Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание как предмет теории





В этом разделе рассматривается сущность процесса воспитания. Теория воспитания — одна из научных дисциплин педагогики, которая изучает процесс воспитания именно как педагогический процесс. Сущность воспи­тания как педагогического процесса, его закономерности и принципы, ме­тоды и формы, его организацию и осуществление в разных социальных институтах — все это изучает теория воспитания.

Напомним вкратце то, что вы знаете о воспитании из первых глав, и од­новременно поставим проблему. Со второй половины 90-х гг. недавно ушедшего XX в. в нашей стране большинство специалистов по педагогике считают предметом педагогики образование, а не воспитание, как это было ранее. Можно сказать, что термину «образование» дано значение термина «воспитание». Это произошло главным образом потому, что во всем мире для обозначения процессов воспитания и обучения используется слово «образование». И оно, так же как слово «воспитание» в нашей отечествен­ной традиции, имеет сегодня два значения. Первое, образование — это ин­ститут социализации, система образования, реальная сфера жизни общества, социальная функция, благодаря которой происходит подготовка молодого по­коления к жизни, передача знаний, опыта, норм и ценностей от одного поко­ления к другому. Это древнее как мир занятие, появившееся с возникнове­нием человеческого общества, развивавшееся вместе с ним и теперь уже давно ставшее одним из важнейших социальных институтов. Повторяем, в английском языке, главном из международных языков, «education» и зна­чит «образование» в этом широком социальном значении. Заметим опять, что в отечественной традиции педагогами старшего поколения в этом зна­чении употреблялось слово «воспитание».

Как бы то ни было, замена этих терминов произошла в педагогической литературе и, очевидно, должна осуществиться в сознании и старых и новых педагогов, тем более что вторая редакция Закона РФ «Об образовании» к этому обязывает. В нем образование является базовым термином и обозначает «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, обще­ства, государства»1. В этом процессе констатируется достижение гражданином установленных уровней образования, которое в международной практике и обозначается словом «education». Правда, в настоящем Законе образование обозначает не широкую функцию социализации человека, а организованный процесс воспитания и обучения в рамках системы образования страны — это второе, собственно педагогическое, значение слова «образование». Конечно, этот процесс является частью, и, пожалуй, наиболее важной частью, социа­лизации личности в течение всей ее жизни в обществе, проходящей под воз­действием различных социальных и биологических факторов.

Таким образом, слово «образование» имеет одно значение — социаль­ное явление, функция, и другое значение — целенаправленный педагогичес­кий процесс, что и составляет предмет педагогики. И значит, если Россия, ее граждане ориентируются на интеграцию в мировое образовательное про­странство, мы должны принять эту терминологию, слово «образование» как базовое, основное в социальной системе страны и общества, а также в педагогической науке и практике.

Тем не менее, термин «воспитание» в традициях отечественной педаго­гики сохраняет все свои значения и может употребляться как синоним тер­мину «образование» в вышеуказанных смыслах. Уточним их. Воспитание в широком социальном смысле — совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в по­коление социально-культурного опыта, норм и ценностей. В этом значении воспитание ближе всего к тому, что в социологии и других науках о пове­дении (психологии, философии, педагогике) называют социализацией лич­ности. Под социализацией понимают процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, процесс освое­ния человеком социальных ролей, норм поведения в обществе. Воспитание же рассматривается в науке как один из факторов развития, социализации че­ловека и определяется как целенаправленный процесс формирования личности в рамках организованной воспитательной системы, как совокупность влия­ний, взаимоотношений, взаимодействий людей в разных сферах жизни (в се­мье, в системе образования, в различных социальных группах, объединениях). Итак, теория воспитания изучает воспитание как педагогический процесс, организованный и направленный на формирование личности. Термин вос­питание имеет и узкое педагогическое значение — специально организован­ная деятельность, направленная на формирование определенных качеств чело­века, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы. Деятельность педагогов в таком случае называет­ся воспитательной работой. Сказанное можно представить в схеме.


Смена терминов в отечественной педагогике — это не просто игра в слова, хотя и не без этого. Это отражение глубоких перемен в нашей стране, начав­шихся в конце XX в. во всех сферах, в том числе в образовании. Суть перемен в образовании состоит в том, что от старой концепции (коммунистическое воспитание) пришлось отказаться, она отражает представления о воспитании,

1 Закон Российской Федерации «Об образовании». 2-е изд. М., 2001. С. 3.

Воспитание как педагогический процесс формирования личности

Обучение как педагогический процесс в образовательных целях

Воспитание как организованная педагогическая деятельность с конкретными целями -воспитательная работа.

неадекватные сегодняшним требованиям. Однако отказ от старого не привел автоматически к появлению новой концепции, скорее, можно говорить о кри­зисе образования и воспитания в стране. Его проявление состоит в том, что большинство школ и внешкольных учреждений перестали целенаправленно заниматься воспитательной работой с детьми и подростками. Многие обще­ственные детские и молодежные организации тоже перестали существовать. Молодежь оказалась в моральном вакууме, дезориентированной, лишенной определяющих жизненных идей, притом положение усугубляется сложной со­циально-культурной обстановкой и агрессивной средой, где одно из ведущих мест занимают средства массовой информации, шоу-культура и... сама моло­дежная субкультура с многочисленными неформальными объединениями, увлечениями, которые граничат с психическими эпидемиями. И к этим по­следним можно отнести массовое курение табака и потребление пива. Семья и семейное воспитание тоже находятся в кризисе и чаще всего не способны что-то сделать. Таким образом, все ведущие факторы воспитания (семья, шко­ла, улица) оказались не способны эффективно выполнять свои функции.

Ни педагогическая теория, ни практика не нашли пока достаточно прием­лемых и обоснованных подходов, концепций воспитания в стране. Следстви­ем общего кризиса в стране и в ее системе образования, воспитания явились рост (взрыв!) безнадзорности несовершеннолетних, рост преступности среди молодежи, алкоголизм, наркомания, детская проституция, молодежный ван­дализм и прочие отклонения в поведении. И это проходит на фоне весьма тре­вожного состояния дел в воспитании во всем мире, в том числе в развитых странах, к которым мы себя причисляем и/или хотим принадлежать.

Вот что пишут педагоги о проблемах молодежи в мире.

Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных крите­риев у многих учащихся. Среди школьников распространены пессимизм, не­верие в светлые жизненные перспективы. Во Франции, например, из 5 тыс. опрошенных подростков каждый второй заявил о разочаровании в таких цен­ностях, как гуманизм и прогресс. Из опрошенных в 1991 г. 12 тыс. японских школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% — в черном.


Среди детей и подростков усиливаются инфантильные тенденции: не­достаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни. К при­меру, в Японии, как показали исследования 1985 г., 46% школьников не встают по утрам самостоятельно, 56% не убирают свою комнату. Из 1 тыс. школьников средних учебных заведений около 35% никогда не готовили себе еду. Дети часто не умеют затачивать карандаш перочинным ножом, не могут хорошо отжать мокрую тряпку и пр.

В последние 40 лет средний школьник весьма подрос; более ранним становится половое созревание подростков. Весьма заметна, например, фи­зическая акселерация детей в Японии. Рост выпускника начальной школы с 1950 по 1992 г. увеличился на 13,5 см, выпускника младшей средней шко­лы — на 17,7 см, выпускника старшей средней школы — на 8,9 см. Соот­ветственно средний вес — на 9,5, 15, 9,8 кг. Аналогичные явления наблю­даются и в других странах мира.

В связи с физической акселерацией детей у школы возникли серьезные педагогические проблемы. Как замечает японский исследователь С. Мурая-ма, поскольку у школьников взросление души не поспевает за физическим развитием тела, возникает разлад между переполняющей душу энергией и общепринятыми нормами поведения.

Опасность дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир пе­реживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков. Многие школы захлестнула волна насилия. Эти тревож­ные явления — следствие роста нечувствительности многих подростков, что опустошает их внутренний духовный мир. Жертвами издевательств обычно оказываются наиболее развитые дети, что отражает специфику детских отно­шений, в которых часто присутствует болезненно-нервозная реакция при контактах различающихся по уровню развития интеллекта подростков.

В США, по официальным оценкам, школа оказалась «очагом наркома­нии и насилия». В течение 80-х гг. число выпускников начальной школы, употреблявших наркотики, утроилось. К концу 80-х гг. 51% учеников млад­шей средней школы пользовались тем или иным наркотиком. В 80-х гг. еже­годно около 1 тыс. учителей подвергались со стороны учащихся нападениям, около 70 тыс. — ограблениям, до 125 тыс. — угрозам физической расправы. С 1977 по 1983 г. процент учителей, пострадавших от физического насилия, вырос на 50%. Волна насилий и преступлений среди учащихся не спадает. В 80-х гг. она устойчиво держалась на отметке 3 млн. От преступлений еже­годно страдало свыше 180 тыс. учащихся; почти 135 тыс. детей и подростков приходили на занятия с огнестрельным оружием.

Растут жестокость и правонарушения в школах Западной Европы. В Германии, например, в 29 учебных заведениях Берлина лишь за 1 месяц 1990 г. было зарегистрировано около 100 преступлений (разбой, вымога­тельство, увечья, шантаж и пр.).

Не менее огорчительна статистика во Франции, где в середине 80-х п\ более 6% старшеклассников систематически употребляли наркотики, 13% — алкоголь. На улицах французских городов орудуют шайки подрост ков — «экзистенциалы», «плуты», «чернорубашечники». Не пустуют испра­вительные заведения для подростков. Так, в детской тюрьме Иври (приго­род Парижа) постоянно находятся около 3 тыс. заключенных.


Не миновали проблемы детской жестокости, преступности и Японию. Если в 1966 г. было арестовано 150 тыс. подростков, то в 1983 г. — уже 190 тыс. (20 человек на 1 тыс. сверстников). Специалистов настораживает увеличивающийся процент преступлений, совершенных девочками-под­ростками. Головная боль японских педагогов — драки школьников. В об­становке насилия и физических расправ отмечены самоубийства школьни­ков (в 1987 г., например, их было около 500). «Жить так, как живу я, — су­щий ад», «У меня нет сил заниматься в школе из-за одноклассников, которые жестоки со мной и из-за которых я боюсь ходить в школу», — пи­сали в предсмертных записках юные самоубийцы.

Лавина детской преступности, насилий и издевательств нахлынула на школу России. В 90-х гг. в среднем ежегодно до 90 тыс. детей совершали уголовные преступления. В одном только 1997 г. детьми и подростками со­вершено было свыше 200 тыс. уголовных преступлений.

Мировая общественность крайне встревожена ростом бездуховности школьной молодежи, о чем говорят, например, результаты одного из опро­сов в 1989 г. Института Гэллапа (США). На вопрос «Каковы наиболее ост­рые проблемы, стоящие перед школой?» американцы в порядке убываю­щей значимости дали следующие ответы: распространение наркотиков, низкая дисциплина, алкоголизм, преступность, низкие моральные стандар­ты, неуважение преподавателей и товарищей.

Изъяны в духовном становлении учащихся — результат множества сла­гаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массо­вая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой пси­хологии подростков, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Жесто­кость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения — таковы недостатки воспитания в школе, которое нередко несет печать авторитарности и антигуманности'.

Как реагируют на эту ситуацию родители, учителя, педагогическая нау­ка, пресса, власть, общество? Что сегодня должны знать о воспитании, со­циальных и педагогических проблемах детей и молодежи те, кто уже рабо­тают в разных сферах экономики, культуры, политики, управления, те, кто сейчас учатся и читают такие тексты, а завтра будут работать психологами, юристами, экономистами, инженерами, менеджерами и т. д.? Как они должны относиться к этим вопросам, понимать их и, наконец, должны ли они что-то делать для решения проблем детей и молодежи? Студенты ву­зов, которые читают такие книги, кажутся в основном нравственно здоро­выми, современными, образованными людьми. Думается, что знание про­блем развития и воспитания молодежи им нужно по нескольким причинам. Во-первых, для собственного личностного развития и роста, людям давно известна мысль, что начинать воспитание, решение гуманитарных проблем надо с себя. Во-вторых, для правильного воспитания будущих собственных

1 Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999. С.

детей. В-третьих, каждому необходимо смотреть на мир хоть немного гла­зами педагога и гражданина, человека, имеющего чувство ответственности за юных граждан нашей страны и думающих о ее будущем. Вот это (откро­ем тайну) — сверхзадача этого текста: сделать человека любой специально­сти, члена нашего общества немного педагогом.

Нетрудно догадаться, что главные проблемы этого раздела, теории воспи­тания таковы: что в науке и практике известно о воспитании детей и молоде­жи и какие концепции, модели, технологии воспитания следует сегодня раз­рабатывать, искать, применять для решения указанных выше проблем.







Date: 2015-09-02; view: 694; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию