Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИНВЕКТИВЫ. В современном общении фига относится к числу инвектив (оскорблений), которые могут быть выражены как жестами или позами
В современном общении фига относится к числу инвектив (оскорблений), которые могут быть выражены как жестами или позами, так и в словесной форме. Их смысл заключается в том, чтобы принизить социальный статус адресата или спровоцировать его на определенные дейс твия. Инвективная стратегия поведения строится как отрица ние этикетной и воспринимается именно на ее фоне. Эмоци ональность инвективы и соответственно тяжесть оскорбле ния непосредственно зависят от силы нарушаемого зап рета. Чем выше оценивается в данной культуре тот или иной объект, свойство или качество, тем больший эффект достигается при их оскорблении. Столь почитаемая католиками Мадонна одновременно является у них объектом самых тяжелых ругательств. Японцы высоко оценивают чистоплотность, и поэтому обвинение в нечистоплотности имеет бранный характер. «Ты — неумеха» — примерно так звучит одно из самых сильных оскорблений у чукчей и эскимосов, так как в тяжелых условиях Крайнего Севера неумехи просто погибали. 40 История инвективных форм поведения свидетельствует о том, что замена традиционных форм регуляции поведе ния современными оказалась не во всем равнозначной. Особенно показательна в этом отношении судьба матерной брани. Судя по древнерусским источникам, матерщина широко применялась в обрядах, которые церковь квалифициро вала как бесовские (т.е. языческие). 41 Особенно часто срамословие упоминается при описании (и осуждении) святочных и купальских игрищ. Эти периоды в народном сознании устойчиво связывались с активизацией нечистой силы. Общение с нечистью предполагало применение особых языковых средств, понятных обеим сторонам. К числу таких средств относился, например, свист: черту приписывалось умение свистеть, и его можно было выз вать свистом (ср. сохраняющийся до сих пор запрет на «бесцельный» свист).
Указанное свойство брани широко применялось при лечении некоторых болезней (предполагалось, что в забо левшего вселилась нечистая сила), в обрядах изгнания «коровьей смерти», иными словами — во всех тех случаях, когда представители чужого мира оказывались среди людей. С переносом матерщины в сферу межличностного общения адресат ругани уподобляется нечистой силе. Вместе с тем показательно, что во многих случаях матер щина «безадресна» или адресована кому-то третьему, неявленному. Такая безадресность объясняется тем, что истинный адресат брани (нечисть) оказался забытым, но инерция обращения к незримо присутствующему собесед нику сохранилась. Не так прост, как может показаться, и вопрос об объекте матерной ругани. Недавно было высказано соображение о том, что «мать» здесь не термин родства, а указание на нечто наиболее существенное, на ту болевую точку, задеть которую и стремится оскорбляющий. 44 Слово «мать» используется для усиления формулы матер ной ругани (от «иди к черту» до «иди к чертовой матери» и далее «к бабушке»), но не является ее объектом. Утрата матерной бранью своего первоначального контекста (языческого обряда) и направленности на персонажей демонологического характера привела к резкому расширению сферы ее использования. Впрочем, экспансия мата в повседневность может объясняться и тем, что человек традиционной культуры постоянно «ощущал» присутствие нечистой силы и все неудачи склонен был приписывать ее козням. Так или иначе, матерная ругань становится «универсальным» способом выражения эмоций. Ее безадресность (во всяком случае для постороннего наблюдателя) явилась причиной того, что она редко воспринималась как оскорбление присутст вующих. В ряде локальных традиций осуждалась лишь матерщина в устах женщин. В мужском обиходе она нередко считалась естественным элементом общения, указывающим на дружеские отношения собеседников. В этой ситуации решительную борьбу с матерной руганью вела церковь, представители которой в своих поучениях отождествляли «слова поганые» с язычеством, бесовством, антихристианским поведением. Матерщинник не признавался христианином. Он считался язычником, иноверцем и мог быть подвергнут самым тяжелым нака заниям, вплоть до отлучения от церкви. Интересно, что традиция толковать мат буквально (как оскорбление матери и прежде всего Богоматери) берет начало именно в церковных поучениях. 45 Поскольку христианская этика теснейшим образом связана с поведением, неизбежно получается так, что отрицание христианства ведет к отрицанию поведения, осознаваемого как христианское. Показательно, что в послереволюционные годы, когда «поруганье заветных святынь» из развлечения интеллектуалов превратилось в своеобразный признак лояльности, широкое распрост ранение получили формы поведения, которые ранее осмыслялись как антихристианские и в значительной мере имели языческое происхождение. По замечанию Артема Веселого, во время гражданской войны матерная брань считалась признаком революционного поведения 46 (ср. тему матерной ругани в литературе 1920-х годов — рассказы П. Романова, М. Булгакова и др.). Удельный вес инвектив в современном обществе реаль но не уменьшается, а скорее возрастает, и связано это прежде всего с деритуализацией культуры: традиционные механизмы регуляции поведения сходят на нет, и инвек- тивные формы, утрачивая ритуализованный характер, переходят в быт.
1 Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980. С. 129. 2 Троицкая А. Л. Некоторые старинные обычаи, обряды и поверья 3 Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера // Русский вест 4 Тавернье Ж. Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию, Индию... 5 Дарвин Ч. Сочинения. М., 1953. Т. 5. С. 786. 6 Там же. ' Свенц1цький И. Похорони! голосшя // Етн. зб. Льв1в, 1917. Т. XXXI—XXXII. С. 27. 8 Балаян А. Р., Шабанов А. Ш. Некоторые особенности коммуни 9 Инал-Ипа Ш. Д. Традиции и современность. Сухуми, 1973. С. 50. 10 Другие сведения см.: Седакова О. А. Обрядовая терминология " Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Известия О-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при имп. Московском университете. Т. 30. Труды этнографического отдела. М., 1877. Кн. 5. Вып. 1. С. 136. 12 Волкова П. Г., Джавахишвили Г. Н. Бытовая культура Грузии 13 Семейная обрядность... С. 141. 14 Смирнов В. Народные похороны и причитания в Костромском 10 Семейная обрядность... С. 141. ч Там же. С. 113. " Троицкая А. Л. Некоторые старинные обычаи,.. С. 236. 18 Волкова Н. Г., Джавахишвили Г. Н. Бытовая культура Грузии... 19 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. 20 Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. 21 Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии 1837, 1838, 1839 гг. // 22 Семейная обрядность... С. 141. 23 Ефименко П. С. Материалы по этнографии... С. 136. 24 Троицкая А. Л. Некоторые старинные обычаи... С. 248. 25 Волкова Н. Г., Джавахишвили Г. Н. Бытовая культура Гру 26 Семейная обрядность... С. 141. 27 Богатырев П. Г. Вопросы теории... С. 273. 28 Семейная обрядность... С. 164. 29 Там же. С. 198. 30 Инал-Ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984. 31 Волкова Н. Г., Джавахишвили Г. Н. Бытовая культура Гру 32 Кагаров Е. Г. Магия в хозяйственно-производственном быту кре 33 Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988. С. 100. 34 Elworthy F. Т. Evil eye // Encyclopedia of religion and ethics. 35 Калашниковы Г. А. и А. М. Слобода Никольское // Харьковский 36 Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. Спб., 1903. С. 219— 37 Любимов И. Из пережитков прошлого у карел // Этнограф- исследователо. 1927. № 1. С. 15. 38 Гнатюк В. Знадоби з укражсько! демонольогп. Льв1в, 1912. Т. 2. 39 Хорошилова Т. Берегись Рязанова // Комсомольская правда. 40 Жельвис В. И, Инвектива: опыт тематической и функциональной 41 Материал собран в работе: Успенский Б. А. Мифологический 42 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. Ч. 2. С. 82; Успенский Б. А. Мифологический аспект... С. 42. 43 См., напр.: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в рус 44 Айрапетян В. К семантике некоторых словесных формул // Этно 45 Успенский Б. А. Мифологический аспект... С. 36. 46 Веселый А. Россия, кровью умытая //' Избранные произведения. Л., 1983. С. 347. Date: 2015-09-02; view: 332; Нарушение авторских прав |