Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Внимание

 

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. На человека воздействует одновременно огромное число раздражителей, однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах (реальных или идеальных) при одновременном отвлечении от других, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Феномен внимания проявляется:

o В избирательности психической деятельности, преднамеренном или непреднамеренном выборе ее объектов;

o В сохранении деятельности на известный промежуток времени: недостаточно толь­ко выбрать ту или иную деятельность, надо еще удержать этот выбор, сохранить его (часто сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или дей­ствие, и значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени).

o В сосредоточенности, углубленности в деятельность: (чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание);

o В отвлечении от всего постороннего: при внимательном отношении к какому-либо предмету он оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, находится «на периферии» воспринимаемого, тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию — контроль и регуляцию деятельности.

Вни­мание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Внимание может быть направлено на окружающие объекты («сенсорное», или внешнее внимание); на мысли и образы, находящиеся в сознании человека («интеллектуальное» вни­мание). Когда человек проявляет повышенную сосредото­ченность на физических действиях, речь может идти о «моторном» внимании.

Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из основных психологических характеристик трудового процесса.

Различают следующие виды внимания:

- непроизвольное, возникающее при действии контрастного, сильного или вызывающего эмоциональный отклик раздражителя;

- произвольное,

- послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает челове­ка в этих случаях в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами, которые можно разделить на группы.

- К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя. Сюда надо включить прежде всего его силу или интенсивность. Всякое достаточно сильное раздражение (громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий звук или запах) невольно привлекает наше внимание. При этом важна не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Особое значение имеет контраст между раздражителями. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раз­дражителя, как его новизна, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раз­дражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражите­лей в пространстве.

- Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.

- Третья группа причин связана с общей направленностью личности и с ее прежним опытом и чувствами.

В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивости избирательной активности.

Произвольное внимание (волевое, активное, преднамеренное) связано с волей и управляется сознательной целью. Основной функцией произвольного внима­ния является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Как было показано Л.С. Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми — взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ре­бенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить и тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, — в подчинении своего поведения собственной ре­чевой инструкции.

Несмотря на качественное отличие от непроизвольного вни­мания, произвольное внимание также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью,

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, кото­рый, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, Но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимы ми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного послепроизвольное внимание остается связанным с сознаваемыми целями и поддерживается сознательными интересами. В отличие от произвольного, в послепроизвольном нет или почти нет волевых усилий. Послепроизвольное внимание имеет большое значение для педагогического процесса.

Послепроизв6льное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Говоря о физиологических механизмах активного внима­ния, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью прибора электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования:

- глубокий сон,

- дремотное состояние,

- спокойное бодрствование,

- активное (настороженное) бодрствование,

- чрезмерное бодрствование.

Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1—2 наиболее важных раздражителя, а на остальные реакции полностью отсутствуют. Поэтому, например, уставшая мать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от легкого движения ребенка в кроватке.

Внимание у разных людей и у одного и того же человека, но в различное время и в разных условиях отличается некоторыми особенностями.

Основные свойства внимания:

- концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;

- объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

- переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания);

- распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;

- устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

 

Ус­тойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание бывает подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны обычно 2—3 секунд, доходя максимум до 12 секунд (например, если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их). Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, на­пример, дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течение некоторого времени, то она бу­дет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой.

Однако исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует разъяснений, поскольку в действительности такие малые периоды колебания внимания не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других — значительно большей устойчивостью.

Доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, человек легко отвлекается, его внимание колеблется. Предмет внимания и взаимодействие с ним должны развиваться. Включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания.

Кроме того, устойчивость внимания зависит от ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.

Существуют методы изучения устойчиво­сти внимания, ставшие уже классическими. Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3—5—10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, напри­мер гласной). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Аналогичное значение имеют таблицы Крепелина, состоя­щие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Концентрация внимания — это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности. АА. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. (Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.) Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще В. Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух од­новременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. В таких случаях один из видов деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания.

Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют — на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную — в обратном. В этом опыте отчетливо видны значительные индивидуальные различия, которые могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в диагностических целях.

Многие авторы считают, что распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключаемость или переключение внимания определяют­ся скрытно, переходя от одного вида деятельности к друго­му. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (это прежде всего соотношение меж­ду предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Известно, что человек не может одно­временно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов — это и есть объем внимания. Он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объ­ектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновре­менно ясно воспринимаемых объектов. Понятие «объем внимания» очень близко к понятию «объем восприятия» и широко применяемые в литературе понятия «поле ясного внимания» и «поле неясного внимания» очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия, в отношении которого они были подробно изучены. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

Date: 2015-09-02; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию