Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура та образотворче мистецтво





Развитие художественной культуры - изобразительного искусства и архитектуры - тесно вплітався в общекультурный развитие Украины. От середины XIX в. городское строительство жилого и общественного назначения в связи с господствующим в Европе утилітаризмом проникается эклектикой - сочетанием различных исторических стилей в одном архитектурном объекте (ансамбли). Среди ее направлений особенно распространяется венский ренессанс. Общее архитектурное лицо украинских городов принимает венскую моду. В частности, наиболее характерными образцами этого стиля является оперные театры Одессы, Львова и Киева.

Разновидностью эклектики становится псевдовизантийский (псевдоруський) стиль. Он насильно внедрялся в Украине в церковном строительстве, архитектуре, скульптуре. Лозунгом этого стиля была формула триединства "самодержавие-народность-соборность". Начались правительственные реставрационные работы памятников строительства княжеской эпохи, в частности, строений Херсонеса IV-X вв. в Севастополе, Десятинной церкви в Киеве (X в.), перестроен кафедру собора во Владимире-Волынском и Василівську церковь в Овруче (XII в.) и т.д. К построенных достопримечательностей этого направления относятся Владимирский собор (первоначальный проект - арх. И. Штром, позже работу над строительством собора продолжили архитекторы П. Спарро, О. Беретти с участием Г. Бернгардта, К. Маевского и В. Николаева), памятник князю Владимиру (арх. О. Тон, скульпторы В. Демут-Малиновский и П. Клодт) в Киеве, Александровская церковь в Каменке. Для подчеркивания значения "воссоединения" Украины с Россией царское правительство выделило средства на изготовление памятника Бы. Хмельницком (скульптор М. Микешин) - сооружения энергичной "PhotoClub.by" - белорусский фотосайт, динамической, что была установлена на Софийской площади в Киеве 1888 г.

На рубеже XIX и XX вв. эклектика в строительстве эволюционирует до стиля модерн, известного в западноукраинских землях как венская сецессия. Для этого стиля характерна асимметричность планирования, использования новых строительных материалов (бетона, стекла, литого железа) для отделки домов, эстетика ломаных и гибких линий. В этом стиле построены железнодорожные вокзалы в Львове и Жмеринке, торгово-промышленная палата и отель "Жорж" (арх. И. Левинский) во Львове, большинство застроек жилого и общественного назначения всех крупных губернских городов, в частности, здание киевского цирка Крутикова на Печерске в Киеве, дом архитектора. Городецкого ("дом с химерами"), Бессарабский крытый рынок (арх. Г. Гай), станция вокзала "Киев-товарный", дом И. Мороза в Киеве.

С началом XX в. в рамках модерна начинается возрождение украинского архитектурного стиля, который имел два направления: 1) использование мотивов украинского барокко (жилые дома архитекторов Д. Фетисова в Запорожье и П. Алешина в Киеве); 2) использование мотивов народного деревянного зодчества (дом земства в Полтаве - арх. В. Кричевский, интерьеры С Васильковского). Сочетание этих двух направлений превратилось в настоящий архитектурный бум особенно в строительстве городских жилых сооружений, ряда пригородных вилл, а также помещений общественного назначения.

Украинская скульптура второй половины XIX - начала XX в. несет на себе отпечаток классицизма, потому что подавляющее большинство украинских скульпторов получала образование в академических учреждениях России и Европы. На национальной почве им в определенной степени удалось приблизиться к реалистических принципов отражения действительности, но в основном это были салонные бюсты и миниатюры. Среди монументальных памятников следует отметить работы П. Забилы (бюст Т. Шевченко и М. Гоголя для памятников в Нежине), Л. Позена (памятник И. Котляревского в Полтаве), Ф. Каменского (один из первых бюстов Т. Шевченко, 1862), Ф. Балавенского (бюст М. Кропивницкого в Харькове), Г. Кузневича (скульптура "Гончар" во Львовском промышленном музее), И. Кавалеридзе (памятники княгине Ольге в Киеве, Г. Сковороде в Лохвице), скульптурные портреты М. Паращука.

Более динамичным в этот период стал развитие изобразительного искусства. Во второй половине XIX в. классические, монументальные и академические полотна (например "Танец среди мечей" Г. Семирадского) уступают работам мастеров, чье творчество пленила своей интимностью, а не импозантностью. Это означало, что искусство меньше обслуживало пышные палаты магнатов и вельмож, а больше ушло на услуги средних слоев населения.


В 60-х гг. XIX в. значительная часть украинской молодежи, которая училась в Петербургской художественной академии, выступила против академизма в искусстве. В 1870 г. возникает общество художников, которые целью своей творчества поставили организацию передвижницьких выставок. Его возглавили И. Крамской, Г. Мясоедов и M. Ге - художники, творчество которых была тесно связана с Украиной. Ведущими членами товарищества передвижников становятся выходцы с Украины: И. Репин ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), Г. Ярошенко ("Узник", "Курсистка"), А. Куинджи ("Пейзаж"), К. Трутповський ("Бандурист", "Украинский ярмарка") и др.

Выставляя свои полотна в городах Украины, они воспитывали эстетические вкусы украинцев.

Художники изображали красоту родной земли и тяжелое положение человека на ней. их искусство было проникнуто реализмом. Главной тематикой были лирический портрет, бытовые сцены, исторические и мифологические сюжеты. Основным жанром стал пейзаж. В 1905 г. было организовано первую Всеукраинскую художественную выставку, которая продемонстрировала духовное единство западноукраинских и приднепровских художников.

В конце XIX в. передвижництво исчерпало себя. Молодые художники больше интересовались искусством, желали поразить созданными полотнами широкие слои украинского общества. На рубеже веков проявляют свой талант Ф. Красицкий ("Гость из Запорожья", "Праздник"), О. Сластен ("Проводы на Сич", "Запорожец"), Г. Пимоненко ("Сельская семья", "Соперницы", "Святочное гадание"). их творчество пропитано народной тематикой, хотя и несет на себе черты академичности.

Появляются и новые средства воплощения действительности в украинской живописи-импрессионизм и символізм. их представителями были В. Мурашко ("Благая весть", "В кафе"), О. Новакивский ("Коляда", натюрморты), Ф. Кричевский ("Невеста"), Г. Самокиш ("Тройка"), И. Труш ("Гуцулка с девочкой"), К. Коапанді ("Сирень", "В люди"), И. Ижакевич ("Мама идет") и др.

Украинская живопись был обращен к народу, отражал его жизни и потребности, вдохновлял его до получения лучшей доли, а это в определенной степени консолидировало украинцев в их стремлении достичь духовного освобождения. Кроме того на украинской почве раскрылся талант таких художников, как Г. Врубель (росписи и иконы Кирилловской церкви в Киеве), С. Светославский ("Окраина Киева"), В. Васнецов (отделка интерьеров Владимирского собора в Киеве), М. Ге ("Старый крестьянин", "Украинский пейзаж"), С. Костенко ("Вечер над Днепром"), П. Левченко ("Белая хата") и др.

Распространению круга художников в Украине и росту их мастерства способствовало основания любительских художественных студий В. Муравей в Киеве и С. Новакивского во Львове. С 1900 г. в Украине начинается обучение светском изобразительному искусству. Классы живописи в Киеве, в частности, содержались на благотворительные пожертвования. В 1901 г. их реорганизован в училище, которое перешло в ведомство Петербургской Академии искусств. Там преподавали В академик. Николаев - первый ректор этого училища, художники В. Менк, Г. Пимоненко, В. Орловский. В училище действовали отделения живописи и архитектуры, где плодотворно работали Ф. Кричевский, О. Мурашко, Г. Бойчук, Г. Козик. Воспитанники училища стали ведущими художниками Украины и Европы и сделали достойный вклад в развитие изобразительного искусства. Среди них: О. Архипенко, Г. Донцов, И. Кавалеридзе, И. Падалка и много других.


В Одесском художественном училище работали К. Костанди, П. Волокидина, Т. Фраерман и др. Художественно-промышленное училище было открыто в Харькове. Эти заведения способствовали становлению украинской национальной художественной школы.

Динамичное развитие украинской культуры, в частности художественной, возобновил меценатство и благотворительность. Меценатством и коллекционированием произведений искусства занималась семья Тарновских. Так, Г. Тарновский в 1840 г. финансировал первый выпуск "Кобзаря", собрал значительное количество рукописей и рисунков Т. Шевченко и в 1897 г. подарил их Черниговском земству. Меценатами были Бы. Ханенко и М. Терещенко, на базе их коллекций созданы экспозиции киевских музеев изобразительного искусства. их счет содержались киевские и глуховские школы, рисувальні студии. Значительной помощи для развития образования в Украине, в том числе технической, предоставляли семьи Бродских и Симиренко.

 

В конце XIX в. - Начале ХХ в. стиль модерн получает распространение и в украинской архитектуре, что нашло свое выражение в геометрически четких линиях сооружений, динамичности их формы. В этом стиле построены железнодорожные вокзалы Львова, Киева, Жмеринки, Харькова, первый в Украине крытый рынок (Бессарабский). Самыми яркими фигурами архитектурного модернизма были В. Жуков, А. Вербицкий, М. Веревкин и др. Поиски и эксперименты архитекторов-модернистов имели целью обеспечить максимальную функциональность здания, сохранив при этом четкость в линиях фасада.

украинская скульптура начала ХХ века тоже не избежала модернистских начинаний. Под влиянием западных художественных школ формируется целая плеяда украинских скульпторов-модернистов - М. Гаврилко, М. Паращук, В. Ищенко, П. Войтович и др. Их творчестве свойственны контрастные светотеневые эффекты и глубокий психологизм А. Архипенко обогатил язык пластики ХХ века: он заставил пустое пространство стать органичным и очень выразительным элементом композиции. Руке мастера принадлежат "Ступая женщина", "Женщина, причесывается" и другие произведения.

В живописи сторонниками модернистских экспериментаторов были М. Жук, А. Новаковский, В. и Ф. Кричевские и др.

Следует подчеркнуть, что украинский вариант модернизма был довольно своеобразным и имел свои особенности. В силу того, что украинские земли не имели собственной государственности, были разобщены и фактически находилось в статусе провинций, общественное развитие у них был замедленным по сравнению с ведущими европейскими странами, так и конфликты между цивилизацией и культурой, художником и обществом не были такими острыми. Эти факторы и определили приглушенный, слабо выражен, неразвитый характер украинского модернизма. Отдельные всплески мирового уровня только оттеняли общую провинциальность и глубоких традиций украинской культуры.


украинский модернизм не сформировался как национальная самобытная течение, а проявлялся лишь в творчестве отдельных художников. Этот стиль, особенно в литературе, испытал большое влияние романтизма, что объясняется как традицией, так и ментальностью украинского народа, для которого романтизм является органичным элементом мировоззрения в любую сутки. Своеобразие украинского варианта модернизма заключается в том, что он с эстетического феномена превратился в культурно-историческое явление, стал попыткой преодоления провинциальности, второсортности, вторичности украинской национальной культуры, формой привлечения к достоянию мировой цивилизации. Он словно символизировал переход украинского общества от этнографически-бытовой самоидентификации, то есть выделения себя среди других, в национальное самосознание - определение своего места и роли в современном мире.

Вопрос







Date: 2015-08-22; view: 417; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию