Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы
В обучении грамматике традиционно определились два подхода – имплицитный и эксплицитный. В первом случае акцент делается на обучении грамматике без объяснения правил, а во втором – наоборот. В рамках каждого из указанных подходов сформировались по два метода, которые корнями уходят в стратегию этих подходов, но значительно отличаются принципами, практическими приемами, последовательностью действий.
На современном этапе данные методы редко используются в «чистом виде». В практике обучения иностранному языку учитель может варьировать использование тех или иных методов. Выбор метода зависит от возраста, уровня языковой компетенции учеников, целей курса, а также особенностей самого грамматического материала. Наиболее распространенным в настоящее время в практике школьного обучения грамматике является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов, отмеченных выше.
Имплицитный подход (без объяснения правил) (Соловова Е.Н.)
Структурный метод
| Коммуникативный метод
| В основу положены упражнения на отработку структурных моделей. Ассоциируется с именем Х.Пальмера, автора первых подстановочных таблиц, изданных в 1916 г. Предполагает следующую последовательность действий:
1) Аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности.
2) Хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором.
3) Вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах с использованием отрабатываемых структур.
4) Учебный диалог с несколькими структурами.
Плюсы данного метода:
· грамматическая структура становится объектом длительной и специальной отработки;
· у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способность автоматизировано употреблять готовую грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения однотипных действий с ней фиксирует ее в памяти как неделимое целое.
Минусы:
· упражнения носят механический, монотонный характер;
· учащимся скучно, они быстро устают;
· упражнения исключают речевой характер отработки;
· содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы.
| Здесь существует множество частных методов, начиная с метода гувернантки и заканчивая различными интенсивными методами. Наиболее общие для них положения:
1)Предваряющее слушание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации.
2)Имитация в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение.
3) Группировка схожих по смыслу/форме фраз, одновременная отработка однотипных фраз, создание структурного образа речевой ситуации.
4) Разнообразие обстоятельств автоматизации.
5) Действия по аналогии в схожих ситуациях общения.
Плюсы:
· высокая степень мотивации учащихся;
· речевая направленность отработки;
· разнообразие речевых контекстов использования.
Минусы:
· недооценка принципа сознательности;
· большая подготовка со стороны учителя;
· специальный набор речевых этюдов, что далеко не всегда есть в арсенале каждого учителя;
· продолжительность во времени.
|
Имплицитный подход может широко использоваться на начальном этапе обучения детей и взрослых. В современных УМК для начальной школы удачно сочетаются оба метода: структурный и коммуникативный, с учетом реального контекста деятельности детей.
Эксплицитный подход (с объяснением правил) (Соловова Е.Н.)
Дедуктивный метод
| Индуктивный метод
| От общего – к частному.
От правила – к действию.
Последовательность действий:
1)Изучается правило, сформулированное обычно с использованием специфических грамматических терминов.
2) Учащиеся находят данное грамматическое явление или структуру в предложениях или в тексте, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употреблено в данном контексте.
3) выполняются подстановочные упражнения по аналогии с образцом.
4) Затем происходит переход к упражнениям на трансформацию в соответствии с правилом.
5) Переводные упражнения с родного языка на иностранный.
Плюсы:
· осуществляет реализацию принципов сознательности, научности;
· обеспечивает пооперационную отработку грамматического навыка;
· способствует формированию учебных умений и навыков, большей автономии учащихся;
· может быть использован при самостоятельной работе.
Минусы:
· трудность понимания грамматической терминологии;
· часто грамматика отрабатывается на «безликих» предложениях, вне связного речевого контекста, вне актуализируемой лексики и тематики общения, что приводит к тому, что грамматический навык существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений.
| От единичного – к общему.
Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления.
Последовательность действий:
1) Дается текст или набор предложений, где часто встречается новое грамматическое явление, в том числе и на контрасте с уже известными грамматическими явлениями/формами/структурами. Учитель формулирует речевую задачу. Уместно использовать различные подсказки в тексте, например, подчеркивание или выделение разными цветами особенностей формы данной грамматической структуры, подбор таких предложений, где контекст использования данной структуры настолько однозначен, понятен и прозрачен, что учащиеся смогут с легкостью вывести правило. Задание должно быть посильно для учащихся, иначе оно займет неоправданно много времени, а неправильные выводы, сделанные самостоятельно, могут закрепляться в сознании и приводить в дальнейшем к устойчивым ошибкам.
2) Формулировка учащимися правила образования/использования грамматической структуры, корректируемая учителем.
3) Выполнение упражнений на подстановку.
4) Выполнение упражнений на трансформацию.
5) Переводные упражнения.
Плюсы:
· обеспечивает реализацию проблемного обучения;
· стимулирует самостоятельное языковое наблюдение;
· развивает догадку по контексту;
· способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.
Минусы:
· может занимать много времени;
· не все языковые явления можно объяснить индуктивно;
· неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам.
|
Date: 2015-09-03; view: 3270; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|