Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение V. Глоссарий
Аарти (ар, арьянти – восхвалять) – ритуал поклонения во славу божества. Авадхута (дху – сбрасывать) – тот, кто сбросил все мирские чувства и обязательства, философ. Аватар (ава – вниз, из; корень тр – переходить, нисходить) – воплощение, нисхождение на землю божества. Авьякта (а – отриц. приставка; вьякта – проявленное) – непроявленное; противоположность вьякты. Адвайта (а – отриц. частица без; двайта – дуализм, двойственность, два) – недуальность; доктрина монизма, утверждающая, что лишь Высший Принцип (Брахман) имеет существование, а все феноменальное существование есть иллюзия (Майя). Это самое важное направление в Веданте. Акаша (а – предлог к; каша – возникновение, появление) – небо, пространство пустоты; эфир как элемент. Ананда (а – предлог к; нанд – радоваться, быть в восторге) – блаженство, радость; один из рех элементов Высшего Принципа – сат, чит и ананда. Антахкарана (антар – внутренний; карана – орган чувств; кар – делать, совершать) – внутренний исполнитель, психика; ум в собирательном смысле, включая интеллект (будхи), эго (ахам) и ум (манас). Апара (а – отриц. приставка; пара – через) – безграничный, не имеющий противоположного берега. Асана (ас – сидеть) – сидячая поза; одна из восьми ступеней практики Йоги. Атма, Атман (атм – принадлежащий самому себе) – душа, самость. Атман вне пределов гун Пракрити – саттвы, раджаса и тамаса. Атма – это чистое осознавание. Атмаджняна (атм – я; джняна – знание) – знание о своем собственном «Я». Аум – это слово и звук означают Брахмана, Высший Принцип. Аум – это символ Высшего Я. Считается самой священной мантрой. Обсуждение значения Аум содержится в Манукья Упанишаде в контексте высшего сознания. Буква а символизирует сознание мира чувства, буква у – подсознательный ум, а м – Праджню, состояние, выходящее за рамки ума. Также это слово называется Пранава и принимается за символ Бога. Брахма (бхр – создавать, увеличивать) – один из богов индуистской троицы: Брахма – создатель, Вишну – хранитель и Шива, или Махешвара, - разрушитель. Брахма создает и увеличивает этот мир. Брахман (брх – расти, увеличиваться) – Абсолют, Конечная Реальность, которая является самосущей. Три атрибута Брахмана следующие: бытие (сат), сознание (чит) и блаженство (ананда). Брахман не является объектом поклонения, это объект медитации и познания. Бхаджан (бхадж – обожествлять, поклоняться) – практика поклонения, молитва. Бхакти, Бхакта (бхадж – поклоняться, любить, обожествлять) – преданность, поклонение как путь спасения. Бхакта – человек, преданный божеству, которому он поклоняется. Бхога (бхудж – переживать, переносить) – переживание мирских удовольствий и печалей. Вайрагья (ви – врозь, прочь, без; рага – желание, прявязанность) – беспристрастность, безразличие к мирским заботам. Вайрагья – это противоположность Раги, т.е. отказ от всех желаний. Веда (вид – знать) – знание, которое было открыто, общее название древнейших священных книг индусов. Видья – это знание, Видван – ученый человек. Существует четыре собрания ведических гимнов: 1. Ригведа, гимны богам. 2. Самаведа, песнопения священнослужителей. 3. Яджурведа, жертвенные заклинания, и 4. Атхарваведа, в основном магические песнопения. Веданта (веда + anta – конец) – конец Вед. Веданта – это одна из шести школ индуистской философии. Самое известное направление Веданты – Адвайта Веданта. Вишварупа – Вселенная множества форм. Вишварупа – это многоцветная, пестрая, разноликая вселенная. Вишну (вис – пронизывать; рупа – форма) – один из богов индуистской троицы – Брахма, Вишну и Шива. Вишну – это хранитель. Вритти (варт – поворачиваться, вращаться по кругу) – стиль жизни и поведения, ментальные колебания. Вьякта, Вьякти (ви – врозь, прочь; акта – отглагола андж – смазывать) – проявленная Материя, Природа в процессе эволюции. Гунатита (гуна – атрибут; атита – вне, за пределами) – вне пределов Гун. Гуны (корень грах – нить или струна) – атрибуты, качества. Три атрибута космической субстанции (Пракрити) следующие: саттва, раджас и тамас. Гуны представляют собой основополагающие атрибуты всех физических, ментальных и психических проявлений во вселенной. Гуру, Гуру Пурнима (гуру – большой, весомый, занимающий более высокое положение) – учитель, духовный наставник. Гуру Пурнима – день празднования, во время которого ученики подтверждают свою преданность своему наставнику. Он бывает раз в году во время полной луны (Пурнима). Даршана (Даршан) (дарс – видеть) – процесс, во время которого видят, обозревают, встречают. Этот термин также подразумевает философскую систему, позволяющую заглянуть в Реальность. Джапа – повторение определенной мантры в качестве воззвания к божеству, обычно с использованием четок. Джива, Дживатман (джив – жить) – индивидуальная душа. Согласно Веданте, Джива рождается в результате ошибочного отождествления Атмана с телом, чувствами и умом. Атман + принятие роли исполнителя = Джива. Без принятия роли исполнителя Атман представляет собой Высшее Осознавание. Джняна, Джняни (джня – знать) – Джняна – это знание, особенно высшее знание, полученное в результате медитации. Джняни – это тот, кто владеет знанием. Также произносится как Гняна и Гняни. Дхарма (дхри – удерживать, поддерживать) – То, что поддерживает, строгий кодекс поведения и долга. В метафизическом смысле Дхарма означает законы природы, поддерживающие деятельность вселенной, свойства, присущие элементам (например, Дхарма огня состоит в том, чтобы сжигать). Дхьяна (дхьян – размышлять, медитировать) – медитация. Ишвара (иш – хозяин; вара – верховный, высший) – Верховный господин. Это слово означает Бога как владыку и хозяина вселенной. Йога (юдж – соединять, связывать воедино) – «соединять». Йога – это метод, посредством которого сознание высвобождается из оков ума и проявленного мира. Это уникальная психологическая система, ведущая к просветлению и освобождению. Йогин – адепт, занимающийся йогой. Кама (кам – желать, хотеть, испытывать страсть) – желание, любовь, страсть. Бог любви известен как Камадэва. Карма (кар – делать) – действие, особенно то, за которое принимают ответственность, добро или зло. Принцип причинности, широко известный как закон причины и следствия. Лила (ла – игра) – игра, развлечение; космос, рассматриваемый как божественная игра. Лила не является отражением Абсолютной Истины Брахмана, это лишь частичная истина, не отличная от неистины. Майя (ма – создающий иллюзии) – иллюзия, вводящая в заблуждение сила, являющаяся предметом обсуждения в философии Веданты. Это тот принцип, который создает формы в бесформенном; скрывает реальное и проецирует нереальное. Майе приходит конец с началом чистого ментального осознавания. Мана, Манас (ман – думать, делать предположение) – ум как орган познания, восприятия и понимания. Его главные функции: восприятие, внимание, выбор и отторжение. Манана (ман – думать) – медитация, созерцание, искусство размышления. Манана – это достижение различительного понимания посредством размышления. Мантра – инструмент мысли; магическая формула, заклинание. Совершенные звуки, визуализируемые в виде букв и озвученные в виде слогов. Постоянное повторение мантры дает определенные желаемые результаты, раскрывая скрытые психические и оккультные способности. Маха, Махат (маха – великий) – Великий Махат означает великий принцип, Космический Разум. Махавакья (маха – великий, вач – слово, звук; вакья – речь, предложение) – высокодуховная речь или фраза. Махадакаш (махат – великий; акаш – пространство, небо) – великое пространство существования, вселенная материи и энергии. Махарадж – почтительное слово, используемое по отношению к духовным наставникам и царям. Другие слова, основанные на корне Маха: Махаванья, Махататтва, Махавакья и т.д. Махасамадхи – этот термин означает смерть духовного наставника и указывает, что сбросив физическое тело, он достиг великого и окончательного Самадхи, состояния сверхсознания, из которого обратного пути нет. Махатма (мах – великий; атма – душа) – почтительное слово, используемое по отношению к духовным учителям и указывающее на наличие великой души. Махешвара (мах – великий; Ишвара – господин) – великий господин – имя Шивы, одного из богов индуистской троицы. Мокша (муч – освобождать, ослаблять) – освобождение от мирского существования. Тот, кто достигает освобождения, является Муктой. Мумукшатва (муч – освобождать) – искреннее желание освобождения от мира и знание истины. Мумукшу (муч – освобождать, ослаблять) – тот, кто жаждет освобождения от земного существования. Нада (над – звук, рычание) – громкий звук. Нама Мантра – мантра, основой которой является божество. Намарупа (нама – имя; рупа – форма) – феноменальный мир имен и форм. Намаскар (намас – кланяться) – поклон в знак почтения и уважения. Нивритти (нир – без; вритти – корень варт – поворачиваться, вращаться; колея жизни) – прекращение блужданий ума, свобода от мирских забот. Противоположность Правритти (наслаждение мирской жизнью). Нидидхьясана (дхьяти – медитировать) – глубокая и частая медитация. Ниргуна (нир – без; гуна – атрибуты) – необусловленный, не имеющий трех атрибутов – саттвы, раджаса и тамаса. Нисарга (сридж – создавать, позволять беспрепятственно течь) – естественное состояние. Пара (пар – проходить) – далекий, находящийся вне пределов, лежащий по ту сторону. Парама – превосходная степень от пара, означает самый отдаленный, самый првосходный, высший. Паравритти (пара – высочайший, высший; вритти – варт – поворачиваться, вращаться) – высшее действие Вритти означает линию поведения, особенно действия, связанные с моралью. Парама Брахман (парама – высший; Брахман – Конечная Реальность) – Высший Дух. Также пишется Парабрахман. Парамакаш (парама – высший, величайший; акаш – пустота, небо) – безграничное пространство, небо; находящаяся вне времени и пространства Высшая Реальность, Конечный Абсолют. Парамартха (парама – высший, величайший; артха – цель, знание) – величайшее добро, Высшая Истина. Параматман, Параматма (парама – превосходная степень от пара; атман – я) – высшее «Я». Праджня (праджин – мудрый; пра – высокий; джна – знать) – чистое осознавание; не осознающее себя знание. Праджня означает высшее сознание. Также произносится как Прагня. Пракрити (пра – первый, прежде; кр – делать) – Космическая Субстанция, Природа-Основа, изначальная беспричинная причина феноменального существования, характеризующаяся тем, что она не имеет формы, безгранична и всюду проникающая. Пракрити содержит три гуны: саттва, раджас и тамас; и пять элементов (таттв): акаша, вайю, теджас, апас и притхви. Пракрити означает то, что существовало до того, как было что-либо создано. Прана (пра – до, прежде; ана – дыхание) – дыхание жизни, жизненный принцип. Премакаш (прем – любовь; акаш – небо, пространство) – безграничная любовь. Притхиви (пратху – распространяться, расширяться) – земля как один из пяти элементов; принцип сплоченности. Ее особым свойством является запах (гандх). Притхиви – это огромное пространство. Пуджа (пу, пуяти, пута – очищать) – поклонение, обожествление. Поклонение очищает. Пуджья – тот, кто заслуживает Пуджи. Пурнима (пурна – полный; пар – наполнить) – ночь полной луны. Пуруша – Космический Дух, вечная и действительная причина творения, дающая сознание всей проявленной материи (пракрити). Это основа всего, что есть и что будет. Также используется для обозначения человеческого существа мужского рода. Рага (ра(н)дж – окрашиваться) – желание, привязанность. Раджа Йога (ра(н)дж – окрашенный, сияющий) – абстрактная медитация, обсуждаемая Патанджали в его Йога Сутре. В Раджа Йоге акцент делается на контроле ума и подавлении его колебаний с целью пробуждения чистого сознания. Раджас (ра(н)дж – окрашиваться, попадать под воздействие, приводиться в движение) – энергия, движущая сила, активность. Одна из трех гун Пракрити – саттва, раджас, тамас. В Йоге этот термин означает движущий аспект Природы, без которых другие компоненты не могли бы проявить присущие им качества. Сагуна (са – с; гуна – атрибут) – с атрибутами. Проявленное состояние, в котором присутствуют гуны. Культ Бхакти рассматривает Верховный Абсолют как обладающий такими качествами, как любовь, милосердие и т.д. Бог для них – сагуна. По Ведантистской концепции Верховный Абсолют – это ниргуна, без или вне атрибутов, гунатита. Садгуру (сат – истинный; гуру – учитель) – истинный духовный учитель. Садхака, Садхана (сидх, садхати – достигать, добиваться успеха) – Садхана – практика, ведущая к достижению цели. Садхака тот, кто практикует Садхану. Сиддха – тот, кто достиг цели. Сиддхи – достижение. Садху (садх – идти прямо; искреннее желание) – аскет, святой. Садчит (сат – истинное бытие; чит – восприятие) – истина и восприятие. Также пишется Саччад. Термин Саччидананда (сат + чит + ананда) означает три атрибута Брахмана – бытие, сознание и блаженство. Самадхи (сам – вместе; а – к; дхи – помещать вместе, соединять) – состояние сверхсознания, глубокая медитация. Самадхи – это йогическая практика, в которой ищущий (садхака) сливается с объектом своей медитации, достигая безграничного блаженства. Термин Самадхи также означает мемориал в честь какого-нибудь святого; это может быть кирпичная или каменная конструкция или же колонна. Махасамадхи – это уход из жизни святого, который, как считается, достиг с растворением физического тела вечного состояния сверхсознания. Сансара (сам – вместе; сара – течение; сар – течь) – цикл существования. Сансара – это путешествие души в круговороте рождений и смертей. Также произносится как Самсара. Саньясин, Саньяси (ньяса – оставление, отказ) – тот, кто оставил все мирские заботы. Также пишется Самьясин. Саттва (сат – истинный) – бытие, существование, реальность. Один из трех компонентов Космической Субстанции (саттва, раджас, тамас). Саттва – это качество чистоты и добра, означает равновесие и проявляется в виде света. Сварупа (сва – свой собственный; рупа - форма) – собственная форма человека, его природа, характер. Тамас – темнота, инертность, пассивность, сдерживание. Один из трех компонентов Космической Субстанции (два других: саттва и раджас). Таттва (тад – тот) – истинная сущность, истина, реальность, таковость. Четана (чит – воспринимать) – Сознание, внутреннее пробуждение. Чидакаш (чит – воспринимать; акаш – пространство, небо) – пространство внутреннего осознания. Чит (чит – воспринимать) – Вселенское сознание. Читта – индивидуальное сознание. Представляет собой сочетание Пуруши и Пракрити – сознания и материи. Читта включает в себя все уровни ума: объективное сознание, субъективное сознание и бессознательное. Шакти (от корня сак – быть сильным) – сила, энергия, способность. Шакти изображается как женский аспект Конечного Принципа и рассматривается как жена Шивы, которой поклоняются как божеству. Шравана (шру – слышать) – слышание, внимательное слушание. Это первая стадия процесса самосовершенствования. За этой стадией следуют: манана, чинтана и нидидхьясана. Date: 2015-09-02; view: 263; Нарушение авторских прав |