Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания





 

Одна из важнейших его закономерностей и принципов сущности воспита­ния со­стоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Нужно прямо сказать, — и об этом пишут многие зарубеж­ные педагоги, — что разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выдающимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию. В связи с этим не могут не вызывать удивления имеющиеся в последние годы попытки не только уменьшить наш приоритет в данном случае, но и посеять сомнение в благо­творном влиянии коллектива на формирование личности. Ве­дутся разговоры о том, что коллектив якобы ограничивает сво­боду личности, не дает возможности развитию ее индивидуаль­ной красоты и насаждает среди учащихся конформизм и нивелировку личностных качеств (сглаживание различий). Все это далеко от научной истины. Как раз наоборот, заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Дело в том, что для того чтобы понять другого, нужно самому пережить многое. Чело­век, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, не поймет и другого.

В одиночку человек может развиваться только до известных пределов, очень незначительных, за которыми его опыт должен обогащаться опытом других. Опыт других, созвучный развива­ющемуся ребенку, близкий ему, дающий материал для сравне­ния, ведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребе­нок, тем более приспособленным к общественной жизни чело­веком он будет расти.

Коллектив выступает как важная форма организации вос­питания, как его мощный педагогический инструмент.

Надо сказать, что идеи коллективного воспитания стави­лись и ставятся в мировой педагогике. Отдельные из ее деяте­лей не могли не замечать стремления детей к объединению со сверстниками и большой воспитательной роли этих объедине­ний. Вот почему многие из них подходили к мысли о необходи­мости организации детских воспитательных коллективов.

Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латин­ское collectivus — собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на со­вместной деятельности по решению социально-значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привя­занностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным об­разом сферу узколичной деятельности. Например, два ученика активно участвуют в работе класса. В этом случае они находят­ся в деловых отношениях. В то же время у них может существо­вать близость интересов в спорте (любят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чтении книг, а также особая дове­рительность и откровенность в сфере дружеских отношений. Как видим, последняя область их связей и поведения существу­ет параллельно с деловыми отношениями и, естественно, ха­рактеризует их личные отношения.

Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, — писал он, — если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотноше­ние частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Таким образом, воспитательный коллективэто такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого моти­вируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межлич­ностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к обще­му успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Если исходить из этого определения, то становится понят­ным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого тре­буется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педаго­гическим требованиям.


В этом смысле первая стадия в развитии коллектива ха­рактеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства вы­ступают требования педагога к учащимся. «Требование, выска­занное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активис­ты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.

И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это — тот результат, который возна­граждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, органи­зованной работой».

Иногда говорят, что требования не могут выступать в каче­стве единственного параметра, характеризующего развитие воспитательного коллектива. Известный исследователь кол­лектива Л.И. Новикова выделяет стадию сплочения коллекти­ва, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и, наконец, стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция от­ношений между всеми членами коллектива. Думается, что не следует отрицать рационального зерна, которое заложено и в подобном подходе к определению стадий развития коллектива.

Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входящими в общешкольный коллектив первичными коллек­тивами, В условиях школы в качестве таких первичных кол­лективов выступают классы, которые постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.

Для выполнения той или иной работы могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые вре­менные коллективы. В условиях школы к таким временным коллективным объединениям относятся различные кружки, создаваемые для решения отдельных задач бригады, коллекти­вы художественной самодеятельности.

В структуре воспитательного коллектива большую роль иг­рают органы ученического самоуправления: ученический коми­тет (совет), старосты в классах, а также в кружках художест­венной самодеятельности.

При правильной и целенаправленной организации воспита­тельной работы с коллективом, всемерном развитии его самоде­ятельности, внутришкольной демократии и здорового общест­венного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у учащихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащих­ся в решении совместно поставленных задач; наконец, чувство защищенности каждого члена коллектива. Создание такого стиля и тона, естественно, требует дли­тельного времени, активных и методически правильных педа­гогических усилий.[43]


 

30. Воспитание экологической культуры личности

Стремительно развивающее­ся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие «экология» характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделе­ние социальной, технической, медицинской экологии, рассмат­ривающих поведение человека в природе.

Цель формирования экологической культуры школьников со­стоит в воспитании ответственного, бережного отношения к при­роде. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у уча­щихся системы научных знаний, направленных на познание про­цессов и результатов взаимодействия человека, общества и приро­ды; экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и ох­ране.

Формирование экологической культуры школьников осуществ­ляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И.Д.Зверев, А. Н. Захлебный, И.Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.[44]

Дополненные местным материалом и преподнесенные дол­жным образом экологические сведения вырабатывают убежде­ние в необходимости безотлагательной помощи природе, стрем­ление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок, подросток поймет, что его благополу­чие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Основной смысл экологических воспитательных дел — кон­кретная практическая природоохранная деятельность. Объекта­ми этой деятельности становятся все источники жизнедеятель­ности человека — земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направлен­ность, вид, организацию и осуществление экологических вос­питательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, се­лекционеров редких растений.[45]

 







Date: 2015-09-02; view: 593; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию