Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЕНУ им.Л.Н.Гумилева

СТЕПНАЯ ГЕРАЛЬДИКА: ЗНАКИ, ТАМГИ, ПЕЧАТИ

И.о. доцент каф. Международные отношения

ЕНУ им.Л.Н.Гумилева

Турханова А.Ж,

Цель исследования (статьи): Государственность определяется наличием символов власти. Наличие государственных символов власти в древнем казахском обществе доказывает – наличие автономной системы управления и политической культуры в Казахском ханстве, что доказывается в настоящей статье.

 

В тюркском и казахском ономастиконе встречается множество военных символов. Это и штандарты, которые служили символами воинских подразделений или знаками полководческого ранга. К их числу можно отнести две подвешенные к шесту рамчатые фигуры с кистями по периметру, обнаруженные в Семиречье. Серия изображений штандартов обнаружена в районе р. Коксу в Семиречье, еще два в виде трезубца, подвешенного к шестам — в Восточном Казахстане.

 

Рисунок 1 Тюркский штандарт VIII в.

Книга: Шаймерденов Е.Ш. Государственные символы Республики Казахстан. –Алматы: Издательство Жеты Жаргы, 2001. 453 с.

 

 

Помимо штандартов в петроглифах встречаются бунчуки — пучок конского волоса, прикрепленный к древку копья. К категории «бунчук» можно отнести не только изображения пучков конских волос, но и закрепленные на копьях продолговатые «флажки» с треугольными вырезами на концах. Копье в руке всадника на верблюде встречено в петроглифах из Восточного Казахстана в сцене боя конного и пешего копейщиков [1, С. 21].

Следующий немаловажный военный символ – шашак, так как тюрки во все времена были непревзойденными воинами, навязывали врагу свои правила боя. Вначале вызывали на единоборство (жекпе-жек). Убив самого сильного врага-батыра, отрезав его волосы, плели из них шашак и прикрепляли к копью или вешали на шею коня. Это играло роль сильного психологического давления на врага перед решающим сражением, было своего рода психологической атакой. Победившей же стороне шашак придавал уверенность, вселял веру в победу, был мощным вдохновляющим фактором. Нередко после жекпе-жек, не вступая в бой, во избежание лишнего кровопролития разрешали исход войны мирным путем.

Цари, каганы были одновременно и главнокомандующими, байрак прикрепляли на посох. Байрак изготовляли из хвостов священных животных, из волчьей головы. Байрак вешали часто на шею лошади, отсюда бунчук. От слова «боншак», «моншак» произошло русское слово «бунчук». С помощью байрака воины определяли, где находился их царь, хан в той или иной ситуации.

Наличие множества военно-политических символов в тюркской культуре свидетельствует об эволюции тюркской символики в рамках военно-политических процессов. Отсюда исходит популяризация образов воина и знаменосца. В свою очередь, социально-политические, этнокультурные и иные процессы, которые происходили в средневековом кочевом во многом военизированном обществе, безусловно, получали адекватные отражения в идеологии, культуре и искусстве.

 

Рисунок 2 Наскальные изображения древнетюркских всадников.

Источник: книга - Самашев З. Петроглифы Казахстана. – Алматы, 2004 г, 405 стр.

 

 

Казахские знамёна в XVI—XVIII веках были белого цвета. Вместе со знамёнами также имели хождение белые бунчуки по количеству казахских родов. Белый цвет считался у казахов атрибутом святости. Каждый из казахских родов (а их историки насчитывают от 6 до 10) имел своё белое знамя с изображением тамги. Над юртой Абылай-хана, объединителя казахов, реял белый шёлковый флаг. Как гласит легенда, Абылай перед боем ранил себе большой палец и окропил кровью полотнище флага. Считается, что этим он отдавал долг красным знамёнам своих предков чингизидов.

В письменных источниках действительно встречаются упоминания о красных знамёнах Кенесары-хана, одного из потомков Чингиза. Джанибек-батыр использовал голубое знамя. Знамена выполняли, по меньшей мере, две функции: они были важными священными символами и эффективным средством управления войсками на марше и в бою. Знамя имел каждый род, каждый правитель.

По установившейся традиции высшее число знамен, которое могло быть у одного хана, было девять. Когда говорили о «хане с девятью знаменами» (тогуз тоглук хан), это вызывало представление о могущественных правителях. По свидетельствам средневековых авторов, первые казахские ханы были ханами с девятью знаменами. Знамя являлось не только внешним знаком власти, но также символом славы и чести военачальника и войска. Главное знамя, как государственная святыня, тщательно хранилось в мирное время и выносилось только на войну. Знамя охранял особый отряд. Смерть воина – знаменосца (тугчи, тугачи) всегда производило смятение в рядах воинов, а падение, исчезновение главного знамени означало поражение войска.


Термин «ту» часто встречается в строках классического казахского героического эпоса, но в большинстве случаев цвет и описание знамени опускаются сказителем. Только в некоторых эпосах упоминается о цветах знамени, например, көк ала шұбар ту (синее, огнено –красное или пестрое знамя), көк ала ту (синее пестрое знамя). Наиболее распространенное знамя не только в эпосе, но и в квазиисторической традиции казахов это – ала ту (алаг – огненно –красное или пестрое) – пестрое знамя. Ала-шубар ту (пестрое знамя) – мифологическое, вероятно, и историческое знамя казахов. Знамя, флаг – символика, олицетворение отдельной яркой личности, а также общества, социальных групп, вообще всего мира. Если для перемирия поднимают белый флаг - символ верхнего, светлого мира, то черный – нижнего, темного мира. А срединный мир, находящийся между остальными двумя мирами, пестрый, смешанный, вобрал в себя черты верхнего и нижнего миров, поэтому казахи считали символом срединного, человеческого мира огненно-красный (алаг, алау) или пестрый флаг [2, С. 21].

Эволюция современных гербов насчитывает несколько десятков веков. Процесс эволюции гербов от простых форм к сложным состоял из нескольких периодов. Судя по имеющимся источникам, данный процесс можно разделить на шесть периодов, или шесть уровней. Первый период характеризуется появлением ранних социальных знаков отличия. В казахском обществе одним из таких явлений, дошедших из глубокой древности до нашего времени, является обычай клеймения домашнего скота. Второй период отличается использованием тамговых символов. Специфической чертой степной культуры, соответствующий этому уровню, является появление племенных тамг. Третий период ознаменован появлением печатей, четвертый – родовых гербов, пятый – региональных и городских гербов, шестой, самый высокий уровень – наличием официально утвержденных государственных гербов.

Итак, прототипами современных политических гербов являются гербовые печати, которые выполняли функцию удостоверительного знака в документах.

Прообразами геральдических печатей в казахском обществе были тамги, которые выполняли функцию знака родовой принадлежности и племенного герба для обозначения границ территории. Тамги изображались на знаменах и выжигались на шкуре животных. Кроме того, тамга выполняла функцию этнознакового символа государственной атрибутики на раннем этапе развития казахской государственности. Также тамга обозначала функциональные характеристики каждого из жузов. Например, тамгой старшего жуза является дерево (палка, жердь), ведро или плеть, что символизировало материальное богатство и обозначало функцию общинника.

В целом, тамга того или иного племени, а также их предводителей была одним из важных элементов воинских стягов и знамен наряду с их цветом. Тамги употреблялись в виде гербов, печатей взамен подписей. Их изображения часто встречаются в композициях на наскальных рисунках и других древних памятниках письменности и искусства, на разных предметах материальной культуры, печатях и монетах, найденных при археологических раскопках на территории республики. Известные нам первые монеты с изображением тамг казахских племен и родов относятся к VI-VIII векам. Города Отырар и Тараз в свое время были крупными политическими, экономическими центрами и имели монетные дворы, где гербы использовались в качестве элементов знамен и флагов, печатей и денежных знаков.


 

Рисунок 3 Тамги казахских родов.

Источник: Книга: Кондыбай С. Казахская мифология. Краткий словарь. – Алматы: Нұрлы Алем, 2005. 272 с.

 

 

Начиная с XV-XVI веков, с развитием казахской государственности каждый титулованный правитель кочевников – хан или султан – имел не только свой собственный флаг, но и свою личную именную печать, заметно отличавшуюся от других таких же символических образцов орнаментальными украшениями и удостоверительными знаками их владельца. Главным знаковым символом традиционной казахской государственности эпохи ее становления и последующего развития в новое время были прикладные металлические печати казахских ханов и султанов. Они изготавливались в основном в виде крупных серебряных перстней с изящным декором, на наружной поверхности которых нарезались полные имена владельцев печатей и их титулованных отцов. Эти удостоверительные знаки употреблялись казахскими правителями для заверения различных актовых документов внутреннего пользования и международных договоров.

Печати и тамги правителей и султанов, старшин и биев помогают более концептуально исследовать вопросы дипломатической переписки, международных отношений и в целом охарактеризовать политическую ситуацию, складывавшуюся в то время вокруг Казахского ханства. Политическая символика Казахского ханства помогает понять и проследить общие тенденции политического и социального развития в период становления и развития казахской государственности.

Гербовые печати казахских ханов и других представителей степной аристократии заметно различаются между собой характером приветственных обращений к тем или иным адресатам, содержанием заключенной в них фактической информации, общим стилем и тоном авторского повествования. Но при этом все они неизменно заканчиваются одной и той же выразительной фразой: «И во удостоверение сего я печать свою приложил» [3, С.9].

Персональные печати казахских ханов и султанов строго специфической формы и своеобразного художественного оформления имели большое символическое значение как внутри степи, так и в сфере международных отношений казахского ханства (с 80-х гг. XVIII в.) с другими государствами и народами. Сам факт обладания такой печатью наглядно свидетельствовал о высоком официальном статусе ее владельца в казахском обществе, принадлежности последнего непосредственно к правящей верхушке номадов и присущих этому лицу особых привилегий и прав в сфере политического управления всем кочевым населением региона, либо же входившими в его состав крупными родоплеменными группировками кочевников. Наличие у какого-либо правителя степи собственной каплевидной печати с личными удостоверительными знаками фактически означало для монархов и чиновников соседних государств его легитимное право выступать в политических контактах внутри и за пределами своей страны от имени всех официально подвластных ему социальных объединений казахов (союзов родов и племен, жузов) и принимать правовую ответственность персонально на себя за выполнение этими сообществами людей подписанных лично им международных соглашений.


Весьма примечательно в этой связи, что царское правительство, принимая в 1731, 1738 и 1740 годах официальную присягу казахских ханов Абулхаира (1710-1748), Семеке (1724-1737), Абулмамбета (1739- ок. 1771) и влиятельного султана Аблая с подвластными им родоплеменными группами казахов младшего и среднего жузов на верность российской короне, настойчиво требовало от каждого из этих титулованных лиц подтвердить свои личные подписи на присяжных бумажных листах оттисками их прикладных персональных печатей.

Например, печать Абулхаир–хана. Данная печать единственная найденная на сегодняшний день, использовалась при заверении официальных писем российским властям, в период с 1730-1748гг.

 

Рисунок 4 - Печать Абулхаир – хана 1710-1748гг.

Источник: Книга: Ерофеева И.В Символы казахской государственности (позднее средневековье и новое время). – Алматы: Аркаим, 2001. 152 с.

 

 

Легенда на печати гласит: Абул –хаир- бахадур- хан ибн Хаджи султан. Означающая собственное имя титулованного правителя Младшего жуза хана Абул-хаира- Мухаммед – Гази –бахадур хана или Абулхаира, его легитимный социальный статус, приобретенный в молодые годы среди казахов и почетный титул «батыр» или «бахадур» и династийное происхождение от султана Младшего жуза Хаджи. Судя по сохранившимся фрагментам данной печати на других 56 письмах Абулхаира российским властям, этот образец печати использовался им в дипломатических контактах с правительствами соседних государств в течение всего периода его ханского правления.

На печати Абылай хана изображена надпись «Абылай – хан бек бахадур Вали – султан» означающая собственное имя хана Среднего жуза и старшего казахского хана, его легитимный социальный ранг и династийное происхождение от султана Среднего жуза Вали. Данная печать использовалась при заверении дипломатической переписки с российским правительством и русским пограничным властям и использовалась в период с 1768- 1810гг. Оттиски данной печати найдены на оригиналах писем его старшего сына и наследника власти Вали – хана.

 

Рисунок 5 - Печать Аблай хана1771-1780гг.

Источник: Книга: Ерофеева И.В Символы казахской государственности (позднее средневековье и новое время). – Алматы: Аркаим, 2001. 152 с.

 

 

 

Исследовательский интерес представляет печать Вали хана. Легенда печати гласит Вали-хан Бен Аблай – хан, что означает собственное имя, официально признанного Россией и империей Цинов и социальный статус старшего сына и правопреемника хана Аблая в Среднем жузе.

 

Рисунок 6- Печать Вали - хана 1781-1821гг

Источник: Книга: Ерофеева И.В Символы казахской государственности (позднее средневековье и новое время). – Алматы: Аркаим, 2001. 152 стр.

 

 

Судя по наличию в тексте оттиска двух вариантов написания удостоверительных знаков владельца печати: в центре щитка – тюркоязычной легенды на арабской графике и на его полях – дублирующей надписи составленной кириллицей на русском языке, эта печать была изготовлена для Вали хана в России и использовалась им главным образом в политических сношениях с царскими властями.

Легенда на печати Ширгазы-хана гласит, Шир-Гази Бен Сайд Галиб –хан, что означает собственное имя и социальный статус правителя небольшой группы приаральских казахов Младшего жуза, ставленника Хивы Ширгазы-хана (1817-1819) до принятия им хивинского подданства, а также его династийное происхождение от хана казахов рода шекты Каипа, обозначенного в этой надписи в качестве лица, принадлежащего к числу потомков пророка Мухаммеда (с.г.с.).

 

Рисунок 7 - Печать Ширгазы-хана1817-1819гг

Источник: Книга: Ерофеева И.В Символы казахской государственности (позднее средневековье и новое время). – Алматы: Аркаим, 2001. 152 стр.

 

 

Данный вариант степной печати представляет интерес, так как существенно отличается по форме и декоративному оформлению от всех остальных образцов печатей казахских ханов и султанов первой четверти XIX века. В нем ощутимо прослеживается влияние российско-европейской сфрагистической традиции, что особенно ярко проявилось в изобразительной символике на щитке печати, украшенном с обеих сторон фигурками львов с царскими венцами.

 



<== предыдущая | следующая ==>
Глава 4. В путь мы отправились на небольшой телеге, запряженной худой кобылой | Практика осознанных сновидений





Date: 2015-09-02; view: 1221; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию