Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЧТ № 3/2012 ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 (продолжение № 3)
Ключевые слова: социальный риск, социально-трудовые уровни социальной защиты отношения
Этапы зеканодательного и Организационного становления социального страхования в западных странах Законодательное оформление обязательного социального страхования происходило в Европе с конца XIX в. по первую половину XX в. Широкомасштабное его применение как полноценного института социальной защиты наемных работников во второй половине XX в. позволило качественно повысить уровень социальной защиты наемных работников и членов их семей, что знаменовало новый этап в социально-трудовых отношениях труда и капитала, а его финансовые, страховые и правовые механизмы стали выступать "несущими конструкциями" социального государства. Объективный характер формирования специализированных форм и институтов социальной защиты работников в форме обязательного социального страхования, обусловливался усложнением общественного производства, применением дорого- стоящих машин и оборудования. Внимание предпринимателей к работникам, их здоровью и профессиональным качествам повысилось: крупные фирмы и государственные органы со второй половины XIX в. начинают все более активно инвестировать в образование работников, их профессиональную подготовку, создание социальной инфраструктуры жизнеобеспечения человека. Период с 80-х годов XIX в. до конца 20-х годов XX в. можно определить как первый этап становления систем социальной защиты трудящихся в индустриальную эпоху, на протяжении которого было разработано социальное законодательство, сформированы системы социального страхования и обеспечения'. Переход к системе обязательного страхования на законодательной основе, произошедший в 90-е годы XIX в. в Германии по инициативе канцлера О.Бисмарка, позволил осуществить стратегический прорыв в формировании наиболее эффективного института социальной защиты, который применили сначала многие европейские страны, а впоследствии -в начале XX в. - подавляющее большинство государств. Второй этап развития западных национальных систем социальной защиты работников в процессе труда (конец 20-х - начало 60-х годов XX в.) обусловлен новой стадией индустриализации (США, 1914-1929 гг.; Западная Европа, 30-50-е годы; Япония, 50-60-е годы), разрушительными последствиями Первой и Второй мировых войн, социалистической революцией (1917 г.) в России, экономическим кризисом начала 30-х годов. Эти факторы дали импульс к осознанию необходимости расширения сферы действия социальной защиты, качественному повышению ее уровня и обосновали вмешательство государства в социально-экономические процессы. Государство во все большем объеме исполняет функции социальной поддержки граждан, берет на себя ряд обязательств по финансовому участию в социальном обеспечении инвалидов, безработных и престарелых, законодательно вменяет в обязанности: работодателей - страховать занятых на их предприятиях от социальных рисков, а наемных работников - финансово участвовать в системах обязательного социального страхования. Такое распределение ролевых функций основных субъектов социально-трудовых отношений (работодателей, работников и государства) свидетельствовало о формировании новой парадигмы социальной защиты и социального регулирования в индустриальном обществе. Социальное страхование стало выступать универсальным базовым институтом компенсации утраты заработной платы в случаях наиболее массовых и типичных социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, инвалидность, утрата кормильца, старость), места работы, а также компенсации затрат на медицинскую помощь. В годы Второй мировой войны МОТ разрабатывает и принимает ряд документов, важнейшими из которых являются Атлантическая хартия и Филадельфийская декларация, нацеленные на качественное повышение уровня жизни трудящихся в послевоенный период как предпосылки сохранения мира и устойчивого социального развития. Период после Второй мировой войны и до конца XX в. - ключевой этап в развитии западных национальных систем социальной защиты работников в процессе труда, характеризуемый двумя крупными вехами -установлением минимальных стандартов социальной защиты застрахованных (60-е годы) и утверждением модели "достойного труда", "достойной системы социального страхования" (90-е годы). Уровни социальной защиты, обеспечиваемые социальным страхованием Большой вклад в изучение и распространение национального опыта становления и развития социального страхования внесли МОТ, МАСО, ВОЗ и другие организации2. В своих базовых документах - уставе, декларациях, конвенциях, рекомендациях - МОТ сформировала четкие подходы к организации национальных систем социальной защиты. К важнейшим целям социального обеспечения и, в частности, социального страхования МОТ относит: > гарантированную и адекватную замену утраченного дохода, реализацию права на сохранение своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономическую устойчивость и равные возможности3; >* гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания4; »• наличие гарантированных финансовых ресурсов. Позиция МОТ, связанная с системой социального страхования, состоит в том, что по сравнению с другими методами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или корпоративными системами) данный институт защиты имеет ряд важных преимуществ: л- вовлечение трудящихся (от которых требуется внесение взносов) -материально и морально - в процесс защиты их здоровья и трудоспособности; > создание специализированных страховых учреждений, занимающихся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием, предоставлением денежных выплат, которые обеспечиваются одной и той же организацией; »- гарантия определенных прав (и, соответственно, сохранение самоуважения у делающих взносы), что защищает от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий; » гарантия выплат путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами. Значительной вехой в формировании доктрины социального страхования МОТ явились разработка и принятие в 1952 г. Конвенции № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения". В ней определены основные виды социальной защиты, категории населения, которым она оказывается, важнейшие количественные и качественные характеристики мер защиты. В частности, к видам минимальной защиты Конвенция МОТ № 102 относит помощь, оказываемую в виде выплат (или страхового возмещения) в случаях снижения доходов, ущерба здоровью и смерти. Приводимые девять основных видов (или отраслей) социального страхования и обеспечения изложены в Конвенции следующим образом: » медицинская помощь (раздел II); » пособие по болезни (раздел IV); » пособие по безработице (раздел IV); » пособие по старости (раздел V); » пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания (раздел VI); » семейные пособия (раздел VII); » пособие по беременности и родам (раздел VIII); » пособие по инвалидности (раздел IX); » пособие в случае потери кормильца (раздел X). Из девяти возможных случаев только при оказании медицинской помощи и выплате семейных пособий не гарантируется возмещение утраченного дохода. Во всех остальных случаях отмечаются уровень замещения утраченного заработка в определенном размере минимально допустимые коэффициенты замещения) и степень охвата тем или иным видом социального страхования (табл.1), а также степень участия застрахованного в финансировании системы. Концепция возмещения утраченного дохода исходит из положения Рекомендации МОТ № 67 (Руководящие принципы, п.1) о восстановлении "до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца". Логичным считается такой подход, когда выплата пособий осуществляется с такой же периодичностью, что и выплата ежемесячной заработной платы. Конвенция № 102 и в настоящее время остается основным международным документом, который является ориентиром для государств-членов МОТ5. Для конкретизации и расширения положений, содержащихся в Конвенции № 102, за период с 1964 г. по 1988 г. МОТ приняла четыре конвенции и рекомендации в сфере социального страхования:
» Конвенцию № 121 и Рекомендацию № 121 (1964 г.) о пособиях в случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний; * Конвенцию № 128 и Рекомендацию N2 131 (1967 г.) о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца; » Конвенцию № 130 и Рекомендацию № 134 (1969 г.) о медицинской помощи и пособиях по болезни; * Конвенцию № 168 и Рекомендацию № 176 (1988 г.) о содействии занятости и защите от безработицы. Таким образом, был подготовлен путь для формирования универсальной доктрины МОТ в сфере социального страхования, установления связей с такими направлениями социальной политики, как здравоохранение, образование, занятость. К важнейшим принципам, на основе которых выстроены основные положения доктрины МОТ в области социального страхования, относятся следующие: »- всеобщий и обязательный характер социального страхования работающих, доступность в реализации социальных гарантий, что в совокупности призвано обеспечивать права человека на социальную защиту, что зафиксировано в ряде конвенций МОТ -№ 67,118,157; » общая ответственность государства за стабильность функционирования системы, гарантированный достойный размер возмещения утраченного заработка, "надлежащее предоставление пособий, обеспечение необходимыми статистическими обследованиями и расчетами, связанными с достижением финансового равновесия страховых систем, утверждения общих правил руководства"0 при одновременно существующей самостоятельности и самоуправляемости различных систем социального страхования путем участия социальных партнеров (работников и работодателей) в управлении; » обязательность финансового участия застрахованных лиц и работодателей (кроме страхования от несчастных случаев на производстве, когда страхование в абсолютном большинстве стран осуществляется только за счет средств предпринимателей), а в необходимых случаях привлечение государственных субсидий, что позволяет обеспечивать предоставление застрахованным лицам различных видов материального содержания и услуг "по праву", приобретаемому благодаря их финансовому участию в уплате страховых взносов. В дальнейшем минимальные стандарты, закрепленные в Конвенции № 102 и Европейском кодексе пенсионного обеспечения (1964 г.), получили свое развитие в повышенных минимальных стандартах Европейского кодекса социального обеспечения (1990 г.), которые существенно повысили уровень социальной защиты застрахованных работников по всем видам социального страхования (табл.2). Доктрина достойного труда, разработанная МОТ в конце 90-х годов7, охватывает важнейшие направления социальной политики, раскрывающие качественные характеристики труда и социальной защиты работников: » продуктивную деятельность или производительный труд, способный обеспечивать конкурентоспособность страны; » справедливый доход для работников (достойная оплата труда); » безопасность на рабочем месте; * социальная защита от безработицы, в случаях беременности, необходимости ухода за ребенком, от рисков старости, утраты кормильца, несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости; » возможность и перспективы личного профессионального роста; » активное участие в принятии важных управленческих решений (через профсоюзы и ассоциации предпринимателей); » равные стартовые позиции и возможности для обоих полов (тендерный аспект). Обеспечение достойного труда возможно только на основе конструктивного трипартизма, при условии достижения консенсуса между правительством, работодателями и трудящимися по ключевым вопросам условий труда, его оплаты и социальных гарантий.
Примечния: 'Выплата пенсий и пособий становится обязанностью, а не благотворительностью; финансовая нагрузка распределяется между тремя (или двумя) субъектами - работодателями, работниками и государством. Таким образом, созданы механизмы аккумуляции значительных по объему финансовых ресурсов, предназначение которых состояло в компенсации последствий массовых социальных рисков потери дохода в связи со старостью, болезнью, инвалидностью и утратой кормильца ^Предшественницей МОТ в определенном смысле была созданная в 1901 г. в Базеле Международная ассоциация законодательной защиты работников - Прим. авт. 'Филадельфийская декларация МОТ (1944 г.). Рекомендация МОТ № 67 "Об обеспечении дохода" (1944 г.). Конвенции МОТ -102,103, 121,128.130(6). ''Рекомендация МОТ № 69 "О медицинском обслуживании" (1944 г.). 5В 1964 г. Совет министров Совета Европы утвердил Европейский кодекс социального обеспечения, основу которого составили положения Конвенции МОТ N5 102. -Конвенция МОТ № 102, ст.71.3 и 72.2 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.1. -МБТ. - Женева. -1991. Сомавиа X. Труд как средство борьбы с нищетой // Доклад Генерального директора МОТ на международной конференции труда 9' сессия, 2003 г.).
|