Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки зарождения науки в ГрецииСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция №2 Истоки современной науки Материал лекции отсутствует в учебнике, поэтому его следует хорошо законспектировать Мифология Наиболее ранней формой осмысления человеком явлений природы является мифология (IV – I тысячелетия до н.э.). Мифология (μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) – система сакрального знания, основанная на традиционных преданиях, характеризуется метафоричностью и верой в чудесное. Призвана объяснить происхождение и устройство мира, место человека в нём. Мифологическая картина мира на самом деле представляет собой художественную переработку фантазий и общественных форм, в которой реальное не отличается от иллюзорного. Человек не выделяется из мифологической картины, наоборот, окружающий мир одушевляется или очеловечивается. Примеры мифологической трактовки происхождения космоса § Индия: брачное сочетание неба и земли; § Китай: рождение из бесформенного мрака мужского духа «ян» (управляет землёй) и женского «инь» (управляет небом). § Библейская (ветхий завет основан на мифах семитских племён) § Хаос ассоциируется с враждебными человеку силами, а космос – с упорядоченными Достижения § Зачатки знаний по механике (пирамиды в Египте, башни в Вавилоне и т.п.); § Наблюдение за движением Луны, Солнца и звёзд; § Построение календаря (Египет, IV тысячелетие до н.э.); § Начало создания алгебры и геометрии. Зарождение науки Зарождение научного знания произошло в Греции в VI-IV веках до н.э. Предпосылки зарождения науки в Греции Хозяйственная и политическая жизнь древнегреческого полиса протекала в обстановке состязательности и конкуренции Проявление активности и инициативы способствовало поискам нового в различных сферах деятельности. Нормы поведения и деятельности вырабатывались в столкновении интересов различных социальных групп через борьбу мнений равноправных граждан на собраниях. Преимущество одного мнения над другим выявлялось через доказательство, в ходе которого не принимались во внимание ссылки на авторитет и социальное положение индивида. Результатом этого явилось формирование идеала обоснованного и доказательного знания. В восточных деспотиях (Индия, Китай) знания вырабатывались особой кастой и предписывались в качестве непререкаемой нормы, не подлежащей сомнению. Милетская школа: Фалес (Θαλῆς 624-547 до н.э.): Первым задался вопросом о первооснове; «Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду». Показательные истории, связанные со славой и именем Фалеса. Однажды груженый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чем дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Груженый ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее. Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно. Про Фалеса передавали такую легенду (ее с большой охотой повторил Аристотель). Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, еще зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, стал отдавать их внаем по своему усмотрению. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чем они заботятся. Аристотель подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям Анаксимен (585-525 до н.э.): «Главная причина изменения всего сущего состоит в движении беспредельного воздуха». Анаксимандр (610-546 до н.э.): «Вещи возникают вследствие постоянного движенияапейрона, приводящего к выделению из него противоположностей». Апейрон – вечное и бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое материальное начало. Анаксимандру принадлежит одна из первых в истории геоцентрическая система: В центре мира находится Земля; Земля существует в мире ни на что не опираясь; Землю окружают три огненных кольца: солнечное, лунное и звездное; Кольца покрыты воздушной оболочкой, только при её разрыве человек видит небесные светила. Атомистическая школа: Левкипп (V в. до н.э.) Демокрит (Δημόκριτος, ок.460-ок.370 до н.э.) Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал по свету, изучая философские и натурфилософские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором. На эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалось в судебном порядке. На суде вместо своей защиты Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря. Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причине разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище Смеющийся Философ). Сограждане сочли Демокрита умалишенным и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа, который действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров, а его странное поведение объясняется погруженностью в свои мысли. Идея атомизма (Атом – «неделимый»): 1. Не существует ничего кроме атомов и пустоты 2. Число атомов и их форм бесконечно 3. Из ничего не происходит ничего 4. Ничто не совершается случайно, но только по необходимости. 5. Различие между вещами происходит от различия их атомов в форме, числе и порядке Их последователи: Эпикур Самосский ( Επίκουρος342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины ) «Душа человека тоже состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов». Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие, но это не простое чувственное удовольствие, а духовное, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются дурными Тит Лукреций Кар – автор книги «О природе вещей». Во многом от него и знаем об идеях атомистов. Вот как у него трактуется идея сохранения: Из ничего не творится ничто по божественной воле… Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим Наших заданий предмет: и откуда являются вещи, И каким образом всё происходит без помощи свыше, Если бы из ничего, в самом деле, являлися вещи, Всяких пород существа безо всяких семян бы рождались… Другие представители древней науки Пифагор Сомосский (Πυθαγόρας, 570—490 гг. до н. э.) – число «В основе вещей лежит число, познать мир – значит познать управляющие им числа.» Вселенная рассматривалась как гармония чисел и геометрических фигур, им приписывались особые мистические свойства. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Платон (427-347 до н.э.) – «Существует мир вечных, самостоятельно существующих духовных сущностей – идей. Материальный мир – лишь отражение мира идей.
Date: 2015-09-02; view: 499; Нарушение авторских прав |