Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧТ № 3/2012





(продолжение № 3)

 

Ключевые слова:

социальный риск, социально-трудовые уровни социальной защиты отношения

 

Этапы зеканодательного и Организационного становления социального страхования в западных странах

Законодательное оформление обяза­тельного социального страхования происходило в Европе с конца XIX в. по первую половину XX в. Широко­масштабное его применение как пол­ноценного института социальной за­щиты наемных работников во второй половине XX в. позволило качествен­но повысить уровень социальной защиты наемных работников и чле­нов их семей, что знаменовало новый этап в социально-трудовых отноше­ниях труда и капитала, а его финансо­вые, страховые и правовые механиз­мы стали выступать "несущими конст­рукциями" социального государства.

Объективный характер формиро­вания специализированных форм и институтов социальной защиты ра­ботников в форме обязательного со­циального страхования, обусловли­вался усложнением общественного производства, применением дорого-

стоящих машин и оборудования. Вни­мание предпринимателей к работни­кам, их здоровью и профессиональ­ным качествам повысилось: крупные фирмы и государственные органы со второй половины XIX в. начинают все более активно инвестировать в обра­зование работников, их профессио­нальную подготовку, создание соци­альной инфраструктуры жизнеобес­печения человека.

Период с 80-х годов XIX в. до кон­ца 20-х годов XX в. можно определить как первый этап становления систем социальной защиты трудящихся в ин­дустриальную эпоху, на протяжении которого было разработано социаль­ное законодательство, сформирова­ны системы социального страхования и обеспечения'.

Переход к системе обязательного страхования на законодательной основе, произошедший в 90-е годы XIX в. в Германии по инициативе канцлера О.Бисмарка, позволил осу­ществить стратегический прорыв в формировании наиболее эффектив­ного института социальной защиты, который применили сначала многие европейские страны, а впоследствии -в начале XX в. - подавляющее боль­шинство государств.

Второй этап развития западных национальных систем социальной защиты работников в процессе труда (конец 20-х - начало 60-х годов XX в.) обусловлен новой стадией ин­дустриализации (США, 1914-1929 гг.; Западная Европа, 30-50-е годы; Япо­ния, 50-60-е годы), разрушительны­ми последствиями Первой и Второй мировых войн, социалистической революцией (1917 г.) в России, эко­номическим кризисом начала 30-х годов. Эти факторы дали импульс к осознанию необходимости расшире­ния сферы действия социальной за­щиты, качественному повышению ее уровня и обосновали вмешательство государства в социально-экономи­ческие процессы.

Государство во все большем объе­ме исполняет функции социальной поддержки граждан, берет на себя ряд обязательств по финансовому учас­тию в социальном обеспечении инвалидов, безработных и престарелых, законодательно вменяет в обязан­ности: работодателей - страховать занятых на их предприятиях от со­циальных рисков, а наемных работни­ков - финансово участвовать в систе­мах обязательного социального стра­хования. Такое распределение роле­вых функций основных субъектов со­циально-трудовых отношений (рабо­тодателей, работников и государства) свидетельствовало о формировании новой парадигмы социальной защиты и социального регулирования в инду­стриальном обществе. Социальное страхование стало выступать универ­сальным базовым институтом компен­сации утраты заработной платы в слу­чаях наиболее массовых и типичных социальных рисков утраты трудоспо­собности (болезнь, несчастный слу­чай, производственная травма, про­фессиональное заболевание, инва­лидность, утрата кормильца, ста­рость), места работы, а также компен­сации затрат на медицинскую помощь.

В годы Второй мировой войны МОТ разрабатывает и принимает ряд документов, важнейшими из которых являются Атлантическая хартия и Фи­ладельфийская декларация, нацелен­ные на качественное повышение уровня жизни трудящихся в послево­енный период как предпосылки сох­ранения мира и устойчивого социаль­ного развития.

Период после Второй мировой войны и до конца XX в. - ключевой этап в развитии западных националь­ных систем социальной защиты работников в процессе труда, характе­ризуемый двумя крупными вехами -установлением минимальных стан­дартов социальной защиты застрахо­ванных (60-е годы) и утверждением модели "достойного труда", "достой­ной системы социального страхова­ния" (90-е годы).

Уровни социальной защиты, обеспечиваемые социальным страхованием

Большой вклад в изучение и распро­странение национального опыта ста­новления и развития социального страхования внесли МОТ, МАСО, ВОЗ и другие организации2.

В своих базовых документах - ус­таве, декларациях, конвенциях, реко­мендациях - МОТ сформировала чет­кие подходы к организации нацио­нальных систем социальной защиты. К важнейшим целям социального обеспечения и, в частности, социаль­ного страхования МОТ относит:

> гарантированную и адекватную замену утраченного дохода, реализа­цию права на сохранение своего ма­териального благосостояния и духов­ного развития в условиях свободы и достоинства, экономическую устойчи­вость и равные возможности3;

>* гарантированный и широкий дос­туп к службам медицинского обслу­живания4;

»• наличие гарантированных финан­совых ресурсов.

Позиция МОТ, связанная с систе­мой социального страхования, сос­тоит в том, что по сравнению с други­ми методами коллективного социального обеспечения (например, со­циальной помощью или корпоратив­ными системами) данный институт защиты имеет ряд важных преиму­ществ:

л- вовлечение трудящихся (от кото­рых требуется внесение взносов) -материально и морально - в процесс защиты их здоровья и трудоспособ­ности;

> создание специализированных страховых учреждений, занимающих­ся исключительно организацией про­филактики, медицинским обслужива­нием, предоставлением денежных выплат, которые обеспечиваются од­ной и той же организацией;

»- гарантия определенных прав (и, соответственно, сохранение самоува­жения у делающих взносы), что за­щищает от произвольных решений органа, отвечающего за выплату по­собий;

» гарантия выплат путем выделения определенных ресурсов и распреде­ления расходов в течение длительно­го периода в соответствии со страхо­выми расчетами.

Значительной вехой в формиро­вании доктрины социального страхо­вания МОТ явились разработка и принятие в 1952 г. Конвенции № 102 "О минимальных нормах социально­го обеспечения". В ней определены основные виды социальной защиты, категории населения, которым она оказывается, важнейшие количест­венные и качественные характеристи­ки мер защиты.

В частности, к видам минималь­ной защиты Конвенция МОТ № 102 относит помощь, оказываемую в виде выплат (или страхового возмещения) в случаях снижения доходов, ущерба здоровью и смерти. Приводимые де­вять основных видов (или отраслей) социального страхования и обеспече­ния изложены в Конвенции следую­щим образом:

» медицинская помощь (раздел II);

» пособие по болезни (раздел IV);

» пособие по безработице (раз­дел IV);

» пособие по старости (раздел V);

» пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания (раздел VI);

» семейные пособия (раздел VII);

» пособие по беременности и родам (раздел VIII);

» пособие по инвалидности (раз­дел IX);

» пособие в случае потери кормиль­ца (раздел X).

Из девяти возможных случаев толь­ко при оказании медицинской помощи и выплате семейных пособий не гаран­тируется возмещение утраченного до­хода. Во всех остальных случаях отме­чаются уровень замещения утраченно­го заработка в определенном размере минимально допустимые коэффици­енты замещения) и степень охвата тем или иным видом социального страхо­вания (табл.1), а также степень участия застрахованного в финансировании системы.

Концепция возмещения утрачен­ного дохода исходит из положения Рекомендации МОТ № 67 (Руководя­щие принципы, п.1) о восстановлении "до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспо­собности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оп­лачиваемую работу, или по причине смерти кормильца". Логичным счита­ется такой подход, когда выплата по­собий осуществляется с такой же пе­риодичностью, что и выплата ежеме­сячной заработной платы.

Конвенция № 102 и в настоящее время остается основным междуна­родным документом, который являет­ся ориентиром для государств-членов МОТ5. Для конкретизации и расширения положений, содержащихся в Кон­венции № 102, за период с 1964 г. по 1988 г. МОТ приняла четыре конвенции и рекомендации в сфере соци­ального страхования:

 

Периодические выплаты типичному получателю 1
Охватываемый случай Типичный получатель Процент от общей суммы общих доходов (минимальный коэффициент замещения)
Болезнь Мужчина с женой и двумя детьми  
Безработица Мужчина с женой и двумя детьми  
Старость Мужчина с женой в пенсионном возрасте  
Трудовое увечье: Нетрудоспособность Инвалидность потеря кормильца   Мужчина с женой и двумя детьми Мужчина с женой и двумя детьми Вдова с двумя детьми  
Беременность и роды Женщина  
Инвалидность Мужчина с женой и двумя детьми  
Потеря кормильца Вдова с двумя детьми  
Источник. Концепция и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.1. - МБТ, - Женева. -1991

 

» Конвенцию № 121 и Рекоменда­цию № 121 (1964 г.) о пособиях в случаях производственного травма­тизма и профессиональных заболе­ваний;

* Конвенцию № 128 и Рекоменда­цию N2 131 (1967 г.) о пособиях по ин­валидности, по старости и по случаю потери кормильца;

» Конвенцию № 130 и Рекоменда­цию № 134 (1969 г.) о медицинской помощи и пособиях по болезни;

* Конвенцию № 168 и Рекоменда­цию № 176 (1988 г.) о содействии за­нятости и защите от безработицы.

Таким образом, был подготовлен путь для формирования универсаль­ной доктрины МОТ в сфере социаль­ного страхования, установления свя­зей с такими направлениями соци­альной политики, как здравоохране­ние, образование, занятость.

К важнейшим принципам, на ос­нове которых выстроены основные положения доктрины МОТ в области социального страхования, относятся следующие:

»- всеобщий и обязательный харак­тер социального страхования работа­ющих, доступность в реализации со­циальных гарантий, что в совокупно­сти призвано обеспечивать права че­ловека на социальную защиту, что за­фиксировано в ряде конвенций МОТ -№ 67,118,157;

» общая ответственность государ­ства за стабильность функционирова­ния системы, гарантированный дос­тойный размер возмещения утрачен­ного заработка, "надлежащее предо­ставление пособий, обеспечение не­обходимыми статистическими обсле­дованиями и расчетами, связанными с достижением финансового равно­весия страховых систем, утверждения общих правил руководства"0 при од­новременно существующей самостоя­тельности и самоуправляемости раз­личных систем социального страхова­ния путем участия социальных парт­неров (работников и работодателей) в управлении;

» обязательность финансового учас­тия застрахованных лиц и работода­телей (кроме страхования от несчаст­ных случаев на производстве, когда страхование в абсолютном большин­стве стран осуществляется только за счет средств предпринимателей), а в необходимых случаях привлечение государственных субсидий, что поз­воляет обеспечивать предоставление застрахованным лицам различных видов материального содержания и услуг "по праву", приобретаемому благодаря их финансовому участию в уплате страховых взносов.

В дальнейшем минимальные стандарты, закрепленные в Конвен­ции № 102 и Европейском кодексе пенсионного обеспечения (1964 г.), получили свое развитие в повышен­ных минимальных стандартах Европейского кодекса социального обес­печения (1990 г.), которые сущест­венно повысили уровень социальной защиты застрахованных работников по всем видам социального страхо­вания (табл.2).

Доктрина достойного труда, раз­работанная МОТ в конце 90-х годов7, охватывает важнейшие направления социальной политики, раскрывающие качественные характеристики труда и социальной защиты работников:

» продуктивную деятельность или производительный труд, способный обеспечивать конкурентоспособность страны;

» справедливый доход для работни­ков (достойная оплата труда);

» безопасность на рабочем месте;

* социальная защита от безработи­цы, в случаях беременности, необхо­димости ухода за ребенком, от рисков старости, утраты кормильца, несчаст­ных случаев на производстве и про­фессиональной заболеваемости;

» возможность и перспективы лич­ного профессионального роста;

» активное участие в принятии важ­ных управленческих решений (через профсоюзы и ассоциации предприни­мателей);

» равные стартовые позиции и воз­можности для обоих полов (тендер­ный аспект).

Обеспечение достойного труда воз­можно только на основе конструктив­ного трипартизма, при условии дости­жения консенсуса между правитель­ством, работодателями и трудящимися по ключевым вопросам условий труда, его оплаты и социальных гарантий.

Минимальные стандарты относительных размеров пенсий (для типичного 2 получателя) в соответствии с международными и европейскими нормами
Сгажевые требования Коэффициент замещения для одинокого пенсионера Коэффициент замещения для пенсионера, имеющего иждивенцев
Базовые стандар­ты (Конвен­ция № 102. ЕКСО 1964 г.) Повышенные стан­дарты (ЕКСО 1990 г.) Повышенные стан­дарты (ЕКСО 1990 г.) Базовые стандар­ты (Конвен­ция № 102, ЕКСО 1964 г.) Повышенные стан­дарты (ЕКСО 1990 г.)
    Пенсии по старости    
30 лет уплаты взно­сов или работы по найму или 20-лет­ний период прожи­вания в стране 40 лет уплаты взно­сов, трудовой дея­тельности или про­живания в стране, включая все пре­дусмотренные пе­риоды   40 (мужчина с же­ной в пенсионном возрасте) 65 (мужчина с же­ной в пенсионном возрасте)
  Пенсии по инвалидности  
15-летний стаж уп­латы взносов или работы по найму или 10-летний стаж про­живания в стране 15 лет уплаты взно­сов, трудовой дея­тельности или про­живания в стране, включая все пре­дусмотренные кре­дитные периоды   40 (мужчина с же­ной и двумя детьми) 65 (мужчина с же­ной и двумя детьми)
Пенсии по случаю потери кормильца
15-летний стаж уп­латы взносов или работы по найму или 10-летний стаж про­живания в стране 15 лет уплаты взно­сов, трудовой дея­тельности или про­живания в стране, включая все пре­дусмотренные кре­дитные периоды 50(вдова) 20 (ребенок) 40 (вдова; 65 (вдова с двумя детьми)
Источник. Актуальные вопросы развития обязательного социального страхования в Российской Феде-, рации и его законодательное обеспечение. Аналитический вестник № 5 (225) Аналитического упраз­днения Аппарата Совета Федерации. - М.. 2004. - С.73.

 

Примечния:

'Выплата пенсий и пособий становится обязанностью, а не благотворительностью; финансовая нагрузка распределяется между тремя (или двумя) субъектами - работодателями, работниками и государством. Таким образом, созданы механизмы аккумуляции значитель­ных по объему финансовых ресурсов, предназначение которых состояло в компенсации последствий массовых социальных рисков потери дохода в связи со старостью, болезнью, инвалидностью и утратой кормильца

^Предшественницей МОТ в определенном смысле была созданная в 1901 г. в Базеле Международная ассоциация законодательной за­щиты работников - Прим. авт.

'Филадельфийская декларация МОТ (1944 г.). Рекомендация МОТ № 67 "Об обеспечении дохода" (1944 г.). Конвенции МОТ -102,103, 121,128.130(6).

''Рекомендация МОТ № 69 "О медицинском обслуживании" (1944 г.).

5В 1964 г. Совет министров Совета Европы утвердил Европейский кодекс социального обеспечения, основу которого составили поло­жения Конвенции МОТ N5 102.

-Конвенция МОТ № 102, ст.71.3 и 72.2 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.1. -МБТ. - Женева. -1991.

Сомавиа X. Труд как средство борьбы с нищетой // Доклад Генерального директора МОТ на международной конференции труда 9' сессия, 2003 г.).

 

Date: 2015-09-02; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию