Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по подготовке и написанию рефератов





Освоение культурных ценностей в рамках изучения курса культурологии должно сочетаться с творческим подходом самого студента к этому курсу, когда он не просто усваивает и фиксирует в памяти определенную сумму знании о всемирной культуре, но и сам участвует ежедневно в культурном процессе. В связи с этим преподавание культурологии должно вплетаться в многообразную жизнь студента и становиться для него творческой работой по «совершенствованию ума и души», как писал великий М.Т. Цицерон.

Сегодня одной из наиболее актуальных и инновационных форм индивидуальной работы студента является реферат, написание которого иногда превращается в отписку и всерьез не воспринимается студентом. Подобное небрежное отношение к реферату часто диктуется непониманием его творческого характера.

Выйдем за рамки обычного «бюрократического» подхода к этой важнейшей форме индивидуальной работы со студентом и посмотрим на реферат как на особый вид творчества.

«Реферат» — (от лат. «reffere» — докладывать, сообщать), согласно «Словарю иностранных слов» (М., 1979), представляет собой:

1) доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников;

2) изложение содержания научной работы, книги. Таким образом, в традиционном “латинском” смысле реферат — это творческий доклад или изложение содержания научной работы. Именно в этом смысле реферат как творческая форма индивидуальной работы студента широко используется во всех гуманитарных науках.

Культурология, однако, обладает своей творческой спецификой, позволяющей расширить представление о реферативной работе. Можно выделить, по крайней мере, следующие типы рефератов:

I. «Реферат — научное исследование» (РНИ)

«Реферат — научное исследование» — наиболее распространенный тип студенческой реферативной работы. Форма и содержание данного типа реферата полностью соответствует классическому, традиционному пониманию того, что такое «реферат», то есть творческое содержание изложение той или иной темы научного культурологического исследования. Темы предлагаются программой курса и творчески модифицируются в совместной работе преподавателя и студента в зависимости от знаний, интересов, способностей и возможностей студента, его склонности к научному поиску.

Определив тему реферата, например «Культура эпохи Возрождения», автор исследования должен ограничить его предмет. Другими словами не описывать весь Ренессанс, а оговорить, что он рассматривает эпоху итальянского Кватроченто (ХV в.) в лице, например, одного из нескольких художников, поэтов или мыслителей Флорентийского Возрождения. Творчески работающий студент может углубить или развить некоторые идеи разделяемой им точки зрения, существующей в науке, но может дать свою собственную оригинальную трактовку, идя от противного, т.е. отрицая существующие позиции и предлагая свою интерпретацию проблемы.

Творческий характер подобного типа реферата не столько в самостоятельном гуманитарном научном поиске студента (что очень трудно для первокурсника), сколько в его творческом интересе, самостоятельном выборе темы, том ракурсе изложения иногда общеизвестных положений, который может найти только самостоятельно мыслящий человек.

Темы РНИ могут быть общими, особенно по теории культуры, и более конкретными, но выбор темы должен быть объяснен автором. Важную роль в данного типа реферате играет обзор литературы и его указатель в конце работы. По списку литературы, ее новизне и объему можно всецело судить о знаниях, интересах и эрудиции автора, его желании серьезно осмыслить тему. Обзор литературы связывает автора с событиями сегодняшнего дня и позволяет ответить на вопрос — почему исследуется данная тема, что взволновало в ней автора, как он понимает актуальные проблемы сегодняшнего дня. Ведь многие события итальянского Возрождения созвучны событиям конца второго тысячелетия.

В «реферате — научном исследовании» обычно распространено широкое цитирование. В этом случае автор либо в конце страницы, либо в скобках после цитаты дает полное указание на цитируемую литературу. Если цитирование неправильно или небрежно оформлено, реферат вызывает большие сомнения в плане серьезности работы над ним.

Особым видом РНИ является так называемый «компенсаторный реферат». Это небольшая студенческая работа — отчет по пропущенной или слабоизученной теме. В отличие от РНИ, объем которого составляет 15—20 страниц, реферат, компенсирующий незнание ранее изученного материала, может не носить творчески-поискового характера и иметь меньший объем. Оба типа реферата обычно оформляются либо машинописным текстом, либо это текст в дискете.


II. «Реферат-дискурс» (РД)

«Реферат — научное исследование» по своей форме предполагает многочисленные модификации и новые типы рефератов по культурологии.

 

«Реферат-дискурс» является особой формой РНИ, предполагающей все основные требования, которые предъявляются к студенческой работе и описаны выше. Особенностью (РД) — «реферата-дискурса» является форма изложения материала, представляющая собой подбор цитат различных мыслителей и ученых по данной теме. Понятие «дискурс», введенное в середине нашего века французскими структуралистами, обозначает «речь, беседу». Студент как бы беседует с великими мыслителями по данной проблеме, составляя свою хрестоматию по исследуемой проблеме.

В процессе работы он знакомится с трудами ученых русского академизма, мифологов и фольклористов, собирает материал об отражении основных принципов экономической жизни Древней Руси XIV—XVI веков в традициях и обычаях, пословицах и поговорках его предков. Для студента-первокурсника написание реферата-дискурса легче и полезнее, т.к. он еще не готов к серьезному научному поиску. Для него подобный «реферат-хрестоматия» — первый шаг в науке о культуре, за которым последуют более серьезные шаги через систему авторских комментариев, даваемых многими студентами в своих «рефератах–дискурсах».

Работы типа РД предполагают прочтение большого числа источников, что требует от студента хорошего знания литературы по целому ряду наук о культуре.

III. «Реферат-тест» (РТ)

«Реферат-тест» представляет собой научное исследование, закодированное в сложную знаковую форму задачи-теста. Эта форма близка к «реферату-дискурсу», но обладает более сложной системой символико-знакового оформления. В учебном процессе эти формы индивидуальной работы впервые стали применять французские структуралисты. Они полагали, что молодые творческие натуры любят не только отгадывать задачи и шарады, кроссворды и сканворды, но и составлять их сами. Широкой разновидностью «рефератов-тестов» являются студенческие работы по составлению кроссвордов, чайнвордов и сканвордов, однако, это большая редкость — написать «реферат-головоломку» на пятнадцать страниц.

Наиболее распространенной формой «реферата-теста» является студенческая работа, составленная по системе «Академтеста», когда представленные тесты могут быть введены в компьютерную базу данных.

 

Доцент, ведущий дисциплину Дианова Н.Ф.

АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ






Date: 2015-09-03; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию