![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Направления работы по развитию зрительно-пространственных функций в целях профилактики трудностей обучения
В данной главе представлены 12 типичных заданий, которые показывают разработанную нами последовательность направлений работы по развитию и коррекции зрительно-пространственных функций с детьми-дошкольниками. Задание 1. Ориентировка в пространстве листа. На листе бумаги ребенку предлагают найти середину (центр) листа и нарисовать шарик. Далее ему дают задание: «Шарик летит вверх – прочерти дорожку и нарисуй шарик вверху». Аналогично с ребенком отрабатывают положения внизу, слева и справа. Затем шарик летит в верхний левый угол, верхний правый угол и т. д. (рис. 4.5.1). В следующий раз ребенка просят нарисовать бабочку, листочек и по инструкции сделать то же самое. После этого можно перейти к более сложному рисунку. «Нарисуй внизу травку, в левом нижнем углу – грибок; вверху – облака, в верхнем правом углу – солнышко». Задание 2. Лабиринт. Сначала ребенок помогает ежикам найти в лабиринте путь к яблокам, проводя дорожку пальчиком. Затем он рисует ее простым карандашом и исправляет ошибки, если они есть (стирает ластиком), потом обводит цветным карандашом, диктуя ежикам команды: вверх, вниз, направо, налево (рис. 4.5.2). Задание 3. Освоение листа в клетку. На листе в клетку ребенку предлагают найти середину и обвести одну клеточку. Потом он обводит клеточку в середине, в верхней, нижней, левой, правой части листа, а затем в левом верхнем уголке и т. д. (рис. 4.5.3).
Рис. 4.5.1. К заданию 1
Рис. 4.5.2. К заданию 2 Затем отрабатываются движения в разных направлениях. Сначала «сажаем морковку» – проводим линии от заданных точек на 1, 2 и т. д. клетки вниз. Затем «выращиваем цветы» – линии от точек вверх, далее «забиваем гвоздики» – линии направо и налево. После этого учимся обозначать длину пути и направление движения: ставим число и соответствующую стрелку. Предлагаем прочитать запись: «2>, то есть две клетки направо» и т. д. Это готовит детей к выполнению графического диктанта. На следующих занятиях ребенку предлагаются усложняющиеся программы действий: ♦ продолжить узор по заданной программе с опорой на образец; ♦ выполнить узор по заданной программе; ♦ проанализировать образец и составить программу (эти задания могут быть разной сложности). Все программы проговариваются, например: «Одна клетка вверх, две направо…».
Рис. 4.5.3. К заданию 3 Задание 4. Графические диктанты. («Гномы приглашают гостей».) Это задания из пособия по подготовке детей к школе «Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику» (Ахутина, Манелис, Пылаева, Хотылева, 2006). Первый графический диктант выполняется по программе, которую проговаривает взрослый (ребенок не только видит программу, но и слышит ее). Каждый выполненный шаг программы отмечается цветным маркером. Следующие задания ребенок выполняет самостоятельно, диктуя себе шаги вслух или про себя. Пройденный шаг маркируется в программе (рис. 4.5.4). Задание 5. Копирование рисунков по клеткам. Выполнению этих заданий предшествует работа по делению клеток пополам вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями. Параллельно отрабатывается складывание квадрата из 2 или 4 соответствующих частей. В первом задании взрослый помогает ребенку проанализировать чертеж. Они вместе последовательно проговаривают направление движения и количество клеток, и ребенок воплощает эту программу. Второе задание ребенок выполняет самостоятельно (рис. 4.5.5). Задание 6. Варианты работы с рисунками по клеткам. Желательно, чтобы ребенок научился разнообразным способам выполнения заданий: ♦ взрослый диктует, а ребенок выполняет рисунок по речевой программе; ♦ ребенок выполняет рисунок по зрительному образцу; ♦ ребенок анализирует рисунок и составляет программу, а потом диктует другому ребенку или взрослому (рис. 4.5.6). Задание 7. Структуры точек. Задания со структурами точек используются и для отработки пространственных функций, и для развития функций программирования и контроля (см.: «Школа внимания», Пылаева, Ахутина, 2003) (рис. 4.5.7).
Рис. 4.5.4. К заданию 4 При работе по развитию пространственных функций взрослый предлагает ребенку:
Рис. 4.5.5. К заданию 5 ♦ обвести кружки на кружках, сосчитать их количество и обсудить их расположение; ♦ соотнести одинаковые структуры на кружках и ложках и провести дорожку от кружки к ложке; ♦ сравнить, одинаково ли украшены кружки и тарелки с одним и двумя кружками; ♦ разрисовать тарелки, повторяя рисунок на кружках. Задание 8. «Бим и Бом проводят „научное исследование“ цифр». В этом задании обсуждается строение цифр, дети обводят цифры и самостоятельно конструируют их из пластилина или теста. Для преодоления зеркальности полезно выстроить цифры в ряд, выделить начало написания каждой цифры и «открыть», что только цифра 6 смотрит направо, отвернувшись от цифры 5 (рис. 4.5.8).
Рис. 4.5.6. К заданию 6 Задание на дорисовывание достаточно сложное. Сначала цифры дорисовываются простым карандашом, чтобы можно было исправить ошибки. Задание 9. «Узнай и допиши букву». Работа с буквами способствует развитию зрительно-пространственных функций. С этой целью используется конструирование букв из элементов. Внимание ребенка обращают на то, какие буквы можно построить из палочек, а для каких нужны округлые элементы. Самые простые буквы складываются из палочек разного размера, и с самого начала для профилактики зеркальных
Рис. 4.5.7. К заданию 7 ошибок важно фиксировать пространственное расположение буквы в целом и ее элементов. Не вызывают трудностей симметричные буквы: «А», «Д», «Ж», «Л», «М», «Н», «О», «П», «Т», «Ф», «Х», «Ш». Зеркальные ошибки (справа – слева) встречаются в 11 буквах, которые смотрят направо: «Б», «В», «Г», «Е», «К», «Р», «С», «Ь», «Ы», «Ъ», «Ю», и в 5 буквах, которые смотрят налево: «З», «У», «Ч», «Э», «Я», а также в букве «И». В задании сверху представлены гласные и согласные, опираясь на которые ребенок может разгадать зашифрованные слова. Ребенок вместе со взрослым приходит к выводу, что в этом наборе у букв не хватает левых частей. Далее он выбирает любимый цветной фломастер и, разгадывая букву за буквой, дорисовывает недостающие элементы и читает все слово. После выполнения нескольких таких заданий, где он дополняет так же правые, Бим и Бом стали вспоминать, с какими цифрами они познакомились в стране Математике.
Мальчики заметили, что есть цифры, которые состоят только из палочек. Обведи их. Есть цифры, которые состоят из палочек и половинок круга. Обведи их. Есть цифры, которые состоят из кругов и крючочков. Обведи их. А еще есть цифра, непохожая на все остальные. Она – в виде овала. Бим и Бом решили из страны Математики уплыть на корабле. Но перед отплытием надо было оставить что-нибудь вкусное для цифр. Помоги Биму и Бому вылепить печенье для каждой цифры. Дорисуй их. Какой цифре не хватило печенья? Нарисуй недостающее печеньице.
Рис. 4.5.8. К заданию 8 нижние или верхние половинки букв, ребенок сам зашифровывает слова для педагога или других детей (рис. 4.5.9).
Рис. 4.5.9. К заданию 9 Задание 10. Римские цифры. Работа с римскими цифрами позволяет отрабатывать и состав числа, и значимость позиций слева и справа. Взрослый рассказывает про римские цифры, пользуясь текстом и картинкой. Римские цифры показываются на пальцах и выкладываются из палочек. Особое внимание обращается на «5» и «10» и их соседей. Далее римские цифры обводятся и соотносятся с арабскими (рис. 4.5.10). Задание 11. Задачи на наглядное зрительно-пространственное мышление. Ребенок вместе со взрослым рассматривает ковер, перечисляет, каких частей не хватает («и верхнего левого угла, и верхнего правого…»). Выделяет слово «влево» и раскрашивает его и узоры, которые смотрят влево, синим цветом. Далее находит такой же узор на кусочках и раскрашивает его. Потом определяет, какой кусочек подходит для левого верхнего угла, и соединяет их дорожкой, также находится кусочек для левого нижнего угла. Слово «вправо» и соответствующие узоры раскрашиваются красным, а затем рисуются дорожки. В центральном кусочке сначала раскрашиваются соответствующим цветом узоры, направленные влево и вправо, а затем узор, смотрящий вверх (на солнце), – желтым, а смотрящий вниз (на траву) – зеленым. Во второй части ребенок решает логические задачи на основании понятий «влево-вправо», «вверх-вниз» (рис. 4.5.11). Задание 12. Понимание обратимых конструкций с предлогами. Это задание – пример работы над квазипространственными функциями (рис. 4.5.12). Взрослый рассказывает, что в сарае прячется какой-то зверек.
«Сначала он спрятался там, где НА ящике стоит бочка (поставь в этом месте точку и цифру 1). Потом он перебежал туда, где ящик лежит В бочке (поставь здесь точку и цифру 2). Затем туда, где ящик ЗА бочкой (поставь здесь точку и цифру 3). Потом туда, где ПОД ящиком бочка (поставь здесь точку и цифру 4). А потом туда, где ящик ПЕРЕД бочкой (поставь здесь точку и цифру 5). Теперь соедини точки по порядку. Что у тебя получилось? (Звезда.) А чего в ней не хватает? Проведи недостающую линию».
В древние времена люди пользовались для счета пальцами, поэтому римские цифры похожи на пальчики. Обрати внимание, как при помощи рук изображаются числа пять и десять – ведь на одной руке 5 пальцев, а на двух – 10. Посмотри на рисунки и обведи римские цифры. В квадратики впиши соответствующие арабские цифры.
Посмотри, как записываются римские цифры, и обведи их.
Под каждой римской цифрой напиши соответствующую ей арабскую.
Рис. 4.5.10. К заданию 10 На этом материале можно отрабатывать и употребление предложных конструкций.
Взрослый говорит: «Я положил яблоко в бочку на ящике. Найди. А теперь я переложил его – угадай куда?»
Рис. 4.5.11. К заданию 11
Рис. 4.5.12. К заданию 12
Date: 2015-08-24; view: 734; Нарушение авторских прав |