Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Как известно, в условиях рыночной экономики деятельность хозяйствующего субъекта сопряжена с рисками экономического





 

Как известно, в условиях рыночной экономики деятельность хозяйствующего субъекта сопряжена с рисками экономического, криминального, социально‑политического, административно‑правового и техногенного характера. Эти факторы заставляют руководство предприятий решать задачи по поиску оптимальных решений для выхода из постоянно возникающих кризисных ситуаций, пытаться оказывать выгодное для себя воздействие на социально‑политическую и экономическую ситуацию в местах дислокации предприятия. Решить эти задачи с «налета» все чаще и чаще становится практически невозможно, так как данные, собранные в результате проведения разведывательной деятельности, как правило, не являются информацией, пригодной для использования, до тех пор, пока они не пройдут аналитическую обработку экспертом в соответствующей области. «Сырые» данные как таковые не содержат в себе никакой информации, если их не рассматривать в сочетании с другими и не указывать их значение среди всего накопленного информационного массива. Это достаточно просто проверить на практике: каждый отдельный элемент собранных сведений сам по себе не имеет почти никакого значения, но собранные воедино, они показывают довольно ясную картину происходящего. В результате аналитической обработки потребителю выдается осмысленная информация, полученная из оцененных, истолкованных и соотнесенных данных, изложенных таким образом, что ясно видится решение конкретной поставленной задачи. Поэтому в последние годы во многих службах безопасности большое значение придают совершенствованию технологии информационно‑аналитической работы.

Если говорить об эффективности информационно‑аналитической работы на конкретном хозяйствующем субъекте, то стоит заметить, что она зависит не столько от технического обеспечения и масштаба обрабатываемых информационных потоков, сколько от четкой постановки задач и непосредственного взаимодействия с потребителями аналитических материалов. Жестко сформулировать требования к аналитическим материалам довольно сложно. Чаще всего их не осознают и сами заказчики, поэтому определение информационных интересов конкретного круга потребителей представляет собой одну из наиболее сложных задач для аналитиков. Уточнение информационных потребностей обычно происходит в ходе самой работы, но и в этом процессе оно затруднено сложившимися традициями. К сожалению, на российских предприятиях пока еще слабо привилась традиция интенсивных неформальных контактов между сотрудниками разных иерархических уровней. А это чревато весьма негативными последствиями, ведь если обратная связь между руководством и аналитиками отсутствует, то последние начинают работать по собственному плану, часто не отвечающему потребностям предприятия.

Качество получаемой в результате аналитической обработки информации в большей степени зависит от квалификации аналитика. Не секрет, что человеческая психология такова, что очень часто для подтверждения своей точки зрения отбирают «удобные» данные, а «нежелательные» – недооценивают и оставляют без внимания.

Достаточно часто отдельные руководители стараются привлекать к информационно‑аналитической работе оставшихся не у дел бывших сотрудников различных академических институтов. Но здесь очень важно понимать, что, хотя аналитическая работа по своей методологии весьма близка к научным изысканиям, между ними имеются два весьма существенных отличия.

Во‑первых, если у ученого‑исследователя время на выполнение работы практически не ограничено, то в нашем случае к аналитическим материалам, помимо их достоверности и обоснованности, предъявляются еще весьма жесткие требования оперативности и актуальности.

Во‑вторых, в отличие от академических исследований «производственные» аналитические материалы имеют более прикладной характер, опираются не столько на глубокую, самостоятельную разработку проблем, сколько на привлечение и координацию деятельности специалистов (социологов, политологов, технологов, экономистов и т.п.), а также на обобщение уже готового материала. А поскольку содержать в штате экспертов‑специалистов по всем направлениям невозможно, то в этом плане очень важно иметь своеобразную базу данных персоналий, которые могут дать квалифицированные консультации в режиме реального времени.

Как показывает мировой опыт, непременное условие высокой эффективности информационно‑аналитической работы – непосредственное участие аналитиков в той деятельности, которую они обслуживают. Поэтому аналитик должен пользоваться безоговорочным доверием руководства и рассматриваться им как полноправный участник принимаемых решений. Только так можно достичь необходимой настройки информационно‑аналитической работы на реальные процессы управления.


В данной главе мне бы хотелось уделить пристальное внимание и такой важной проблеме, как создание единого информационного поля предприятия. Информационное поле хозяйствующего субъекта представляет собой ряд структурированных и неструктурированных информационных массивов, необходимых для принятия управленческих решений. Как правило, эти массивы формализованы в виде различных банков и баз данных, которые позволяют строить информационные модели, давать практические рекомендации по управлению текущей ситуацией и прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Но, к сожалению, даже сегодня далеко не вся информация имеется в электронном виде. Многие данные по‑прежнему приходится искать в бумажных изданиях. Поэтому заявление, что библиотека – лучший друг аналитика, остается весьма актуальным и по сей день.

Если рассматривать зарубежный опыт, то, как отмечает Леонард Фулд, директор одной из самых влиятельных консалтинговых фирм в области деловой разведки «Fuld and Company», «разведслужбы частных корпораций нередко применяют технологии обработки информации, сравнимые с теми, которыми обладают лишь такие мощные спецслужбы, как ЦРУ США или французская внешняя разведка. По мнению одного из ведущих аналитиков министерства обороны Франции, информационные ресурсы некоторых частных детективных агентств и бюро превосходят аналогичные ресурсы французских секретных служб. Практически все частные компании и корпорации имеют собственные телекоммуникационные сети и базы данных. Например, информационная сеть японской фирмы „NEC" обеспечивает возможность ежедневного получения в штаб‑квартире до 30 тысяч сообщений практически из всех стран мира, американская компания „Kroll Associates" располагает собственной информационной сетью, позволяющей анализировать поведение большого количества ведущих европейских государственных деятелей и бизнесменов, ответственных за принятие решений в области политики и экономики, а внутрифирменная локальная сеть ARIANET обеспечивает доступ к информации о конкурентах для 4 тысяч сотрудников „FranceTelecom"».

Ну а теперь непосредственно приступим к рассмотрению этой проблемы. При накоплении информации в банках и базах данных предприятия могут использоваться два основных способа ее представления: неструктурированное и структурированное.

Неструктурированное представление осуществляется при отсутствии специальных языковых средств поддержания структуры информационной модели предметной области. Этот вид реализуется с помощью накопления текстовых и графических файлов.

Неструктурированная форма предоставляет различные виды контекстного поиска. В результате поиска по ключевому слову мы получаем все тексты, в которых оно упоминается. Для того чтобы исследовать связи объекта, т.е. построить объектную окрестность, аналитик должен исследовать полученные тексты на предмет выявления в них связанных объектов и для каждого из них организовать отдельную процедуру поиска. Такой процесс анализа полученных текстов и дальнейшего поиска может оказаться достаточно продолжительным по времени и утомительным по реализации.


К этой категории относятся полнотекстовые базы данных, в которых накапливаются электронные версии СМИ, дайджесты, нормативная и служебная документация. Более детально все это будет рассмотрено в главе «Информационно‑аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации».

В рамках структурированного представления обычно реализуется такая модель предметной области, в которой информационные объекты обладают достаточной эволюционной самостоятельностью, позволяющей им «обрастать» новыми подробностями и связями по мере поступления новых данных. В условиях такого описания структуры предметной области достаточно выйти на один информационный объект, чтобы по связям исследовать его окружение.

Прежде чем перейти непосредственно к дальнейшему описанию технологий и инструментария информационно‑аналитической работы, определимся с терминологией.

Банк данных – это система специальным образом организованных данных, предназначенная для их накопления и использования.

В банке данных отображается определенная часть реального мира (так называемая предметная область). Поэтому банк данных создается не для решения какой‑то одной задачи, а для многоцелевого использования информации по определенной теме.

База данных – это некоторая относительно самостоятельная часть банка данных. БД – основа любого банка данных. Конкретный состав баз данных в банке и их связи между собой определяют структуру банка. База данных содержит в себе описание информационных объектов (объектов учета).

Технологическое обеспечение информационно‑аналитической деятельности подразумевает наличие не столько компьютеров, сетей и средств связи, хотя и это является необходимым условием, сколько продуманной программной среды, позволяющей накапливать, обрабатывать и искать необходимую информацию в автоматизированном режиме.

Накапливаться должна только та информация, которая в дальнейшем потребуется для анализа. Поэтому при накоплении информационных массивов преимущество следует отдавать собственным базам данных, создаваемым для решения конкретных задач, стоящих перед предприятием. Сбор всех доступной информации «про запас» очень скоро наталкивается на финансовые и технические ограничения. Чем больше посторонней информации, тем сложнее работать с информационными массивами. Поэтому информация должна быть «отжата», хорошо структурирована для дальнейшей аналитической обработки.

Регулярная актуализация собственного банка данных очень часто обозначается термином «мониторинг». Зачастую понимание того, что за ним стоит, сводится к постоянному наблюдению и фиксации ряда параметров, характеризующих некий процесс. Мониторинг требует больших затрат как на систему сбора информации, так и на сотрудников, которые постоянно отслеживают изменение окружающей предприятие среды. Поэтому, перед тем как приступать к мониторингу, необходимо тщательное моделирование его предметной области, т.е. внесение ясности в то, какие параметры с какой частотой надо оценивать, какие их значения являются критическими или подающими сигнал, на который необходимо реагировать.

 







Date: 2015-09-02; view: 343; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию