Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Энеолит Средней Азии

Энеолитические памятники Средней Азии сосредоточены в предгорьях Копетдага, на границе пустынь. Руины поселений – многометровые холмы, называемые тепе, тепа или депе. Они составлены из остатков глинобитных домов.

К раннему относят комплексы Анау 1А и Намазга 1 (5-сер.4 тыс.). Развитие земледелия. Поля обваловывали во время разлива рек для удержания воды, усов. палку-копалку. Выращивали пшеницу и ячмень. Скотоводство вытесняет охоту. Коровы, овцы, свиньи. Появляется сырцовый кирпич, из него сложены однокомнатные дома. Находят выплавленные медные вещи (третья ступень): украшения, ножи, шилья. Медь привозили из Ирана. Полусферические и плоскодонные чаши расписаны одноцветным орнаментом. Находят женские статуэтки, культ женского божества.

К среднему периоду относят комплекс Намазга 2 (3500 г. до н.э.). Поселки имели общее зернохранилище и общее святилище с жертвенником. Преобладали овцы, мало свиней и не было домашней птицы. Был освоен отжиг меди. Была освоена обработка золота и серебра. Число каменных орудий уменьшилось. Кремневыми остались вкладыши, зернотерки и др. Керамика было полусферической и конической. Многоцветная роспись. Одиночные погребения с некоторыми различиями в богатстве погребального инвентаря.

К позднему палеолиту относится комплекс Намазга 3 (2750 г. до н.э.). Различия между западными и восточными районами (в керамике). Поселения этого периода существуют всех размеров: малые, средние и крупные. Появились первые оросительные каналы и водоемы. Преобладает овцеводство. Появились тягловые животные и колесо. Коллективные погребения. Керамика: биконические миски, горшки, кубки.

20 Энеолит и бронзовый век Кавказа Эпоха, следующая за каменным веком, в истории человечества связана с появлением металла. Первым металлом, оказавшимся в руках человека, была медь. Из множества известных металлов лишь три - золото, серебро и медь - встречаются на Земле в самородном состоянии, то есть в виде кусков металла, причём иногда очень больших (самый крупный из когда-либо найденных самородков меди весил 420 тонн). Но золото и серебро попадались нашим предкам столь редко, что найти широкое применение эти металлы не могли. Медь же достаточно распространена в природе, и, кроме того, сравнительно легко обрабатывается. Именно поэтому человек и взял в руки медное орудие. И хотя оно не было таким твёрдым, как камень, срок его службы оказывался значительно большим, поскольку затупившееся остриё можно было опять заточить и использовать орудие снова и снова. Но так как от каменных орудий люди ещё полностью не отказались, то эпоху эту называют медно-каменным веком или энеолитом. В Сочи к этому времени относится приморская стоянка «Бочаров ручей», а также десятки стоянок с мотыжками «сочи-адлерского» типа, разбросанные по холмистым предгорьям города. На территории поселения «Бочаров ручей» в 1941 году собрана большая коллекция изделий: каменные мотыги, треугольные наконечники стрел, свёрла, проколки, грузила для сетей, кремневые вкладыши от гарпунов. Не стоит особого труда догадаться по находкам, что занимались обитатели стоянки рыболовством, охотой и земледелием. Широкое распространение мотыжек и зернотёрок, найденных на стоянках Имеретинская, Ахштырь I-V, Молдовка, Малый Ахун, Батарейка, Ажек, Пластунка, перевал Мамайка, позволяют сделать вывод, что в энеолите земледелие стало наиболее важным занятием местных жителей. Мотыжки на Черноморском побережье Кавказа были каменными, изготавливались из речных галек аспидного сланца, песчаника, изредка кремня (в других районах Кавказа известны мотыги из рогов оленя, крупных костей других животных). Сильным ударом по ребру гальки раскалывались на две половины. Затем несколькими ударами выделяли узкий черешок для закрепления мотыжки на деревянной рукояти. В энеолите на Кавказе появляются первые курганы. Курганы представляют собой искусственные насыпи, сделанные людьми в разные эпохи, но всегда с целью погребения покойников. Само слово «курган» тюркского происхождения и означает крепость, ограда, стена. В русский язык оно вошло как понятие о могильном сооружении со стенами. Вокруг курганов иногда делались каменные ограды, предохранявшие насыпи от оползания. Курганы в Краснодарском крае известны повсеместно - в степной полосе, на Таманском полуострове и на Черноморском побережье. Это, как правило, большие земляные насыпи, достигающие иногда 10-15 метров, а в редких случаях и до 20 метров высоты. В кубанских степях и долинах рек насыпи у курганов земляные, в горах - из булыжника или обложены в несколько рядов каменными плитами. Иногда курган увенчивался бревенчатым шатром, каменной или деревянной статуей, шестом с привязанным к нему флагом или конским хвостом, вертикально поставленным мечом. Но в любом случае это настоящие надгробные памятники, возведённые в расчёте на то, что их будет видно издалека. Дожди и ветры на протяжении столетий обрушивались на поверхность курганов и постепенно придали им форму естественного холма. С глубокой древности в сознании людей складывается вера в загробную жизнь. Древние люди представляли себе, что и после смерти душа человека будет продолжать жить почти такой же жизнью, как и на земле. Отсюда и возникают сложные обряды захоронения с помещением в могилу вместе с покойником его личных вещей, пищи «в дорогу», боевого коня, а с вождём - его слуг, рабов, жён, убитых при похоронах. И чем знатнее умерший, тем выше насыпался курган. Тысячелетняя традиция строительства курганов началась с появления в степях от Дуная до Урала (включая и Кубань) первых скотоводов. Это была так называемая древнеямная культура. «Древнеямники», или просто «ямники» - так назвали первых скотоводов степи археологи, хоронили покойников в ямах. Сверху она перекрывалась деревянными плахами. Стенки могильной ямы завешивались материей или белились. Дно могилы выстилали войлоком или кожей. Покойнику всячески старались создать уют, ведь по представлениям древних, его душа, двойник продолжала жить после смерти. Поверх подстилки посыпали мелом и красной краской (охрой), которая символизировала огонь, его очистительную силу, изгонявшую всю нечисть из могилы и обеспечивавшую покой умершему. Количество вещей, положенных в могилу было невелико. Это было несколько примитивных глиняных сосудов, булавок, кремневых наконечников стрел, украшений. Медные предметы встречаются в погребениях редко. Меди было тогда мало и была она дорогостоящей. Из орудий труда встречаются ножи, медных украшений больше - это бусы, небольшие височные проволочные кольца. Такие же колечки делались иногда из серебра и золота. Интересны бусы в виде маленьких чашечек, сделанных из зубов древней рыбы. Покойнику клали также остатки жертвенной пищи, чаще всего кусок баранины. Как и в Западной Европе, племена, обитавшие здесь, развивались в рамках первобытного строя. Наиболее высокого уровня достигли оседло-земледельческие племена юго-запада Средней Азии, где в начале 2-го тысячелетия до н. э. складывается местная протогородская цивилизация древневосточного типа, обнаруживающая связи с культурами Ирана и Хараппой (Намазга-Тепе V). Однако ещё большее значение в эту эпоху имел Кавказ с его богатой рудной базой. Кавказ был одним из крупнейших металлургических центров Евразии, снабжавшим на рубеже 3—2-го тысячелетия до н. э. медными изделиями степные районы Восточной Европы. В 3-м тысячелетии до н. э. Закавказье было областью распространения оседлых земледельческо-скотоводческих общин — носителей так называемой куро-аракской культуры, в ряде отношений связанной с древнейшей культурой бронзы М. Азии. С середины 3-го тысячелетия и до конца 2-го тысячелетия до н. э. на Северном Кавказе процветали культуры скотоводческих племён с богатыми захоронениями вождей (майкопская культура, северокавказская культура). В Закавказье — оригинальная культура с расписной керамикой — триалетская культура 18—15 вв. до н. э. (см. Триалети). Во 2-м тысячелетии до н. э. Закавказье было центром высокоразвитой металлургии бронзы, весьма сходной с производством хеттов и Ассирии. На Северном Кавказе в это время была распространена северокавказская культура, развивавшаяся в контакте с катакомбной культурой, а на Западном Кавказе — культура дольменов. Во 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э. — начале 1-го тысячелетия до н. э. на базе предшествующих культур эпохи средней бронзы складываются новые культуры с высоким уровнем металлургии: в Грузии, Армении и Азербайджане — центральнозакавказская археологическая культура, в Западной Грузии — колхидская культура, на Центральном Кавказе — кобанская культура, на Северо-Западном — прикубанская, в Дагестане и Чечне — каякентско-хорочоевская культура.

21 вопрос Древнеямная культурно-историческая общность (сер.3 – нач.2 тыс.) – от Южного приуралья до Балкано-Дунайской области. Особенности погребального обряда и керамики. 9 вариантов этой культуры. Древнеямный курган – характерная черта, показатель новых идеологических представлений, «степной психологии». Покойников хоронили в ямах на спине с поднятыми коленями, головой на восток. Инвентарь отсутствует или очень беден. Сосуды круглодонны или остродонны, орнамент зонален. Древнеямные племена - переносчики и распростран. важнейших достижений, которыми до этого обладали отдельные земледельческие центры. Взаимодействия с майкопской и трипольской культурами. Накопление богатства в родах и племенах, межродовые столкновения. Производящая экономика способствовала расслоению, в нек.курганах находят повозки (признак военных отрядов). Полное утверждение патриархата. Я́мная культу́ра (точнее — Древнея́мная культу́рно-истори́ческая о́бщность) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах. Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также ее генетически связывают с культурой воронковидных кубков[1]. Ямная культура сменяется полтавкинской. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — андроновская и срубная культуры.В рамках ранней версии курганной гипотезы Марии Гимбутас ямная культура связывалась с поздними протоиндоевропейцами. По её мнению, ареал ямной культуры был территорией распространения праиндоевропейского языка в позднеевропейский период, наряду с более ранней среднестоговской культурой. В настоящее время сторонники данной версии весьма немногочисленны, ввиду того, что глоттохронология и реконструируемая праиндоевропейская лексика позволяют датировать распад праиндоевропейской общности на несколько тысячелетий ранее ямной культуры. В более поздних версиях курганной гипотезы население ямной культуры связывается с носителями арийских языков (предки индоиранцев, дардских и нуристанских языков).Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье и т. д.). С этой же культурой связывают курганы Мергелевой гряды в Луганской области со следами человеческих жертвоприношений.В развитии ямной культуры выделяют три периода.

Первый (ранний) этап (1-я половина — середина 3-го тыс. до н. э.)

На всей территории ямной культуры распространены однообразные захоронения с лежащими на спине и посыпанными охрой скелетами, ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлышком, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные «скипетры») при почти полном отсутствии металла. Поселения — временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров.

Второй этап (3-я — начало 4-ой четверти 3-го тыс. до н. э.)

Возникают локальные варианты. В причерноморских степях вместе с признаками раннего этапа появляются захоронения на боку с ориентированием головой на запад, яйцеподобные посудины с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шила). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к осёдлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скала Каменоломня и другие на Нижнем Днепре).

Третий этап (кон. 3-го — нач. 2-ого тыс. до н. э.)

Локальные отличия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее расширены захоронения со скелетами, не всегда покрытыми охрой, с нестойким ориентированием по сторонам света, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфичные комплексы костяных украшений с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колёсами. До конца третьего этапа рост локальных особенностей и распространение новых культур (преимущественно катакомбной культуры) привели к исчезновению ямной культуры.

22 вопрос Майкопская (вторая половина 3 тыс.) – занимает предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Укрепленные поселения и курганы с большими могильными ямами. Позже появляются подкурганные дольмены. Золотые и серебряные сосуды. Медные вещи: кинжалы, топоры, долота. Кремневые стрелы. Богатство нек. курганов говорит о богатстве и авторитете родовых вождей. Есть признаки применения гончарного круга, что является свидетельством классообразования (хотя это спорно). Нек. кинжалы, стрелы, ножи и др., подобны месопотамским и критским. На связь с Ближним Востоком указывают фигурки львов, быков, сердоликовые бусы. Хоз-во скотоводо-землед. плана. Большая имущественная дифференц. Дома наземные.

Северокавказская (рубеж 3 и 2 тыс.) – земли от Черного моря до Кабардино-Балкарии, заходя в горы и степь. Погребения в горах – в ямах. В степях и предгорьях – в курганах. В погребальном инвентаре встречаются бронзовые ножи, тесла, топоры, украшения, каменные булавы. Основа хозяйства – пастушеское скотоводство и земледелие. Серпы – сначала вкладышевые, потом – металлические. Социальный строй – патриархат. Отмечены связи с катакомбными племенами, получавших изделия из мышьяковистых бронз от северокавказских племен. Продолжением северокавказской является кобанская культура (11-4 вв. до н.э.). Металлургия кавказской бронзы одна из лучших на территории СССР. Главное занятие–овцеводство. Также использовалась лошадь.


<== предыдущая | следующая ==>
Неолит Кавказа и Крыма | Бронзовый век. Общая характеристика

Date: 2015-08-24; view: 3036; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию