Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Измерение гидрологических и гидрохимических параметров городских рек





производят гидрометрические посты, расположенные в районе верхнего и нижнего по течению створов городской черты.

Анализ запасов и состава подземных вод, наблюдения за источниками их возможного загрязнения осуществляют местные органы геологического над­зора. С этой целью создается сеть наблюдательных скважин для отбора проб на гидрохимический анализ. Контроль качества подземных вод, используе­мых для питьевого водоснабжения, осуществляют санэпидемстанции.

Наблюдения за состоянием и режимом морских вод в приморских городах осуществляют местные организации Госкомгидромета. Контроль санитарно­го состояния пляжей и морской среды, используемой для рекреации и в ле­чебно-оздоровительных целях, ведут городские и районные санэпидемстан­ции. Они также осуществляют наблюдения за возможными источниками за­грязнения морской среды в местах использования ее населением.

Контроль качества воды городских рек и водоемов в местах их рекреаци­онного использования населением осуществляют городские и районные сан­эпидемстанции. Санитарные службы контролируют также качество воды в источниках централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабже­ния, а также соответствие качества воды в водопроводной сети стандарту на питьевую воду. Эти же параметры в порядке самоконтроля постоянно изме­ряют предприятия, обеспечивающие централизованное хозяйственно-пить­евое водоснабжение города.

В пределах городской территории все сточные воды, а также поверхност­ный сток (талые, дождевые и поливо-моечные воды) должны направляться в городскую канализационную сеть и после очистки отводиться в поверхност­ные водные объекты за городскую черту.

Контроль за сбросом производственных сточных вод в канализацию ведет городская служба водоотведения в соответствии с установленными лимита­ми. Эта же служба в порядке самоконтроля определяет эффективность рабо­ты общегородских очистных сооружений и соблюдение установленных ПДС очищенных сточных вод.

Промышленные предприятия ведут самоконтроль за работой собствен­ных локальных очистных сооружений и определяют состав сточных вод, сбра­сываемых ими в городскую канализацию или в водные объекты.

Экологические инспекции, санэпидемстанции в порядке государствен­ного контроля осуществляют проверки работы очистных сооружений, соста­ва сбрасываемых в водные объекты сточных вод и определяют влияние сбро­сов на состояние водных объектов — приемников сточных вод.

Наблюдения за возникновением и уровнем подтопления городской террито­рии организует местная служба коммунального хозяйства. Она же организует работы по предотвращению и ликвидации последствий этого явления.


432 Экология города

Наблюдения за состоянием зеленых насаждений в городах, степенью повреж­дения их энтомовредителями и в результате фитозаболеваний также органи­зует городская коммунальная служба.

В зеленых зонах вокруг городов наблюдения за степенью повреждения насаждений токсичными выбросами, энтомовредителями, в результате фито­заболеваний, под воздействием рекреационной нагрузки, из-за смены гидро­логического режима, засухи осуществляет служба лесной охраны. Она же осу­ществляет комплекс противопожарных мероприятий в зеленой зоне, вклю­чая систему наблюдения и оповещения.

Контроль за санитарным состоянием городской территории осуществляют городские и районные санэпидемстанции.

Система наблюдений за состоянием окружающей природной среды, функ­ционирующая в нормально текущем режиме, имеет название общий {стандарт­ный) мониторинг. Получаемая от него информация дает возможность на основе оценки и прогнозирования состояния окружающей природной среды регуляр­но разрабатывать предложения для принятия управленческих решений.

При возникновении аварий с серьезными экологическими последствия­ми, в местах повышенного экологического риска и в других подобных случа­ях вводится в действие оперативный {кризисный) экологический мониторинг. В районе возникновения кризисной ситуации организуются наблюдения на целевой сети пунктов по определенным показателям с максимально возмож­ной частотой. Получаемая информация обеспечивает возможность оператив­ного реагирования и принятия решений в целях ограничения и ликвидации последствий кризисных ситуаций и создания безопасных условий для жизни и здоровья населения.

Примером ввода в действие оперативного экологического мониторинга может служить организация системы наблюдений за состоянием городских рек в период аварии на Диканевских очистных сооружениях Харькова, ко­торая произошла в конце июня 1995 г. Причиной аварии послужил катаст­рофический ливень, в результате которого при переполнении канализаци­онного коллектора глубокого заложения была затоплена главная насосная станция, перекачивающая сточные воды из коллектора на высоту около 60 м в приемный резервуар очистных сооружений. Неочищенные сточные воды через аварийные выпуски начали поступать в реки Харькова. С целью контроля возникшей в результате аварии экологической обстановки, своев­ременного принятия и реализации решений, обеспечивающих защиту здо­ровья населения и расположенных ниже по течению р.Северский Донец водозаборов, была введена в действие система оперативного (кризисного) экологического мониторинга. В створах, расположенных ниже аварийных выпусков неочищенных сточных вод в городские реки, через каждые 2 часа отбирались и анализировались пробы речной воды. Ситуация, связанная с загрязнением р.Северский Донец, была взята под контроль. С целью резко­го сокращения объемов сточных вод, поступающих в городскую систему канализации, централизованное водоснабжение в Харькове было приоста­новлено. В течение всего периода ликвидации аварии население обеспечи-


Раздел 10. Управление экологической безопасностью города 433

валось питьевой водой в основном с помощью водовозок-автоцистерн. Объе­мы водопотребления на 1 жителя сократились с 300—350 л/сут. до 5—10 л/сут. Резко сократили объемы водопотребления промышленные предприятия. Были закрыты все пляжи и другие места отдыха на реках и водоемах, кото­рые в той или иной степени могли иметь контакт с неочищенными сточны­ми водами. Вода харьковских рек подвергалась усиленной искусственной аэрации, применялись также другие меры для усиления самоочищающей способности рек. На Северском Донце был ограничен забор воды для цент­рализованного питьевого водоснабжения. Используемая для водоснабже­ния речная вода подвергалась усиленной обработке и обеззараживанию. Было организовано оперативное оповещение населения о масштабах и послед­ствиях аварии, состоянии речных экосистем, о принимаемых мерах по ло­кализации и ликвидации последствий аварии.

В результате удалось удержать ситуацию под контролем, не допустить вспышки инфекционных заболеваний и избежать серьезных последствий для здоровья населения, обеспечить сравнительно быстрое самовосстановление участков рек, подвергшихся загрязнению.

Координацию работ организаций, ведущих наблюдения за состоянием окружающей природной среды, осуществляют органы экологической безопас­ности.

Метрологическое обеспечение измерений в системе экологического мони­торинга осуществляют организации Госстандарта Украины. Госстандарт со­вместно с Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, другими министерствами и ведомствами Украины, участвую­щими в функционировании экологического мониторинга, обеспечивает уни­фикацию методик наблюдения и лабораторных анализов, содействует опти­мизации сети наблюдений и совершенствованию приборной базы.

Накопление, обработку, обобщение и анализ информации о состоянии окру­жающей природной среды и источниках воздействия на нее ведут органы экологической безопасности и местные организации Государственного ко­митета Украины по статистике.

На основе конкретной информации об экологической обстановке мест­ные органы власти с привлечением научно-исследовательских организаций и других творческих коллективов организуют разработку прогнозов изменения состояния окружающей природной среды или отдельных ее составляющих с целью подготовки и реализации необходимых упреждающих и компенсаци­онных мероприятий.

По результатам работы экологического мониторинга Министерство ох­раны окружающей природной среды и ядерной безопасности ежегодно под­готавливает и издает Национальный доклад о состоянии окружающей при­родной среды Украины, а Государственный комитет по статистике — Стати­стический сборник "Охрана окружающей природной среды и использование природных ресурсов Украины", где содержится также информация об эколо­гической обстановке в городах Украины.

15 с,


434 Экология города

10.4. Экономический механизм природопользования

Экономические меры, направленные на охрану окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов, включают:

• определение источников финансирования мероприятий по охране окру­
жающей природной среды;

• установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов в
атмосферный воздух, сбросов сточных вод в водные объекты и размеще­
ния отходов;

• установление нормативов и размеров сборов за использование природных
ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную
среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

• сборы за ухудшение качества природных ресурсов (снижение плодородия
почв, продуктивности лесов, рыбопродуктивности водных объектов и т.д.);

• предоставление субъектам предпринимательской деятельности налоговых,
кредитных и иных льгот при внедрении ими энерго- и ресурсосберегаю­
щих процессов, малоотходных и безотходных технологий, развитии не­
традиционных источников энергии, осуществлении других эффективных
мер по охране окружающей природной среды и сбережению природных
и энергетических ресурсов;

• возмещение убытков, причиненных нарушением природоохранного за­
конодательства;

• стимулирование деятельности по охране окружающей природной среды
и экономии природных и энергетических ресурсов.

Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется за счет государственного и местных бюджетов, средств предприятий и организа­ций, фондов охраны окружающей природной среды, добровольных взно­сов и иных средств.

Лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую при­родную среду, размещения отходов промышленного, строительного и других производств, других видов вредного воздействия устанавливаются для каждо­го предприятия и другого источника загрязнения окружающей природной среды, а также для города в целом. Лимиты устанавливаются исходя из усло­вий соблюдения экологических нормативов качества окружающей природ­ной среды с учетом сложившейся производственной инфраструктуры и эко­логической обстановки в каждом конкретном городе. Лимиты периодически пересматриваются обычно в сторону уменьшения.

Нормативы сборов за использование природных ресурсов устанавливают­ся с учетом их качества, доступности, распространения, возможности возоб­новления, комплексности, объемов добычи, местонахождения, возможности переработки и утилизации отходов, других факторов. Нормативы сборов за


Раздел 10. Управление экологической безопасностью города 435

использование природных ресурсов и за загрязнения окружающей природ­ной среды являются едиными для всей страны.

На основании установленных лимитов и нормативов сборов определяют­ся размеры платежей (сборов) за специальное природопользование. При со­блюдении лимитов эти платежи (сборы) относят на издержки производства, а при нарушении установленных лимитов сборы за ухудшение качества при­родных ресурсов взимают за счет прибыли предприятий и организаций.

Средства от сборов за использование природных ресурсов поступают в государственный и местные бюджеты и направляются на выполнение работ по воспроизводству и поддержанию этих ресурсов в надлежащем состоянии. Средства от сборов за загрязнение окружающей природной среды направля­ются в местные, областные и государственный фонды охраны природы. Рас­пределение средств между местными, областными и государственным приро­доохранными фондами производится в соотношении: 20, 50 и 30% соответ­ственно, а между Киевским и Севастопольским городскими и государственным природоохранными фондами — соответственно 70 и 30%. Кроме сборов за загрязнение окружающей природной среды, в состав природоохранных фон­дов включается часть денежных средств, взыскиваемых за нарушение норм и правил природопользования, ущерб, причиненный нарушением природоох­ранного законодательства в результате хозяйственной и иной деятельности, а также добровольные взносы и пожертвования.

Средства местных, областных и государственного фондов охраны окру­жающей природной среды могут расходоваться только на целевое финанси­рование природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, включая на­учные исследования, меры по снижению воздействия загрязнения окружаю­щей природной среды на здоровье населения, а также на стимулирование работников органов по охране природы и общественных инспекторов охра­ны природы. Распределение средств фондов на осуществление тех или иных природоохранных мероприятий и стимулирование сотрудников производит­ся по представлению местных органов охраны природы.

При реализации предприятиями и организациями мер по охране окружа­ющей природной среды и рациональному использованию природных ресур­сов, переходе на малоотходные и безотходные ресурсо- и энергосберегающие технологии, экологизации производства, введении в действие средозащитного оборудования и установок для утилизации и переработки отходов, установке приборов контроля за состоянием окружающей природной среды и источни­ками выбросов и сбросов загрязняющих веществ и других аналогичных мер предоставляются льготы по налогообложению, а фонды охраны окружающей природной среды полностью освобождаются от налогов. Для этих же целей могут быть выданы краткосрочные и долгосрочные кредиты на льготных усло­виях. Для производственных природоохранных фондов устанавливаются по­вышенные нормы амортизации. Предприятиям, организациям и гражданам на договорных началах могут быть предоставлены средства из природоохран­ных фондов для выполнения работ по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ и уменьшению вредных физических, хими-

15*



Экология города


ческих и биологических воздействий на состояние окружающей природной среды, на развитие экологически безопасных технологий и производств.

Законодательством предусмотрено предоставление природных ресурсов в пользование под залог.

Денежные средства, взыскиваемые с предприятий и организаций, должно­стных лиц и отдельных граждан, в том числе иностранных, за нарушения при­родоохранного законодательства, зачисляются на отдельный счет местных ор­ганов по охране природы и могут расходоваться на поощрение особо отличив­шихся сотрудников этих органов и общественных инспекторов по охране природы (табл. 10.1). Эти же средства могут расходоваться на развитие и ук­репление материально-технической базы органов по охране природы.

Таблица 10.1. Средства, поступающие на счет местных органов

Date: 2015-09-02; view: 916; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию