Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школьное дело и зарождение педагогической мыслив Древнем и средневековом Китае





В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху. Всем было необходимо соблюдать многочислен­ные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировав­шие поведение каждого члена семьи. Так, нельзя было про­износить бранные слова, совершать поступки, вредящие семье и старшим. В основе внутрисемейных отношений лежало ува­жение младшими старших, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания была в Древнем Китае чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспита­теля считалась весьма почетной.

История китайской школы уходит своими корнями в глу­бокую древность. По преданиям, первые школы в Китае воз­никли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свиде­тельства о существовании в Древнем Китае школ сохрани­лись в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (16-11 вв. до н.э.). В этих школах учились лишь дети сво­бодных и состоятельных людей. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Уме­ние пользоваться письменностью передавалось по наследству и край­не медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы вы­секали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X— IX вв. до н.э.) — на бронзовых со­судах. Далее, вплоть до начала но­вой эры, для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на ко­торых писали соком лакового дерева, с помощью которых писали соком лакового де­рева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.э. лак и бамбуковую палочку постепенно заменили тушь и волосяная кисточка, В начале II в. н.э. появляется бумага. Пос­ле изобретения бумаги и туши обучение технике письма ста­ло более легким делом. Еще раньше, в XIII—XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладе­ние шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музы­кой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.

В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из кото­рых были конфуцианство и даосизм, оказавших сильное вли­яние на развитие педагогической мысли в последующем.

Наибольшее воздействие на развитие воспитания, обра­зования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551—479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ уп­равления государством. Особое внимание он обращал на нрав­ственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. По Кон­фуцию, прочность и жизненность общества покоятся на пра­вильном воспитании его членов, согласно их социальному статусу: «Государь должен быть государем, сановник — са­новником, отец — отцом, сын — сыном». Правильное вос­питание являлось, по Конфуцию, главным фактором чело­веческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке — это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Впрочем, Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. По природным задаткам Конфуций различал «сынов неба» — людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть правителями; людей, овладевших знаниями посредством учения и способных стать «опорой государства»; и, наконец, чернь — людей, неспособных к трудному процессу постижения знаний. Конфуций наделял идеального человека, сформированного воспитанием, осо­бо высокими качествами: благородством, стремлением к ис­тине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образован­ностью нравственному началу.

Его педагогические взгляды нашли отражение в книге «Бе­седы и суждения», содержащей по преданиям запись бесед Конфуция с учениками, которую учащиеся заучивали наи­зусть, начиная со II в. до н.э. Вот некоторые сентенции из этой книги, отражающие высокую оценку роли обучения: «учиться без пресыщения, просвещать без устали»; «учиться и время от времени повторять изученное, разве это не прият­но?»; «учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно»; «если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?».


Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. В трактате «Кни­га обрядов», созданном последователями Конфуция, подроб­но изложены и его педагогические идеи. Школьное обучение признавалось необходимым в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться»; «думай о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в учении».

Учителю и его ученику предлагалось совершенствоваться одновременно: «Учитель и ученики растут вместе». В главе книги «Книга обрядов», озаглавленной «Об учении», изло­жены представления Конфуция о содержании школьного обучения, которое должно начинаться в возрасте 7—8 лет. После первого года ученик должен овладеть умением читать и обрести способность к учению; через 3 года необходимо выяснить, имеет ли ученик тяготение к учению, приятно ли ему общество товарищей; через 5 лет должны проверяться широта знаний и привязанность к наставнику; через 7 лет ученик должен быть подготовлен к осмысленным рассужде­ниям; наконец, через 9 лет, при завершении обучения, уча­щемуся необходимо уметь делать самостоятельные умозак­лючения, «твердо стоять в науке».

В главе «Записка об учении» названной книги сформули­рован ряд педагогических принципов: «если не пресекать дур­ное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца»; «благородный муж в учении закаливает­ся, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в раз­влечениях»; «если учиться, когда время ушло, то, как ни ста­райся, не добьешься успеха»; «питай почтение к последова­тельности, постоянно служи своему долгу, и совершенство придет»; «кто утвердится в учении, а наставник станет ему родным... он будет получать наслаждение в обществе своих товарищей»; «если учиться в одиночестве, не имея товари­щей, кругозор будет ограничен, а познания скудны» и др.

В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, лег­кость обучения, побуждение к самостоятельным размышле­ниям — вот что называется умелым руководством. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятель­ности учащихся в овладении знаниями, а также умению учи­теля научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

Конфуцианскую систему воспитания и образования раз­вивали Мэнцзы (ок. 372—289 до н.э.) и Сюньцзы (ок. 313 — ок. 238 до н.э.). Оба они имели много учеников. Мэнцзы выд­винул тезис о доброй природе человека и поэтому опреде­лял цель воспитания как формирование добрых людей, об­ладающих высокими моральными качествами. Сюньцзы, на­оборот, выдвинул тезис о злой природе человека и отсюда задачу воспитания видел в преодолении этого злого начала. В процессе воспитания и обучения он считал необходимым учитывать способности и индивидуальные особенности уче­ников. Перу одного из последователей Конфуция и Мэнцзы, имя которого неизвестно, принадлежат «Заметки об учении» (III в. до н.э.), в которых дается описание школьной системы этого периода, говорится о необходимости умственного, мо­рального, эстетического и физического развития учащихся. В этом трактате отмечалось, что в процессе воспитания и обучения надо учитывать возраст учащихся, идти от просто­го к сложному.


В период правления династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объяв­лено официальной идеологией. В этот период образование в Ки­тае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сло­жился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государствен­ных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что откры­вало путь к бюрократической карьере.

Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в пери­од недолгого правления династии Цинь (221—207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотно­сти. Впервые в истории Китая была создана и централизован­ная система образования, которая состояла из правительствен­ных и частных школ. С тех пор и вплоть до начала XX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать.

Уже в период правления династии Хань в Китае получили развитие астрономия, математика и медицина, был изобре­тен ткацкий станок, началось производство бумаги, что имело большое значение для распространения грамотности и про­свещения. В ту же эпоху стала формироваться трехступенча­тая система школ, состоявшая из начальных, средних и выс­ших учебных заведений. Последние создавались государствен­ными властями для обучения детей из богатых семей. В каждой такой высшей школе обучалось до 300 человек. В основе со­держания обучения лежали, прежде всего, учебные пособия, составленные Конфуцием: «Книга песен» («Ши») — о лите­ратуре; «Книга документов» («Шу») — о политике; «Книга обрядов и правил» («Ли») — об этике и правилах поведения; «Книга перемен» («И») — о философии; книга «Весна и осень» («Чунь Цю») — об истории; «Книга музыки» («Юэ») — о музыке, искусствах и физической культуре. Ученики полу­чали довольно широкий круг преимущественно гуманитар­ных знаний, основу которых составляли древние китайские традиции, законы и документы.

Конфуцианство, ставшее официальной идеологией госу­дарства, утверждало божественность верховной власти, раз­деление людей на высших и низших. В основу жизни обще­ства ставилось нравственное усовершенствование всех его членов и соблюдение всех предписанных этических норм. Эти принципиальные установки сохраняли свою силу вплоть до начала новой эры.


В дальнейшем развитие просвещения, в первую очередь его организация, характеризовалось расширением сети учеб­ных заведений и созданием аристократических воспитатель­ных учреждений для сынов правителей.

В середине 1-го тысячелетия произошли важные измене­ния в системе государственных экзаменов: к ним официаль­но стали допускать всех, кто предварительно изучил конфу­цианские классические книги, независимо от социального положения. Одновременно процедура государственных экза­менов была значительно усложнена: вместо устных экзаме­нов были введены экзамены в письменной форме, что тре­бовало более тщательного изучения конфуцианских канонов.

Период правления династии Сун (960—1270) был связан со становлением неоконфуцианства, которое оказывало силь­ное влияние на содержание воспитания и образования в Китае вплоть до начала XX в.

Неоконфуцианцы подвергли пересмотру толкование основ­ного свода конфуцианских классических книг, акцентируя вни­мание на усилении принципа подчинения личной воли обще­ственным законам и нормам морали. В отличие от раннего кон­фуцианства с его главным образом этико-политическими положениями в неоконфуцианстве значительное место стало отводиться вопросам натурфилософии и космогонии. При этом мир природы и мир этических отношений неоконфуцианцы рассматривают как единую систему, как две стороны единого целого. Ими была создана теория взаимосвязи двух начал: иде­ального — «Ли» (закон, принцип) и материального — «Ци» (вещество, материя). Идеальное начало предшествует всему, без него не может существовать материальное начало. Эти два на­чала сосуществуют, однако идеальное начало первично, хотя и нуждается в прикреплении к материальному, что необходимо последнему как закон его существования.

Однако неоконфуцианские идеи по-прежнему исходили из признания незыблемости существовавшей государственной власти, безусловного подчинения старшим — детей родите­лям, подчиненных начальнику, что соответствовало традици­онным целям воспитания и образования в Китае. Вместе с тем педагоги средневекового Китая ставили перед собой зада­чу всемерного совершенствования всех человеческих задатков (материального начала «Ци») в своих учениках через процесс обучения.

Значительно позднее, в XIV—XVII вв., при династии Мин в Китае стали постепенно возникать предпосылки для расширения начального обучения через местные общинные школы, хотя императоры по-прежнему уделяли главное внимание выс­шим школам: в Пекине и Нанкине было создано по одному высшему учебному заведению специально для подготовки чи­новников высших государственных учреждений. Подверглась из­менениям и система государственных экзаменов. При написа­нии экзаменационных сочинений на государственных экзаме­нах стали требовать соблюдения шаблонного схоластического стиля, от которого ни в коем случае нельзя было отступать. Каждое сочинение должно было состоять из восьми разделов: введение, структура изложения, основные идеи сочинения, пе­реход к изложению, начало изложения, середина изложения, конец изложения, заключение. При этом каждый из четырех последних разделов должен был состоять из двух частей — те­зиса и антитезиса, что в сумме составляло восемь членов, по­этому все сочинение называлось «восьмичленным» или «восьмитезным». Написанное по такой схеме сочинение представля­ло собой хитросплетение иероглифов, в котором ценилась одна лишь форма. Каждый раздел сочинения должен был быть огра­ничен определенным количеством иероглифов: не менее 300 и не более 700. Оно писалось в духе древних конфуцианских книг с учетом неоконфуцианских комментариев к ним. При написа­нии сочинения нельзя было освещать события и факты, имевшие место после династий Цинь и Хань, т.е. после 220 г. н.э.

В общем, унаследованная от древности, сохранявшаяся в Китае вплоть до начала XX в., система школьного образова­ния имела следующий вид: обучение мальчиков грамоте на­чиналось с 6—7-летнего возраста в казенной начальной школе за умеренную плату, что же касается девочек, то они в шко­лах не учились и получали воспитание в семье. Богатые люди предпочитали обучать своих детей частным образом: они либо нанимали сыну учителя, либо отдавали его в частную школу. Первым текстом, который начинали учащиеся заучивать наи­зусть, была небольшая книга «Троесловие», составленная в XIII в. Ее текст был написан сжатым литературным слогом на классическом литературном языке в стихотворной форме. Книга состояла из 1068 иероглифов, расположенных в 356 строках по три иероглифа в каждой строке. Содержание это­го учебного пособия представляло собой изложение начал философии, китайской классической литературы и истории. Здесь давалось краткое изложение основ конфуцианской морали, прославлялись древние мудрецы, приводились при­меры, достойные подражания, упоминались важнейшие со­бытия древней истории Китая. Этот учебник использовался на протяжении нескольких столетий.

Затем учащиеся переходили к изучению другого текста — «Фамилии всех родов», в котором в рифмованной форме распо­лагались наименования 408 односложных и 30 двусложных наи­более употребительных китайских фамилий по четыре иерогли­фа в строке. Это учебное пособие было составлено в X в. После этого учащиеся приступали к изучению текста другого учебного пособия — «Тысячесловника», созданного в VI в. н.э., т.е. значи­тельно раньше, чем первые два. Этот учебный текст состоял из тысячи неповторяющихся иероглифов, разбитых на 250 строк по четыре иероглифа в каждой строке. По своему содержанию «Тысячесловник» в основном сходен с первым учебником «Тро­есловие». Текст «Тысячесловника» заучивался наизусть.

Помимо названных трех учебных пособий ученики заучи­вали и некоторые другие тексты, например такие, как «Оды для детей», содержание которых носило в основном нравоу­чительный характер. В стихотворной форме приводились «Уп­ражнения для детей» для тренировки письма, «Речь для де­тей» _ для чтения и декламации. На этом заканчивалось на­чальное обучение, которое обычно длилось 7—8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тысяч наиболее употреби­тельных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и истории Китая. Большое значение в процессе элементарного обучения уделялось каллиграфии — искусству красиво писать иероглифы кистью. На этом для большинства детей образование и заканчивалось. После завершения на­чального обучения сдавались экзамены. Те, кто успешно их выдерживал, могли продолжать образование на второй сту­пени, условно говоря, в средней школе.

Обучение на второй ступени длилось 5—6 лет, в течение которых изучались классические книги, входившие в конфу­цианское четверокнижие — «Сышу» и пятикнижие — «Уцзин». Четверокнижие состояло из четырех книг: «Великое уче­ние» («Да сюэ») — о нравственности и политике; «Золотая середина» («Чжун юн») — о совершенствовании человека при помощи образования; «Мудрец Мэнь» («Мэнь цзы») — о восстановлении добра в человеке справедливой государ­ственной властью; «Беседы и высказывания» («Лунь юй») — о жизни и деятельности Конфуция.

В последние годы обучения на второй ступени учащиеся обучались стилистике и умению писать стихи. Кроме того, обращалось внимание на умение толковать тексты класси­ческих книг и комментариев к ним, писать сочинения по определенной форме. В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годо­вые. Таким образом, и в средней школе содержание ограничивалось весьма узкими рамками и носило чисто гуманитар­ный характер. Изучение светских наук, за исключением ос­нов арифметики, не входило в содержание образования. Мо­лодые люди в возрасте 18—19 лет могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.

Система государственных экзаменов была громоздкой и слож­ной. В основном она состояла из трех последовательных ступеней. Первая ступень — уездные экзамены, которые проводились еже­годно осенью в главном городе уезда. Претенденты, которые выдерживали эти экзамены, получали первую ученую степень «Сюцай» — «расцветающий талант». Обладатели первой степени могли рассчитывать на занятие чиновничьей должности в масш­табах уезда, а также имели право сдавать экзамены на получение второй ученой степени. Те, кто не выдерживал дальнейших эк­заменов и не получал никакой чиновничьей должности, обыч­но становились школьными учителями.

Вторая ступень — провинциальные экзамены, которые про­водились весной один раз в три года в главном городе про­винции, а также в Пекине и Нанкине. В большинстве случаев к ним допускались особенно отличившиеся обладатели пер­вой ученой степени. Выдержавшие провинциальные экзаме­ны лица получали вторую ученую степень «Цзюйжэнь» (в бук­вальном переводе — «представляемый человек»). Эти экзаме­ны отличались большей строгостью и контролировались главным экзаменатором из Пекина. Его помощники и наблю­датели назначались из числа крупных чиновников. Обладатели второй ученой степени получали чиновничьи должности в мас­штабах провинции, а также имели право сдавать экзамены на получение третьей ученой степени в столице.

Третья ступень — столичные экзамены, которые проводи­лись один раз в три года в специальной экзаменационной па­лате. Столичными экзаменами руководил генеральный экзаме­натор, назначавшийся из числа крупных придворных сановни­ков. Ему помогало большое число инспекторов и надзирателей. Пройдя успешно процедуру столичных экзаменов, соискатели получали третью ученую степень. Из множества лиц, которые каждые три года приезжали в Пекин сдавать эти экзамены, только не более 300 человек получали искомую третью ученую степень, которая открывала путь к бюрократической карьере.

На время экзаменов соискатели ученых степеней обычно запирались поодиночке в изолированные кельи, где они дол­жны были написать сочинение на заданную тему в традици­онном стиле, о котором уже говорилось ранее.

Традиционная система образования и практика государ­ственных экзаменов официально просуществовали до 1905 г.

В целом можно отметить, что государства Востока накопи­ли богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики. В эпоху древ­них цивилизаций Востока возникли первые школы, были сде­ланы попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.

 

Рекомендуемая литература

Алексеев В.М. В старом Китае: Дневники путешествия 1907 года. М., 1958.

Ван Бинь-Чжао, Го Тянь-Чи, ЛюДэ-Хуа и др. Очерки истории пе­дагогики в Китае. Пекин, 1997 (на китайском языке).

Го Чи-Гянь. История китайской педагогической мысли. Пекин, 1987 (на китайском языке).

Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. М., 1983.

Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2 т. М., 1971— 1973.

Зарождение древних классовых обществ и первые очаги рабов­ладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1983.

Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

Конфуций и его школа. М., 1996. (Антология гуманной педагогики.)

Крамер С. История начинается в Шумере / Пер. с англ. М., 1991.

Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас / Пер. сфр. Спб., 1900.

Мао Ли-Джуй, Цюй Цзюй-Кун, Шао Хэ-Тинь. История педагогики в Древнем Китае. Пекин, 1993 (на китайском языке).

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей циви­лизации) / Пер. с англ. М., 1980.

Савельева Т.Н. Как жили египтяне во время строительства пира­мид. М., 1971.

Три великих сказания Древней Индии. М., 1978.

Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учеб. пособие: В 2 ч. М., 1980.

Хуаньинь Ян. Конфуций (Кунцзы) // Перспективы и вопросы образования. М., 1994. № 1—2.







Date: 2015-09-02; view: 537; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию