Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пиа, Хейди и друзья
Социальный работник из дома краткосрочного проживания для подростков (Дом) пригласила двух сестер, Пиа и Хейди, на наш семинар вместе с их матерью. Мать испытывала непреодолимые проблемы с этими двумя дочерьми, особенно с двенадцатилетней Пиа. Пиа прогуливала школу, употребляла алкоголь со своими друзьями, не возвращалась домой вовремя и часто отсутствовала всю ночь, не известив мать о том, где находится. С семнадцатилетней Хейди было не легче. Она постоянно скандалила с матерью и особенно с ее гражданским мужем. В семье была еще одна дочь, тринадцати лет, но ее поведение не вызывало никаких нареканий. За три месяца до нашей встречи работник по делам детства и мать пришли к соглашению о том, что ситуация с Пиа и Хейди ухудшилась до такой степени, что девочки больше не могут жить дома. После этого сестры на какое-то время были помещены в Дом. Поскольку девочки пробыли в Доме максимальный срок - три месяца - персонал Дома посчитал, что сестрам давно пора возвращаться к матери. Несмотря на то, что обеим девочкам пребывание в Доме понравилось, Пиа продолжала вести себя так же, как в своей семье. Она не соблюдала часов возвращения, и были ночи, когда она не приходила ночевать совсем. Мы пригласили членов семьи и социального работника пофантазировать на тему, что можно было бы считать хорошим результатом нашего разговора. Пиа сказала: - Мне разрешат вернуться домой. Хейди сказала: - Я смогу сама решить, куда идти. Она объяснила, что у нее несколько альтернатив, а возвращаться к матери она и не думает. Ей бы хотелось переехать жить к отцу, переехать в семью дяди, или другой дом временного проживания для подростков, где она могла бы работать. Мать сказала: - Пиа должна осознать, что она в конце концов может вернуться домой, но сперва она должна поехать в другой дом временного проживания. Пусть она сначала изменит свои привычки, а уж после возвращается домой. Пиа громко протестовала против перевода в другой дом. Социальный работник сказала: - Я согласна с матерью - Пиа должна понять, что ей придется провести еше какое-то время в другом учреждении прежде, чем она сможет вернуться домой. - Что ты скажешь, - обратился Тапани к Пиа, - если бы я стал твоим адвокатом и попытался убедить твою мать и социального работника разрешить тебе прямо отсюда поехать домой? - Это меня очень устраивает, - ответила Пиа, - потому что так или иначе, я не собираюсь ехать ни в какое заведение. Если меня заставят силой, я не буду соблюдать вообще никаких правил и останусь там навсегда! - Хорошо, тогда давай послушаем, что надо для того, чтобы ты могла поехать прямо домой без обязательного предварительного помещения в другой Дом, - сказал Тапани. Затем он обратился к матери с вопросом: - Возьмете ли вы Пиа домой на неделю испытательного срока, если персонал Дома сообщит вам, что у них не было никаких проблем с Пиа в течение, скажем, двух недель? - В том-то и проблема! Я знаю, что она не подчинялась правилам в Доме. - Хорошо, она не подчинялась до сих пор, - сказал Тапани. - Но давайте предположим - и это только мысленный эксперимент - что нам удалось придумать план, который сработает настолько хорошо, что Пиа будет полностью соблюдать правила Дома. В этом случае вы бы взяли ее домой на испытательный срок? - Да, если она вела бы себя прилично в течение двух недель, я бы, конечно, взяла ее домой на испытательный срок. Почему бы и нет? - сказала мать. - Сколько раз тебе говорить, что если мне разрешат вернуться домой, я буду соблюдать правила? - закричала Пиа. - Я не могу ей поверить, - объяснила мать. - Она столько раз давала обещания и никогда их не выполняла. - Пиа слушается вас? - спросил Тапани. - Нет, не слушается. Ей плевать на то, что я говорю, - отвечала мать. - Она больше прислушивается к своей старшей сестре? - продолжал Тапани. - Да, конечно, в этом и беда, ведь у Хейди точно те же проблемы, что и у нее, - сказала мать. - Хейди подает очень плохой пример Пиа. Они не должны быть вместе. - Тебе никогда не удастся нас разлучить, - закричала Хейди негодующе. Игнорируя конфликт, Тапани продолжал разговор с матерью: - Итак, давайте предположим, что по той или иной причине сама Хейди прикажет Пиа соблюдать правила. Она послушает сестру? - Я знаю, что Пиа подчиняется Хейди, но поскольку сама Хейди продолжает показывать дурной пример, я не думаю, что это могло бы сработать, - сказала мать. - Давайте предположим - не забывайте, что мы лишь фантазируем - что Хейди приказала своей сестре подчиняться правилам и изменила свое поведение, стремясь быть хорошим примером для младшей сестры. Как вы думаете, сумела бы Хейди добиться того, чтобы Пиа изменила свои привычки? - Да, это бы помогло, - сказала мать. В этот момент Тапани повернулся и сказал с лукавой искрой в глазах: - Какую ты просишь цену за то, чтобы принести в жертву свой теперешний стиль жизни и стать образцом для твоей младшей сестры? - Не нужно мне никакой платы. Я все сделаю, чтобы помочь своей сестре, - заявила Хейди. В этот момент в дискуссию вступил Бен с намерением создать дополнительные ресурсы в социальном окружении Пиа. - Пиа, могла бы ты назвать имена кого-то из твоих лучших друзей? Пиа ответила без колебаний, назвав имена трех девочек и одного мальчика. - Хейди знакома с ними? - спросил Бен. - Я всех их знаю очень хорошо, - сказала Хейди. - Как ты думаешь, они захотят помочь Пиа? - Уверена, что захотят, - сказала Хейди. - Ну хорошо, - продолжил Тапани и обратился к социальному работнику - как насчет вас? Предположим, нам удастся найти способ помочь Пиа измениться настолько, что она подчинится всем правилам. Согласитесь ли вы продлить ее пребывание в Доме еще на две недели? - Мы не можем этого сделать, - заявила социальный работник. - Пиа переводится в другое учреждение в следующую среду. Мы посетили с ней это место на прошлой неделе. Это приятное место. У них там даже есть бассейн. В следующий момент Пиа взорвалась. В тираде, приправленной впечатляющим набором слов, она недвусмысленно показала, что думает о переводе в другое учреждение. После короткого перерыва мы предложили использовать оставшееся время для размышлении о. том, как помочь Пиа сделать пребывание в другом учреждении насколько возможно коротким. Это предложение было принято всеми, включая Пиа. - Мое предложение, - сказал Бен, - состоит в том, чтобы мы пригласили Хейди и кого-то из друзей Пиа на другое собрание. На нем мы можем обсудить, как Хейди вместе с друзьями Пиа могут помочь Пиа вести себя настолько хорошо, чтобы ей было разрешено вернуться домой как можно скорее. - Хейди, как ты думаешь, захотят ли друзья Пиа прийти на такое собрание? - Думаю, захотят, - сказала Хейди.: - Пиа, а ты присоединишься к нам? - спросил Бен. - Конечно, - сказала Пиа. Тапани заметил, что мать как бы оставлена в стороне: - Давайте не забывать о маме. Вы придете ли? - Скорее нет. Я уже была на стольких собраниях… С меня хватит! - ответила мать честно. - Мне кажется, что мы должны дать вам отпуск. Не думаете ли вы, что заслужили его? - сказал Бен. - Безусловно заслужила, - ответила мать. Мы закончили сессию, договорившись собраться через две недели. Через две недели мы продели сессию с Хейди и двумя из друзьями Пиа. К этому времени Пиа переехала в другое учреждение и, по словам Хейди, была намерена навести в своей жизни порядок. Хейди объяснила, что Пиа не пришла на собрание потому, что не хотела пропускать школу. Пиа улучшила отношения с матерью и даже с отчимом. Мы решили отреагировать на все эти хорошие новости, и послать Пиа ободряющее письмо: «Мы сидим здесь и разговариваем с твоей замечательной сестрой и очень симпатичными подружками. Мы узнали, что ты занялась собой и счастливы за тебя. Это прекрасно, что ты теперь ходишь в школу и помирилась с матерью и ее мужем. Тебе повезло, что у тебя есть мать, сестра и друзья, которые готовы поддержать тебя в трудную минуту. Мы желаем тебе всяческой удачи и в будущем». Когда люди приходят на консультацию по поводу нескольких проблем, важно, рассматриваются ли эти проблемы как связанные между собой, и если это так, то как они связаны. В зависимости от этого у людей вырабатывается определенный взгляд на свою ситуацию и формируются пути ее разрешения. Сам факт увязывания одной проблемы с другой или видение причинной связи между ними часто подавляет способность человека поддерживать собственный оптимизм и креативность. При наличии многих трудностей видение каждой проблемы как независимого элемента, живущего своей жизнью, позволяет людям верить, что прогресс в работе над одной проблемой может быть полезен в разрешении другой. Глава 4 Осторожная формулировка
Date: 2015-09-02; view: 265; Нарушение авторских прав |