Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды внимания





В зависимости от участия воли во внимании принято различать непроизвольное, произвольное и после-произвольное внимание.

 

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики
Непроизвольное (пассивное, эмоциональное, природное) Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения
Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет.
Послепроизвольное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение

 

Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) внимание возникает как бы автоматически, независимо от состояния человека.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

Есть объективные и субъективные причины возникновения непроизвольного внимания.

Субъективные причины непроизвольного внимания - это субъективная значимость информации. Мы обращаем внимание на то, что для нас имеет значение, соответствует нашим интересам, склонностям. Например, мать слышит ночью писк младенца, хотя он может быть и очень тихим. Имя человека – сигнал высокой субъективной значимости.

В книжном магазине нас прежде всего привлекают книги, которые соответствуют нашей профессии или нашим увлечениям. Интересным для человека чаще всего становится то, что свя­зано с его основными, любимыми занятиями. Сюда же можно отнести и группу сигналов, которые соответствуют внутреннему состоянию человека. Например, человек голоден – сразу привлечет внимание запах, слово, плакат, который не заметит сытый человек.

 

Объективные причины возникновения непроизвольного внимания – это характер раздражителя: Какие раздражители привлекают наше непроизвольное внимание?

1) Предметы, которые вызывают эмоции (яркие цвета, мелодичные звуки, приятные запахи). Продолжительное время приковывает внимание предмет, который вызвал удивление, восхищение, восторг, интерес.

2) Интенсивность (например, яркие цвета, сильный звук).

3) Новизна раздражителя. Новое привлекает внимание. Вы не обращаете внимание на свет лампы, но если она начнет мигать, вы посмотрите на нее – в чем дело? Если преподаватель внезапно стукнет по столу, то звук будет неожиданным и поэтому привлечет внимание учащихся. Вы знаете, что школьные учителя иногда прибегают к этому приему, когда в классе становится громко от разговоров.

4) Необычность объекта. Необычный объект привлекает внимание.

5) Динамичность (резкая смена) объекта. Динамичны фильм, спортивные игры – мы можем долго и внимательно их наблюдать.

6) Контрастность объектов. Например, человек летом, который одет в зимнюю куртку, будет привлекать внимание из-за своего контраста другим людям.

Вот лектор говорит, говорит, и вдруг замолчал, долго молчит. Это привлечёт внимание. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание.

Все указанные особенности непроизвольного внимания хорошо знают специалисты по рекламе. Они часто ищут что-то необычное, динамичное, эмоциональное, интенсивное или контрастное, что привлекло бы внимание публики.

Эти же особенности внимания должен учитывать педагог и сам учащийся, когда выступает перед слушателями: неожиданный вопрос, информация, вызывающая эмоции, смена темпа речи и её интонации, необычный факт – все это непроизвольно привлечёт внимание слушателей. Однако непроизвольное внимание очень неустойчиво, его легко потерять. Необходимо также использовать и произвольное внимание.

Произвольное (преднамеренное, активное) внимание — это целенаправленное сосредоточение сознания, для его поддержания необходимы волевые усилия. Включение произвольного внимания вызвано задачей, которая стоит перед человеком. Произвольное внимание направляется и поддерживается целью, которую человек поставил сознательно перед собой. Человек как бы говорит себе: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть таким». Педагог вызовет произвольное внимание, если поставит перед учащимися задачу: «Запишите это в тетрадях», «Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:…».

Однако произвольное внимание требует волевых усилий, человек быстро утомляется. Какой же вид внимания наиболее эффективен? Наиболее эффективным считается так называемое послепроизвольное внимание. Что оно из себя представляет?

Послепроизвольное внимание. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его значимости, интереса для личности. Так, подготовка реферата сначала требует определенных волевых усилий. Затем нам начинает нравиться эта работа, становится интересной, и поддержание внимания не требует волевых усилий. Это самое эффективное и длительное внимание. При нём сохраняется сознательная целенаправленность внимания, но нет напряжения и человек не устает.

Вопросы:

1. Что такое внимание? Каковы его функции?

2. Перечислите свойства внимания. Дайте их определение или описание.

3. Каков в норме объём внимания у взрослых? У школьников?

4. Что такое рассеянность внимания? Что такое отвлекаемость внимания? Какому свойству внимания оно противоположно?

5. От чего зависит возможность успешного выполнения двух работ одновременно?

6. Приведите примеры деятельности, где требуется высокое развитие различных свойств внимания.

7. Какие факторы могут ослаблять внимание? Почему в конце выполнения работы может увеличиваться количество ошибок? Почему студент может плохо отвечать на экзамене, когда он хорошо знает вопрос?

8. Какие различают виды внимания?

9. Что вызывает непроизвольное внимание? Приведите пример использования непроизвольного внимания в рекламе. Приведите пример привлечения непроизвольного внимания учителем на уроке.

10. Опишите особенности произвольного внимания. Как можно вызвать произвольное внимание?

11. Опишите особенности послепроизвольного внимания. Приведите пример действия послепроизвольного внимания.

12. Какой вид внимания является самым эффективным для учебной деятельности и почему?

 

Тест

1. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Это направленность:

а) избирательная;

б) рассеянная;

в) распределенная;

г) неосознаваемая.

 

2. Что из перечисленного не является свойством внимания:

а) переключение

б) категориальность

в) интенсивность

г) устойчивость

 

3 .Чему равен объем внимания у взрослого человека:

а) 9-10 объектам

б) 4-6 объектам

в) 3-5 объектам

г) 7-9 объектам

 

4. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:

а) эмоциональная значимость объекта

б) постановка цели деятельности

в) новизна раздражителя

г) сила раздражителя

 

5. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно:

а) распределение внимания

б) устойчивость внимания

в) объем внимания

г) отвлекаемость

 

Задачи:

1.Какое свойство внимания должно быть хорошо развито у преподавателя, когда он объясняет урок, одновременно следит за группой студентов, и нередко еще что-то пишет на доске?

а) концентрация внимания

б ) распределение внимания

в) объем внимания

г) предметность

 

2. Студент садится за письменный стол, чтобы прочитать учебник, но думает совершенно о другом, не может сосредоточиться. Потом чтение увлекает его, он отвлекается всем меньше и меньше на свои мысли, он полностью поглощен чтением. Какой вид внимания доминирует в этой ситуации?

а) произвольное

б) непроизвольное

в) послепроизвольное

 

 

 

 

Date: 2015-09-02; view: 3982; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию