Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика и общность





 

Феномен общества стал возможным благодаря общности. Общность... Человек зачастую не подозревает насколько она важна. Лишь в одиночестве приходит понимание, что всё достигнутое и приобретённое, оказывается ненужным. Делалось всё это как бы для себя, но на самом деле служило для привлечения внимания и уважения других. Ощутив счастье общности, человек долго живёт этим впечатлением, а когда общность теряется, питает надежду обрести её вновь. Часто, утратив понимание себя другими, т.е. фактически потеряв общность и свою нужность, человек боится признаться себе в этом, ведь это означает признать бессмысленность своего существования. В этом состоянии он пытается обмануть себя, поддерживая в себе иллюзию общности, стремясь получить различные привилегии, регалия, чины, звания, сделать всевозможные приобретения, и не замечает, что чем больше их у него, тем более он одинок. Ему приходится усиленно имитировать иллюзию общности, окружая себя подобными же себе, стремящимися, по выражению замечательного русского педагога К.Д.Ушинского, к верхам, потолкам, орденам, чинам. Но лиши его этих "достижений" и человек узнает, что без них он своему окружению не нужен - его приобретения подменяли ему общность. Оказавшихся рядом тянуло к его возможностям, а не к нему самому, и они были такими же несчастными, как и он сам, хотя и не осознавали своего несчастья. У людей, с которыми психологически тепло и комфортно, как правило, нет ни званий, ни регалий, ни приобретений. С человеком просто хорошо, потому что он - Человек, которым сделали его моральные принципы.

Низкий уровень морали разлагает общность. Людям нужно уважение, а не слава, но, не находя его у окружающих, они начинают стремиться к славе. Людям не нужны ни власть, ни деньги, а необходима лишь возможность удовлетворения своих желаний. Не осуществив её в обществе, они начинают "работать локтями", чтобы достичь власти и денег только для удовлетворения своих потребностей.

Древние понимали значение общности. Так, у славян общность проявлялась в культе древнеславянской богине Тани, исчезнувшем на заре первого тысячелетия нашей эры. Суть его заключалась в том, что человеку желали того, чего он хотел бы пожелать себе сам. Это относилось к его качествам, изъявлениям, целям, желаниям. Считалось, что благодаря таким пожеланиям человек неизбежно достигнет успеха. Остатки этих верований сохранились у славянских и сосуществующих с ними народностей в традиции тостов за праздничным столом, пожеланий друг другу приятного и важного.

Не только труд создал человека, как считал Энгельс, не меньшую роль в этом сыграла общность. Эволюция и рост общности привели к превращению стада - в племя, племени - в общину, общины - в государство. Дальнейшее развитие общности превратит государство в живой организм. Благодаря общности возникли труд, речь, язык, современное мышление и общинные моральные качества, ставшие ныне врождёнными. Общность ускорила эволюцию человека вследствие появившейся возможности обмениваться опытом. Общность усложняет отношения, и чем они сложней, тем более развиты люди. Углубление общности приведёт ко многим ещё не проявленным качествам в творчестве, сенситивности, мастерстве. Мы уже говорили, как важны у в а ж е н и е и с о т р у д н и ч е с т в о, ибо только тогда открывается истинная цель общения - взаимное раскрытие. Общность даёт возможность формировать живые коллективы, способные совместно жить, трудиться и развиваться.

Живая Этика, обращаясь к глубинам духовного мира человека, где идёт формирование нашего "Я", через т е р п и м о с т ь и п р и я т и е расширяет диапазон восприятия мира. А через остальные моральные принципы обучает человека оперировать алгоритмами мышления, конструируя из них различные формы мышления, возникающие адекватно ситуации. Человек за свою жизнь овладевает одним видом мышления, в лучшем случае, двумя-тремя. Но их многообразие бесконечно. И мало кто знает, что операции над алгоритмами мышления совершают этические принципы, которые способны сделать наше "Я" бесконечно разнообразным. Они могут повысить наш духовный уровень и устранить разорванность познания. Тогда для нас не останется противоречий между наукой и религией, психофизикой и искусством. "Если наука преподносит достоверные знания,- читаем в "Общине",- то учение (Живой Этики) и есть наука." Результатом этого синтеза явится целостность нашего "Я", целостность восприятия и полнота жизни.

Благосостояние народа, оптимальное устройство общества и будущее страны определяются существующим уровнем общности, развитию которого должна способствовать система воспитания и образования. Не будет общности - не будет ничего.

Человек, обретая общность, становится сотрудником Общины, независимо от того, где он живёт и кем работает.

В современном обществе достаточно препятствий к достижению общности. Главное из них - разделение по специальностям, следствием чего является дифференциация людей на сословия и имущественное неравенство. Мы так к этому привыкли, что не можем увидеть всех ужасных последствий специализации: несбывшиеся надежды, неосуществлённые мечты, неудовлетворённые желания, уязвлённое самолюбие, бесцельность существования, растраченные понапрасну силы, сделки с совестью, неблаговидные поступки - всё это последствия дифференциации труда, которая изменила мораль не в лучшую сторону.

Дифференциация труда сделала человека зависимым от общества и полностью управляемым другими. В этом состоянии человек легко усваивает мысль о своей неполноценности и превосходстве над ним представителей других профессий. К сожалению, современное искусство и пропаганда делают всё, чтобы поддерживать эту иллюзию. Как же человек может управлять собой и быть самостоятельным творцом, если им управляют другие?

Доказано, что вымирание биологических видов происходит из-за чрезмерной специализации целого организма или крайней дифференциации какого-либо органа. Так, некоторые виды рыб, приспособившиеся к воде определённого химического состава, погибают при его изменении. Крайняя дифференциация органов приводит к потере регенерации и к невозможности адаптироваться к новым условиям среды. Поэтому прогрессом можно признать только универсальную форму дифференциации, т.е. когда ткани, клетки и вообще элементы биосистемы взаимопревращаемы. Эта способность сохраняется у организмов с малой степенью дифференциации.

Как только общество сворачивает на путь дифференциации, оно обрекает себя на гибель. Если бы ремесленничество не стало дробиться на ещё меньшие специальности, а происходила бы большая интеграция ремёсел, то феодализм превратился бы не в капитализм, а в универсальное общество, состоящее из развитых людей. Таким образом, возможность пойти по интеграционному пути в ХIV веке была упущена, и ни Макиавелли, ни Монтень не удержали Европу от неверного шага. Хотя первого можно

упрекать только за то, что он не додумался до этого, а Монтень знал и чувствовал, но не остановил людей категорично и убедительно. Универсальные люди всегда значительно мягче, поэтому многих конфликтов и войн на Земле могло бы не произойти, если бы цивилизация пошла по пути универсализации.

Дифференциация является причиной гибели многих народов и государств. Империя Македонского, владения Ватикана и т.д. исчезли после того, как общество дифференцировалось на сословия. Если сравнивать законы Солона в Афинах (при которых, собственно, и произошёл наибольший расцвет Афинского государства) и законы Ликурга в Спарте, то увидим, что в Спарте дифференциация людей на сословия ограничивалась и запрещалась, а законы Солона эту дифференциацию, напротив, поощряли. В результате Афины существовали недолго, но оставили миру прекрасные памятники архитектуры и искусства. Спарта же существовала очень долго, но, кроме героической истории, от неё ничего не осталось.

Как сочетать оба эти пути таким образом, чтобы были и расцвет культуры, и бесконечно долгое существование?

Равенство противоположно дифференциации. Многие выдающиеся лидеры понимали, что только благодаря равенству можно создать устойчивое сильное государство. Но равенство ни имущества и прав, а равенство возможностей. Так, в государстве инков, где все получали со складов бесплатно и поровну, люди не могли иметь даже дополнительной одежды. Та же картина наблюдалась в средние века в Южно-американском государстве, созданном христианскими монахами-иезуитами: где даже подъём и отбой, употребление пищи и справление иных надобностей по всей стране происходили в одно время. Такие же стремления были у братьев Гая и Тиберия Гракхов в Древнем Риме в их "республике равных", просуществовавшей несколько дней. Несмотря на свою военную силу, такие государства, тем не менее, отставали в своём интеллектуальном и духовном развитии от тех, где процесс дифференциации ничем не сдерживался. В итоге это отставание сказывалось на военной силе, и они становились добычей более развитых соседей, а если нет, то равенство всё равно нарушалось. Абсолютного равенства достичь нельзя, уже хотя бы потому что даже при равном распределении оно уже нарушается, так как все люди работают неодинаково. Говорить можно лишь о равенстве возможностей.

С одной стороны, нужна дифференциация людей, но, с другой стороны, необходимо сохранить равенство возможностей. Чтобы соблюсти эти оба условия, людей нужно воспитывать универсальными творцами и созидателями. Тогда они будут оставаться равными друг другу в своей универсальности. Хотя, работая, они будут использовать лишь одну какую-то свою специальность, но уметь-то они будут всё. Действительно, между узкоспециализированными людьми невозможно достичь равенства и очень трудно обрести понимание и общность.

В обществе необходимо создать условия, ведущие к общности людей. В Древнем Риме для этой цели служили бани, которые состояли из библиотеки, спортивного зала, бассейна и столовой. У римлян это было излюбленным местом отдыха. Здесь можно было узнать последние городские новости, старики могли общаться с молодёжью, герои-воины - со своими почитателями. При социализме начали создаваться дворцы культуры, которые должны были способствовать общности, однако со своим назначением они не справились. Нам не нужна роскошь римских бань и патрициев, но окультуренные - они, действительно, могут стать центром отдыха и общения для всех возрастов и слоёв населения, а не местом тусовки постсоветских тузов и новоявленных "авторитетов".

Принявши общинную форму жизни, люди будут помогать друг другу, вместе творить и созидать, сообща отдыхать и проводить интересно досуг. Тогда у живущих и работающих вместе, исчезнет чисто механическая преграда для общности, возникшая почти 2000 лет назад с момента появления городов с архитектурой разобщённости.

 

Достигнув равенства людей в и х универсальности, мы устраним главную преграду, мешающую общности.

 

Date: 2015-09-02; view: 179; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию