Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 17. Расчеты по претензиям





 

Осуществляя прием на склад товарно-материальных ценностей, поступивших от поставщиков, организация должна тщательным образом проверить их.

Ведь может случиться и так, что фактическое количество поступивших товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) не совпадает с количеством этих ценностей, указанным в товаро-сопроводительных документах.

В результате при приемке товарно-материальных ценностей возникает недостача. Причинами такой недостачи могут быть:

- недосмотр поставщиками при отправке груза покупателю,

- небрежность перевозчиков и так далее.

Хорошо, если покупатель еще не рассчитался за поставленные ему товарно-материальные ценности, тогда он имеет право оплатить только фактически поставленное количество ТМЦ.

А если покупатель заранее перечислил денежные средства по данному договору купли-продажи?

В такой ситуации покупатель вправе предъявить своему поставщику претензию. Причем претензии могут выставляться как получателями товарно-материальных ценностей, так и их продавцами.

 

17.1. Претензия выставляется покупателем

товарно-материальных ценностей

 

Приемка товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции, пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по доверенности, обязательно с предъявлением паспорта. Доверенность является необходимым документом, она подтверждает право материально ответственного лица на получение товара.

Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров устанавливается гл. 10 ГК РФ и Инструкцией Минфина СССР 14 января 1967 г. N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности".

Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Срок действия доверенности не может превышать трех лет.

Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Доверенности применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.

Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю.

Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана.

Срок, на который выдается доверенность, как правило, составляет 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.

В соответствии с Инструкцией "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности", утвержденной Минфином СССР от 14 января 1967 г. N 17, выдача доверенностей, полностью или частично не заполненных, и доверенностей без образцов подписи лиц, на имя которых они выписаны, не допускается.

При лишении доверенного лица права на получение ценностей по выданным ему доверенностям, срок действия которых еще не истек, доверенности у него отбираются, при этом получатель товарно-материальных ценностей немедленно ставит в известность поставщика об аннулировании соответствующих документов.

С момента получения такого извещения отпуск ценностей по аннулированной доверенности прекращается. В этих случаях за отпуск ценностей по аннулированным доверенностям ответственность несет поставщик.

Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого получения ценностей, независимо от того, получены они по доверенности полностью или частями, представить в бухгалтерию предприятия, организации, учреждения или централизованную бухгалтерию документы о выполнении поручений и о сдаче на склад (в кладовую) или соответствующему материально ответственному лицу полученных им товарно-материальных ценностей.

Неиспользованные доверенности должны быть возвращены выдавшему их предприятию (организации, учреждению) на следующий день после истечения срока действия доверенности. О возвращении неиспользованной доверенности делается отметка в корешке книжки доверенностей или в журнале учета выданных доверенностей (в графе "Отметки о выполнении поручений"). Возвращенные неиспользованные доверенности погашаются надписью "Не использована" и хранятся до конца отчетного года у лица, ответственного за их регистрацию. По окончании года неиспользованные доверенности уничтожаются с составлением об этом соответствующего акта.

Лицам, которые не отчитались в использовании доверенностей, по которым истек срок действия, новые доверенности не выдаются.

Доверенности независимо от срока их действия отбираются поставщиком при первом отпуске товарно-материальных ценностей. В случае отпуска товарно-материальных ценностей частями на каждый частичный отпуск составляется накладная (приемо-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием в ней номера доверенности и даты ее выдачи. В этих случаях один экземпляр накладной (или заменяющего ее документа) передается получателю товарно-материальных ценностей, а другой - подкладывается к оставшейся у поставщика доверенности и используется для наблюдения и контроля над исполнением отпуска ценностей согласно доверенности, а также для предъявления счета потребителю.

По окончании отпуска товарно-материальных ценностей доверенность сдается в бухгалтерию вместе с документами на отпуск последней партии ценностей по сдаваемой доверенности.

При получении и отпуске товарно-материальных ценностей по доверенности печать организации-получателя на накладной не ставится, так как ею заверена доверенность. Получение товаров удостоверяется подписью лица, которому выдана доверенность, причем эта подпись должна быть идентична указанной в доверенности.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и так далее.

Приемка товаров по количеству в организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и (или) расчетных документах, в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. N П-6, и ГК РФ, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренным в договоре.

Получение товара оформляется по-разному в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада.

Если склад и офис фирмы-поставщика находятся в одном месте, то оформление документов и выдача товаров происходят одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.

Если склад фирмы-поставщика удален от офиса, то материально ответственному лицу выдается документ на получение товара, по которому ему на складе будут отпущены материальные ценности. В случае отсутствия на складе товара в необходимом количестве получателю выписывается новый документ - расходная накладная, в которой указывается фактически отпущенное количество товара. В накладной указываются: номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара; количество товара; цена и общая стоимость товара (с учетом НДС), налог на добавленную стоимость должен быть указан отдельной строкой.

Накладная должна быть выписана в 4 экземплярах, первые два остаются у предприятия-поставщика (на складе и в бухгалтерии), оставшиеся два передаются покупателю (в бухгалтерию и материально ответственному лицу). Накладная должна быть заверена печатями поставщика и получателя и подписями материально ответственных лиц (один отпустил товар, другой - принял).

Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным в товаросопроводительных документах, то на сопроводительных документах (накладная, товарно-транспортная накладная и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) ставится штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью организации.

Товар от организаций железной дороги, водного или воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материально ответственное лицо. Этот представитель предприятия обязан также предъявить доверенность и паспорт работникам транспортной организации, после чего, получив на руки товаросопроводительные документы (железнодорожная накладная, счет-фактура и тому подобное), представитель организации-покупателя проверяет исправность вагона, контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в присутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен принять товар по количеству мест, а в необходимых случаях - по массе. Представитель транспортной организации станции назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной.

Если обнаружены неисправность вагона, контейнера или упаковочной тары, отсутствие или повреждение пломбы, недостача груза по количеству или по массе, материально ответственное лицо обязано потребовать от транспортной организации составление коммерческого акта и получить его копию. Коммерческий акт при этом является юридическим основанием для предъявления претензий либо к транспортной организации, либо к поставщику товара.

При отказе станции назначения составить коммерческий акт покупатель должен принять груз с участием представителя отдела торговли органа местной исполнительной власти или отдела транспортной милиции и составить акт о результатах приемки.

Обратите внимание, что при нарушении правил приема и сроков организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам либо транспортным организациям в связи с недостачей или снижением качества товаров.

В случае несоответствия фактического наличия товаров (или отклонения) качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт (формы N N ТОРГ-2 и ТОРГ-3), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании.

Унифицированная форма N ТОРГ-2 утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.

Акты о приемке товаров по количеству составляются:

- по соответствию фактического наличия товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренным в договоре или контракте;

- членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации;

- отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет".

В акте отражается состав комиссии с обязательным указанием должностей, фамилий и инициалов ее членов. В состав комиссии входят материально ответственные лица предприятия, представитель поставщика (при согласии поставщика, возможно составление акта в одностороннем порядке, при его отсутствии), а также представитель третьей незаинтересованной стороны. Если в момент приемки продукции выявлено несоответствие веса брутто весу, указанному в сопроводительных документах, покупатель не должен вскрывать тару и упаковку. Если при правильности веса брутто недостача продукции установлена в ходе проверки веса нетто или количества товарных единиц в отдельных местах, то покупатель вправе приостановить приемку остального груза. Тару, упаковку вскрытых мест и продукцию, находившуюся в них, необходимо сохранить, а затем передать представителю организации отправителя. Уведомление о вызове представителя отправителя (поставщика) должно быть направлено ему не позднее 24 часов, а в случае приемки скоропортящейся продукции - немедленно.

Если поставщик и покупатель находятся в одном городе, то представитель поставщика должен явиться не позднее следующего дня после получения вызова (если в уведомлении не указан иной срок), а в случае приемки скоропортящейся продукции - в течение 4 часов после извещения о вызове. Если поставщик иногородний, то его представитель должен прибыть на приемку не позднее трех дней после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда. Представитель организации отправителя (поставщика) должен иметь при себе удостоверение на право участия в приемке товара у покупателя.

Если при приемке товара одновременно с недостачей выявились излишки по сравнению с количеством товара, указанным в товаросопроводительных документах поставщика, данные о них также указываются в акте.

Акт подписывается всеми членами комиссии, а утверждается руководителем организации-получателя. К нему должны быть приложены:

документы изготовителя (отправителя, поставщика), подтверждающие количество и комплектность товаров;

упаковочные ярлыки из тарных мест, в которых установлены ненадлежащее качество и комплектность товара;

пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;

подлинный транспортный документ;

документ, удостоверяющий полномочия представителя, участвовавшего в приемке;

акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам их анализа;

акт о несоответствии фактического качества и комплектности товаров данным, содержащимся в документе, удостоверяющем их качество и комплектность;

другие документы, подтверждающие причины плохого качества товаров или их некомплектность.

Акты приемки товаров по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии получателя.

При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и так далее) передаются в бухгалтерию под расписку для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.

Акт по форме N ТОРГ-2 составляется на отечественные товары в четырех экземплярах. Акт по форме N ТОРГ-3 составляется на импортные товары в пяти экземплярах.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной (форма N ТОРГ-12). Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.

Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров не были специально оговорены в договоре, то необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составлении и направлении рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г.

Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и (или) качества товара договору, составляется рекламационный акт (форма N ТОРГ-3). Акт должен составляться в присутствии материально ответственного лица покупателя, представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составление акта при его отсутствии) и экспертов торгово-промышленной палаты. Если невозможно присутствие представителей торгово-промышленной палаты, то товар принимается с участием представителей других незаинтересованных организаций. Рекламационный акт составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками, и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).

Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.

Если недостача выявляется при приемке товарно-материальных ценностей, поступивших от поставщиков, то сумму недостачи в пределах, предусмотренных договором, покупатель относит при постановке на учет данных товарно-материальных ценностей в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Сумму потерь сверх предусмотренных в договоре величин относят в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям", с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Если судебные инстанции отказывают во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций, тогда сумма данной недостачи, первоначально учтенная на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям", списывается на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

В начале данного раздела было отмечено, что недостача, которую выявила организация, принимающая товарно-материальные ценности, может быть выявлена до момента оплаты данной партии товарно-материальных ценностей и после того, как оплата произошла.

Рассмотрим, как должна организация-приемщик поступать и в том и в другом случае.

 

17.1.1. Недостача при приемке товарно-материальных ценностей

выявлена до оплаты

 

Итак, принимая товарно-материальные ценности от поставщика, организация выявила недостачу товарно-материальных ценностей.

Каким образом организация должна отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Для этого обратимся к п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ.

В соответствии с этими Указаниями фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета 76/2 "Расчеты по претензиям" и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика).

При постановке на учет поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.

Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметическими ошибками, допущенными в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.

Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.

Полученные материалы (сырье, полуфабрикаты, комплектующие, топливо, тара, запчасти и тому подобное) или товары должны быть отражены в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, то есть в нее включаются, кроме стоимости самих ТМЦ, все затраты, которые необходимы, чтобы довести их до пригодного состояния. Это услуги посредников, проценты по кредитам и займам, таможенные пошлины и так далее.

Кроме того, по правилам бухгалтерского учета в фактическую себестоимость будут включаться и транспортно-заготовительные расходы.

При этом необходимо обратить внимание на п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ.

Транспортно-заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

Если работники организации, перечисленные в предыдущем абзаце, занимаются заготовкой, приемкой, хранением и отпуском не только материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и тому подобному, то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов;

- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

- другие расходы.

Данные правила установлены для бухгалтерского учета, в отношении налогового учета нужно отметить следующее: в целях налогообложения прибыли в стоимость ТМЦ не будут включаться заработная плата, начисленные на нее налоги и взносы, проценты по кредитам. В налоговом учете данные затраты учитываются соответственно в составе расходов на оплату труда, в прочих и внереализационных расходах.

 

Пример. ООО "Монтаж" по договору купли-продажи приобрело 20 кубометров "вагонки" по цене 960 руб. за кубометр (в том числе НДС - 146 руб.).

Доставку строительных материалов организация осуществила самостоятельно, при этом затраты составили 8000 руб.

При приемке "вагонки" была обнаружена недостача 1,5 кубометра.

На момент обнаружения недостачи ООО "Монтаж" не произвело оплату древесины, поэтому оно оплатило поставщику сумму за фактически полученное количество материалов (1,5 кубометра).

Бухгалтер ООО "Монтаж" отразил это в учете организации следующим образом:

 

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции
Дебет Кредит
    15 059 Приняты к учету 18,5 кубометра "вагонки", и отражена ее стоимость
    2 701 Отражена сумма НДС по принятым к учету строительным материалам
    8 000 Затраты по доставке строительных материалов отнесены на их стоимость
    17 760 Оплачены строительные материалы поставщику
    2 701 Сумма НДС по оплаченным и принятым к учету материалам поставлена к возмещению

 

Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете стоимость строительных материалов будет равна 22 800 руб.

 

17.1.2. Недостача при приемке товарно-материальных

ценностей выявлена после оплаты

 

В данной ситуации организация-приемщик, определяя недостачу, должна установить, соответствует ли она нормам естественной убыли или превышает их. От этого зависит, каким образом отражается данная недостача в бухгалтерском учете, и правила ее списания.

Согласно п. 58 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:

а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются.

Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета "Недостачи и потери от порчи ценностей". Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.

Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи;

б) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.

В фактическую себестоимость включаются:

- стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). По подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;

- сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без налога на добавленную стоимость);

- сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.

Недостача при приемке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли. Таким образом, чтобы определить размер недостачи, нужно количество недостающих материалов умножить на цену, которая указана в договоре с поставщиком.

При этом НДС и транспортные расходы, относящиеся к недостающим материалам, в расчет не берутся.

Затем определите размер недостачи: он либо соответствует нормам естественной убыли, либо превышает их.

Полученная величина должна быть зафиксирована в Акте о приемке материалов (форма N М-7), утвержденном Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

Если полученная величина соответствует нормам естественной убыли, то она должна быть отражена по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Впоследствии сумма недостачи списывается на счета учета ТМЦ или, если организация использует счет 16 "Отклонение в стоимости материалов", в дебет данного счета.

Такое списание предусмотрено для целей бухгалтерского учета.

Налоговый учет. Согласно пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ на сумму недостачи можно уменьшить налогооблагаемую базу по прибыли, но только в пределах норм естественной убыли, причем если эти нормы утверждены Правительством Российской Федерации.

Однако, как было отмечено ранее, такие нормы до сих пор не утверждены. А существовавшие до сих пор нормы естественной убыли, утвержденные различными отраслевыми ведомствами, для целей налогообложения утратили силу с 1 января 2002 г., значит, если в целях бухгалтерского учета ими воспользоваться можно, то в целях исчисления прибыли любую недостачу придется считать сверхнормативной. Следовательно, нельзя принять к вычету и "входной" НДС по недостающим ТМЦ, так как согласно п. 7 ст. 171 НК РФ в случае, если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

Так как пока любая недостача считается сверхнормативной (до принятия норм), то и НДС по таким недостачам надо отнести на расходы организации, не уменьшающие налогооблагаемую базу по прибыли.

Недостача при приемке товарно-материальных ценностей сверх норм естественной убыли. Если организация при приемке выявила недостачу и размер ее превышает нормы естественной убыли, то выставляется так называемая претензия. Фактически претензия - это документ, на основании которого стороны могут урегулировать отношения по договору в досудебном порядке. В данном документе (составляется в произвольной форме) необходимо указать: количество ТМЦ, предусмотренное договором; количество ТМЦ, полученное фактически; требования, предъявляемые покупателем; сроки, в течение которых поставщик должен рассмотреть выставленную претензию и ответить на нее.

Как правило, данный срок оговаривается сторонами в договоре. Если договор между контрагентами не содержит такого пункта, то необходимо руководствоваться ГК РФ, согласно ст. 314 которого:

"1. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства".

Вместе с претензией поставщику направляются копии счетов-фактур, копии накладных и так далее.

О том, как отражаются в бухгалтерском учете недостачи при приемке ТМЦ сверх норм, указано в п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ:

"Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.

Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметическими ошибками, допущенными в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам".

Сумма выявленной недостачи сверх норм естественной убыли учитывается по фактической себестоимости, включающей в себя стоимость недостающих ТМЦ, транспортные расходы, относящиеся к недостающим ТМЦ, НДС по недостающим ТМЦ и транспортным расходам, относящимся к этим материалам.

Транспортные расходы, относящиеся к недостающим ТМЦ рассчитываются следующим образом:

 

ТР = СТ x ТР / СТ,

н н о о

 

где ТР - транспортные расходы по недостающим ТМЦ;

н

СТ - стоимость недостающих ТМЦ;

н

ТР - общая стоимость транспортных расходов (без НДС);

о

СТ - общая стоимость материалов (без НДС).

о

 

Пример. ООО "Монтаж-М" в октябре по договору поставки приобрело 15 000 штук кирпича по цене 2100 руб. за 1000 штук (в том числе НДС - 320 руб.).

Оплата за кирпич была произведена также в октябре в сумме 31 500 руб. (в том числе НДС - 4800 руб.).

3 ноября поставщик отгрузил кирпич. Транспортной организации, которая осуществила доставку кирпича, ООО "Монтаж-М" оплатило 12 000 руб. (в том числе НДС - 1831 руб.).

При получении кирпича было обнаружено, что не хватает 750 штук.

Нормы естественной убыли для кирпича не предусмотрены, поэтому данная недостача кирпича считается сверхнормативной.

ООО "Монтаж-М" при приеме составило соответствующий акт и 8 ноября выставило претензию поставщику. Сумма претензии к поставщику составила:

стоимость недостающего кирпича: 750 штук x (2,10 руб. - 0,32 руб.) = 1335 руб.;

транспортные расходы, относящиеся к недостающему количеству кирпича: 1335 руб. x 10 169 руб.: 26 700 руб. = 508 руб.;

НДС по недостающему кирпичу: 750 штук x 0,32 руб. = 240 руб.;

НДС по транспортным расходам, относящимся к недостающему кирпичу: 508 руб. x 18% = 91 руб.

Таким образом, общая сумма претензии, выставленной ООО "Монтаж-М" к поставщику, - 2174 руб.

При этом в бухгалтерском учете ООО "Монтаж-М" было отражено:

 

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции
Дебет Кредит
В октябре
    31 500 Перечислен аванс поставщику под поставку кирпича
3 ноября
    25 360 Принято к учету фактическое количество полученного кирпича
    4 565 Учтен НДС по принятому к учету кирпичу
    9 661 Транспортные расходы отнесены на себестоимость кирпича (12 000 руб. - 1831 руб. - 508 руб.)
    1 740 Учтен НДС по транспортным расходам (1831 руб. - 91 руб.)
    12 000 Оплачен счет транспортной организации
68-1   6 304 НДС принят к возмещению
76-2   1 575 Выставлена претензия поставщику за недостающее количество кирпичей (с НДС) (750 штук x 2,10 руб.)
76-2     Предъявлена претензия поставщику на стоимость транспортных расходов, приходящихся на долю недопоставленного кирпича (508 руб. + 91 руб.)

 

Результат выставления претензии может быть двояким: либо поставщик признает претензию обоснованной и возместит ущерб организации-покупателю, либо он откажется признать данную претензию и тогда организация будет вынуждена обратиться в суд.

Вариант 1. Поставщик признал данную претензию обоснованной и за свой счет поставил недостающий кирпич.

При этом в бухгалтерском учете ООО "Монтаж-М" было отражено:

 

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции
Дебет Кредит
  76-2   Принят к учету кирпич, ранее отнесенный на сумму претензии
  76-2   Учтен НДС
  76-2   Транспортные расходы по недостающему кирпичу отнесены на его себестоимость
  76-2   Отражен НДС по недостающему кирпичу
68-1     НДС по ранее признанной недостаче поставлен к возмещению

 

Вариант 2. Поставщик отказался признать претензию, организация обратилась в суд, однако суд отказал в возмещении ущерба.

В данной ситуации сумма претензии списывается на убытки организации. Это следует отразить следующим образом:

 

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции
Дебет Кредит
91-2 76-2   Списана на убытки сумма претензии, не удовлетворенная судом

 

Обратите внимание, что уменьшить налогооблагаемую базу по прибыли организация в данном случае не сможет. Так, это возможно только в случае, если в выявленной недостаче нет виновного и данный факт подтвержден уполномоченным государственным органом.

 

17.2. Претензия выставляется поставщиком покупателю

 

Претензию могут выставлять не только покупатели товарно-материальных ценностей, но и их продавцы. Как было отмечено ранее, фактически претензия представляет собой документ, на основании которого происходит досудебное урегулирование споров между сторонами. Заключая любую сделку, стороны оформляют отношения между собой договором, в котором стараются оговорить все возможные ситуации, которые могут возникнуть между сторонами в процессе осуществления такого договора.

Договоры должны составляться в соответствии с ГК РФ. Так, например, прежде чем отгрузить товары покупателю, продавец, как правило, заключает с ним договор поставки, который регулируется ст. 506 ГК РФ:

"По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием".

Как и любой другой договор, договор поставки устанавливает сторонам права и обязанности. На практике нередки случаи, когда одна из сторон нарушает принятые на себя в соответствии с договором обязанности или выполняет их ненадлежащим образом. Такой стороной может быть и поставщик, и покупатель.

Если покупатель нарушает свои обязанности, то поставщик может также использовать для защиты своих прав претензионный порядок разрешения спора. При этом поставщик обращается непосредственно к покупателю с требованием об изменении, исполнении или расторжении договора, о возмещении убытков, уплате неустойки либо применении иных мер гражданско-правовой ответственности.

Обратите внимание, что претензионное урегулирование споров между сторонами обязательно в следующих случаях:

- когда такой порядок установлен Федеральным законом;

- когда такой порядок предусмотрен договором.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:

"Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка".

То есть организации могут обратиться в арбитражный суд только после того, как был соблюден претензионный порядок. Если же организации напрямую обращаются в судебные органы, то в этом случае арбитражный суд вправе вернуть исковое заявление.

Надо сказать, что судебная процедура разрешения споров по исполнению договора поставки достаточно длительна. Она связана с различными материальными затратами истца, например с уплатой государственной пошлины, кроме того, "бегание" по различным инстанциям требует большого терпения и времени.

Если же предъявить претензию, то часть разногласий между поставщиком и покупателем можно разрешить быстрее и безболезненнее, чем в арбитражном суде. Поэтому хочется посоветовать организациям: при заключении различных видов договоров предусмотрите в них претензионное урегулирование разногласий.

Заключая договор, можно оговорить отдельным пунктом, что любые споры между сторонами первоначально решаются путем предъявления претензии, либо установить досудебный порядок только для каких-то определенных разногласий, например в случае просрочки покупателем оплаты поставленного товара применяется досудебный претензионный порядок.

Однако, если между контрагентами заключен договор, в котором не оговаривается претензионное урегулирование споров, то выбирать не из чего, придется сразу обращаться в арбитраж.

Итак, если договором поставки не установлено, что поставщик обязан предъявлять покупателю претензию при нарушении своих прав, то спор может быть разрешен сразу в судебном порядке. Если же договором предусмотрен претензионный порядок разрешения споров, то сторона обязательно должна его придерживаться.

Федеральным законодательством предусмотрен только один случай, когда досудебное урегулирование споров по договору поставки обязательно, независимо от того, установлено оно договором или нет. Это одностороннее расторжение или изменение договора.

По общему правилу изменение или расторжение договора возможно по соглашению обеих сторон (ст. 450 ГК РФ):

"1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

3. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным".

Как видно из текста данной статьи, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, если одна из сторон допустила существенное нарушение его условий. Значит, если покупатель допустит существенное нарушение договора поставки, то продавец имеет право расторгнуть его в одностороннем порядке.

В отношении покупателя существенными нарушениями договора поставки являются: неоднократный срыв сроков оплаты товаров; неоднократная невыборка товаров. Судебно-арбитражная практика признает нарушение неоднократным, если оно было совершено не менее двух раз.

Однако для одностороннего отказа от исполнения договора поставки одного только факта существенного нарушения недостаточно. Поставщик должен еще и сообщить покупателю о своем намерении расторгнуть (изменить) договор (п. 4 ст. 523 ГК РФ):

"Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон".

Предположим ситуацию, что по договору поставки покупатель несколько раз срывал сроки оплаты, в конечном итоге поставщик был вынужден в одностороннем порядке расторгнуть данный договор и в результате понес какие-то убытки. Например, данная партия товара была продана другому лицу, но по более низкой цене, чем та которая предполагалась расторгнутым договором.

В такой ситуации продавец имеет право предъявить своему бывшему контрагенту претензию о возмещении убытков, руководствуясь п. 2 ст. 524 ГК РФ:

"Если в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства покупателем продавец продал товар другому лицу по более низкой, чем предусмотренная договором, но разумной цене, продавец может предъявить покупателю требование о возмещении убытков в виде разницы между установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке".

Таким образом, если покупатель нарушает свои обязанности по договору поставки, то продавец имеет право на выставление претензии. Наиболее распространены случаи, когда поставщик может выставить претензию покупателю, когда покупатель: отказался принять товар от поставщика; не сделал своевременную выборку товара; не представил отгрузочную разнарядку; не оплатил товар или оплатил его несвоевременно; не вернул тару поставщику; не застраховал товар.

Покупатель отказался принять товар от поставщика. Одной из обязанностей покупателя при договоре поставки является принятие товара, отгруженного поставщиком (ст. 513 ГК РФ).

Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.

Если же покупатель не принимает товар или отказывается его принять, не имея на то оснований, то поставщик, несмотря на это, вправе потребовать оплаты товара. А требование принять товар по количеству и качеству может содержаться в претензии, предъявляемой покупателю.

Покупатель не сделал выборку товара. Договор поставки может предусматривать, что покупатель получает товары по местонахождению поставщика. Это называется выборкой товаров. Выборка товаров является также одной из обязанностей покупателя.

Если покупатель не выполнит ее в срок, установленный договором, то в соответствии с п. 2 ст. 515 ГК РФ продавец имеет право по истечении этого срока: отказаться от исполнения договора; потребовать от покупателя оплаты товаров.

Если же срок выборки в договоре не указан, то те же самые действия поставщик может осуществить по истечении разумного срока после получения покупателем уведомления поставщика о готовности товаров к выборке. Понятие "разумный срок" определено в ст. 314 ГК РФ. Покупатель, не исполнивший обязательство по выборке в разумный срок, обязан исполнить его в течение семи дней со дня предъявления претензии поставщиком.

Срок исполнения обязанности может быть укорочен или удлинен. Иначе говоря, в претензии можно указать: "Просим оплатить задолженность в течение 3 (или 10) дней с момента получения претензии".

Покупатель не представил отгрузочную разнарядку. Порядок поставки товаров устанавливается договором. Покупатель может получить товарно-материальные ценности самостоятельно, или за него произвести данную процедуру может третье лицо, которое является получателем данных товарно-материальных ценностей.

Если согласно договору товар отгружается не самому покупателю, а третьему лицу, то фирму-получателя покупатель должен указать в отгрузочной разнарядке, переданной поставщику.

Если покупатель не представил отгрузочную разнарядку в установленный срок, то поставщик имеет право либо отказаться от исполнения договора поставки, либо потребовать от покупателя оплаты товаров и возмещения убытков, причиненных в связи с ее непредставлением.

Свои требования поставщик может изложить в претензии, предъявленной покупателю (п. 3 ст. 509 ГК РФ).

Покупатель не оплатил товар или оплатил его не в срок. Обязанность покупателя оплатить товар предусмотрена ст. 486 ГК РФ.

В соответствии с этой статьей покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.

Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.

Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Если покупатель в нарушение договора купли-продажи отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора.

В случаях, когда продавец в соответствии с договором купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но и другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

Обратите внимание, что если организация хочет предъявить претензию покупателю за неоплату отгруженного товара, то следует провести с ним сначала акт сверки расчетов и только после этого выставлять претензию.

Если договором, заключенным между сторонами, предусмотрено, что оплату по данному договору осуществляет третье лицо, то при установлении факта неоплаты товара претензия выставляется непосредственно покупателю, так как в соответствии со ст. 403 ГК РФ ответственность за необоснованный отказ от оплаты товара или за ее просрочку несет покупатель.

Покупатель не вернул тару поставщику. Если покупатель приобретает товарно-материальные ценности, упакованные в многооборотную тару или средства пакетирования, то по общему правилу многооборотная тара или средства пакетирования возвращаются поставщику, причем возврат должен быть произведен в порядке и сроки, которые установлены законом или договором. Кроме того, договор поставки может также предусматривать обязанность покупателя вернуть продавцу не только многооборотную, но и прочую тару или упаковку (ст. 517 ГК РФ).

В тексте договора поставки можно указать: если покупатель нарушает требование о возврате тары, то поставщик должен вначале предъявить ему претензию. И если после этого данный спор не будет урегулирован, он подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Покупатель не застраховал товар. Договор поставки может обязать покупателя застраховать товар. Об этом говорится в ст. 490 ГК РФ. Если фирма-покупатель нарушает условия договора, то поставщик имеет право застраховать товар самостоятельно. В этом случае можно потребовать от покупателя возместить страховые расходы, предъявив ему претензию.

Оформление претензии. Претензию предъявляют в письменной форме. Ее подписывают: гражданин - предприниматель без образования юридического лица (в соответствии со ст. 23 ГК РФ - индивидуальный предприниматель), если он является поставщиком товара; руководитель предприятия или его заместитель, если поставщик товара - юридическое лицо.

Претензию оформляют в произвольной форме, но в ней обязательно должны содержаться следующие сведения.

1. Какие конкретно требования поставщик предъявляет к покупателю.

Например: "Просим уплатить задолженность и пени за просрочку оплаты поставленного товара".

2. Если претензия подлежит денежной оценке, то указывают сумму претензии, ее расчет. Сумма претензии состоит из суммы основного долга и неустойки (пеней или штрафа).

3. Если договор поставки не предусматривает срок, в течение которого следует рассмотреть претензию и ответить на нее, то этот срок нужно указать непосредственно в тексте претензии.

4. На каких обстоятельствах основываются требования поставщика и доказательства, подтверждающие их. Здесь нужно сделать ссылку на соответствующие нормы законодательства.

5. Перечень прилагаемых к претензии документов, а также иные сведения, необходимые для урегулирования спора.

К претензии нужно приложить копии документов, подтверждающих предъявленные требования, или выписки из них.

Поставщик может вести журнал учета претензий и исков, предъявленных предприятием. В журнале в сжатой форме излагается вся информация, касающаяся претензий и их дальнейшего рассмотрения, а также предъявленных впоследствии исков в суд.

В исковом заявлении должны содержаться сведения о соблюдении претензионного порядка урегулирования спора с ответчиком, когда такой порядок обязателен.

Доказательством служат копия претензии и документ, подтверждающий, что претензия была направлена ответчику. При этом независимо от того, была ли претензия получена покупателем, досудебный порядок будет считаться соблюденным.

Документом, подтверждающим направление претензии, может быть:

- квитанция или иной почтовый документ об отсылке заказного письма (желательно с уведомлением о вручении);

- второй экземпляр претензии с отметкой (входящим номером, датой, печатью и подписью должностного лица) фирмы-покупателя о получении материалов.

Если покупатель в установленный срок не удовлетворит требования, заявленные в претензии, или не ответит на нее, то возникает право обратиться с иском в арбитражный суд.

Хочется еще немного остановиться на вопросе отражения в бухгалтерском и налоговом учете штрафных санкций.

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров в бухгалтерском учете включаются в состав прочих доходов или расходов, в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99. Они относятся в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы". В налоговом учете это внереализационные доходы или расходы, в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Предъявленные санкции бухгалтер отражает на дату их признания организацией либо на дату вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ и п. 76 Положения по ведению бухгалтерского учета).

До тех пор пока долг не признан либо решение суда не вступило в силу, организация доходы или расходы в учете не отражает.

В соответствии со ст. 203 ГК РФ для признания долга должник должен совершить конкретные действия, например написать контрагенту письмо о согласии уплатить санкции, подписать двусторонний акт и тому подобное.

 

Пример. ООО "Антанта-М" поставило для ООО "Лагода" товары в соответствии с договором на сумму 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб.

По договору ООО "Лагода" должно оплатить принятые товары в течение 15 календарных дней после их поступления.

За каждый день просрочки оплаты начисляются пени в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Ставка рефинансирования составляет 13% годовых.

ООО "Лагода" задержало оплату на 20 дней и дало согласие на выставленную поставщиком претензию уплатить пени исходя из условий договора.

В бухгалтерском учете ООО "Лагода" сделаны записи:

 

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции
Дебет Кредит
    200 000 Приняты на учет товары
    36 000 Учтен НДС
    236 000 Оплачены расходы с 20-дневной задержкой
    36 000 Принят к вычету НДС

 

Поставщик выставил претензию за 20-дневную задержку оплаты на сумму 2045 руб. (236 000 руб. x 13% x 1/300 x 20 дней) плюс НДС в размере 312 руб.

Ссылаясь на пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, налоговая служба требует начислять НДС на штрафные санкции за несвоевременную оплату товаров, работ, услуг.

На сумму санкций контрагент не должен выставлять счет-фактуру потому, что согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счет-фактура должен быть выставлен не позднее пяти дней со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг.

В данном случае никакой отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг не происходит. Но даже если контрагент все же выпишет счет-фактуру, все равно организация не сможет воспользоваться вычетом.

Вычету подлежат суммы налога, уплаченные по товарам, работам, услугам, и у организации нет оснований, чтобы зачесть уплаченный налог по штрафным санкциям.

Поэтому общую сумму санкций вместе с налогом в бухгалтерском учете организация относит на прочие расходы.

Учтены пени за просрочку оплаты по договору и НДС с них (на дату письма о согласии уплатить санкции по договору):

Дебет 91/2 "Прочие расходы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

- 2357 руб.

В целях налогообложения прибыли организация учтет только 2045 руб.

Сумму НДС - 312 руб. - налоговые органы не примут в расходах.

Их позиция такова, что все случаи, когда НДС можно учесть в расходах, перечислены в ст. 170 НК РФ, а данный случай там не упомянут.

 

Date: 2015-09-02; view: 583; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию