Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Измерение гидрологических и гидрохимических параметров городских рекпроизводят гидрометрические посты, расположенные в районе верхнего и нижнего по течению створов городской черты. Анализ запасов и состава подземных вод, наблюдения за источниками их возможного загрязнения осуществляют местные органы геологического надзора. С этой целью создается сеть наблюдательных скважин для отбора проб на гидрохимический анализ. Контроль качества подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, осуществляют санэпидемстанции. Наблюдения за состоянием и режимом морских вод в приморских городах осуществляют местные организации Госкомгидромета. Контроль санитарного состояния пляжей и морской среды, используемой для рекреации и в лечебно-оздоровительных целях, ведут городские и районные санэпидемстанции. Они также осуществляют наблюдения за возможными источниками загрязнения морской среды в местах использования ее населением. Контроль качества воды городских рек и водоемов в местах их рекреационного использования населением осуществляют городские и районные санэпидемстанции. Санитарные службы контролируют также качество воды в источниках централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения, а также соответствие качества воды в водопроводной сети стандарту на питьевую воду. Эти же параметры в порядке самоконтроля постоянно измеряют предприятия, обеспечивающие централизованное хозяйственно-питьевое водоснабжение города. В пределах городской территории все сточные воды, а также поверхностный сток (талые, дождевые и поливо-моечные воды) должны направляться в городскую канализационную сеть и после очистки отводиться в поверхностные водные объекты за городскую черту. Контроль за сбросом производственных сточных вод в канализацию ведет городская служба водоотведения в соответствии с установленными лимитами. Эта же служба в порядке самоконтроля определяет эффективность работы общегородских очистных сооружений и соблюдение установленных ПДС очищенных сточных вод. Промышленные предприятия ведут самоконтроль за работой собственных локальных очистных сооружений и определяют состав сточных вод, сбрасываемых ими в городскую канализацию или в водные объекты. Экологические инспекции, санэпидемстанции в порядке государственного контроля осуществляют проверки работы очистных сооружений, состава сбрасываемых в водные объекты сточных вод и определяют влияние сбросов на состояние водных объектов — приемников сточных вод. Наблюдения за возникновением и уровнем подтопления городской территории организует местная служба коммунального хозяйства. Она же организует работы по предотвращению и ликвидации последствий этого явления. 432 Экология города Наблюдения за состоянием зеленых насаждений в городах, степенью повреждения их энтомовредителями и в результате фитозаболеваний также организует городская коммунальная служба. В зеленых зонах вокруг городов наблюдения за степенью повреждения насаждений токсичными выбросами, энтомовредителями, в результате фитозаболеваний, под воздействием рекреационной нагрузки, из-за смены гидрологического режима, засухи осуществляет служба лесной охраны. Она же осуществляет комплекс противопожарных мероприятий в зеленой зоне, включая систему наблюдения и оповещения. Контроль за санитарным состоянием городской территории осуществляют городские и районные санэпидемстанции. Система наблюдений за состоянием окружающей природной среды, функционирующая в нормально текущем режиме, имеет название общий {стандартный) мониторинг. Получаемая от него информация дает возможность на основе оценки и прогнозирования состояния окружающей природной среды регулярно разрабатывать предложения для принятия управленческих решений. При возникновении аварий с серьезными экологическими последствиями, в местах повышенного экологического риска и в других подобных случаях вводится в действие оперативный {кризисный) экологический мониторинг. В районе возникновения кризисной ситуации организуются наблюдения на целевой сети пунктов по определенным показателям с максимально возможной частотой. Получаемая информация обеспечивает возможность оперативного реагирования и принятия решений в целях ограничения и ликвидации последствий кризисных ситуаций и создания безопасных условий для жизни и здоровья населения. Примером ввода в действие оперативного экологического мониторинга может служить организация системы наблюдений за состоянием городских рек в период аварии на Диканевских очистных сооружениях Харькова, которая произошла в конце июня 1995 г. Причиной аварии послужил катастрофический ливень, в результате которого при переполнении канализационного коллектора глубокого заложения была затоплена главная насосная станция, перекачивающая сточные воды из коллектора на высоту около 60 м в приемный резервуар очистных сооружений. Неочищенные сточные воды через аварийные выпуски начали поступать в реки Харькова. С целью контроля возникшей в результате аварии экологической обстановки, своевременного принятия и реализации решений, обеспечивающих защиту здоровья населения и расположенных ниже по течению р.Северский Донец водозаборов, была введена в действие система оперативного (кризисного) экологического мониторинга. В створах, расположенных ниже аварийных выпусков неочищенных сточных вод в городские реки, через каждые 2 часа отбирались и анализировались пробы речной воды. Ситуация, связанная с загрязнением р.Северский Донец, была взята под контроль. С целью резкого сокращения объемов сточных вод, поступающих в городскую систему канализации, централизованное водоснабжение в Харькове было приостановлено. В течение всего периода ликвидации аварии население обеспечи- Раздел 10. Управление экологической безопасностью города 433 валось питьевой водой в основном с помощью водовозок-автоцистерн. Объемы водопотребления на 1 жителя сократились с 300—350 л/сут. до 5—10 л/сут. Резко сократили объемы водопотребления промышленные предприятия. Были закрыты все пляжи и другие места отдыха на реках и водоемах, которые в той или иной степени могли иметь контакт с неочищенными сточными водами. Вода харьковских рек подвергалась усиленной искусственной аэрации, применялись также другие меры для усиления самоочищающей способности рек. На Северском Донце был ограничен забор воды для централизованного питьевого водоснабжения. Используемая для водоснабжения речная вода подвергалась усиленной обработке и обеззараживанию. Было организовано оперативное оповещение населения о масштабах и последствиях аварии, состоянии речных экосистем, о принимаемых мерах по локализации и ликвидации последствий аварии. В результате удалось удержать ситуацию под контролем, не допустить вспышки инфекционных заболеваний и избежать серьезных последствий для здоровья населения, обеспечить сравнительно быстрое самовосстановление участков рек, подвергшихся загрязнению. Координацию работ организаций, ведущих наблюдения за состоянием окружающей природной среды, осуществляют органы экологической безопасности. Метрологическое обеспечение измерений в системе экологического мониторинга осуществляют организации Госстандарта Украины. Госстандарт совместно с Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, другими министерствами и ведомствами Украины, участвующими в функционировании экологического мониторинга, обеспечивает унификацию методик наблюдения и лабораторных анализов, содействует оптимизации сети наблюдений и совершенствованию приборной базы. Накопление, обработку, обобщение и анализ информации о состоянии окружающей природной среды и источниках воздействия на нее ведут органы экологической безопасности и местные организации Государственного комитета Украины по статистике. На основе конкретной информации об экологической обстановке местные органы власти с привлечением научно-исследовательских организаций и других творческих коллективов организуют разработку прогнозов изменения состояния окружающей природной среды или отдельных ее составляющих с целью подготовки и реализации необходимых упреждающих и компенсационных мероприятий. По результатам работы экологического мониторинга Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности ежегодно подготавливает и издает Национальный доклад о состоянии окружающей природной среды Украины, а Государственный комитет по статистике — Статистический сборник "Охрана окружающей природной среды и использование природных ресурсов Украины", где содержится также информация об экологической обстановке в городах Украины. 15 с, 434 Экология города 10.4. Экономический механизм природопользования Экономические меры, направленные на охрану окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов, включают: • определение источников финансирования мероприятий по охране окру • установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов в • установление нормативов и размеров сборов за использование природных • сборы за ухудшение качества природных ресурсов (снижение плодородия • предоставление субъектам предпринимательской деятельности налоговых, • возмещение убытков, причиненных нарушением природоохранного за • стимулирование деятельности по охране окружающей природной среды Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется за счет государственного и местных бюджетов, средств предприятий и организаций, фондов охраны окружающей природной среды, добровольных взносов и иных средств. Лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов промышленного, строительного и других производств, других видов вредного воздействия устанавливаются для каждого предприятия и другого источника загрязнения окружающей природной среды, а также для города в целом. Лимиты устанавливаются исходя из условий соблюдения экологических нормативов качества окружающей природной среды с учетом сложившейся производственной инфраструктуры и экологической обстановки в каждом конкретном городе. Лимиты периодически пересматриваются обычно в сторону уменьшения. Нормативы сборов за использование природных ресурсов устанавливаются с учетом их качества, доступности, распространения, возможности возобновления, комплексности, объемов добычи, местонахождения, возможности переработки и утилизации отходов, других факторов. Нормативы сборов за Раздел 10. Управление экологической безопасностью города 435 использование природных ресурсов и за загрязнения окружающей природной среды являются едиными для всей страны. На основании установленных лимитов и нормативов сборов определяются размеры платежей (сборов) за специальное природопользование. При соблюдении лимитов эти платежи (сборы) относят на издержки производства, а при нарушении установленных лимитов сборы за ухудшение качества природных ресурсов взимают за счет прибыли предприятий и организаций. Средства от сборов за использование природных ресурсов поступают в государственный и местные бюджеты и направляются на выполнение работ по воспроизводству и поддержанию этих ресурсов в надлежащем состоянии. Средства от сборов за загрязнение окружающей природной среды направляются в местные, областные и государственный фонды охраны природы. Распределение средств между местными, областными и государственным природоохранными фондами производится в соотношении: 20, 50 и 30% соответственно, а между Киевским и Севастопольским городскими и государственным природоохранными фондами — соответственно 70 и 30%. Кроме сборов за загрязнение окружающей природной среды, в состав природоохранных фондов включается часть денежных средств, взыскиваемых за нарушение норм и правил природопользования, ущерб, причиненный нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной и иной деятельности, а также добровольные взносы и пожертвования. Средства местных, областных и государственного фондов охраны окружающей природной среды могут расходоваться только на целевое финансирование природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, включая научные исследования, меры по снижению воздействия загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения, а также на стимулирование работников органов по охране природы и общественных инспекторов охраны природы. Распределение средств фондов на осуществление тех или иных природоохранных мероприятий и стимулирование сотрудников производится по представлению местных органов охраны природы. При реализации предприятиями и организациями мер по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, переходе на малоотходные и безотходные ресурсо- и энергосберегающие технологии, экологизации производства, введении в действие средозащитного оборудования и установок для утилизации и переработки отходов, установке приборов контроля за состоянием окружающей природной среды и источниками выбросов и сбросов загрязняющих веществ и других аналогичных мер предоставляются льготы по налогообложению, а фонды охраны окружающей природной среды полностью освобождаются от налогов. Для этих же целей могут быть выданы краткосрочные и долгосрочные кредиты на льготных условиях. Для производственных природоохранных фондов устанавливаются повышенные нормы амортизации. Предприятиям, организациям и гражданам на договорных началах могут быть предоставлены средства из природоохранных фондов для выполнения работ по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ и уменьшению вредных физических, хими- 15* Экология города ческих и биологических воздействий на состояние окружающей природной среды, на развитие экологически безопасных технологий и производств. Законодательством предусмотрено предоставление природных ресурсов в пользование под залог. Денежные средства, взыскиваемые с предприятий и организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в том числе иностранных, за нарушения природоохранного законодательства, зачисляются на отдельный счет местных органов по охране природы и могут расходоваться на поощрение особо отличившихся сотрудников этих органов и общественных инспекторов по охране природы (табл. 10.1). Эти же средства могут расходоваться на развитие и укрепление материально-технической базы органов по охране природы. Таблица 10.1. Средства, поступающие на счет местных органов
|