Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 14. Примечания





ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Непреходящее значение для философии истории имеют работы Вико, Монтескье, Лессинга, Канта, Гердера, Фихте, Гегеля, Маркса и Макса Вебера. Обзор литературы дан в следующих работах: Thyssen S. Geschichte der Qeschichtsphilosophie. В., 1936; Rocholl R. Die Philosophie der Geschichte. Bd l. Gottingen, 1878.

(2) Spengler 0. Der Untergang des Abendlandes. Munchen, 1923; Weber A. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. Leiden, 1935; Weber A. Das Tragische und die Geschichte. Hamburg, 1943; Weber A. Abschied von der bisherigen Geschichte. Harnburg, 1946; Toynbee A. A study of history. L., 1935.

К оглавлению

(3) Тойнби осторожен в своих прогнозах. Он прорывает или обволакивает нарисованную им картину христианским воззрением. В принципе, согласно его теории, культура может продолжать существовать, не приближаясь к гибели. На нее не распространяется слепая необходимость биологического старения и смерти. То, что произойдет, зависит отчасти от свободы человека. Иногда

помогает Бог.

Шпенглер настаивает на том, что он первый, по его мнению, методически разработал исторический прогноз с достоверностью астронома. Многие находят в его концепции аргументы, подтверждающие то, что они уже смутно ощущали сами. Его проникновенной картине, где переливающиеся в игре своих граней отношения колеблются между произвольными построениями и убедительностью, его диктаторской убежденности можно противопоставить два принципиальных

возражения: Во-первых, интерпретация с помощью символов, сравнений и аналогий действительно в ряде случаев помогает характеризовать «дух», общее настроение; однако ей, как и всякому определению с помощью физиогномического метода, свойствен тот недостаток, что в ней реальность не методически познается, а интерпретируется в своей бесконечности на основе возможностей. Тем самым нарушается столь претенциозно выдвинутая идея «необходимости» того, что происходит. Смена морфологических форм постигается в рамках каузальности, смысловая очевидность-как реальная необходимость развития. Там, где Шпенглер дает больше чем характеристику явлений, он методологически несостоятелен. Если в его аналогиях подчас заключены подлинные проблемы, то ясность они обретают не в физиогномическом видении как таковом, а лишь в том случае, если данное утверждение может быть проверено исследованием каузальных связей и конкретных свойств явления. Интуиция, якобы позволяющая всегда ухватить в особенном целое, должна быть превращена в определенность, которая может быть обоснована, а при этом приходится отказываться от проникновения в целое.

Тогда прекращается субстанциализация и гипостазирование культурных целостностей. Существуют лишь идеи относительного духовного целого и схемы подобных идей в идеально-типических конструкциях. Посредством этих идей и схем можно, опираясь на определенные принципы, установить связь между многообразными явлениями. Однако сами эти идеи всегда остаются внутри всеобъемлющей целостности и не могут полностью ощутить эту целостность как

некое тело.

Во-вторых, в противовес шпенглеровскому абсолютному делению на изолированные, параллельно существующие культуры следует указать на их эмпирически выявляемые соприкосновения, влияния, заимствования (буддизм в Китае, христианство на Западе), которые, по Шпенглеру, ведут только к нарушениям и псевдоморфозам, а в действительности указывают на лежащую в их основе

общность.

Правда, понять, что такое эта общность основы,- задача бесконечная как в аспекте познания, так и практического осуществления. Каждое определенным образом выявленное единство - например биологический тип, общезначимое рассудочное мышление, общие) черты человеческой природы - не есть единство как таковое. Предположение, что человек потенциально повсюду один и тот' же, столь же верно, как и противоположное,- что человек повсюду различен, что он дифференцирован вплоть до особенностей отдельных индивидуумов.

Единство обязательно должно быть связано со способностью понимать друг друга. Шпенглер это отрицает: различные культуры, утверждает он, в корне различны, друг для друга непостижимы. Мы, например, не понимаем древних греков.

Этому параллельному существованию вечно чуждого друг Другу противостоит возможность и отчасти реальность взаимного понимания и заимствования. Все, что люди мыслят, делают и создают, все это затрагивает всех, в конечном счете речь идет об одном и том же.

(4) Lasulx E. Neuer Versuch einer alten Philosophie der Geschichte. Wien, 1952.

S. 137.

(5) Laotse. Der Weg der Tugend. Hrsg. von V. Strauss. Leipzig, 1870. S. LXIV.

(6) Mayer E. Geschichte des Altertums. Stuttgart, 1884. Bd. l. Teil 2. S. 935.

(7) Lasaulx E. Op. cit. S. 137.

(8) Laotse. Op. cit. S. LXIV.

(9) Keyserling H. Das Buch vom Ursprung. Baden-Baden, 1947. S. 151.

(10) Weber A. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. Leiden, 1935.

(11) Portmann A. Biologische Fragmente zu einer Lehre vom Menschen. Basel, 1944; id. Vom Ursprung des Menschen. Basel, 1944. См. также мою работу: Jaspers /(. Der philosophische Glaube. Munchen. 1948. (См. настоящее издание, «Философская вера».- Прим. ред.)

(12) Сходную картину нарисовал Альфред Вебер. Он относит великие культуры древности - египетскую и вавилонскую - вместе с поныне существующими культурами Китая и Индии к одному типу первичных, остающихся неисторическими, магически связанных культур, которым противостоят вторичные, существовавшие только на Западе культуры.

Основная идея, согласно которой производится деление на первичные и вторичные культуры, безусловно указывающая на действительное положение дел, тем не менее не представляется нам убедительной. Вторичной была уже вавилонская культура но отношению к шумерийской, индоарийская по отношению к доарийской и. вероятно, новые вторгшиеся в Китай народы также заимствовали его культуру, вместе с тем преобразуя ее.

Уж совсем неубедительно, по нашему мнению, применение упомянутого деления к Китаю и Индии, с одной стороны, западному миру - с другой. Осознав духовный размах и глубину осевого времени, нельзя принять эту параллель: Египет, Вавилон, Индия, Китай - и противостоящий им всем Запад с его греко-иудейской основой в качестве единственно новой культуры. Напротив, осевое время охватывает также мир Индии и Китая.

Культуры Китая и Индии, известные нам, вышли из осевого времени, они не первичны, но уже вторичны, как и Запад; что же касается Египта и Вавилона, то там изменения были так же ничтожны, как в древних культурах Индии и Китая (о которых мы имеем столь незначительные данные, что можем быть уверены только в их существовании; но мы отнюдь не представляем себе их культуру с такой отчетливостью, как культуру Египта и Вавилона). Поэтому Китай и Индию в целом нельзя считать наряду с Египтом и Вавилоном первичными культурами. Китай и Индия и первичны и вторичны по своей культуре. На ранней стадии своею развития они могут быть приравнены к первичным культурам, а позже, после прирыва осевого времени, они составляют параллель вторичным культурам Запада. Параллель между Египтом и Месопотамией, с одной стороны, Индией и Кигаем, с другой, закономерна лишь для фактически одновременных периодов и истории. Начиная с осевого времени, Китай и Индия уже не могут быть подавлены в один ряд с великими культурами древности - по своему смыслу они служат параллелью осевому времени Запада. Египет и Вавилон не знали осевого времени.

Историческая конструкция Альфреда Вебера отправляется от следующего принципа: «Показать, как в рамках развития в целом формировались и сменяли друг друга замкнутые культуры». Поэтому он решительно выступает против оперирования эпохами, которые он считает «лишенными содержания перспективами». Однако в силу своей свободной от всякой догматичности позиции и исторической проницательности он приходит к близким нам выводам. В его трудах есть место, которое кажется фрагментом из совершенно другой исторической концепции; мы приведем его в качестве подтверждения нашей точки зрения. Правда, это высказывание остается случайным в его общей концепции, и он не делает из него никаких выводов. Альфред Вебер пишет: «В период IX-VI вв. до н. э. три сложившиеся культурные сферы мира, переднеазиатско-греческая, индийская и китайская, странным образом почти одновременно и, по-видимому, независимо друг от друга пришли к универсальным по своей направленности поискам в области религии и философии, к общим ответам и решениям. Начиная с этого момента, с Зороастра, иудейских пророков, греческих философов, с Будды, Лаоцзы и Конфуция, здесь синхронно разрабатывались интерпретации мира и воззрения, которые, будучи впоследствии развиты и преобразованы, систематизированы, возрождены или трансформированы и реформированы, в ходе их влияния друг на друга составили в своей совокупности мировую религию и философскую интерпретацию истории человечества, к религиозному аспекту которой с конца этого периода, т. е. с XVI в., ничего существенно

нового добавлено не было» (Weber A. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. Leiden, 1935. S. 7-8).

Интерпретация Альфредом Вебером воздействия народов-кочевников выявляет причину возникновения вторичных культур на Западе (того, что мы называем осевым временем), но одновременно и причину духовного преобразования в Китае и Индии, которые он тем не менее относит к первичным культурам.

Альфред Вебер описывает действительно глубокие изменения, которые произошли в это время в Индии и Китае и были, по существу, такими же коренными, как изменения в Западной Европе: в Индии - это первичная стадия буддизма, происходившее тогда преобразование магически-метафизического начала в этическое начало в джайнизме и учении Будды, а в Китае - это преобразование посредством буддизма. Однако Альфред Вебер считает несомненным, что магическое начало там вновь утверждается, что в этих странах речь идет не о «коренном преобразовании», а лишь об «ассимилировании» того вечного и неизменного, которое объемлет как Китай, так и Индию. Азию отличает от Запада, по его мнению, господство высшего неизменного начала.

Есть ли здесь действительно радикальное различие? Не заключено ли именно в этом нечто общее, постоянно грозящая всем нам опасность того, что, поднявшись до уровня немагического, человеческого, разумного, вознесясь над демонами к Богу, мы в конце концов можем вновь пасть в бездну магии и демонологии?

(13) См.: Jaspers К. Descartes und die Philosophie. В., 1937.

(14) Гегель Г. В. Ф. Философия религии. M., 1976. Т. 1. С. 392-393.

(15) Мильтон Дяс. Потерянный и возвращенный рай. М., 1888. С. 277-278.

(16) Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. 8. С. 22.

(17) Выявить подобные тенденции означает указать на некие возможности без уверенности в том, в какой мере эти тенденции могут быть осуществлены. Совсем иное, если технический мир в целом рассматривается как нечто до конца понятое - хоть как манифестация нового героического образа человеческого бытия, хоть как творение дьявола. Тогда демония техники субстантивируется как нечто подлинно демоническое, и при таком истолковании значение труда либо превозносится, либо полностью отрицается, мир механизированного труда восхваляется или отвергается. В основе того и другого лежат причины, коренящиеся в механизированном труде. Однако в своей абсолютизации обе эти противоречивые возможности ведут к заблуждению. Именно такими они предстают перед нами в серьезных по своему общему значению трудах братьев Юнгеров.

Эрнст Юнгер в своей книге «Рабочий» {Junger E. Der Arbeiter. Hamburg, 1932) дал следующую пророческую картину мира техники: труд как тотальная мобилизация, завершающаяся материальной битвой; образ рабочего, непоколебимого в своей твердости; значение нигилизма, бесцельного, просто разрушающего. Юнгер рисует «рабочего» как будущего господина мира. Он стоит по ту сторону гуманности и варварства, индивидуума и массы. Труд - форма его жизни, он знает, что несет ответственность в рамках всей системы труда. Техника овеществляет все как средство власти. С помощью техники человек становится господином самого себя и господином мира. Новый человек, предстающий в образе рабочего, обретает черты окостенения. Он уже не спрашивает: почему и для чего? Он желает и верит, независимо от содержания этого желания и этой веры.

Фридрих Георг Юнгер (Junger F. G. Ober die Perfektion der Technik. Frankfurt a. M., 1944), напротив, дает безутешную, безвыходную картину техники: то элементарное, что подчинено техникой, распространяется вширь именно в технике. Рациональное мышление, само столь бедное элементарными силами, приводит здесь в движение огромные элементарные силы, но делает это посредством принуждения, с помощью враждебных насильственных средств. В индустриальном пейзаже, пишет Юнгер, заключено нечто вулканическое, в нем обнаруживаются все явления, связанные с извержением вулкана: лава, пепел, фумаролы, дым, газ, озаренные пламенем ночные облака и далеко распространяющееся

опустошение.

Ф. Г. Юнгер оспаривает тезис, согласно которому техника освобождает человека от труда и увеличивает его досуг. Он, правда справедливо, указывает на то, что об уменьшении труда сегодня не может быть и речи. Однако в целом, конечно, неверно, что кажущееся уменьшение труда всегда, как он полагает, связано с ростом его в другом месте. Оспаривая тезис, будто техника увеличивает богатство,

Юнгср совершает скачок в сферу иного «богатства», где утверждается, что богатство - это бытие, а не имущество. Нельзя также считать убедительным доводом то, что Юнгер неоправданно возлагает ответственность за рационализацию, совершаемую в условиях нужды (в частности, при разрушениях во время войны), на технику. Его описания современной организации общества, живущего в обстановке нужды, поразительно верны: эта организация не создает богатства, это просто способ распределить то, что сохранилось в сфере, где ощущается недостаток. Организация распределения в убыточном хозяйстве является последним, что остается в неприкосновенности, она становится тем могущественнее, чем более растет бедность. Сама эта организация погибает только тогда, когда распределять больше нечего. Подобные рассуждения должны безусловно относиться не к технике, а к пережитому нами ужасному феномену - к последствиям войны, которые ошибочно рассматриваются здесь как необходимые следствия техники.

Картины братьев Юнгеров противоположны по оценке техники, но сходны по типу мышления. Это - как бы подобие мифологического мышления: не знание, а образ, не анализ, а набросок видения,- однако все это дано в категориях

современного мышления, и читатель легко может счесть, что перед ним результат рационального познания.

Отсюда односторонность и страстность авторов этих концепций. Они ничего не взвешивают, не привлекают никаких противоположных мнений, разве только избирательно, чтобы, опровергнув их, утвердить значимость своих слов.

Здесь - не трезвость знания, а эмоциональность, которая не преодолевается ни претензией на четкую и трезвую формулировку, ни холодными диктаторскими констатациями и оценками. Это позиция прежде всего эстетическая, которая основана на удовольствии, доставляемом продуктом духовного творчества; в работах Эрнста Юнгера это привело к литературным достоинствам высокого ранга.

В сущности говоря, такое мышление не создает ничего верного. Однако в беспочвенности нашего' времени, когда рассудительность утеряна, методическое познание отвергнуто и люди отказались от основательного знания или поисков его на протяжении всей жизни, такое мышление полно искушений. Поэтому в тоне авторитарной решимости нет ничего действительно обязывающего читателя. В содержании книги, даже во всей позиции автора легко может произойти изменение; тип мышления остается, тема, мнение и цель меняются.

(18) О массе см.: Le Bon G. Psychologie de foules. P., 1899; Ortega y Gasset. La rebelion de las masas. Madrid, 1929 (в рус. пер.- Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3-4.- Прим. ред.}.

(19) Groot 1. l. de. Universismus. B., 1918. S. 383-384.

(20) Токвиль А. О демократии в Америке. М., 1897. С. 340.

(21) Burckhardt l. Weltgeschichtliche Betrachtungen. Bern, 1941. S. 218.

(22) Id. Briefe. Hrsg. von F. Kaphahn. Leipzig, 1935. S. 348.

(23) Nietzsche F. Also sprach Zarathustra. Leipzig, 1910. S. 19-20.

(24) См. с. 197-198 настоящей работы.

(25) Все то, что я излагаю в тексте, не могло бы стать мне ясным без знакомства с проникновенным пониманием этого X. Арендт. {Arendt H. Sechs Essays. Heidelberg, 1948).

(26) О тотальном планировании см.: Lipnmann W. An Inquiry into the Principles of the Good Society. Boston, 1937; Hayek F. A. The Road to Serfdom. Chicago, 1944; Ropke W. Die Gesellschaftskrise der Gegenwart. Zurich, 1942.

(27) Липман У. и Kauen?. Э. полностью раскрыли проблему тотального планирования. По Липману, следствия тотального планирования могут быть сформулированы в нескольких фразах: С ростом плана уменьшается гибкость и приспособляемость экономики. Попытки предотвратить нужду и анархию с помощью тотального планирования в действительности увеличивают то и другое. Насилие, направленное на преодоление хаоса, вызывает лишь еще больший хаос.

Давление, осуществляемое организацией, перерастает в террор, ибо взрыв назревающего недовольства может быть предотвращен лишь постоянно усиливающимся давлением. Тотальное планирование связано с вооружением и войной, это холодная война, вызванная прекращением свободного общения между странами.

Тотальное планирование проникает в мельчайшие группы населения. Растет тенденция ставить всему пределы, бесцеремонно проводить разного рода частные решения посредством применения политической силы.

Эти тенденции планового хозяйства действуют и помимо желания активно участвующих в нем лиц; они усиливаются, так как коренятся в природе вещей. В плановом хозяйстве заключены тенденции, которые, выходя за его рамки, ведут к изменению всего человеческого существования, даже его духовного мира, тенденции, скрытые от тех идеалистов, которые начали борьбу за планирование. Хаиек дал этим тенденциям следующую убедительную характеристику: 1. Плановое хозяйство уничтожает демократию. Если демократия есть правление и контроль над ним посредством парламента, дискуссии и решения большинства, то демократия возможна только там, где задачи государства ограничены областями, в которых решения принимаются большинством в ходе свободной дискуссии. Парламент не может контролировать тотальное планирование. Вероятнее всего, что в этих условиях он самораспустится, приняв закон о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий.

2. Плановое хозяйство разрушает правовое государство. Правовое государство функционирует на основе законов, незыблемых даже при диктатуре большинства, так как отменить их можно только законодательным путем, а на это нужно время, в течение которого данное большинство может быть подвергнуто контролю со стороны другого большинства. Тотальное планирование, напротив, нуждается в господстве посредством директив, постановлений, полномочий, которые принимают вид некоей легальности, но, по существу, основаны на неконтролируемом произволе бюрократии и тех, кто стоит у власти и допускает любое

изменение.

Правовое государство защищает от произвола стоящего у власти большинства, абсолютная значимость которого основана только на результате демократических выборов. Однако такое большинство может быть столь же своевольным и диалектичным в своих действиях, как и отдельные индивидуумы. Не истоки правительственной власти, а ее ограничение предотвращает произвол. Это происходит посредством ориентации на твердые нормы, которым в правовом государстве подчинена и государственная власть. Напротив, тотальное планирование апеллирует к большинству массы, которая, голосуя, даже не знает, какое решение она.

собственно говоря, принимает.

3. Плановое хозяйство ведет к абсолютной тотальности. Представление, что авторитарное управление можно ограничить сферой экономики,- не более чем иллюзия. Не существует чисто экономических целей. Завершение тотального планирования ведет к отмене денег, этого орудия свободы. Если вознаграждение за труд будет производиться не в деньгах, а в форме публичных наград, привилегий, должностей, предоставляющих власть над другими, в виде лучших жилищных условий, лучшего питания, возможности путешествовать или получать образование, то это сведется к тому, что вознаграждаемый будет лишен права выбора, а вознаграждающий будет устанавливать не только степень вознаграждения, но и его конкретную форму {Hayek F. Op. sit. P. 90). Вопрос заключается в том, «будем ли мы сами решать, что более и что менее важно для нас, или предоставим это ведомству по экономическому планированию» (Hayek F. Op. cit. Р. 91).

4. Тотальное планирование так влияет на отбор правящей элиты, что у власти оказываются люди, лишенные каких-либо выдающихся дарований. Тоталитарная дисциплина требует однообразия. Его легче всего найти на низших уровнях нравственной и духовной жизни. Самый низкий общий знаменатель охватывает наибольшее число людей. Преимущество отдается послушным и легковерным, чьи смутные представления легко могут быть изменены в должном направлении, чьи страсти легко могут быть возбуждены. Легче всего сойтись в ненависти и зависти.

Особенно пригодны здесь люди прилежные, дисциплинированные, энергичные

и беспощадные, которые любят порядок, добросовестно выполняют свои обязанности, беспрекословно повинуются начальству и постоянно готовы жертвовать собой и проявить физическую смелость. Непригодны в этих условиях люди терпимые, относящиеся с уважением к другим и к их мнениям, духовно независимые, несгибаемые, способные отстаивать свои убеждения и перед начальством, те, кто обладает гражданским мужеством, кто готов помочь слабым и больным, кто отвер-

гает и презирает голую силу,- эти люди живут, сохраняя прежнюю градицию личной свободы.

5 Тотальное планирование нуждается в пропаганде и достигает того, что истина исчезает из общественной жизни. Люди, используемые в качестве средств, должны верить в цели. Поэтому соответственно направляемая пропаганда является необходимым жизненным условием тоталитарного режима. Сообщения и воззрения заранее препарируются. Уважение к истине, более того, само понимание истины должны быть уничтожены Теории, которые отвечают требованиям и назначение которых состоит в том, чтобы служить постоянному самооправданию и исключать все остальные теории, неизбежно должны парализовать духовную жизнь. Тотальное планирование начинает с разума, пытаясь предоставить ему полное господство, а кончает тем, что уничтожает разум. Все дело в том, что здесь не был понят процесс, от которого зависит влияние разума и который сводится к взаимодействию индивидуумов, обладающих различными законами и высказывающих различные мнения.

6. Тотальное планирование уничтожает свободу. «Основанное на свободной конкуренции рыночное хозяйство - единственная экономическая и общественная система, направленная на то, чтобы посредством децентрализации довести до минимума власть человека над человеком» (Hayek F. Op. cit. P. 145). «Преобразование экономической власти в политическую ведет к тому, чтобы превратить власть всегда ограничиваемую в такую, от которой нельзя уйти» (Ibid.). Для того чтобы тотальное планирование могло сохранить себя на своем губительном пути, оно должно уничтожить все то, что ему угрожает: истину, т. е. свободную науку и свободное слово писателя, справедливое решение, т. е независимость суда, открытую дискуссию, т. е. свободу прессы.

Липман и Хайек выявили, как нам кажется, такие связи, доказать несостоятельность которых с помощью достаточно веских контраргументов нелегко Опыт нашего времени и идеально типические конструкции сочетаются в этой картине, которую каждый современный политический или государственный деятель должен постоянно иметь перед глазами хотя бы как возможность.

(28) Попытка непосредственно осуществить справедливость силой создает такие условия, при которых невозможно сохранить даже самую элементарную справедливость.

(29) Исайя 2,4.

(30) О марксизме, психоанализе и расовой теории см. мою работу: Jaspers К. Die geistige Situation der Zeit. В., 1931. (См. наст. издание «Духовная ситуация времени».- Прим. ред.) Эту раннюю работу я рассматриваю как дополнение к настоящей книге. Та, ранняя, была задумана вне исторических рамок, эта, более поздняя,- исторична по своему характеру. Обе относятся к современности.

(31) Гегель Г. В. Ф. Соч. М.; Л., 1934. Т. 7. С. 17-18.

(32) Но и то, что в истории природы необратимо, окончательно, единично, не содержит в себе того, что мы называем историчностью в мире людей.

Человеческая история обретает смысл лишь из «историчности экзистенции». В основе ее лежат процессы, аналогичные процессам, происходящим в мире природы. Однако эта основа не есть ее сущность.

Объективирующие категории естественных процессов неприменимы для понимания бытия духа и экзистенции человека, для постижения которых нужны принципиально иные объективирующие категории.

По вопросу об «историчности» см. мою работу: /aspers K. Philosophie. В., 1932. Bd. 2. S. 118-119.

(33) Речь идет о величайшей полярности - католицизм и разум. См. мою работу: Jaspers К. Von der Wahrheit. Munchen, 1948. S. 832-868.

КОММЕНТАРИИ

ИСТОКИ ИСТОРИИ И ЕЕ ЦЕЛЬ

Книга впервые опубликована в 1949 г. Перевод выполнен М. И. Левиной

в 1978 г. по изданию Jaspers К· Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, Zurich,

1949.

Первая часть. Мировая история

С. 29. Августин Блаженный Аврелий (354-430) - христианский теолог и

церковный деятель, главный представитель западной патристики. В рамках своей

серии «Великие философы» Ясперс посвятил Августину и его учению большую

работу.

С. 30. Ранке (Ranke) Леопольд фон (1795-1886) -немецкий историк. За-

нимался преимущественно политической историей Западной Европы XVI-

XVII вв.

Гельмольт (Helmolt) Ганс Фердинанд - немецкий историк, автор 8-томного труда «Die Weltgeschichte» (1899-1907).

Марафон и Соломин - при Марафоне (Греция) в 490 до Р. X. греки одер-

жали победу над персами в одном из главных сражений греко-персидских войн

(500-449 до Р. X.). Саламин - остров в Эгейском море. В битве при Саламине

греческий флот одержал победу над персидским в 480 до Р. X.

Шпенглер (Spengler) Освальд (1880-1936)-немецкий философ, пред-

ставитель «философии жизни». Известность пришла к нему после сенсацион-

ного успеха книги «Закат Европы» (1918-1922), в которой он рассматривал

культуру как некий «организм», обладающий внутренним единством, обособлен-

ный от других, подобных ему «организмов», и проходящий в своем развитии

определенный «жизненный цикл».

Тойнби (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975) - английский историк и социо-

лог. Вслед за Шггенглером в своем «Исследовании истории» (1934-1961) Тойнби

представил общественно-историческое развитие человечества как совокупность

замкнутых циклов развития локальных цивилизаций.

С. 31. Вебер (Weber) Альфред (1868-1958)-немецкий экономист и со-

циолог (брат Макса Вебера).

С. 32. Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до Р. X.) -древнекитайский фило-

соф, основатель конфуцианства.

Лао-цзы (по-китайски - «старый учитель», собственное имя - Ли Эр) (р. в

604 до Р. X.) -древнекитайский легендарный основатель даосизма. Ему припи-

сывается составление книги «Дао де цзин».

Мо-цзы (Мо-ди) (480-438 (381) до Р. X.)-древнекитайский мыслитель, по-

литический деятель, основатель моизма.

Чжуан-цзы (369-286 до Р. X.) - древнекитайский философ, один из основа-

телей даосизма, автор значительной части трактата «Чжуан-цзы».

Ле-цзы (Ле Юйкоу) (6-4 вв. до Р. X.) - древнекитайский мыслитель, пред-

ставитель даосизма.

Упашшады (санскр.- «сокровенное знание») - заключительная часть Вед, памятника древнеиндийской литературы конца II - начала I тыс. до Р. X. Упанишады являются основой всех ортодональных (принимающих авторитет Вед)

религиозно-философских систем Индии.

Будда (санскр. букв.- «просветленный») - имя, данное основателю буддиз-

ма Сиддхартхе Гаутаме Шакья-Муни (623-544 до Р. X.).

Будде и его учению Ясперс посвятил очерк в своей серии «Великие философы».

С. 33. Заратустра (Зороастр) - пророк и реформатор древнеиранской ре-

лигии, жил ок.?-VII вв. до Р. X.; призывал к установлению сильной власти и

мира. Для его религии характерен дуализм добра и зла; человеку вменялось в обя-

занность кроме соблюдения обрядов вести праведный образ жизни.

Илия - иудейский пророк времен израильского царя Ахава (с 918 до Р. X.).

Исайя - иудейский пророк VIII-VII вв. до Р. X., непримиримый обличитель

отпадающего от Бога народа. Дал потрясающее описание «мужа скорбей»,

искупителя грехов человечества, в котором христианская традиция признала про-

рочество об Иисусе Христе: «Но он изъявлен был за грехи наши и мучим за без-

закония наши; наказания мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились»

(Исайя 53, 5). Поэтому Исайю называют евангелистом Ветхого Завета. Преда-

ние говорит, что в царствование Манассии Исайя был перепилен (Евр. 11, 37).

Второисайя - иудейский пророк, которому приписывается авторство 40-48 глав

«Книги Исайи», написанных ок. 538 до Р. X.

Иеремия - иудейский пророк, которому приписываются в Библии две книги:

«Книга пророка Иеремии», «Книга Плач Иеремии» (принадлежность «Послания

Иеремии» тому же автору сомнительна). Пророчествовал с 627 до Р. X. до раз-

рушения Иерусалима в 588 до Р. X.

Гомер - легендарный древнегреческий эпический поэт, которому со времен антич-

ности приписывается авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений.

Парменид из Элеи (согласно Платону, р. ок. 515 до Р. X.) -древнегреческий

философ, основатель элейской школы.

Гераклит из Эфеса (ок. 520 - ок. 460 до Р. X.) - древнегреческий философ, пред-

ставитель ионийской школы.

Платон. Афинский (427-347 до Р. X.) -древнегреческий философ, родоначаль-

ник платонизма. Ясперс в своей классификации «Великих философов» включал

Платона наряду с Августином и Кантом в число тех мыслителей, которые «осно-

вывают философию и всегда продолжают порождать ее». В предисловии к работе,

посвященной Платону и Августину, Ясперс пишет: «Их воздействие на дух того,

кто стремится понять их, сравнимо по своему историческому влиянию только с влия-

нием систем Аристотеля, св. Фомы Аквинского, Гегеля. Но это влияние совсем

другого рода. Воздействие философских систем есть воздействие школы, докт-

рины, предмета обучения. Творцы же порождают личностную мысль каждого из

своих наследников» (Jaspers К. Les grand philosophes. Р., 1967. Т. 1. Р. II. Р. 10).

Фукидид (ок. 460-400 до Р. X.) - древнегреческий историк, автор «Истории»

(в 8 кн.) - труда, посвященного истории Пелопонесской войны. Эта война (431-

404 до Р. X.) представляла собой крупнейшую в истории Древней Греции войну

между союзами греческих полисов: Делосским (во главе с Афинами) и Пелопо-

несским (во главе со Спартой).

Архимед (ок. 287-212 до Р. X.) - древнегреческий ученый, автор работ по мате-

матике, статике, гидростатике, многих изобретений.

С. 34. Медитация (лат. meditatio - «размышление») - особое состояние ду-

ховной сосредоточенности. Играет важную роль в восточных философиях, в рели-

гиозных упражнениях.

Атман - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуиз-

ма, индивидуальное духовное начало.

Нирвана - (санскр.- «угасание») - центральное понятие буддизма и джайниз-

ма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений, заключающую-

ся в освобождении от цепи перерождений.

Дао - (кит.- «путь», «метод», «закономерность», «истина») - одна из централь-

ных категорий даосизма, означающая естественный закон, которому подчинены

природа, общество, мышление и поведение отдельного индивида. Дао иногда

сравнивают с гераклитовым логосом.

С. 35. Династия Чжоу-правящая династия в Китае в 1027-256 до Р. X.

С. 36....аналогия между неудачами Конфуция при императорском дворе

государства Bau и Платона в Сиракузах. Конфуций разрабатывал свое учение

об идеальном государстве в виде практических рекомендаций правителю. С 492

по 484 до Р. X. он странствовал по государствам Древнего Китая, безуспешно

пытаясь найти правителя, который следовал бы его советам. Ясперс, вероятно,

допускает неточность, говоря об императорском дворе государства Вэй, посколь-

ку это царство было основано только в 403 до Р. X. в результате раздела царства

Цинь между родами Вэй, Чжао и Хань. По всей видимости, речь может идти о

дворе главы рода Вэй.

Диоген Лаэртский пишет о Платоне: «В Сицилию он плавал трижды. В первый

раз - затем, чтобы посмотреть на остров и на вулканы; тиран Дионисий, сын

Гермократа, заставил его жить при себе, но Платон его оскорбил своими рассуж-

дениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу

лишь тирану, если тиран не отличается добродетелью. «Ты болтаешь, как ста-

рик»,- в гневе сказал ему Дионисий. «А ты как тиран»,- ответил Платон. Раз-

гневанный тиран хотел поначалу его казнить, но Дион и Аристомен отговорили

его, и он выдал Платона спартанцу Поллиду, как раз в это время прибывшему с

посольством, чтобы тот продал философа в рабство... Во второй раз он ездил

к Дионисию Младшему просить о земле и людях, чтобы жить по ^законам его

Государства (т. е. согласно философской утопии Платона.-5. К.). Дионисий

обещал, но не дал... В третий раз он ездил с тем, чтобы примирить Дйона с Дио-

нисием; но это ему не удалось, и он воротился восвояси ни с чем...» (Диоген

Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

С. 155-156).

С. 37. «Разговор утомленного жизнью со своей душой» - памятник древне-

египетской литературы эпохи Среднего царства (от II тыс. до XVI в. до Р. X.).

Вавилонские покаяния-имеются в виду покаянные псалмы III тыс. до Р. X.,

входящие в состав вавилоно-ассирийской религиозной лирики. В них человек

сетует на свою судьбу и на свои бедствия, кается в проступках и просит помощи

у божества. Известны два вида таких псалмов - «Жалобы на флейте», в которых

человек жалуется на войны и стихийные бедствия, и «Жалобные песни для успо-

коения сердца», главный мотив которых - одиночество, личное горе, осознание

вины, чувство покинутости божеством.

Эпос о Гильгамеше- эпическая поэма конца III - начала II тыс. до Р. X. о ле-

гендарном правителе города Урука в Шумере (XXV1I1 в. до Р. X.).

С. 39. Лазо (Lasaulx) Эрнст фон (1805-1861) -разрабатывал проблемы

философии истории. Взгляды Лазо близки к концепции Шпенглера.

Царь Нума - Нума Помпилий, второй царь Древнего Рима (715-673/672

до Р. X.); ему приписывается создание жреческих коллегий ремесленников,

учреждение религиозных культов.

Ионийцы - древнегреческие философы VI-IV вв. до Р. X., жившие в ионийских

колониях Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Диоген

Аполлонийский.

Элеаты -древнегреческая философская школа VI-V вв. до Р. X. Главные

представители: Парменид и Зенон из Элеи, Мелисс Самосский.

Дорийцы - Ясперс имеет в виду ранних пифагорейцев, говоривших и писавших

на дорическом диалекте: Пифагора, Архита, фантона и др.

С. 44. Майер (Мауег) Эрнст (1862-1932) - историк права, с 1887 г. профес-

сор университета в Вюрцбурге.

С. 45. Кайзерлинг (Keyserling) Герман (1880-1946) -немецкий писатель

и философ.

С. 50. Вергилий Марон Публий (70-19 до Р. X.) - великий римский поэт,

традиционно сравниваемый с Гомером.

Август - Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 до Р. X.- 14 по Р. X.), римский импе-

ратор с 27 до Р. X. Провел важнейшие для государственного строя Рима рефор-

мы, основав новый вид монархии - принципат. Провозглашал лозунг мира и

порядка, вел большое строительство.

Солон (640/635-ок. 559 до Р. X.) -афинский архонт (высшее должностное

лицо в древнегреческом полисе); в 594 провел реформы, способствовавшие уско-

рению ликвидации родового строя. Античные предания причисляли Солона к семи

греческим мудрецам.

С. 53. Прометеевская эпоха - согласно древнегреческому мифу, титан Про-

метей научил первых людей ремеслам и дал им огонь, который украл для них

из кузницы бога Гефеста.

С. 60. Бахофен (Bachofen) Иоганн Якоб (1815-1887) - швейцарский исто-

рик права.

С. 62. Портман (Portmann) Адольф (1897-1961) - швейцарский зоолог.

С. 66. Доместикация (от лат. domesticus - «домашний») - приручение диких

животных.

Эвентуальный (от лат. eventus - «случай») - возможный при некоторых

обстоятельствах.

С. 70. В «Критике практического разума» Кант пишет: «Моральный закон

свят (ненарушим). Человек, правда, не так уж свят, но человечество в его лице

должно быть для него святым. Во всем сотворенном все что угодно и для чего угод-

но может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним

каждое разумное существо есть цель сама по себе» (Кант И Соч В 6 т Т 4

Ч. I. С. 414).

С. 71. Грозный ("Hrozny) Бедржих (1879-1952) -чешский хеттолог.

С. 79. Эпоха переселения народов - условное название совокупности этни-

ческих перемещений в Европе IV-VII вв., главным образом, с периферии Рим-

ской империи к ее центру. В результате этого римская культура была практи-

чески уничтожена.

С. 80. Эпоха Августа - на время правления Августа приходится расцвет

классической латинской литературы, опирающейся на греческие образцы (так

называемый «золотой век»- Вергилий, Гораций, Овидий).

Каролингское возрождение - культурный подъем в империи Карла Великого и в

королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. (в основном на территории совре-

менных Франции и Германии).

Оттоновское возрождение - культурные и государственные процессы, проис-

ходившие во времена правления Отгона I (912-973), Оттона 11 (955-983)

и Оттона III (980-1002). Германский король Оттон I попытался возродить Рим-

скую империю и в 962 стал императором так называемой Священной Римской

империи германской нации, объединившей значительную часть европейских госу-

дарств. При его дворе и дворе его последователей Оттона II и Оттона III труди-

лись многие выдающиеся теологи, ученые и философы, изучавшие классическое

наследие Римской империи.

Возрождение в узком значении этого слова, или Ренессанс - период в культур-

ном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI вв.,

в других странах-конец XV-XVI вв.), переход от средневековой культуры

к культуре Нового времени на основе возрождения античных традиций.

Ханьская эпоха - время правления китайской императорской династии Хань с

206 до Р. X.- 220 по Р. X. В это время конфуцианство обрело статус официаль-

ной идеологии, приобрело некоторые религиозные функции.

Сунская эпоха - время правления китайской императорской династии Сун (960-

1279), в которое возникло неоконфуцианство как ответ на идейный вызов рас-

просгранившихся в Китае даосизма и буддизма.

Гуманистическое движение в Германии 1770-1830 гг - прусский неогуманизм,

культурное движение, связанное с именами? Вольфа, Лессинга, Гете, Шил-

лера. В его рамках был сформирован новый тип образования, основанный на глу-

боком изучении античных источников, и провозглашен идеал всесторонне обра-

зованной личности. Концом этого периода служит начало июльской революции

во Франции.

Возрождение санскрита в XII в.- В XII в. в Индии возникла литература на

новоиндийском языке хинди, для которой санскрит и связанная с ним духовная

традиция значили так же много, как для западноевропейской средневековой

культуры латынь.

С. 81. Кадеш-древний город на реке Оронт (близ современного города

Хомс, Сирия), у которого в конце XIV - начале XIII в. до Р. X. произошла

битва между египетскими войсками Рамзеса?? и хеттами

Троецарствие (или Саньго) - период в истории Китая (220-265 или 220-280),

получивший название по числу царств (Вэй, У и Шу), образовавшихся после

распада в 220 империи Хань.

С. 82. Цезарь Гай Юлий (102/100-44 до Р. X.) -римский полководец и

диктатор (в 49, 48-46, 45 и с 44 до Р. X.- пожизненно). С его именем (так же,

как и с именем Августа) связывается эпоха военной мощи и успешных завоева-

ний Рима.

Перикл (ок. 490-429 до Р. X.) - афинский стратег (главнокомандующий) в

444-429 до Р. X., вождь демократической группировки. С его именем (как и с

именем Солона) связывается эпоха реформ, время расцвета греческих полисов.

Дионисий Ареопагит, точнее Псевдо-Дионисий Ареопагит - христианский бого-

слов V-VI вв., представитель поздней патристики. Трактаты и послания Псевдо-

Дионисия Ареопагита написаны от имени персонажа «Деяний апостолов», члена

Ареопага I в., обращенного в христианство проповедью апостола Павла. Автор

этих трудов, традиционно приписывавшихся Дионисию Ареопагиту, не установлен.

Большинство исследователей склонны идентифицировать его с Петром Ивером,

епископом Маюмы.

С. 83. Сципионы - в Древнем Риме одна из ветвей рода Корнелиев, к кото-

рой принадлежали крупные полководцы и государственные деятели. В данном

контексте речь идет о Публии Корнелии Сципионе Африканском Старшем

(ок. 235 - ок. 183 до Р. X.) и Публии Корнелии Сципионе Эмилиане Африкан-

ском Младшем (ок. 185-ок. 129 до Р. X.), которых римская традиция изобра-

жает ревностными поклонниками эллинской культуры. Сципион Младший объе-

динял вокруг себя писателей, стремившихся перенести на римскую почву грече-

скую образованность и искусства (т. наз. сципионов кружок). В его окружении

развивались и всесторонне обосновывались идеи о необходимости «возделывания»

человека, воспитания его души и чувств, образования и привития, ему разносто-

ронних интересов. Все это считалось необходимым для раскрытия подлинной

сущности человека. Эти идеи впоследствии вдохновляли мыслителей Нового

времени, получивших название гуманистов.

С. 86. Орфики - члены религиозно-философских, мистических сект Древней

Греции, учение которых связано с именем героя сказания об аргонавтах Орфея,

легендарного певца и музыканта. Орфизм учил, что в человеке злая титаниче-

ская природа соединена с божественным дионисийским началом.

Пифагореизм - религиозно-философское учение в Древней Греции VI-IV вв.

до Р. X., считавшее своим основателем Пифагора, создавшего в Кротоне религиоз-

ную общину, сосредоточенную на проблеме спасения. Он учил о метемпсихозе,

очищении посредством познания музыкально-числовой структуры космоса, о дуа-

лизме души и тела. Как и в орфических общинах, пифагорейский союз имел не-

сколько степеней посвящения своих членов в «тайные истины».

С. 94. Феллахи - в арабских странах оседлое население, занятое земледе-

лием, крестьяне.

С. 96.? номинализме позднего средневековья возникли предпосылки со-

временной науки Номинализм - философское учение, согласно которому общее

не имеет никакого онтологического содержания. В средневековой философии но-

минализм был одним из направлений решения проблемы универсалий Он призна-

вал, что существуют только единичные предметы, а общие понятия являются

порождением человеческого ума. Поздний средневековый номинализм был тесно

связан с разработкой проблем языка, провозглашал главной задачей изучение

природы. В XX в. номиналистический подход характерен для философии науки _

позитивизма, разработки философских оснований математики и математической

логики.

Вторая часть. Настоящее и будущее

С. 100. Везалий (Vesalius) Андреас (1514-1564) - естествоиспытатель, осно-

воположник анатомии.

Левенгук (Leeuwenhoeck) Антони ван (1632-1723) -нидерландский нату-

ралист, один из основоположников научной микроскопии.

Помпеи - античный город, засыпанный при извержении вулкана Везувий

в 79 от Р. X.

Шлиман (Schliemann) Генрих (1822-1890) - немецкий археолог. Открыл место-

нахождение Трои по данным гомеровской «Илиады» и раскопал ее, вел раскопки

в Микенах, Орхомене и др.

С. 102. Гиппократ (ок. 460-ок. 370 до Р. X.) - древнегреческий врач,

реформатор античной медицины.

С. 109. Лютер (Luther) Мартин (1483-1546) - немецкий мыслитель и обще-

ственный деятель, глава Реформации в Германии, основатель немецкого про-

тестантизма. Учил об абсолютном предопределении Богом судеб всех творений.

Алогон - здесь: иррациональное.

С. 117. Дессауэр (Dessauer) Фридрих (1881-1947) - немецкий философ,

специалист по вопросам философии науки и техники.

С. 121. Морзе (Morse) Сэмюэл Финли Бриз (1791-1872) - американский

художник и изобретатель.

С. 137. Имеется в виду спор Гете с Ньютоном о природе света.

Буркгардт (Burckhardt) Якоб (1818-1897) - швейцарский философ и исто-

рик культуры, основатель культурно-исторической школы в историографии.

С. 150. Бёрк (Burke) Эдмунд (1729-1797) - английский публицист и фи-

лософ, один из лидеров вигов. Автор памфлетов против Великой французской

революции.

С. 152. Клагес (Klages) Людвиг (1870-1956) -немецкий психолог и фи-

лософ, представитель «философии жизни».

С. 153. Гроот (Groot) Ян Якоб Мария де (1854-1921) - нидерландский

синолог. С 1911 профессор в Берлине.

С. 156. Токвиль (Tocquevill) Алексис (1805-1859) -французский историк,

социолог и политический деятель, лидер консервативной партии порядка, министр

иностранных дел (1849).

С. 166. Констан де Ребек (Constant de Rebeque) Бенджамен Анри (1767-

1830) -французский писатель и публицист.

Липман (Lippmann) Уолтер (1889-?) -американский журналист и социо-

лог. Ферреро (Ferrero) Гульельмо (1871-1942) -итальянский историк и публи-

цист. Хаиек (Hayek) Фридрих фон (р. 1899) - английский экономист.

Репке (Ropke) Вильгельм (1899-1966)-швейцарский экономист.

С. 183. Тацит (ок. 58-ок. 117) -римский историк.

Лонг - греческий писатель II-III вв., автор любовно-буколического романа

«Дафнис и Хлоя».

С. 190. Вильгельм II (1859-1941) -прусский король и германский импе-

ратор, инициатор первой мировой войны, свергнут германской революцией 1918 г.

С. 193. Фридрих II. Штауфен (1194-1250) - германский король, император

Священной Римской империи с 1212.

С. 204. Он старался не смотреть на Горгону...- согласно древнегреческому

мифу, взгляд Медузы Горгоны обращал все живое в камень.

С. 205. Срединная империя - традиционное самоназвание Китайской

империи.

С. 210. Принцип вечного мира у Канта - имеется в виду учение Канта о воз-

можности вечного мира на земле, изложенное в работе «К вечному миру»

(см.: Трактаты о вечном мире. М., 1963).

С. 211. Лимес (от лат. limes-«межа», «граница») -укрепленные рубежи

Римской империи на границах с землями варваров.

Китайская стена, точнее. Великая китайская стена - крепостная стена в Северном

Китае, построенная в III в. до Р. X. Длина 4-5 тыс. км, высота 6-10 м.

С. 228. Константин, Константин Великий (ок. 285-337) - римский импера-

тор в 306-307. Способствовал торжеству христианства в Римской империи.

Покровительствовал Никейскому собору (325). Выступал на стороне христиан-

ской Церкви в борьбе с донатистами.

С. 229. Кроне (Сгосе) Бенедетто (1866-1952) - итальянский философ, исто-

рик, литературовед, политический деятель.

Третья часть. О смысле истории

С. 243. Третичный период - период геологического времени, ок. 60.^0 млн

лет назад. /'

С. 247. Эддингтон (Eddington) Артур Стэнли (1882-1944') - английский

астроном.

С. 251. Экхарт Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260-1327) - немецкий монах,

доминиканец; проповедовал воззрения, близкие к пантеизму.

С. 252. Фома Аквинский (1225/1226-1247) -философ и теолог, системати-

затор схоластики на базе христианизированного аристотелизма.

Данте Алигьери (1265-1321) - итальянский поэт, создатель итальянского лите-

ратурного языка. В своей знаменитой поэме «Божественная комедия» ярко и глу-

боко выразил мировоззрение позднего средневековья.

С. 256. Аменхотеп (1419-1400 до Р. X.)-имя фараонов Египта из

XVIII династии. Имеется в виду Аменхотеп IV, который в борьбе с всевластием

жречества отменил культ Амона-Ра, бывшего в то время главным в египетской

религии, и установил новый государственный культ единого бога Атона, взяв

себе имя Эхнатон.

С. 263. Янычары (тур. букв.- «новое войско») - турецкая регулярная пехо-

та, созданная в XIV в. Первоначально комплектовалась из пленных юношей, поз-

же - путем насильственного набора мальчиков из христианского населения Осман-

ской империи.

С. 265. Иоахим Флорский (ок. 1132-1202) -итальянский мыслитель, раз-

вивший мистико-диалектическую концепцию исторического процесса, согласно ко-

торой мировая история делится на три эры, соответствующие Лицам Троицы.

Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же последователь-

ности этапов, в конце истории грядет царство справедливости.

Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (1627-1704)-французский писатель, епископ.

Создал концепцию исторического развития как осуществления божественного

Провидения, как движения, направленного к определенной Богом цели.

Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781)-немецкий мыслитель эпо-

хи Просвещения. Рассматривал историческое развитие как процесс постоян-

ного совершенствования, восхождения к все более высоким ступеням.

Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ, критик,

эстетик. Считал мировой исторический процесс единым органичным ростом чело-

веческого общества, в основе которого наряду с национальным фактором лежат

также природные условия и культурные традиции. Для всех этих мыслителей

характерно понимание истории как направленного однолинейного развития, ко-

торое было выдвинуто иудаизмом и утверждалось христианством (в первую

очередь, Августином) в борьбе с языческим толкованием истории как цикличе-

ского развития, вечного чередования жизни и смерти.

С. 279. Хартман или Гартман (Hartmann) Эдуард (1842-1906)-немец-

кий философ, сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютное бес-

сознательное духовное начало - мировую волю.

Пытается ли вавилонский бог повернуть развитие вспять - неясно, какого из

вавилонских богов имел в виду Ясперс. Вероятнее всего, речь идет об индуист-

ском боге Брахме, который, погружаясь в сон, прекращает жизнь мира.

 

http://RUShistory.stsland.ru

Date: 2015-09-02; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию