферы. „„....-^ - "

для дина-

-,.-....^i,...,... оапм^ииван из музыкальной сферы. Статья, опубликованная в «Часе пик» (1994. № 62. 14 дек.),— «В Чечне началась война. Это означает конец Ельцина, а воз можно —и России», использует прием «стаккато» для дина мичной вводки читателей в проблему: «Началась война. И это трагедия. Как бы война ни закончилась, проиграют все. Про играет прежде всего Ельцин. Это самоубийственный шаг». Каж дая фраза—констатация произошедшей трагедии. Прием драматизма. Автор в спокойной манере излагает, на пример, политические события, постепенно их драматизируя, прибегая к образным характеристикам, воссоздавая живые кар тины. Этот прием используется при написании очерков, зарисо вок и репортажей. «Угол Лабораторного проспекта и Блюхера. Зимняя ночь. В 15 метрах от изрешеченной пулями „шестер ки" -труп мужчины с множественными ранениями. В 150 мет рах—другой, и еще в 50 метрах на капоте белой „восьмер ки"—третий. В машине—двое тяжелораненых. Работники угрозыска Калининского района были поражены жестокостью происшедшего: убийцы добивали своих жертв выстрелами в голову. Чтобы наверняка. Преступники скрылись, по словам очевидцев. на машине „ауди" серебристого цвета. Эта деталь, по 'сути, была единственной зацетакой для тех, кто вел расследование кровавой трагедии». ^ Так начинается рассказ о расследовании одного преступления работниками 21-го отделения милиции Санкт-Петербурга. В повостных репортажах лучше всего воспринимаются ма-Tepii.'i.'iLi, выполненные с помощью фактографического приема.

1.3.4

Наиболее эффективны журналистские материалы, в которых есть описание обстоятельств дела и участников события. Прием колоритного изложения события предполагает использование ярких штрихов, образных выражений, применения разговорной речи. Материалы, исполненные колоритно, хорошо воспринимаются аудиторией. Однако здесь важно чувство меры, чтобы не было перехлестов, которые случаются в газете «Час пик». Так, в одном из номеров (1994. 4 дек.) газета дает анонс на первой полосе (выше шпигеля) статьи «Об опасной ситуации, складывающейся в некоторых финансовых компаниях». Крупным кеглем набраны две строки «Чубайс предупредил „Хопер", чтоб не сильно в гору пёр». Такие заявления могут нанести значительный урон авторитету газеты и ее имиджу выдержанного и строгого издания. Интриги, лежащие в основе сообщения, всегда были «возбудителями» читательского интереса. Газета «Совершенно секретно» (1994. № II) публикует перевод книги английской журналистки А. Пастернак «Любовь принцессы» под интригующим заголовком «Ночь в Кенсингтонском дворце. Частная жизнь принцессы Дианы». Скандал в британской королевской семье пошатнул устои старейшей европейской монархии. Англичане вдруг узнали, что любимица нации принцесса Диана такая же женщина, ка'к миллионы соотечественниц, со всеми присущими ей слабостями. Сопровождая публикацию сенсационными снимками, газета поведала читателям истории связи Дианы с офицером Джеймсом Хьиттом. Обычно хорошо воспринимаются аудиторией цитаты в Лидах (от слова Leader—главный), выделяющие основные аспекты темы. Так, интервью с К). А. Левадой, директором Всероссийского центра изучения общественного мнения, опубликовано под заголовком «Сорок из ста не хотят никакой заварухи, а остальные вообще ничего 'не хотят» (РИА «Новости». 1994 28 сент.). Интервью с дочкой Э. А. Шеварднадзе опубликовано под заголовком «Я родилась с..комплексом дочери"» (Столица. 1994. № 38). Очерк о профессоре Никите Алексеевиче toactov помещен под заголовком «Размышления... едва ли нс самые лучшие и благотворнейшие» (Час пик. 1994. № б, 2 дек.), что представляет собой высказывание героя. Однако злоупотреблять цитированием не стоит. Только оригинальная, острая мысл^, высказанная кем-то, может стать интригующим мотивом для прочтения публикации. В целом наблюдается следующая тенденция: аудитории хочется, чтобы с ней говорили на простом доходчивом языке, так же просто, как в личной беседе, и в той же манере. Итак, на восприятие человеком информации влияют многие факторы: специфика личностного и массового (группового) механизма восприятия; отношение к освещаемому в СМИ объекту на трех этапах потребления информации (до получения, в мо-

.мент., iioc.,c^ мнение различных авторитетов (журна.и.-tub

лен^^о" "^"^"" " ^•»^"ии начинается с ее сопоставления с &а.ю.!1,1М11 устано.жа^н человека котооые чяют ^v

^^^^"' ' "'"""" " "^"" бь-роори^^ват^^)^^т. ^' "°^°-"^>'»"" сформированы на основе лнч- ^ho^'a, ^"^^ ^' подтверждаютс». Соответствен-^^oвeкa^• """"^""^ "а неверных, с точки зрения этого с^сяче^в^^' °"^P^^^• Состояние, в которым оказыва-

^е^жеТТвяза^' '" "^ "Р°"^"РИР^ать факгь., но,i .ч. mowci увязать их '.между собой, как нам уже известно нм-^т

^^Г"" """"'""" ""^У соц'иаль^Те7^^,:к. взаимосвязаны, ю изменение одной ведет к «оооектигю^ пр

^t^t^v '"^' "^Р^-"- захвать°вТт"Гкот^^ ^.^^ ^^"^-фр^^'- Чело-век, пытаясь познать но^о с^^ацню. выбирает из своей памяти фрейм с таким пягчр-т»

чтобы, изменив в нем отдельные детал^сделатьегопр^г^ь; для понимания более широкого класса явлений^ "Р"^"^

Факты проще интерпретировать, че'м отвергат,, совсем Ее-.и —-

^^ ^^г^ -- - ^^ ^

Date: 2015-08-24; view: 433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию