Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неспецифические глаголы





Неспецифические глаголы описывают неясное, неконкретное действие, не представляя специфику процесса. Такие слова, как «обижать», «огорчать», «вредить», «показывать», «демонстрировать», «забо­титься» и «беспокоиться», определенно описывают действие, процесс, множество событий или опыт, но они опускают так много специфической информации о действии, что мы не можем создать в сознании яс­ную репрезентацию этих действий. Она говорит: «Он обидел меня», - но мы не знаем, что он сделал: уда­рил он ее, заставил ждать на аллее, пристал к ней, не оценил пирог, который она испекла, или что-нибудь другое.

Мы восстанавливаем такие опущенные данные, спрашивая: «Как именно он обидел вас?», «Кто имен­но обидел вас?». Если мы не получаем опущенную информацию, мы рискуем придумать ее! Если мы об­ладаем достаточными знаниями о контексте и исход­ных данных, мы можем сделать достоверные предпо­ложения, но мы также можем сделать предположе­ния, абсолютно не совпадающие со значениями другого человека.

Когда мы слышим высказывание, содержащее не­специфический глагол («Она неправильно поняла меня»), существует большая вероятность неправиль­ного понимания, потому что мы можем интерпрети­ровать его различными способами. Вопросы более основательно присоединят человека к своему опыту. Выражаясь в терминах хороших формулировок, мы не предоставляем другому человеку достаточной лингвистической «карты», чтобы сообщение было ясным.

Примеры:

Ты не заботишься обо мне.

Я огорчаю мать.

Он не проявил ко мне никакого интереса.

Я был удивлен.

Если бы вы только знали.

Вы можете обнаружить.

Вы можете научиться этому.

Заключение

Большинство высказываний, употребляемых нами в повседневной речи, содержат многочисленные нарушения метамодели. Когда вы услышите та­кое высказывание, начните с нарушений более высо­кого уровня и бросьте вызов искажениям. Затем пе­реходите к обобщениям. И, наконец, бросьте вызов опущениям. Почему? Потому что каждое высказыва­ние содержит много опущений, и если вы начнете с них, то можете оспаривать их весь день. Так как ис­кажения обладают наибольшим весом и функциони­руют на более высоком логическом уровне, когда мы сначала бросаем вызов им, мы оказываем более силь­ное действие на глубинную структуру человека.

Теперь вы можете использовать эту метамодель для того, чтобы сделать возможным получение спе­цифической информации из глубинной структуры клиента. Вопросы метамодели позволяют вам раз­укрупнить человека на детали и особенности. По су­ществу, метамодель облегчает обнаружение важной информации, которая затем позволяет человеку рас­ширить его модель мира. В то же время вопросы метамодели функционируют так, чтобы, в конечном счете, вывести клиента из транса. Чтобы ввести кли­ента в транс, мы использовали бы обратные языко­вые паттерны, которые в НЛП обнаруживаются в так называемой Милтон-модели (см. главу 10).

После того как я (М. X.) впервые узнал о метамодели, я не думал о ней долгое время. «Всего лишь обычная чепуха, так или иначе, я делаю это». Позд­нее, во время моего НЛП-мастер-тренинга, Бэндлер рассказал, что все в НЛП - каждая модель, каждый процесс, каждый метод, каждый паттерн берут нача­ло в метамодели и что без полного знания этой мо­дели невозможно понять, как осуществлять модели­рование. И тогда я обратил внимание на метамодель.

«Как он может считать, что эта простая модель так могущественна?» «Почему он так сильно подчеркивает ее важность и придает ей такое значение?» Я не знал. Поэтому я вернулся к модели, изучил ее «от и до» и после изучения пришел к такой же убеж­денности в том, что знание этой модели дает возмож­ность управлять языком, не приходить в заблужде­ние при использовании языка и бросать вызов языку вместо того, чтобы предполагать, что он реален. Позднее я написал свою докторскую диссертацию по речи и, после изучения основ общей семантики и не­которых других психотерапевтических моделей, я добавил еще восемь элементов в метамодель. В кон­це концов я пришел к выводу, что если человек знает метамодель, он знает сущность важных навыков кри­тического мышления и то, как бросать вызов логике высказываний и исследовать ее.

Мы разрешаем сделать копию следующего рисунка (рис. 8.5), где схематично изображе­на метамодель языка. Я (Б. Б.) прошу своих студентов, чтобы они держали одну копию на своем рабочем столе, а другую в кармане ру­башки, бумажнике или кошельке. На протя­жении следующего года или около того по­чаще обращайтесь к ним. За это время вы основательно встроите эту модель в свое подсознание.

Расширение метамодели

Следующие девять лингвистических признаков, указывающих на недостатки процесса отображения, а также метамодельные вопросы, помогающие вы­явить у говорящего более хорошо сформированную когнитивную карту, ведут начало от классической работы Альфреда Кожибски (Korzybski, 1933,1994) «Наука и здравый смысл», а также от РЭПТ (рацио­нально-эмоциональной поведенческой терапии). Со­кращенный вариант основан на исследованиях Май­кла Холла, опубликованных в книгах «Речь» (Hall, 1996) и «Секреты магии» (Hall, 1998).

Паттерны/особенности Ответ/вызов Прогноз/результаты
1. Идентификация. «Он — демократ». «Она - ничтожество». Как именно он определяется понятием «демократ»? Каким образом? На каком основании вы оценили ее при помощи понятия «ничтожество»? Восстановление процесса идентификации или предсказания. Побуждает человека к созданию новых обобщений.
2. Статические слова. «Научные данные свидетельствуют, что...» Какие именно данные? Согласно чьей модели или теории? Данные науки какого времени? Восстановление опущенных деталей.
3. Чрезмерно/недостаточно определенные термины. «Я вышла замуж за него, потому что думала, что он будет хорошим мужем». Какие виды поведения и какие реакции сделали бы его «хорошим» для вас мужем? Какие ссылки вы используете в случае слова «муж»? Восстановление экстенсиональных фактов об использованных терминах.
4. Ложные вербальные дихотомии. «Мое сознание не имеет отношения к этой депрессии». Как вы можете обладать «сознанием» отдельно от «тела» или «телом» отдельно от «сознания»? Преодоление дихотомий, которые кто-то создал в языке.
5. Фразы «или-или». «Если я не установлю эти отношения, это докажет мою некомпетентность». Итак, у вас нет других вариантов, кроме полного успеха или полной неудачи? Вы не можете представить никаких промежуточных шагов или стадий? Восстановление континуума, опущенного структурой «или- или».
6. Псевдослова. «Это сделало его неудачником». Что вы подразумеваете под словом «неудачник» как характеризующим человека? Вызов карте, использующей слова, не имеющие реальных объектов ссылки.
7. Многопорядковость. «Что вы себе думаете?» На каком уровне абстракции вы ссылаетесь к «себе»? «Я» может иметь много различных значений, зависящих от контекста и использования, — что вы имели в виду? Восстановление уровня абстракции, исходя из которого действует говорящий. Установление контекста и порядка.
8. Персонализация. «Он делает то только для того, чтобы осадить мне». Как вы узнали о его намерениях? Как вы узнали, что вам нужно принять эти действия на личный счет? Вызов процессу персонализации.
9. Метафоры. «Это напоминает не о том времени, когда Джон...» Как та история связана с тем, что вы хотите сказать? Восстановление изоморфных отношений между историей и понятиями человека.

Рис. 8.5. Метамодель языка

Date: 2015-09-02; view: 662; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию