Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повышение квалификации и аттестация работников школы





Непрерывность профессионального образования педагога является не­обходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегра-тивным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного разви­тия индивидуального педагогического опыта. Рост педагогической квали­фикации и профессионального мастерства учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если индивидуальный практический опыт осмысливается и соединяется с со­циальным и профессиональным, если в педагогическом коллективе под­держивается и поощряется профессиональный творческий поиск, прово­дится системная работа по повышению квалификации.

Повышение квалификации понимается как вид дополнительного про­фессионального образования, направленного на формирование готовно­сти работника к выполнению более сложных трудовых функций. Оно предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-тех­нологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Повышение квалифика­ции одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, на­правленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель Повышения квалификации работников школы состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации за­дач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требова­ниями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе обра­зования.

Одним из основных направлений повышения квалификации педагогов является организация в школе системы методической работы как части системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.

Целями методической работы в школе являются:

• освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;

• повышение уровня общедидактической и методической подготовлен­ности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы;

• обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявле­ние и пропаганда передового актуального педагогического опыта. Для его реализации издаются методические материалы, проводятся лекции и кон­сультации для учителей по вопросам методики учебно-воспитательной ра­боты, организуются методические объединения учителей.

Задачи методической работы в школе:

• формирование инновационной направленности в деятельности пе­дагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изу­чении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;

• повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педаго­гической подготовки учителей;

• организация работы по изучению новых образовательных программ, учебных планов, образовательных государственных стандартов;

• обогащение образовательно-воспитательного процесса новыми пе­дагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспи­тания;

• организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;

• оказание научно-методической помощи учителям на диагностиче­ской индивидуализированной и дифференцированной основе: молодым учителям; учителям-предметникам; классным руководителям и воспитате­лям; учителям, испытывающим определенные затруднения в педагогиче­ской работе; учителям, имеющим небольшой педагогический стаж; учите­лям, не имеющим педагогического образования и др.;

• оказание консультативной помощи учителям в организации педаго­гического самообразования;

• повышение общего уровня профессионально-педагогической куль­туры работников образовательного учреждения.,

В масштабе района или группы школ создаются районные или кустовые предметные методические объединения и методические объединения учителей начальных классов. В школах организуются предметные комиссии, объеди­няющие учителей того или иного предмета. Районные педагогические каби­неты и институты усовершенствования учителей периодически созывают конференции, семинары, практикумы. Все эти коллективные формы мето­дической работы основываются на самодеятельности, активности и взаи­мопомощи учителей и способствуют распространению передового методи­ческого опыта.

Содержание методической работы определяется актуальными задачами школы. Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют для себя не только директор школы, завуч, но и учителя.


Методическое усовершенствование учителей осуществляется также в процессе самообразовательной работы.

В соответствии с планами повышения квалификации учителей (один раз в пять лет) они проходят специальное обучение в Институте усовер­шенствования учителей, на специальных факультетах педагогических учеб­ных заведений.

Формы организации методической работы в школе многообразны и дина­мичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых:

• государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы;

• уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамот­ность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей;

• морально-психологический климат в коллективе школы, материаль­но-технические возможности организации методической работы;

• изучение внутришкольного педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;

• конкретная ситуация в коллективе школы (в отношениях между учителями, учителями и учениками, учителями и руководителями и др.).

Наиболее распространенной формой методической работы в школе яв­ляются предметные методические объединения учителей — групповая форма организации методической работы учителей того или иного предмета или классных руководителей, создаваемая в школе, в районе, в городе. На ме­тодических объединениях учителей обсуждаются вопросы:

• преподавания конкретных учебных дисциплин, методики и техноло­гии организации учебного процесса;

• организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки;

• преподавания наиболее трудных разделов и тем новых программ и учебников;

• тематики и видов творческих контрольных работ для проверки зна­ний учащихся и др.

В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов со­здаются организационные координационные органы методической рабо­ты — методические советы. В отличие от совета школы, педагогического совета методический совет имеет единственную функцию — повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учите­ля. Эффективность работы зависит от двух обстоятельств: кто руководит советом и каков состав его членов. В методический совет входят наиболее опытные учителя, представляющие разные ступени образования и профили учебных предметов. Это могут быть руководители различных методических формирований.

Руководит работой методического совета, как правило, завуч. Методи­ческий совет школы определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей. Он также определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, общую программу методи­ческой работы в школе. Таким образом, методический совет — это прояв­ление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфе­ре управленческой деятельности, какой является повышение профессио­нально-педагогической культуры каждого учителя школы.

К числу традиционных форм методической работы в школе относятся:


предметные методические объединения;

единый методический день в школе (для всех педагогических работни­ков школы один раз в четверть);

проблемные семинары и практикумы (для обеспечения единства тео­ретической и практической подготовки учителя, стимулирования самооб­разовательной деятельности; введение их в круг педагогических иннова­ций, таких как деловые, ролевые игры, практикумы, организационно-дея-тельностные игры, различного рода тренинги);

школы молодого учителя (осуществляющие адаптацию учителя в пер­вые годы работы в школе);

школы передового опыта (реализующие цели и задачи индивидуаль­ного и коллективного наставничества);

проблемные (инновационные) группы (создаваемые по инициативе ру­ководителей школы, ученых-педагогов, самих учителей, направленные на изучение, обобщение и распространение передового опыта как в своей школе, так и за ее пределами; разработку и внедрение собственной концеп­ции или методической находки, проведение соответствующей опытно-экс­периментальной работы);

работа педагогического коллектива над избранной научно-методиче­ской темой;

проведение открытых и показательных уроков;

научно-педагогические конференции и педагогические чтения;

ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирова­ние и анализ педагогических ситуаций;

' научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творче­ские отчеты (отдельных учителей или методических объединений), являю­щиеся итоговыми формами методической работы, которые проводятся по итогам деятельности за, определенный промежуток времени или по завер­шении какого-либо этапа работы и др.;

• индивидуальная работа с учителями, осуществляемая в форме педа­гогического самообразования учителя.

С целью стимулирования педагогических и руководящих работников, роста их профессионального уровня, повышения качества учебно-воспита­тельного процесса, развития творческой инициативы, а также обеспечения социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений в России с 1972 г. была введена их аттестация. Одной из задач аттестации является также установление соответствия между качеством ра­боты учителя и его зарплатой, что осуществляется путем присвоения педа­гогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профес­сионализма.

За время, прошедшее после первой аттестации, документы об аттеста­ции педагогических работников неоднократно дополнялись с учетом тех изменений, которые происходили в системе Образования.

Принципы аттестации — добровольность, открытость, системность и це­лостность экспертных оценок, обеспечивающие'объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам.

Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявле­нию педагога и на основе экспертной оценки труда, его результативности и качества учебно-воспитательного процесса. Учитель сам определяет катего­рию и форму аттестации (демонстрация серии уроков, внеклассных заня­тий с учащимися, «экзамен» (собеседование) по определенной программе, творческий отчет, защита научно-методической или опытно-эксперимен­тальной разработки и др.).


Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттес­тацию на присвоение категории, разряда по единой тарифной сетке, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа. Иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, Совета школы или пе­дагогического совета для определения уровня педагогической квалифика­ции учителя и его соответствия занимаемой должности.

В соответствии с действующим Положением об аттестации педагогиче­ских и руководящих работников государственных, муниципальных учрежде­ний и организаций образования Российской Федерации (1993) создается три вида комиссий, каждая из которых рассматривает круг вопросов своей ком­петенции и принимает решение о присвоении квалификационной катего­рии или отказе. Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика, документ об окончании курсов повыше­ния квалификации учителей), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.

Действующим Положением установлено три квалификационные кате­гории — высшая, первая и вторая категории. Высшую может присвоить главная аттестационная комиссия, первую категорию — районная (окруж­ная, муниципальная) или городская комиссия, вторую категорию присваи­вает аттестационная комиссия школы.

Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности и экс­пертной оценке практической деятельности.

По первому показателю учитель представляет творческий отчет, науч­но-методическую или опытно-экспериментальную работу.

По второму показателю он проходит психолого-педагогическую экспер­тизу (диагностику) в различных вариантах. Для этих целей используются компьютерная технология, тестирование, методы экспертных оценок. Меха­низм диагностирования и обобщения опыта педагогической деятельности уточняется и корректируется соответствующей аттестационной комиссией.

Общие требования к оценке труда учителя характеризуются по следую­щим критериям: критерий результата (результат педагогической деятель­ности) и критерии процесса.

О качестве знаний учащихся по предмету, их воспитанности (критерий результата) судят по:

• запасу фактических знаний по предмету;

• умению пользоваться полученными знаниями;

• пониманию сути процессов и явлений в природе и обществе;

• степени самостоятельности учащихся, умению добывать знания;

• отношению к делу, поведению в школе, активности в общественно полезной трудовой деятельности.

При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недо­пустимо этим ограничить показатели труда учителя, поэтому вводятся кри­терии процесса. С этой целью изучаются:

• работа учителя над повышением своей квалификации;

• качество уроков, учебная и воспитательная работа;

• умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;

• работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.

Для прохождения аттестации необходим следующий набор документов: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения ква­лификации, экспертное заключение о результатах выполнения конт­рольных и других квалификационных работ; аттестационный лист, выпис­ка из приказа руководителя образовательного учреждения.

Аттестация учителей проводится в несколько этапов:

1) создание аттестационной комиссии, ее утверждение руководителем учреждения; назначение ответственных лиц за организацию аттестации;

2) организация оценки уровня квалификации учителя, результативно­сти его профессиональной деятельности;

3) принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации о присвоении педагогическим работникам ква­лификационных категорий.

Достоверная оценка результативного компонента образовательного процесса возможна только как итог всестороннего изучения личности учи­теля и эффективности его учебно-воспитательной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные этапы управленческого цикла и дайте им ха­рактеристику.

2. Сопоставьте схему проведения анализа в образовательном учрежде­нии и деятельности какой-либо фирмы.

3. Раскройте содержание основных разделов в годовом планировании деятельности школы.

4. Каковы особенности методической работы в современной школе?

5. Найдите недостатки и достоинства современной системы аттестации педагогов.

Основная литература

1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.

2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2002.

3. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образо­вательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001.

Дополнительная литература

1. Бакирова Г. X. Управление человеческими ресурсами. СПб.: Речь, 2003.

2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2001.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Под. ред. Б. М. Бим-Бада. М., 2002,

4. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М, Г. Психолого-дидак­тический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999.

5. Третьяков П. И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образователь­ное учреждение: управление образованием по результатам // Практика пе­дагогического менеджмента / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.

 

РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА







Date: 2015-09-02; view: 535; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию