Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идейно-теоретические предпосылки социологического знания





В середине ХХ столетия в гуманитарных и общественных науках возникли проблемы, которые невозможно было решать традиционными способами и в пределах существовавшей системы знания, где господствовала философская схема доказательств и аргументации. Общественная практика и назревшие проблемы того времени требовали иного стиля мышления, это и другие причины способствовали возникновению социологии как самостоятельной науки. Социология в качестве самостоятельной науки возникает как новая отрасль знания о закономерностях развития и функционирования социальных систем.

Специфика социологического мышления предполагает, во-первых, взгляд на общество как некое системное целое, функционирующее и развивающееся по своим собственным законам, во-вторых, осознанную установку на изучение реально существующих общественных отношений в отличие от утопического конструирования идеального общественного строя, в-третьих, опору на эмпирические методы исследования в противоположность умозрительным философским построениям.

Такое видение специфики социологического знания сложилось не сразу, его элементы складывались постепенно, в рамках социальной философии и философии истории нового времени, а также по мере развития эмпирических социальных исследований и дифференциации общественных и гуманитарных наук.

Социология, как и любая наука, имеет свои предпосылки: идеи, взгляды, отдельные теории об обществе, понятия о социальной реальности, категориальный и терминологический арсенал. Основные предпосылки сформировались к середине 19 столетия, когда уже было выработано понятие общества как особой реальности, которая имеет свою специфику и структуру. Социологическое знание того времени свои идейные и теоретические истоки черпало в различных отраслях знания и школах - политической экономии, социальной философии, философии истории, биологии, статистике, праве.

Но и до указанного периода в науках, изучавших общественные явления, были свои заметные достижения в этой области. Формирование знаний об обществе началось еще в античную эпоху, правда, тогда еще не было четкого различия в понимании общества и государства, и порой, эти понятия отождествлялись. Тем не менее, и у Платона (427-347 гг. до н.э.) и у его ученика - Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) общество понималось как некое объединение людей, как целое, состоящее из частей, а именно: граждан, классов, селений, семей.

В период средневековья в Западной Европе появилась идея, объяснявшая возникновение общества как результат договора с богом, а на рубеже Нового времени появляются светские трактовки этой идеи. Новый подход в этом направлении был развит в трудах английских философов Локка и Гоббса, которые много сделали в области разработки теории государственности и социального развития общества.

Концепция Гоббса (1588-1679гг.) заключалась в следующем: естественная природа человека предполагает абсолютную свободу и равенство, но, если каждый будет отвоевывать у другого право на собственную свободу, то человеческое общежитие превратится в хаос «войны всех против всех». Чтобы не допустить этого, люди заключили мирный договор, отказавшись от посягательства на свободу, собственность и жизнь другого.

Гарантом соблюдения этого договора выступает государство, в пользу которого люди отказались от части своих свобод. Во главе государства стоит суверен (верховный политический правитель и верховный судья в вопросах веры, суждений и морали). Государство должно не только обеспечивать безопасность граждан, но и беспокоиться о распределении тех благ, которыми обладает общество.

Дж.Локк (1632-1704) свою политическую концепцию строил на базе анализа революций 17 века и социально - политического развития европейских стран. Политическая теория была в основном изложена в труде «Два трактата о государственном правлении». Локка считают основоположником классического либерализма, который получил свое развитие в Англии.

Локк выделил основные признаки государства. Это: 1. Наличие собственности (экономическая основа государства). 2. Территориальная общность. 3. Общее право и наличие власти. 4. Способность решать споры и наказывать преступников. Теория государства Локка построена на теории естественного права. Возникновение политического общества и государства является результатом договора, соглашения между людьми, которые готовы ограничить свою свободу и подчиниться политической власти ради сохранения собственности.

Таким образом, основой государства является собственность, получившая свое развитие с появлением денег. Каждый человек имеет право на собственность, прежде всего, право на собственную жизнь, на жизненные блага, на результаты своего труда. Чем больше собственность, тем больше прав у человека, но больше обязанностей и ответственности перед государством и другими гражданами.


Французский философ деятель Просвещения Жан-Жак Руссо (1712-1778), разделяя идею общественного договора, иначе, чем его предшественники объяснял причины возникновения государства. По его мнению, люди в естественном состоянии находились в гармонии с природой и были свободны. Имущественное неравенство, угнетение и пороки тогда были невозможны. Позднее усовершенствование орудий и способов добывания средств существования породило все возрастающую зависимость людей друг от друга и необходимость их объединения.

Английские материалисты XVII в. (Томас Гоббс, Джон Локк), шотландские моралисты (Дэвид Юм, Адам Смит, Фергюсон и др.) и французские материалисты XVIII в. (Поль-Анри Гольбах, Клод-Адриан Гельвеций) единодушно считали человеческое поведение принципиально эгоистическим, направленным на достижение какой-то личной пользы.

Прояснение значения экономических отношений собственности вплотную подводит социальную мысль, начиная уже с Жан Жака Руссо, к проблеме классовых различий и функциональной роли социального неравенства. Английские экономисты-классики выводят социальное разделение общества из общественного разделения труда. Уже в конце XVIII в. входит в употребление понятие «класс», не совпадающее с известным в то время понятием «сословие». Французские историки эпохи Реставрации, Гизо, Минье и особенно Огюстен Тьерри, сделали популярным не только понятие класса, но и понятие классовой борьбы.

Работу в области поисков закономерностей классообразования и описания социальной структуры современного им общества проделали и экономисты - физиократы (Кенэ, Дюпон де Немур, Лемерсье де ла Ривьер, Тюрго). Кенэ, например, дал такое описание классовой структуры современного ему общества: «Нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного».

Ученик Кенэ – Тюрго (1727-1781) делает дополнение к представленной схеме. Бесплодный класс у него распадается на два разряда: первый: предпринимателей –мануфактуристов, хозяев-фабрикантов, которые являясь обладателями больших капиталов, употребляют его для получения прибыли. Второй разряд состоит их простых ремесленников, которые не имеют ничего, кроме своих рук, и прибыль которых сводится к получению заработной платы. Аналогично «класс земледельцев, как и класс фабрикантов, распадается на два разряда людей: на предпринимателей, дающих авансы и на простых рабочих, получающих заработную плату».

Эта модель представляет собой переходную модель между физиократами и классиками английской буржуазной политической экономией (А.Смит и Риккардо), которые четко выделили три класса с точки зрения их места в системе отношений собственности и стало быть отношения к средствам производства: землевладельцев, капиталистов и рабочих. При этом у них нет принципиального разграничения промышленности и сельского хозяйства.

Просветительские теории прогресса (Руссо, Жан-Антуан Кондорсэ (1743-1794), экономиста А.Р.Тюрго) во многом подготовили эволюционистские схемы XIX века. Следует отметить, что в истории социальной мысли существовало несколько теорий, оценивающих направленность и качество происходящих изменений социального порядка. Это теории прогресса, регресса, циклического развития (круговорота) маятникового развития, последнюю можно считать составной частью теории круговорота.


В середине XVIII в. Получила свое развитие рационалистическая теория прогресса, согласно которой общество и его социальные институты развиваются поступательно, неуклонно совершенствуются и движутся по восходящей линии. Основой прогресса являются успехи развития человеческого разума, воплощаемые в развитии наук, искусства, техники, совершенствование человеческой природы, развитие духа, нравственности, воспитания. Но линейная концепция общественного развития нередко принимала откровенно телеологический характер: цель, постулируемая философом, фактически играла роль провидения.

Наиболее развернутую концепцию прогресса представил Кондорсэ. Он исходил из положения о безграничности возможностей человеческого разума и способностей человека к совершенствованию. Прогресс разума реализуется в развитии научных знаний, технических достижениях, хозяйстве, политике. Надежды на будущее человечества он сводил к трем достижениям: уничтожению неравенства между нациями, равенству между классами, действительному совершенствованию человека.

Таким образом, хотя социальная философия нового времени разрабатывала важные теоретические проблемы, ее построения оставались умозрительными. Однако параллельно спекулятивной философии истории в XVII—XVIII вв. начинают развиваться эмпирические социальные исследования, прежде всего, социальная статистика. Вырастая из практических нужд управления, эти исследования первоначально были локальными, несовершенными по методам и неодинаковыми в разных странах. Но постепенно они набирают размах и силу.

Во Франции, разрабатывается техника массовых статистических опросов и хозяйственных переписей. Английские «политические арифметики» XVII в. Уильям Петти, Джон Граунт, Грегори Кинг и Эдмунд Галлей заложили основы современной демографии и выработали методы количественного исследования социальных закономерностей.

Рассматриваемые порознь, эмпирические исследования XVII— XVIII вв. носили в большей степени описательный и не систематический характер, поскольку социологическая теория еще не была создана, за неимением таковой эти исследователи опирались на естественнонаучные и общефилософские концепции. Характерно, что в числе родоначальников эмпирической социологии были многие выдающиеся естествоиспытатели, например: Галлей, Лаплас, Бюффон, Лавуазье, изучение ими социальных процессов было органически связано с их естественнонаучной деятельностью.


Кроме социальной статистики, важное значение для социологии имело развитие в конце XVIII — начале XIX в. этнографических исследований. В середине XVIII в. слово «антропология» еще соответствовало терминологии анатомии и обозначало «изучение человеческого тела». Бюффон, определяя антропологию как общую науку о человеке, включал в нее языкознание и культуроведение. В XVIII столетии делаются первые попытки исторической систематизации результатов описания и сравнения образа жизни разных народов (Жозеф Лафито, Жан-Николя Деменье, Франсуа Вольней). Наиболее популярный в то время сравнительно-исторический метод применяется не только при изучении «примитивных» народов, но и в юриспруденции, фольклористике, языкознании.

В начале XIX столетия умозрительным и схоластическим методам спекулятивной социальной философии противопоставляется идея научного, «положительного» исследования. Ускоряется и сам процесс дифференциации и «отпочкования» научных дисциплин. Вслед за юриспруденцией и историей от философии отделяются политическая экономия, этнография, статистика, языкознание. Это служит основанием для возникновения новых дисциплин и вместе с тем усиливает потребность в каком-то новом интеллектуальном синтезе, в обобщающей, но вместе с тем не спекулятивной науке о человеке и обществе.

Основные достоинства философско-социологической концепции Монтескье.

  • В книге «О духе за­конов» имеется не только причинная научная интерпретация позитивных законов, но и анализ законов, управляющих отно­шениями человеческих общностей в зависимости от назначе­ния, которое видит Монтескье в правах людей. Развитие идей о детерминации общественной жизни;
  • Принцип детерминизма;
  • Разработка понятия закона и классификация законов;
  • Помимо этого он сыграл важную роль в развитии представлений о государстве и закономерностях общественного развития;
  • Положения о необходимости разделения властей.

Основные заслуги инновации Сен-Симона. Несмотря на просветительство и некоторый утопизм, имеющий место в его суждениях, он высказал и развил ряд прогрессивных идей.

  • Обоснование необходимости новой науки об обществе, основанной на принципах положительных наук и ориентироваться на практику общественной жизни, то есть совмещать теорию с практическими проблемами времени;
  • Идея прогресса;
  • Описание истории образования классов;
  • Сен-Симон показал, что политическая система связана с организацией собственности и производства, а результатом этого является классовое устройство общества;
  • Характеристика промышленного общества, роль труда в общественном развитии.
  • идея различения «критических» и «органических» периодов в развитии общества;
  • термин «позитивная философия», который он использовал в 1808 г.;
  • идея о том, что наука о человеке (социальная физика) – часть общей науки, которая должна базироваться на методах естественных наук;
  • принцип аналогии, который мы находим в «Письмах женевского обитателя» (1803г.) и др.






Date: 2015-09-02; view: 502; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию