Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комментарий к статье 54 ГК РФ
1. Закон требует, чтобы каждое юридическое лицо имело свое наименование, индивидуализирующее его среди прочих организаций. Указание на его организационно-правовую форму сразу же дает знать участникам оборота об основных признаках организации - является ли она коммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т.д. Законы об отдельных видах юридических лиц, включая и нормы самого ГК, требуют включения дополнительных сведений в наименования юридических лиц соответствующего вида (см., например, п.3 ст.69, п.4 ст.82, п.2 ст.87, п.2 ст.96, п.3 ст.107, п.3 ст.113, п.3 ст.115, п.3 ст.116, п.4 ст.118, п.5 ст.121). Обязательное включение в наименование указания на характер деятельности установлено для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обладать специальной правоспособностью. ГК не запрещает учредителям включать в наименование юридического лица сведения, не предусмотренные законом, различные аббревиатуры и т.п. При этом, однако, действуют определенные ограничения. Так, Закон о биржах запрещает включать в наименование организаций, не удовлетворяющих требованиям этого Закона, термины "биржа" или "товарная биржа" в любом словосочетании. Аналогичное правило применительно к термину "банк" содержит Закон о банках. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. (Ведомости РФ, 1992, N 10, ст.470) наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях любых организаций и структур, за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений, могут использоваться только с согласия Правительства РФ и в соответствии с принятыми законодательными актами. 2. П.4 коммент. статьи содержит специальные правила об обязательном фирменном наименовании коммерческой организации. Оно подлежит специальной регистрации согласно закону и иным правовым актам, которые должны определить и порядок пользования фирменным наименованием. Однако пока такого закона нет, фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов (п.3 данной статьи и п.2 ст.52), как и у прочих, некоммерческих юридических лиц. С момента регистрации у коммерческой организации возникает то исключительное право на фирму (фирменное наименование), о котором говорит абз.2 п.4 данной статьи. Только правообладатель вправе использовать фирменное наименование на вывесках, бланках, упаковке, в рекламе, при заключении сделок и любым иным не запрещенным законом способом. Фирменное наименование, будучи средством индивидуализации его обладателя и являясь объектом исключительного права, может быть использовано только с согласия правообладателя (ч.2 ст.138). Частным случаем такого использования является договор коммерческой концессии (франчайзинга), предусмотренный ст.1027 ГК. Указанные в п.4 последствия нарушения исключительного права на фирму конкретизируют общие правила о защите гражданских прав, установленные ст.12 ГК. Закон о конкуренции признает самовольное использование чужого фирменного наименования недобросовестной конкуренцией. Россия является участником Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г., согласно ст.8 которой фирменное наименование охраняется во всех странах-участниках без обязательной подачи заявок или регистрации. 3. Наименование некоммерческого юридического лица и его регистрация не создают, в отличие от фирменного наименования, исключительного права его носителя; на него не распространяется действие п.4 данной статьи. Но ст.152, обеспечивающая любому юридическому лицу защиту его деловой репутации (доброго имени), включая и возмещение причиненных убытков, создает возможность косвенной защиты и наименования. Конечно, распространение сведений, подрывающих деловую репутацию, и использование чужого имени или наименования - не одно и то же, но и само использование чужого наименования может при определенных условиях подрывать деловую репутацию его законного носителя. Заслуживающие уважения и защиты интересы и репутация некоммерческой общественной, культурной, профессиональной, политической организации могут быть существенно умалены самим фактом выступления какого-то другого под тем же наименованием. Неясно, почему в этом вопросе проведено столь существенное различие между коммерческими и некоммерческими организациями. Не исключено, что судебная практика подвергнет правила о защите фирменного наименования расширительному толкованию. 4. Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется решение многих вопросов, например место исполнения обязательства, в котором участвует юридическое лицо (ст.316), подсудность споров, место уплаты налогов и т.д. Важно иметь в виду диспозитивный характер нормы п.2 коммент. статьи и возможность определения места нахождения юридического лица его учредительными документами, но только в тех случаях, когда это специально допускается законом (или обязательным для России международным договором). Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 со ссылкой на ст.8 Вводного закона, согласно которой до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок их регистрации, дало следующее разъяснение: "При разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов" (так определялось место нахождения юридического лица ст.30 ГК 1964, признанной утратившей силу ст.2 Вводного закона). 5. Формально неотмененное Положение о фирме 1927 года фактически утратило силу, поскольку его содержание перекрыто нормами ГК.
Date: 2015-09-02; view: 459; Нарушение авторских прав |