Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура IV в. до н. э





Кризис полиса не означал упадка культуры, напротив, именно этот период отмечен многими важными достижениями в литературе, науке, философии, искусстве, связан с творчеством таких выдающихся мыслителей древности, как Платон и Аристотель.

Кризис полиса привел к изменениям в общественном сознании, все более заметным становится рост индивидуализма, упадок традиционной полисной, коллективистской морали. Это же явление породило и глубокие теоретические исследования в которых рассматривались природа полиса, причины его становления, развития и упадка, его типология и возможности создания устойчивого «идеального» полиса Идеалистическая разработка этой проблематики была делом учеников Сократа, в первую очередь Платона Принадлежавший к знатному афинскому роду Кодридов, получивший прекрасное образование, обладавший огромными знаниями, Платон был крупнейшим представителем идеалистического направления в древнегреческой философии Он создал Академию – философскую школу, в которой объединились его ученики Основой учения Платона стало представление об идеях – вечных и неизменных прообразах вещей, слабыми отображениями коих являются предметы реального мира.

Исходя из этой концепции, Платон создавал и свою теорию полиса В высшем мире, мире идей, существует и идея полиса, и задача законодателя заключается в том, чтобы построить на земле полис, возможно более близкий к «идеальному» Платон детально разработал проект, суть которого заключалась в том, чтобы разделить все население на три группы земледельцев, ремесленников и торговцев, занятых производством и обменом и не имеющих никаких прав, стражей, занятых только военной службой, лишенных имущества и семьи и посвятивших себя делу защиты полиса, и, наконец, мудрецов-философов, взявших на себя управление полисом и живущих той же суровой жизнью, что и стражи Обращенный в далекое прошлое, идеализирующий спартанский строй времени Ликурга, проект Платона, естественно, не мог найти осуществления Попытки философа реализовать его в Сицилии с помощью тиранов Сиракуз едва не стоили ему жизни

Среди учеников Платона был один, многостороннее влияние которого перешагнуло границы не только его времени и страны, но и всей античности Этим человеке был Аристотель, величайший, по словам К. Маркса, ум древности. Аристотель являлся энциклопедистом в подлинном смысле этого слова, занимаясь философией и историей, математикой и зоологией, физикой, ботаникой и медициной, этикой, теорией искусства, литературы и театра, риторикой. Начав свою деятельность как ученик Платона, он затем порывает с учителем и создает свою школу – Ликей. Натурфилософия Аристотеля близка материалистической Согласно его взглядам, материя и форма неотделимы друг от друга, и это не абстрактные понятия, а две стороны единого жизненного процесса Самую сильную сторону натурфилософской системы Аристотеля составляет учение о движении, без которого нет ни времени, ни пространства, ни материи Эта система дополнялась его учением о методах мышления, или логикой.

Аристотелем создана всеобъемлющая научно-философская система, она явилась синтезом всех достижений греческой науки классического периода Физика, этика и политика, естественно-научные и гуманитарные дисциплины были сведены Аристотелем в некое единство Естественно-научные воззрения Аристотеля неотделимы от его общефилософских принципов Он разрабатывал математические проблемы, создал общую теорию качественных изменений и превращений тел Значительное место в научном творчестве Аристотеля занимают сочинения о живой природе Он описал 485 видов животных, первым в истории науки предложил классификацию животного мира Работы Аристотеля продолжили его ученики, из которых самым знаменитым был Феофраст.

Аристотель создал и свое учение о государстве, написав «Политику» – трактат, основанный на 158 исследованиях, каждое из которых посвящено государственному строю и истории отдельного полиса и было выполнено самим Аристотелем и его учениками Аристотель дал непревзойденный по глубине анализ характера греческого полиса (его сущности, типов, Эволюции, причин упадка и т.д.) и предложил проект идеального государства, который, в отличие от проекта Платона, был более жизненным Философ исходил из идеи создать на отвоеванных у варваров землях греческие полисы, граждане которых жили бы за счет эксплуатации местного населения Широкое развитие рабства привело к появлению в общественной мысли так называемого рабского вопроса. Аристотель, выражая самую суть рабовладельческого строя, создал и развил идею о «рабстве по природе», согласно которой все негреки самой природой предуготовлены быть рабами греков


Глубокими были экономические идеи Аристотеля Он отмечал, что полисный строй жизни совместим только с определенным уровнем развития экономики, а развитие сверх определенного предела товарноденежных отношений приводит к разложению полиса Столь Же важны и его наблюдения о зависимости политики от экономических интересов различных групп гражданства.

Влияние Аристотеля на последующее развитие культуры древности и раннего средневековья было огромным. Переведенные на арабский язык, его труды стали достоянием мусульманской науки, а затем в оригиналах и в различных переводах вошли в золотой фонд европейской и мировой цивилизаций.

Во второй половине V – IV в до н. э. достигает наивысшего расцвета ораторское искусство, прежде всего судебное красноречие Огромное число судебных процессов требовало не только знания законов, но и искусства убедительно говорить, что привело к появлению «логографов» – людей, специализирующихся на составлении судебных речей (тяжущиеся стороны в афинском суде должны были лично обвинять и защищаться) Классиком логографического искусства следует считать Лисия, в совершенстве владевшего этим искусством Его стиль прост, аргументация трезва и убедительна.

Непревзойденным мастером торжественного красноречия по праву считался Исократ, самый известный в то время учитель риторики В историю древнегреческой культуры Исократ вошел как политический оратор, публицист, вся деятельность которого вдохновлялась одной идеей – достижения союза всех греков для войны против варваров Только в объединенном походе Греция найдет спасение от терзающих ее бед – гражданских войн и войн полисов друг с другом, наемников и изгнанников, бедности и нищеты. Войны, охватившие теперь Грецию, следует перенести в Азию, а богатства Азии – в Европу. Эта панэллинская идея пройдет красной нитью через все речи Исократа, будут меняться только возможные организаторы похода. Разочаровавшись в родных Афинах, Исократ обратит свой взор к могущественным правителям – тирану Сиракуз Дионисию, а затем к македонскому царю Филиппу, в лице которого он будет искать желанного вождя, способного умиротворить греков и возглавить поход на Восток.

Над всеми греческими ораторами возвышается величественная и трагическая фигура Демосфена – одного из величайших ораторов всех времен и народов. Среди его речей большое место занимали судебные, но славу ему принесли речи политические. И для современников, и для потомков Демосфен прежде всего политик, борец, патриот. Он рано понял опасность, которую представлял для независимости Греции Филипп, и начал борьбу с ним. Речи Демосфена против Филиппа, в защиту свободы Афин возвели его в ранг руководящего государственного деятеля. Демосфен неустанно призывал сограждан к энергичной деятельности, пытался создать коалицию полисов против македонской опасности. В его речах ораторское искусство сочеталось с пафосом борца, страстная убежденность и сила аргументации захватывала слушателей. Это был последний выдающийся мастер публичного красноречия эпохи независимой Греции.

Развитие искусства в IV в. до н. э. также отражает новые явления в жизни греческого общества. Греческая скульптура IV в. до н. э. знает многих выдающихся мастеров (Скопас, Леохар, Тимофей, Бриаксис, Пракситель, Лисипп). Для всех этих скульпторов характерен отход от простых и строгих принципов эпохи «высокой классики». Все большее значение приобретает стремление к передаче индивидуальных черт человека, его чувств, внутреннего мира. Скопас обычно создавал скульптуры мифологического характера, но его образы полны бурных душевных переживаний (охваченная вакхическим исступлением Менада, полные страдания лица раненых воинов с фронтона храма Афины в Тегее). Гедонизм присущ творчеству Праксителя, любившего изображать Афродиту, Диониса и его спутников. Особенно прославился он скульптурой Афродиты Книдской.


Те же черты присущи и живописи IV в. до н. э., наиболее крупные представители которой – Павсаний из Сикиона и Апеллес из Колофона. Павсаний изобрел технику энкаустики – живописи восковыми красками. Он стремился к решению сложных технических задач. Среди картин Апеллеса особой славой пользовалась «Афродита Анадиомена», написанная для храма Асклепия на Косе. Художник изобразил богиню выходящей из моря, тело ее просвечивает сквозь прозрачную воду.

Развитие греческой науки в IV в. До н. э. определялось в наибольшей степени деятельностью профессиональных ученых (математиков, астрономов, естествоиспытателей) и в меньшей – философов. Крупнейший среди ученых IV в. до н. э. – Евдокс Книдский, открывший в математике общую теорию пропорций, оцененную по-настоящему только во второй половине XIX в. Большую роль он сыграл в развитии античной астрономии, став в сущности создателем теоретической астрономии. Евдокс рассчитал орбиты движения планет, составил каталог звездного неба, создал первую астрономическую обсерваторию. Построение модели космоса, основанной на представлении о равномерно вращающихся вокруг Земли концентрических сферах, способствовало развитию сферической геометрии и кинематики движущихся точек, кругов и сфер. Развивая и уточняя идеи Евдокса, работали его ученики: математики Менехм и Динострат, астроном Полемарх, который в свою очередь стал учителем выдающегося астронома Каллиппа. Древнегреческая культура занимает особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация в целом, в особенности культура народов Европы. В сфере эстетической, художественного творчества наследие греков – не только источник современного знания, но и живая, полная обаяния духовная сила. Не только корни европейской культуры лежат в античности, но и античная культура является составной частью культуры современной. Знаменательно, что перелом в истории западноевропейского искусства начинается с эпохи Ренессанса, т.е. возрождения античного искусства. Как писал Ф. Энгельс, «в спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья».

Образы античной мифологии получили многочисленные воплощения и толкования в живописи Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Ватто, Фрагонара, А. Иванова, Бруни, в скульптурах Витали, Козловского, Демут-Малиновского и др. Ее сюжеты широко ис-пользовали многие великие писатели и музыканты всех времен и народов: Данте, Шекспир, Пушкин, Гайдн, Глюк, Оффенбах, Стравинский и т.д. Едва ли можно найти область, в которой не ощущалось бы влияние греческой культуры. И в этом ее непреходящее значение.







Date: 2015-08-22; view: 264; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию