Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О верованиях и практике еретиков‑альбигойцев





 

Организованное совместное наступление Церкви и государства на альбигойскую ересь было предпринято в начале XIII века и завершено в первую четверть века XIV. За время этого наступления было уничтожено несколько предводителей альбигойцев; большое количество приверженцев альбигойства получили наказание в виде тюремного заключения, ссылки, лишения гражданства, а также насильственного отправления на военную службу. Кроме этого, за годы борьбы с альбигойской ересью было уничтожено много еретической литературы – учебные пособия с изложением доктрины альбигойства и альбигойских церемоний, а также несанкционированные властью переводы священного Писания и так далее. Насколько мне известно, ни одна из названных книг не сохранилась до наших дней. У нас нет документов о секте, составленных самими альбигойцами. Строго говоря, все наши познания об альбигойстве основаны на записях людей, которые были настроены весьма враждебно по отношению к этой секте, больше того, многие из этих людей всю свою жизнь положили на алтарь борьбы с альбигойством.

В результате этого факта, вызывающего немалое сожаление, я вынужден признать, что суть альбигойской ереси стала предметом горячего диспута между историками. Потому что невозможно принимать на веру оценку ереси ее современниками, которые не скрывали, что ненавидят ее и все, что с нею связано, и которые намеренно преувеличивали все факты, какие можно было использовать против нее. Перед тем, как выносить суждение, мы должны выслушать и противную сторону. Однако, к сожалению, благодаря неустанной и эффективной деятельности инквизиторов, нам, собственно, некого выслушивать.

Так что неудивительно, что многие современные историки, вынужденно оказавшиеся в таком положении, приняли противоположную сторону. Они стали утверждать, что единственной причиной преследования еретиков‑альбигойцев мог стать конфликт, в который они вступали, с властью Римского Папы. И не думая выдвигать какие‑то антисоциальные доктрины или доктрины бессмертия, эти еретики, говорят нам такие историки, были обычными библейскими христианами, которые выступали против вездесущего фанатизма Пап и продажности священнослужителей, а сами боролись за чистоту, которая была присуща Церкви ранних времен. Их ненавидели ненавистью, основанной на страхе и осознании чувства вины. Церковь имела, если можно так выразиться, комплекс неполноценности. И этот комплекс в сочетании с ненавистью ко всему, что может угрожать ее влиянию на души, тела и кошельки людей, определил ее поведение и привел к уничтожению альбигойской ереси.

Эту точку зрения мы принять не можем. Во второй главе мы дали описание альбигойства и на протяжении всей книги то и дело обращали внимание читателя на то, что альбигойство – это полностью охваченная коррупцией система этики и верований, триумф которой мог угрожать европейской цивилизации. Мы признали, что было бы полным абсурдом верить скандальным историям, связанным с поведением еретиков, – к примеру, историям о безобразных оргиях, устраиваемых в темных комнатах, и так далее. Между прочим, подобные россказни всегда ходят о любом тайном обществе. Однако мы утверждали, что в основном ортодоксальные средневековые авторы, пишущие об альбигойстве, недалеко ушли от истины в своих описаниях. Поэтому считаю, что будет недурно привести тут один‑два примера, подтверждающих их правоту.

Во‑первых, во всем, что касается наиболее важных пунктов еретической практики и верований, средневековые авторы с XI до XIV века пишут практически одно и то же, причем их утверждения не противоречат утверждениям апологетов средневековой Церкви. В автобиографии знаменитого аббата Гюйберта из Ноджента мы встречаем живое описание наказания еретиков в Суассоне в 1114 году. Причем любопытно, что автор описывает новые манихейские верования в тех терминах, которые вполне могли бы выйти из‑под пера Бернара Гуи в его книге «Practica». В 1177 году граф Раймон V Тулузский с отчаянием пишет, как на его семейную жизнь повлияло распространение ереси, и эти его слова словно эхом отзываются от святого Афанасия и Папы Льва I. Все, пишущие о ереси, начиная от Пап Римских утверждают, что альбигойские верования весьма напоминали верования манихеев старой империи. В этом согласны абсолютно все, а потому альбигойцев даже часто называли современными манихеями.

Следующий пример более важен. Говорить, что вся наша информация, касающаяся альбигойцев, исходит от людей, которые ненавидели ересь, – правда лишь наполовину. Или, точнее, в некотором роде это всего лишь часть правды. Потому что мы обладаем огромным количеством информации, содержащейся в инквизиторских документах. Все эти записи велись официальными представителями Святой палаты. И никто никогда не говорил, что записи были фальсифицированными или что к ним кто‑то впоследствии приложил руку. В этих документах мы видим точные записи слов еретиков. В каждом деле также есть показания полудюжины свидетелей, которые говорят о действиях или речах обвиняемого человека. Мы видим, как человек, защищая себя, утверждает: «Я не еретик, потому что у меня есть жена, с которой я живу. И у нас есть сыновья». По сути, инквизиторские документы предоставляют нам полную информацию об альбигойских церемониях и верованиях – ее совсем нетрудно получить, если внимательно читать их. Давайте рассмотрим парочку соответствующих примеров.

У нас есть полная запись процедур, проводимых Бернаром из Ко и Жаном де Сен‑Пьером в период между 22 августа и 1 декабря 1247 года, против известного еретика Петера Гарсиаса.[192]Свидетели, чьи показания дополняются и подтверждаются одно другим, клятвенно заверяют, что Гарсиас часто и публично делал следующие заявления:

что Христос, Святая Дева и святой Иоанн‑евангелист спустились с небес и не были существами из плоти;

что святой Иоанн Креститель был одним из самых злейших дьяволов, когда‑либо живших на земле;

что правосудие ни при каких обстоятельствах не может приговорить человека к смертной казни;

что брак – это прелюбодеяние (purum meretricum) и что никто, имеющий жену, не сможет спастись;

что все проповедники, участвующие в Крестовых походах, были убийцами.

Эти слова Гарсиаса приводятся множеством свидетелей, и их показания занимают двадцать пять страниц. В журнале инквизитора Жоффрея д'Абли отмечено, что осужденный еретик говорит: «единственный брак – это лишь брак между Господом и душой. Огромный грех – ложиться с женой или другой женщиной, поскольку это делается открыто и без стыда». В присутствии Бернара Гуи еретик Пьер Отье утверждал, что «акт брака всегда греховен, и обязанности супругов не могут исполняться без совершения греха», и что «таинство брака не было благословлено Господом». То же мнение было высказано (только в несколько иных словах) Петером Раймоном, приговор которому был вынесен 30 апреля 1312 года.[193]

Разумеется, весьма спорно, что такие экстравагантные точки зрения, как приведенные выше, высказывались всего лишь некоторыми экстремистами. Большое число еретиков, которые были допрошены на Церковном соборе в Ломбере в 1176 году, яростно протестовали против утверждения, что они осуждают брак. Однако по вынесенному Церковным собором суждению «все они привыкли учить тому, что мужчина и женщина, познавшие плотские отношения, не смогут спастись». На это еретики ответили весьма специфично: они заявили, что брак не сам по себе греховен. Епископ, председательствующий на заседании Собора, сухо поинтересовался, что заставило их произнести подобное утверждение – страх перед Господом или перед людьми. Как бы там ни было, они отказались подтвердить свою веру, дав клятву очищения, а потому Церковный собор не стал менять свое суждение.[194]Великий ученый Алан Лилльский утверждает, что альбигойцы осуждали брак. Они говорили, сообщает он нам, если бы не существовало брака, то не было бы и измен в браке.[195]Судя по всему, осуждение брака было, с точки зрения альбигойцев, вполне логичным и основывалось на принципе дуализма. Кстати, похоже, что в тех районах, где альбигойская ересь была наиболее могущественна и распространена, подобные этические утверждения высказывались без опаски и безапелляционно. Ересь была безобидной до тех пор, пока ее не начинали принимать серьезно.

Потом нельзя забывать об endura – «варварской практике, – по замечанию мсье Танона, – в существование которой мы едва ли поверили бы, если бы о ней так часто не говорилось».[196]Она, по сути, являлась обычаем совершать самоубийство под эгидой религии. Иногда, разумеется, она обретала форму смерти от голода, последовавшей после ареста инквизицией. Однако самоубийство всегда осуществлялось как отдельное, исключительно добровольное действие, одобряемое «идеальными» и оцениваемое как высокая добродетель. Мы уже обсуждали эту церемонию (Глава 2), но сейчас здесь необходимо повторить уже сказанное нами. Достаточно лишь сказать, что endura – самоубийство – часто совершалось людьми, совершенно здоровыми. В одном из описаний судебных процессов, проводимых Бернаром Гуи, отмечено, что «consolamentum» проводилось по отношению к маленькой девочке. Матери строго запретили ухаживать за малышкой, и та через несколько дней умерла.[197]

Нам следует обратить внимание на то, с какой ненавистью люди повсеместно относились к ереси. Еретиков‑альбигойцев презирали буквально все. Их наиболее безжалостным врагом был император Фридрих II. Даже еретики‑вальденсы не вызывали столько возмущения; в начале XIII века ареста альбигойцев добивались с немалым рвением. С тех пор, как они впервые появились в Европе, на альбигойцев везде смотрели как на врагов общества и соответственно обращались с ними.

Кстати, следует отметить, что в их учении было немало и привлекательного. Ни одной, подобной альбигойству философии (столь же антисоциальной и абсолютно ошибочной), не удавалось обратить на себя внимание такого количества людей. Дуализм решает множество проблем, занимающих людские умы в течение многих веков. Однако он представляет собой слабый, хрупкий цветок, который может расцвести лишь в парниковой атмосфере чувств, благочестивых эмоций и ленивого иррационализма. Когда его выносят на дневной свет, когда прожектор логики и разума направляет на него свой яркий свет, он отвратительно изменяется. Он превращается в нечто остроугольное, искореженное. Он напоминает огромную гору, которая с расстояния так и манит своими мягкими очертаниями, вызывая у путника желание подняться на ее высоты. Однако сделав эту попытку, путешественник обнаруживает, что не все так приятно: на него могут свалиться и задавить огромные валуны, ему некуда поставить ногу, и к тому же его окружает атмосфера страха и отчуждения.

Стало быть, можно заключить, что альбигойская ересь была идеальной и логической дуалистической философией – не больше и не меньше. Она была одной из наиболее разумных религий, когда‑либо возникавших в человеческом обществе. Материальное, заявляла она, было злом, созданным злым Богом. Таким образом, разрушение материального было уничтожением зла. Человеческое тело материально – таким образом, самоубийство – это добродетель, а зачатие детей – грех. Альбигойская ересь была настолько обоснованной, насколько могла. И она была одним из наиболее сильных ядов, когда‑либо впрыснутых в кровоток общества.

 

 


[1]О. Гирке. Политические теории средних веков. (Пер. Ф. У. Мейтленда). – С. 10–11.

 

[2]Суд архиепископа Кентерберийского. – Примеч. переводника.

 

[3]Манихейство – религиозное дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы, как изначальных и равноправных принципов бытия. Его последователи – манихеи. – Примеч. переводчика.

 

[4]Анабаптисты – участники радикального сектантского движения эпохи Реформации XVI века. Требовали вторичного крещения в сознательном возрасте, отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. – Примеч. переводчика.

 

[5]В уставе монастыря святого Бенедикта несколько раз упоминаются телесные наказания. Например, «… и не позволять ему (аббату) скрывать грехи заблудших… Наиболее умным и честным из них он может сделать выговор и на первый‑второй раз ограничиться внушением. Но злых, жестокосердных, гордых, а также не желающих проявлять послушание следует наказывать бичеванием с применением хлыста, дабы они не грешили больше». Устав Сент‑Бенедикта, абз. 2. Цитата взята из книги Хендерсона Е. Ф. Избранные документы Средневековья. – С. 274.

 

[6]«Интересно заметить, что именно церковники стали использовать заточение в тюрьму как наказание за преступления. В римских законах такое наказание не предусматривалось». Вакандард Е. Инквизиция. – С. 25.

 

[7]Преобразования, направленные на укрепление Католической церкви. Главные требования клюниицев – суровые условия в монастырях, независимость их от светской власти и епископов, непосредственное подчинение папе и т. д. – Примеч. переводчика.

 

[8]Крам Ральф Адамс. Сущность готики. – С. 64.

 

[9]Монахи и светское духовенство. – В кн. «Средневековая Англия». – С. 372.

 

[10]Идеи, оказавшие влияние на цивилизацию. – Том IV, с. 342.

 

[11]Г. Никерсон. Инквизиция. – С. 23.

 

[12]Г. Адамс. Гора Сен‑Мишель и Шартр. – С. 246.

 

[13]Крам Ральф Адамс. Великое тысячелетие.

 

[14]Р. X. Тоуни. Религия и появление капитализма. (Джон Мюрей, 1926). – С. 28, 29.

 

[15]В. Е. Г. Леки. Возникновение и влияние рационализма. – С. 317.

 

[16]«Люди Средневековья, которым летописцы приписывают бесчисленные акты буйства, так ревностно относящиеся к своей свободе, такие веселые даже в церквях, эти люди боялись? Что за мысль?! Эти сильные, неутомимые мужчины, известные всему свету своей воинственностью, описываются хлюпиками, стонущими под гнетом монахов? Ну и ну! Мы не хотим сказать, что в те времена не было горя, злоупотреблений властью, чудовищных бедствий, однако не следует верить тому, что все это так уж действовало на людей, о радостной жизни и независимом существовании которых написано в тысяче и одном документе… Когда еще университеты были так сильны, так отчаянны, так готовы вступить в спор? Когда еще в истории люди обсуждали такой широкий круг всевозможных вопросов и выстраивали такое количество метафизических, философских, социальных и экономических теорий?» (Т. де Козон. История инквизиции во Франции. – Т. 2, стр. XXII. Прим. автора.)

 

[17]Дж. Дж. Уолша. «Исцеляющие религии в Соединенных Штатах» – Стадиз, 1924, декабрь.

 

[18]Дж. К. Ла Бас. Хейсманс (Его цитату приводит Г. Никерсон в книге «Инквизиция», с. 59. – Прим. автора.)

 

[19]Г. Никерсон. Инквизиция. – С. 57, 213.

 

[20]Т. Ф. Тоут. Франция и Англия в Средние века и сейчас. – С. 25.

 

[21] Джонсон: Каждое общество имеет право сохранять публичный мир и порядок, а потому имеет право на запрещение пропаганды тех взглядов, которые могут быть опасными… Майо: Я придерживаюсь той точки зрения, сэр, что каждый человек имеет право на свободу сознания в религии. Джонсон: Сэр, я с вами согласен. Каждый человек имеет право на свободу сознания, и даже судья не имеет права интересоваться ею. Однако люди часто путают свободу мышления со свободой слова, даже точнее со свободой проповедования. Да, каждый человек имеет право думать, что хочет, потому что его мысли невозможно прочитать. При этом у него нет морального права, потому что и в мыслях он не должен забывать о справедливости. Однако, сэр, ни один член общества не имеет права проповедовать какие‑то идеалы, которые противоречат основным догмам данного общества… Майо: Как же так, сэр? Выходит, я не могу учить своих детей тому, что считаю правильным? Джонсон: Ну да, предположим, вы учите своих детей воровству… Майо: Вы шутите? Джонсон: Нет, сэр, отнюдь. Этим вы можете преподать им общность владения имуществом, а ведь можно высказать множество аргументов «за» и «против» подобного предмета. Вы обучаете детей тому, что изначально все вещи были общими, тому, что ни один человек не может завладеть чем‑то до тех пор, пока не заберет это что‑то себе. Таким образом, сэр, вы посягаете на священную корову общества: на собственность. Так почему же, по‑вашему, судья не может остановить вас? Или, к примеру, вы захотите сделать ваших детей адамитами, и они станут носиться по улицам голыми… Что, разве в таком случае судья не будет иметь права остановить их? Дама сверху: Сэр, вы очень ловко выкрутились. (Боусвелл. Жизнь Джонсона. – О. У. Пресса, 1922, т. I, с. 511–513.)

 

[22]Энциклика «Liberias Praestantissimum», 1888, июнь. Я взял эту цитату из письма, написанного Дж. В. Пойнтером, в журнале «Девятнадцатый век и после», 1925, сентябрь. – Прим. автора.

 

[23]В. Малсбери. Хроника короля Английского. Изд‑во Бона. – С. 314.

 

[24]Г. Адамс. Гора Сен‑Мишель и Шартр. – С. 299.

 

[25]«Такое впечатление, что подобные философские идеи – это всего лишь обломки поздней античности… Подобные средневековые ереси не развиваются так же постоянно, как истинная схоластика… Как, несомненно, уже было сказано, ересь одного поколения становится ортодоксией для другого, однако это утверждение применимо лишь к идеям Абеляра, например, благодаря которым схоластический процесс широко распространяется и очищается. Сначала их можно обвинить, к примеру, в том, что они могли показаться вздорными и бестолковыми потенциальному мыслителю, однако потом они начинают казаться приемлемыми. (Тэйлор Г. О. Средневековый ум. – Том II, с. 313, сноска).

 

[26]Г. Никерсон. Инквизиция. – С. 42.

 

[27]Возможно, это частично объясняет, каким образом различные еретические секты могли своим учением проникнуть в разум простых людей и даже инквизиторов. А потому в более поздний период катары, манихеи и альбигойцы стали родоначальниками всех еретиков. – Примеч. автора.

 

[28]Похоже, это неприятие было широко распространено. Вот что пишет об этом А. Люшер в книге «Французское общество в годы правления Филиппа‑Августа» (пер. на англ. А. Кребиля, с. 52.)

 

[29]Г. Никерсон. Инквизиция. – С. 43.

 

[30]Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 93.

 

[31]А. С. Турбервиль. Средневековая ересь и инквизиция. – С. 21.

 

[32]Симония – в Средние века в Западной Европе продажа и покупка церковных должностей или духовного сана. Продажа практиковалась папством, королями, крупными феодалами. – Примеч. переводчика.

 

[33]А. С. Турбервиль. Средневековая ересь и инквизиция. – С. 22.

 

[34]А. С. Турбервиль. Средневековая ересь и инквизиция. – С. 19.

 

[35]Там же. С. 19. Также см. Г. О.Тэйлор. – Т. 1, с. 381, сноска.

 

[36] Practica Inquisitionis, с.131 (Британский музей, Эджертон манускрипт № 1897), где дается полный перечень их верований и обычаев. Наиболее доступное издание «Автобиографии» Гюйберта выпущено в бродвейских переводах.

 

[37]Эзебиус, vii 31. Филострогиус, iii. 16, 17. Сократ также упоминает Мани, основателя секты.

 

[38]Н. Эмерикус. Directorium. – (Венеция, 1607). – С. 273, 274, 278.

Б. Гуидонис. Practica Inquisitionis. – (Париж, 1886). – С. 236.

См. также А. С. Турбервиль. Средневековая ересь и инквизиция. – С. 24.

Е. Вакандард. Инквизиция. (Пер. на англ. Бернард Конвей). – С. 55.

 

[39]См. Liber Sententiarum Inquisitionis Tolonsanae. Ред. П. А. Лимборг. – Амстердам, 1692. – С. 104, 143, 190 и т. д.

 

[40]Аве Жюльен L'heresie et le bras séculier au moyen‑age. – В кн. «Euvres», т. И, С.130, 131. – Пер. автора.

 

[41]А. С. Турбервиль. Средневековая ересь и инквизиция. – С. 31.

 

[42]Так святой Макариус из Александрии «услышав, что монахи из Табеннисси весь Великий пост едят только ту еду, которая не приближалась к огню, решил целых семь лет не есть приготовленной на огне пищи, и он действительно ничего не ел, кроме овощей и размоченных бобов». (Палладиус. История Лаузиака, т. XVIII.)

 

[43]Г. С. Леа. «История средневековой инквизиции. – Т. 1, с. 71.

 

[44]Генри Осборн Тэйлор справедливо замечает, что «Сен‑Бернар… за четверть века расшатал христианство больше, чем все святые до или после него. Свои деяния он творил в первой половине XII века». («Средневековый ум», т. 1, с. 408.)

 

[45]Г. Адамс. Гора Сен‑Мишель и Шартр. – С. 290.

 

[46]А. С. Турбервиль. Средневековая ересь и инквизиция. – С. 30.

 

[47]«Милорд король запрещает любому англичанину принимать на своей земле, в своих владениях или в своем доме любого из секты ренегатов, которых отлучили от Церкви и заклеймили в Оксфорде. А если кто‑то все‑таки впустит их в свое жилище, то ему придется положиться на милость милорда короля. Дом, в котором примут ренегата, будет вывезен из города и сожжен». («Постановления суда присяжных в Кларендоне», стат. 21 в главе «Идеи, которые повлияли на цивилизацию», т. IV, с. 400.)

 

[48]См. также «Французскую цивилизацию» А. Л. Гуерара, с. 234, где развивается эта же мысль.

 

[49]А. Л. Гуерар. Французская цивилизация. – С. 259.

 

[50]Разумеется, я имею в виду поздний период, а не чрезвычайно тяжелые времена Шарля Мартеля и Ронсесвалля.

 

[51]По сложившейся традиции, Абдельрамен I женился на дочери герцога Аквитании – один из первых примеров брака между христианкой и мусульманином. (Баллестерос. История Испании. – Т. II, с. 9.)

 

[52]Цитата приводится Мигуэлем Асином в книге «Ислам и Божественная комедия», с. 258. (Пер. на англ. Гарольда Сандерленда.)

 

[53]«С тех пор, как Адам съел яблоко, – замечает Рембо в одной из своих поэм, – на земле больше нет поэта, который мог бы громко заявить о себе, и чье искусство стоило бы хоть ломаный грош и его можно было бы сравнить с моим».

 

[54]Отрывок приводится в книге Генри Адамса «Гора Сен‑Мишель и Шартр», с. 231. Критик обсуждает наиболее завораживающую поэму трубадуров «Окассен и Николетт».

 

[55]Г. Адамс. Гора Сен‑Мишель и Шартр. – С. 272–275.

 

[56]Цитата приводится в книге Вакандарда «Инквизиция», с. 184.

 

[57]Там же, с. 235.

 

[58]Цитата приводится А. Люшером в книге «Общество Франции в годы правления Филиппа‑Августа», с. 49.

 

[59]Г. Дж. Чейтор. Трубадуры. – С. 85–86. Обратите внимание на то, что автор ставит священников в один ряд с французами, подразумевая, конечно же, французов – северян.

 

[60]«Окассен и Николетт и другие средневековые романы». (Всеобщая библиотека).

 

[61]Г. Дж. Чейтор. Трубадуры. – С. 71.

 

[62]Аве Жюльен. L'heresie et le bras séculier au moyen‑age в кн. «Труды». – T. II, с. 150.

 

[63]Г. Никерсон. «Инквизиция». – С. 61.

 

[64]А. Люшер. Французское общество в годы правления Филиппа‑Августа. – С. 249–250.

 

[65]Официальное описание этой церемонии можно прочитать в кн. «Букет». Recueil des Historiens des Gaules, том XIV, с. 448–450.

 

[66]Г. С. Леа. История инквизиции в Средние века. – Т. 1, с. 106.

 

[67]Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 21.

 

[68]Г. Никерсон. Инквизиция. – С. 64.

 

[69]Цитата Фиркоу приводится Дж. Уолшем в книге «Тринадцатый – величайший из веков», с. 343.

 

[70]Г. Никерсон. Инквизиция. – С. 96.

 

[71]Грабежи, поджоги и резня, сопровождавшие взятие Безьера, – это события, которые больше всего запомнились людям, пострадавшим от Крестового похода. Однако есть две определенные причины, заставляющие сомневаться в том, что резня была такая уж страшная. Первая состоит в том, что жизнь города была так быстро налажена, что его жители смогли вскоре снова противостоять Крестовому походу; вторая причина, как указал мистер Никерсон, в том, что «церковь святой Марии, где, по предположению, резня была самой кровавой, так мала, что даже треть из семи тысяч пострадавших пришлось бы заталкивать туда силой».

 

[72]Фарнелл. Жизнь трубадуров. – С. 186–187.

 

[73]Ж. Гуиро. Святой Доминик. – С. 88.

 

[74]Никерсон. Инквизиция. – С. 197; Т. де Козон. «История инквизиции во Франции». – Т. 1, с. 420.

 

[75]См. книгу лорда Эктона «История свободы и другие очерки», с. 554; Ж. Гуирар. Святой Доминик. – С. 40.

 

[76]Ж. Гуиро. Святой Доминик. – С. 40.

 

[77]По римскому праву, сжигание заживо применялось за отцеубийство, богохульство, поджог, разбой и измену. Первый эдикт против манихеев был издан языческим императором Диоклетианом.

 

[78]«Animadversio débita» – традиционная, обычная фраза, используемая в связи с этим.

 

[79]Е. Вакандард. Инквизиция. – С. 46.

 

[80]Это сравнение далеко не оригинально. В своем письме к магистратам Витербо, датированном 25 марта 1199 года, Иннокентий III заявил, что «светский закон карает государственных изменников конфискацией имущества и смертной казнью; лишь благодаря нашей доброте их детям сохраняется жизнь. Из этого следует, что мы тем более должны отлучать от Церкви и конфисковывать имущество тех, кто предал веру в Иисуса Христа. Потому что оскорбить Святое величество – это куда более страшный грех, чем оскорбить величество суверена».

 

[81]Е. Вакандард. Инквизиция. – С. 81.

 

[82]Г. С. Леа. История средневековой инквизиции. – Т. 1, с. 325.

 

[83]Г. С. Леа. История средневековой инквизиции. – Т. 1, с. 318.

 

[84]«Помощники епископам, – говорит М. де Козон, – вот кем Папа Григорий IX считал доминиканцев». (Г. С. Леа. История средневековой инквизиции. – Т. 1, с. 451.)

 

[85]Г. Никерсон. Инквизиция. – С. 217.

 

[86]Тайный верховный суд в Англии, упраздненный в 1641 году. – Примеч. переводчика.

 

[87]Де Козон. История инквизиции во Франции. – Т. 1, с. 296, сноска. – Пер. автора.

 

[88]А. С. Турбервиль. Средневековая ересь и инквизиция. – С. 241.

 

[89]Беде Джарретт. Жизнь святого Доминика. – С. 59.

 

[90]От латинского inquisitio – розыск.

 

[91]Г. С. Леа. История средневековой инквизиции. – Т. 1, с. 401.

 

[92]Г. Никерсон. Инквизиция. – С. 210.

 

[93]Де Козон. История инквизиции во Франции. – Т. II, с. 39, ремарка. – Пер. автора.

 

[94]В 1376 году Григорий XI передал инквизитору Венскому дом, который раньше принадлежал капитулу, расположенному неподалеку от городской больницы. Причиной этого называлось отсутствие другого подходящего помещения для штаб‑квартиры. (Видаль. Bullaire de l'Inquisition au xiv‑e siècle. – C. 434.)

 

[95]M. Видаль обращает внимание на один‑два случая, когда Папа, имеющий на то причину, специальным указом продлевал службу инквизитора. (Bullaire, с. 117, 444, 466.)

 

[96]В 1228 году в Лангедоке был издан закон о том, что у людей, подозреваемых в ереси, могли конфисковать всю собственность. Эта оговорка была записана в мирном договоре 1229 года и в законодательном акте Церковного собора в Тулузе, проводимого в том же году. При Филиппе Смелом в 1271 году в законодательный акт были внесены усиливающие его изменения; в 1301 году, Филипп Справедливый, заявив, что престиж и власть Церкви не зависят от этого законодательства, отменил его. (Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 237.)

 

[97]Б. Гуи. Practica Inquisitionis. – Изд. Дуэ, 1886. С. 232, 233.

 

[98]Детальное описание его деятельности можно найти в книге Бозара «Les Heresies pendant le Moyen‑Age et La Reforme» (Le Puy, 1912.).

 

[99]Дуэ. Документы. – Т. II, с. 301.

 

[100]Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 206. – Пер. автора.

 

[101]Он попросту дал силу канонической власти тому, что уже давно вошло в практику. Первые инквизиторы Лангедока, Гийом Арно и Этьен де Сен‑Тибери, почти всегда консультировались с группой экспертов, прежде чем выносить приговор. Похоже, подобная практика была в ходу с самого начала судов инквизиции.

 

[102]Вакандард. Инквизиция – С. 99.

 

[103]Вакандард. Инквизиция. – С. 101.

 

[104]У. Г. Маллок. Стоит ли жизнь того, чтобы жить? – С. 217–218.

 

[105]«Ego non sum hereticus; quia uxorem habeo et cum ipsa jaceo et filios habeo». См. Де Козон. История инквизиции во Франции. – Т. II, с. 158.

 

[106]В 1372 году Григорий XI обратился с предписанием к доминиканским и францисканским инквизиторам, в котором им приказывалось преследовать лиц, отступивших от ислама или обращенных мусульман, которые вернулись к исповеданию магометантства (Видаль. «Bullaire», с. 391).

 

[107]Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 213.

 

[108]«Practica Inquisitionis», с. 156 и далее.

 

[109]Очень похожее определение колдовства было сделано Папой Александром IV еще в 1260 году. См. Видаль, «Bullaire» с. xlviii.

 

[110]«Directirium». Венеция, 1607, с. 335–336.

 

[111]Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 250. – Пер. автора.

 

[112]А. С. Турбервиль. Средневековая ересь и инквизиция. – С. 199.

 

[113]Эймерик. Directorium (римское издание 1585 года), с. 445. Гуи. Practica. – С. 189–190.

 

[114]М. де Козон. История инквизиции во Франции. – Том II. с. 209, ремарка.

 

[115]Liber Sententiarum. – (Издатель Лимброк), с. 269.

 

[116]Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 355–356. – Пер. автора. См. также Гуи. Practica Inquisitionis. – С. 253–254.

 

[117]Важно понять, что признание вины вовсе не означает, что к обвиняемому применяли подходящие методы дознания. Оно предполагает полное признание обвиняемым совершенных ошибок и желание исправиться – признание, что ересь отвратительна и заслуживает наказания. Это сильно отличается от простого признания в том, что человек считает себя еретиком.

 

[118]Цитата приводится де Козоном в книге «История инквизиции по Франции». – Т. II, с. 185.

 

[119]Г. С. Леа. История инквизиции в Средние века. – Т. 1, с. 421.

 

[120]Текст этой буллы приводится в журнале «Практика», с. 310 и т. д. Обрати те внимание на признание, что в светских судах пытки уже применялись.

 

[121]Вакандард Е. Инквизиция. – С. 111.

 

[122]Г. С. Леа. История инквизиции в Средние века. – Т. 1, с. 247.

 

[123]Fiat (лат.) – указ, приказ, распоряжение судьи или суда. – Примеч. переводчика.

 

[124]Дуэ. Документы. – Т II, с. 117 и дальше, где приводится множество примеров подобных сделок.

 

[125]На самом деле auto‑de‑fe – слово португальское, буквально означающее акт веры. – Примеч. переводчика.

 

[126]Де Козон. История инквизиции во Франции. – Т. II, с. 279.

 

[127]Этот вид наказания мы обсудим в Главе 8. Здесь мы только заметим, что он заключался в ношении полосок ткани на одежде в форме креста, что означало принадлежность этого человека к секте еретиков.

 

[128]Дуэ. Документы. – Т. 1, с. 205.

 

[129]Ш. В. Ланглуа. L'Inquisition d'après les travaux récents.

 

[130]Взлет и падение Римской империи. – Издание «Мировая классика», т. IV, с. 135, ремарка.

 

[131]Наиболее доступный современный пример приводится в книге Ги де Пюи Лоранса «Historia Albigensium», стр. xlvi; Bouquet, «Recueil des Historiens des Gaules», том XX, с. 770; См. также Молинье, там же, с. 24; Де Козон. История инквизиции во Франции. – Т. И, с. 331.

 

[132]Дуэ. Документы. – Т. 1, с. 157; Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 472.

 

[133]Е. Вакандард. Инквизиция. – С. 143.

 

[134]Дуэ. Документы. – Т. II, с. 69–72. – Пер. автора.

 

[135]Средневековая ересь и инквизиция. – С. 221 и далее.

 

[136]Г. С. Леа. История инквизиции в Средние века. – Т. 1, с. 484.

 

[137]Дуэ. Документы. – Т. II, с. 8 – 10; Де Козон, т. II, с. 371; Г. С. Леа. История инквизиции Средних веков. – Т. I, с. 486.

 

[138]Молинье, с 445.

 

[139]Дуэ. Документы. – Т. 1, с. 280.

 

[140]Г. С. Леа. История инквизиции в Средние века. – Т. 1, с. 486 и далее. Этот приговор приводится в книге Дуэ, том 2, с. 31. Инквизитором, который вынес его, был Бернар из Ко.

 

[141]См. Главу 4.

 

[142]Дуэ. Документы. – Т. 2, с. 159; Молинье, с. 404.

 

[143]Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 498.

 

[144]Этот случай приводится в книге «Корабль дураков». См. новый перевод Фр. Аурелиуса Помпена, О. Ф. М, с. 157–158.

 

[145]Е. Л. Гилдфорд. Путешественники и путешествия в Средние века. – с. 23.

 

[146]Дуэ. Документы. – Т. II, с. 135. – Пер. автора.

 

[147]Де Козон. История инквизиции во Франции. – Т. II, с. 298. – Пер. автора.

 

[148]Дуэ. Документы. – Т. II, с. 210; Молинье, с. 408.

 

[149]Разумеется, в этом контексте нелепо говорить об «иностранном населении».

 

[150]Автор ошибается – это не Вторая, а Четвертая Книга Царств. – Примеч. переводчика.

 

[151]Четвертая Книга Царств, глава 23, стих 16.

 

[152]См. Главу 2.

 

[153]Танон. – С. 410. – Пер. автора.

 

[154]См. Главу 2.

 

[155]Это письмо приводится в книге Видаля «Bullaire», с. 404.

 

[156]Видаль. Bullaire. – С. 295, 296.

 

[157]Де Козон. История инквизиции во Франции. – Т. II, с. 321, сноска; См. также кн. Танона, с. 527.

 

[158]Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 534. – Пер. автора.

 

[159]Дуэ. Документы. – Т. 1, с. 215–216.

 

[160]Де Козон. История инквизиции во Франции. – Т. II, с. 331, сноска; Молинье, с. 25.

 

[161]См. Главу 7.

 

[162]Об этих событиях читайте в книге Вэссетта «Histoire Generale de Langedoc», т. VI, с. 738–770, а также у Танона, с. 55–65, в книге «Жизни братьев Ордена проповедников» (из серии «Orchard Classics»), с. 213 и далее, «Historia Albigensium в сборнике «Bouquet», т. XX.

 

[163]Дуэ. Документы. – Т. 1, с. 189.

 

[164]Дуэ. Документы. – Т. 1, с. 192–202; Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 66–70; Видаль. Bullaire. – С. 4–6.

 

[165]См. Главу 7.

 

[166]Сборник «Bouquet» «Recueil des Historiens des Gaules», XXI Passim, Ж. Молла, «Les Papes d'Avignon» – Париж, 1924 – С. 240–244, Лавока «Proces des Frères et de l'Ordre du Temple», с. 141–146, Леа, т. VIII, с. 258–263 и т. д.

 

[167]Инквизитор Прованса, Бернар Дюпуи, кажется, был с коротким визитом в Кастилии в 1359 году. См. «Bullaire» Видаля, с. 340.

 

[168]«Practica Inquisitioms», с. 353.

 

[169]«Средневековая ересь и инквизиция», с. 173.

 

[170]Ллорент «Histoire Critique de l'Inquisition d'Espagne» – T. 1, с. 73–94, Ланглуа, там же, с. 99 – 102, Вакандард, с. 166 и далее, Турбервиль, с. 171 и далее, Леки «Подъем и влияние рационализма» – Т. 2, с. 278 и так далее, Леа, т. 2, с. 162–180.

 

[171]Жан де Мейн. Романы о Розе, 7013 и далее; «Temple Classics», т. II, с. 237.

 

[172]Г. С. Леа История инквизиции в Средние века – Т II, с 270, Также см книгу VII Виллани Флорентийские хроники – Т. 2, с. 191–289, Т. Окей Венеция, passim, Турбервиль Средневековая ересь и инквизиция – С. 166–171 и так далее.

 

[173]Г. С. Леа. История инквизиции в Средние века. – Т. 2, с. 349–350.

 

[174]Ф. С. Хекер Дж. Повальные увлечения в Средние века. – С. 37–38.

 

[175]Г. С. Леа. История инквизиции в Средние века. – Т. 2, с. 316–395; Хекер. Повальные увлечения в Средние века. – С. 32–49; Турбервиль и Вакандард, passim; Монталамбер. Святая Елизавета Венгерская. – С. 176 и т. п.

 

[176]Де Козон. История инквизиции во Франции. – Т. 2, с. 326.

 

[177]Танон. История судов инквизиции во Франции. – С. 105–106. – Пер. автора.

 

[178]Жан де Мейн. Романы о Розе. – 12449 – 12536.

 

[179]Видаль. Bullaire. – С. li‑lvii, 35–40, 48–51, 161–164, 330–332, и т. д.; Танон. – С. 71–87; Турбервиль. Средневековая ересь и инквизиция. – С. 34–54; Дуэ. Документы. – Т. 1, с. 117–127 и т. д.; «Liber Sententiarum». – Издательство Лимброша, с. 268–273.

 

[180]Аввероисты – последователи аввероизма, направления в западно‑европейской философии XIII–XVI веков, развивавшего идеи Ибн Рушда (Аввероэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциональной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), а также учение о двойственной истине. – Примеч. переводчика.

 

[181]Данте. «Божественная комедия», «Видение Господне», «Ад», песнь IV, с. 32–34. (Здесь и далее перевод М. Лозинского).

 

[182]Данте. «Божественная комедия», «Рай», песнь X. – С. 139–141.

 

[183]«Журнал теологических исследований», 1925, октябрь. См. также «Ислам» и «Божественная комедия» Мигуэля Асина. – Пер. на англ. Г. Сандерленда, с. 262–263.

 

[184]Турбервиль. Средневековая ересь и инквизиция. – С. 69.

 

[185]Данте. «Божественная комедия», «Рай», песнь XII, с. 130–132.

 

[186]Гриффитс Артур. Хроника Ньюгейта. – С. 437–438.

 

[187]Гриффитс Артур. Хроники Ньюгейта. – С. 177.

 

[188]Турбервиль. Средневековая ересь и инквизиция. – С. 242.

 

[189]Де Козон. – Т. II, с. xliv.

 

[190]Г. Никерсон. Инквизиция. – С. 251–252.

 

[191]Вакандард. Инквизиция. – С. 185–186.

 

[192]Эти записи приводятся в книге Дуэ. «Документы». – Т. II, с. 90 – 114.

 

[193]Liber Sententiarum. – Издательство Лимборха, с. 92, 178.

 

[194]«Chronica Rogeri de Hoveden», anno 1176, (Серия «Ролле», 51, ii, с. 105–117).

 

[195]Аланус де Инсулис. «Contra hereticos» iv, 62 in Migne, P.L. 210, cols. 365–367.

 

[196]Танон, с. 224.

 

[197]«Liber Sententiarum». – Издательство Лимборха, с. 104.

 

Date: 2015-09-02; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию