Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация мониторинга в ДОУ





 

Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако частые замеры оправданы в случае материальных или биологических систем.

 

В социальных системах, к которым и относятся образователь­ные системы, при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к методикам измерения (вопросам, заданиям, тестам), что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к иска­жению результатов. Кроме того, каждое измерение требует определен­ных ресурсных затрат. Поэтому в «Федеральных государственных тре­бованиях к структуре основной общеобразовательной программы до­школьного образования» указы­вается, что «периодичность мониторинга устанавливается образователь­ным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к пере­утомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса».

 

На наш взгляд, наиболее оптимальным режимом организации сис­темы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагнос­тических измерений.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика:

выявляются стартовые условия (ис­ходный уровень развития),

определяются достижения ребенка к этому времени, а также

проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя.

 

На основе этой диагностики воспитателем в со­трудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулиру­ется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддерж­ки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

 

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная ито­говая диагностика, по результатам которой оценивается степень реше­ния сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеаль­ной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы — характе­ристика достижений ребенка 6 лет).

 

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные пробле­мы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тес­товые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогичес­кой диагностики является оценка правильности выбранной в отноше­нии ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, пе­дагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.

Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе.

Результаты диагностики не должны по­лучать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»).

Результаты диагностики долж­ны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны вос­питателю, чтобы правильно построить образовательную работу, по­нять, чем и как можно помогать детям.

Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т. п.

Результаты своих наблю­дений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы на­блюдения.

При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.

Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно прово­диться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, вос­питатель может получить информацию о ребенке из бесед с роди­телями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях об­щения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).

 

Результатом диагностики будет заполненная диа­гностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка. Цвет можно выби­рать произвольно, мы предлагаем выбрать цвета светофора:

зеленый: показатель проявляется ярко, это — достижение ре­бенка;

желтый — показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, тре­буется поддержка ребенку в данном проявлении;

красный: показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении.

 

Горизонтальные ячейки диагностической карты помогают «уви­деть» общую ситуацию развития конкретного ребенка. Вертикаль­ные ячейки отражают картину группы в целом

 

По результатам педагогической диагностики проводится проектиро­вание педагогического процесса. В практике образования сложились требования, которые предусматривают обязательное наличие в плане-проекте работы педагога четырех составляющих:

характеристики исход­ного состояния,

обоснования целей деятельности,

описания системы предполагаемых действий и анализа достигнутых результатов.

 

Если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохране­ния, поддержки и развития индивидуальности ребенка.

Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентри­ровать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют на процесс развития ребенка.

Цели должны быть конкретными и реальными, то есть такими, которые можно достичь в течение нескольких недель. Для этого надо сформулировать ответы на следующие вопросы.

В чем заключается проблема данного ребенка?

Что можно оп­ределить как достижение ребенка?

Чего мы хотим достичь за несколько недель? (Будьте конкрет­ными и реалистичными в постановке задач.)

Какая специальная работа может помочь решению проблем и поддержке достижений? (Определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом процессе детского сада, формулиру­ются рекомендации семье.)

Диагностическая карта отражает также общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей. Таким образом, педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной ра­боты с детьми.


 

Date: 2015-09-02; view: 821; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию