Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское воспитание молодежи





Одной из важнейших сторон воспитания в школе и обществе является воспитание гражданина — члена территориально-политического сообще­ства, государства, который имеет права и обязанности, связанные с член­ством в нем. Гражданское воспитаниеэто система воспитательной рабо­ты по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: по­литической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений. Политика, гражданственность, патриотизм, право тесно связаны друг с другом, разберемся по порядку.

Политика — сфера деятельности, регулирующая отношения власти и групп людей, отдельного человека, искусство управления государством, в том числе с помощью свода законов, т. е. права. Это касается каждого, поэтому необходимо, чтобы выпускники образовательных учреждений обладали гражданским сознанием, политической и правовой культурой. Перечень понятий, передающих содержание гражданской культуры, обширен, приве­дем некоторые из них: гражданственность, гражданство, гражданское об­щество, гражданское поведение, государство, власть, демократия, права и свободы человека, правовое государство и многие другие.

В психологической структуре гражданской культуры выделены три эле­мента: знания, оценки-отношения, поведение. Это значит, что сюда входят знания в области политики и права, взгляды и убеждения, сознательное от­ношение к общественной и политической жизни страны, стремление уча­ствовать в политической жизни, занимать активную гражданскую пози цию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны. Это определяет и задачи гражданского воспитания.

Учащиеся получают знания о государственном устройстве, системе влас­ти, возможностях граждан участвовать в выборах властных структур, влиять на управление и участвовать в нем, объединяясь в партии и движения. Школа, учителя должны способствовать формированию гражданской непо­литической активности молодежи, стремлению подростков участвовать в жизни страны. Для решения этих задач у образовательных учреждений имеются различные средства, это прежде всего уроки по общественным дисциплинам: граждановедению, истории, обществознанию. Сегодня в шко­лах имеется много различных учебников, пособий, программ по этим и другим дисциплинам.

Изучать разные аспекты работы власти, общественных организаций, су­дов, других правовых инстанций можно, приводя школьников и студентов в политические, властные, юридические учреждения. Редко, но все же учи­теля практикуют такие средства воспитания, как экскурсии в местный орган управления, в детскую комнату милиции, в места заключения для не­совершеннолетних нарушителей закона и пр. Эффективным средством формирования гражданской культуры является вовлечение учащихся в об­щественную жизнь, когда ученики вместе с учителями участвуют в полити­ческих или общественных акциях.

Выработке гражданских навыков способствует участие школьников в детских движениях и организациях, а также организация самоуправления учащихся образовательного учреждения. Самоуправление учащихся и сту­дентов можно считать отличной школой гражданской активности, при ус­ловии, что педагогический коллектив действительно выделит им сферу их компетенции и не превратит самоорганизацию учащихся в фарс.

Определим место патриотизма в гражданском воспитании, отношение гражданственности и патриотизма. Воспитание патриотизма — традицион­ная для отечественной педагогики и школы задача. Патриотизмэто «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины»1. Следова­тельно, содержанием работы по воспитанию патриотизма в школе является изучение школьниками истории, культуры своей страны, деятельность по сохранению культуры своего народа.

Вместе с тем быть патриотом — значит не только хранить «любовь к отеческим гробам», знать и оберегать свою культуру, язык. Патриотом является и тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении ее современных проблем вместе с наро­дом, а порой и против него, как это делал А. Сахаров и др. Еще М. Лер­монтов называл свою любовь к Отчизне странной, потому что ненавидел в ней «страну рабов, страну господ». Заметьте, что это уже гражданское му­жество, чувство и поведение гражданина — сказать горькие слова о Родине и стремиться сделать жизнь ее лучше. Так сближаются понятия «патриот» и «гражданин», границу между ними во многих ситуациях трудно провести, здесь кроется острота проблемы. В России и сегодня действуют различные национал-патриотические, фашиствующие движения и объединения. Их идеология, патриотизм отличаются ненавистью ко всему неродному и аг­рессией, которая угрожает общественной стабильности. Известно, что их взрослые руководители активно вовлекают школьников в свои ряды, «про­водя» таким образом вместо школы патриотическое и гражданское воспи­тание.


Поэтому задача школы —- разъяснить суть патриотизма, патриотических чувств и поведения, удержать от шовинизма, ненависти ко всякой другой культуре, народу. К сожалению, в советский период патриотическое воспи­тание понимали только как военно-патриотическое и как восхваление партии и правительства. Воспитание патриотов не должно сводиться к военному воспитанию, надо воспитывать патриота-гражданина — челове­ка, способного и защитить Родину, и быть внутри страны борцом со всем тем, что мешает ее прогрессу, ее народу жить лучше.

Как мы сказали, составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры. Правовая культура — это знания о пра­вовой системе страны, основных юридических норм, стремление соблюдать правовые нормы, быть законопослушным гражданином Отечества. Основной задачей правового воспитания является формирование правовой грамотно­сти подростков и молодежи: они должны знать, что существуют законы и правовые нормы и что нарушение этих норм ведет к юридической ответ­ственности. Поэтому в семье, в школе, в СМИ подростков следует знако­мить не только вообще с законами, но обязательно с теми правовыми нор­мами, которые они чаще всего нарушают.

Школа, другие образовательные учреждения дают необходимые право­вые знания молодежи на уроках и во внеурочной работе с детьми. Учащие­ся по мере взросления приучаются выполнять правила поведения в обще­стве, свои обязанности в классе, учатся подчиняться школьным правилам, требованиям устава школы. Это развивает в них привычку к дисциплине, к самоконтролю. Конечно, чем лучше поставлена учебно-воспитательная работа учреждения, тем выше правовая культура учеников. И учителя, и их ученики должны знать, что гражданская и правовая сознательность и от­ветственность тесно связаны с нравственностью: нарушение правовых норм чаще всего происходит на фоне неблагополучного нравственного развития, является следующей ступенью после нарушения нравственных норм.

Осуществляя правовое воспитание, учителя и воспитатели, родители, общественность должны осознавать сложность и остроту проблемы, кото­рую можно назвать двумя словами: молодежная преступность. За этими словами стоит комплекс не только педагогических проблем. Нравственно-правовая ситуация с молодежью находит свое выражение в целом ряде яв­лений современной жизни молодежи во всем мире, равно как и в России: это всякого рода агрессивность, вандализм, экстремизм, разного рода экс­цессы националистов всех оттенков, погромы скинхедов, футбольных ху­лиганов. Есть более «мягкие» формы отклоняющегося поведения: уход от общества в молодежную субкультуру, сверхпогруженность в мир игры, фантазий, так сказать, в безответственное детство. Крайняя форма ухода от общества по тем или иным мотивам — самоубийство. Все это проблемы не для узко «школьного педагога». Эти проблемы составляют предмет забот социально-экономической и культурной политики, они требуют серьезных социальных программ, расширения и улучшения деятельности социальных педагогов и работников, хотя ответственность школы за формирование гражданской культуры молодежи тут тоже имеется.







Date: 2015-09-02; view: 919; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию